Духовный потенциал России

Канал «Аксиома» Общество 441

 

Аннотация. В научной статье раскрыты истинные корни духовности России. Отмечено, что Россия – страна с богатейшей, складывающейся веками, историей развития приоритета духовного богатства. Самоидентификация российского народа базируется на великих духовных и нравственных традициях, сформировавшихся в грозных, героических боевых и трудовых буднях, и способных объединить общество на создание сильного, мощного государства, с эффективной системой безопасности. Основное внимание уделено рассмотрению духовных ценностей человека в различные периоды истории России.

Ключевые слова: дух, духовность, духовные ценности, патриотизм, гражданственность, мировоззрение (ядро духовной жизни), менталитет, традиции.

Проблема духовности, духовных ценностей, духовной безопасности является одной из главнейших для человека, семьи, общественных институтов, государств, человечества и мира в целом. Духовность – основа самореализации личности. Духовные установки явно или скрытно направляют любую деятельность каждого человека и всех социальных структур.

Исследование духовности, духовных ценностей актуальная проблема для современного российского общества. Духовная сфера населения России подвержена влиянию противоречивых и негативных внешних и внутренних процессов, способствующих духовному разложению населения.

На этапе смены духовных ценностей и ориентиров в последние годы произошло резкое снижение уровня социально-политической составляющей жизнедеятельности населения[1]. Деидеологизация общества, размытость идеалов, переориентация ценностей и мировоззренческих позиций, стремительная моральная деградация общества, отсутствие общей и ясной цели, всеобщая деинтеллектуализация России привели к нравственной дезориентации молодых людей, к девальвации (обесцениванию) ценностей, которые всегда, независимо от политической конъюнктуры, являлись цементирующими в обществе – чувства патриотизма, воинской доблести, долга, чести, служение Отечеству, высокой духовности, уважительного отношения к геральдике и т.п.

Духовный, моральный, нравственный, идейный и мировоззренческий кризис, переживаемый в современных условиях государством, – это реальная опасность будущему России, её государственности, положению в мире и роли в мировой цивилизации. Самое важное и основное в этом кризисе то, что это – кризис неверия, кризис культуры, кризис государства, кризис закона человеческого, когда оба начала – индивидуально-личностное и гуманно-коллективное – ужасают. Вот почему оскудела и демократическая идея[2]. Этим опасен кризис духа общества.

Проблема духовности является предметом анализа широкого круга современных российских ученых: А.А. Прохожева, Ю.В. Синчука, В.М. Чугунов и другие[3].

Без общинных социально-нравственных идеалов, основанных на чувствах справедливости, солидарности, воспеваемых именно в классической русской культуре, наш народ выжить просто не сможет в силу своей ментальности, социокультурного генотипа, сложившихся веками[4].

XXI век для России – это эпоха новых тенденций и явлений существенных, радикальных изменений глобальных политических, экономических, социокультурных процессов. Современный мир характеризуется как сложностями, противоречиями внешнеполитической обстановки, так и внутренними процессами, происходящими в российском обществе и в России в целом.

Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая состоит из индивидуумов и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Основные сферы общества: экономическая, политическая, социальная духовная.

Понятие «дух» имеет два значения: Дух – совокупность, средоточие всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, сконцентрированных в единой интеллектуальности, как средство социальной ориентации в окружающем мире и активно действующая сила человека. Дух – внутреннее состояние, духовные силы коллектива, социальной группы, класса, нации, народа[5].

Характеристика понятия «дух» дает возможность рассмотреть определение духовности. Духовность с материалистической точки зрения обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать для других[6]. Словарь русского языка определяет духовность как духовную, интеллектуальную природу, сущность человека, противополагаемую его физической, телесной сущности[7].

Понятия духовности – разные в разных теориях, учениях, подходах – имеют одну общую черту – устремленность индивидуального развития к некой идеальной духовной сущности, являющейся категорией вечного, святого, недостижимого. Данная категория детерминирована менталитетом образом мысли, чувств, морали общества (народа), наличием особых специальных механизмов, обеспечивающих преемственность поколений, основанную на традициях (для европейской цивилизации – это меркантильность, динамизм, свободомыслие, социальный поиск, критичность, индивидуализм; для российского общества – нравственность, консерватизм, самобытность, религиозность, правдоискательство, соборность, общинность, нестяжательство).

Важнейшие элементы духовности – патриотизм, гражданственность, мировоззрение (ядро духовной жизни), менталитет. Духовный мир человека – внутренняя жизнь человека, включающая знания, веру, чувства, стремления людей. Усвоение определенных ценностей: истины, добра, красоты – создает ценностные ориентации – стремление человека строить свою жизнь в соответствии с ними.

Ценностные формы сознания образуют духовное основание морали, нравственности, искусства, религии, политики.

Духовные ценности – это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но, и как правило, возрастает. Моральные и эстетические ценности высшие ценности, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей. Для моральных ценностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысла жизни.

Для полноценного исследования духовных ценностей человека необходимо изучить данный объект в разные эпохи и передачу духовных ценностей из поколения в поколения.

Состояние массового сознания современного российского общества отличается крайней противоречивостью, непоследовательностью, идейно-политической пестротой. Искажены представления о реалиях исторической и современной действительности. Имея богатейшую историю, как в прошлом, так и в настоящее время, мы не редко наблюдаем пренебрежительное отношение к данному богатству.

Все это, по мнению А.К. Байова, «может привести и именно у нас, склонных к подражанию, неверящих в себя, все еще приклоняющимися перед иноземцами и иноземной наукой, к весьма печальному положению топтания в военном искусстве в одном месте и потому – отсталости в этом отношении от других»[8]. Заимствование чужих мыслей и методов организации, обучения и воспитания не оправдывало надежд, а чаще разочаровывало, создавало провалы, которые требовали для их устранения работы методом тяжелого и дорогостоящего порыва.

Россия – страна с богатейшей, складывающейся веками, историей развития приоритета духовного богатства. Не одна страна в мире не может сравниться с её великой святой культурой, которая, к сожалению, тает на наших глазах под натиском западного материализма и прагматизма[9]. Исторический опыт России свидетельствует о самобытности русского народа. Глубинные истоки героического всегда связанны с Родиной, борьбой за её процветание и безопасность. Самоидентификация российского народа базируется на великих духовных и нравственных традициях, способных объединить общество на создание сильного, мощного государства, с эффективной системой безопасности[10].

Начиная ещё с праистории Руси вопросы духовно-нравственных устоев, патриотизма личности и культуры безопасности жизнедеятельности общности, государства были первостепенными. Они привлекали большое внимание мыслителей – философов, ученых, политических деятелей, военачальников, писателей фактически на протяжении всей истории России.

Две трети своего существования Русь, а позже Россия вынуждены были провести в войнах, отстаивая свое собственное право на свободу и независимость. Многочисленные орды кочевников с востока, польско-литовские захватчики с запада, немецкие рыцарские ордена и шведы с северо-запада, турки и крымские татары с юга на протяжении столетий опустошали русские земли. Все это оказало влияние на формирование национального характера, на отношение к военной службе. Защитники Отечества всегда пользовались неизменной любовью народа, а профессия воина считалась трудной, опасной и благородной. Такое отношение к ратному труду в народной среде воспитывало у русских воинов качества, которое всегда отмечали как враги, так и союзники: стойкость в обороне, решительность в наступлении, храбрость, инициатива, презрение к смерти, взаимовыручка. В истории российского воинства нравственному, духовному воспитанию всегда отводилась главенствующая роль. Это позволяло воспитывать у воинов высокий моральный дух, патриотизм, мужество, героизм, инициативу и стойкость в бою. Сила и отвага россиян на полях сражений множились осознанием славы побед наших предков над византийцами, печенегами, половцами, на Чудском озере, на Куликовом поле, при изгнании чужеземных захватчиков с русской земли в 1612 и 1812 годах, в других сражениях и войнах.

С благодарностью и уважением россияне помнят и чтут храбрость и стойкость наших предков, прославившихся своими замечательными победами над врагами: киевского князя Святослава, князей А. Невского, Д. Донского, предводителей народного восстания 1612 года против польских интервентов К. Минина и Д. Пожарского, великого российского императора Петра I, полководцев П. Румянцева, А. Суворова, М. Кутузова, флотоводцев Ф. Ушакова, В. Корнилова, П. Нахимова, русских генералов М. Скобелева, А. Брусилова и многих других.

Русская земля богата не только великими полководцами, снискавшими славу, как в России, так и за ее пределами, но и многими тысячами народных героев, о подвигах которых рассказывают былины, повествуют исторические летописи, сложены песни. Примером стойкости и героизма служит подвиг Евпатия Коловрата, мужественно бившегося с небольшим отрядом против войска хана Батыя (1242 г.), монаха Александра Пересвета, вступившего в поединок с монгольским богатырем Челубеем (Кочубеем) на Куликовском поле (1380 г.), крестьянина Ивана Сусанина, заведшего польский отряд в непроходимые лесные болота, где был зарублен озверевшими от отчаяния врагами (1613 г.).

О высоком моральном духе российского народа свидетельствуют события Отечественной войны 1812 года. Ярчайшими примерами патриотизма и служения Отечеству являются подвиги генерала Н. Раевского с сыновьями, Д. Давыдова, В. Кожиной.

Чудеса героизма проявляли тысячи русских солдат и матросов в Крымской войне 1853–1856 гг. Среди них матрос Петр Кошка, сестра милосердия Дарья Севастопольская.

Легендарная эпопея Цусимского сражения, обороны Порт-Артура, боя и гибели крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» навсегда останутся примером мужества героев русско-японской войны (1904–1905 гг.).

Имена героев первой мировой войны – одно из «белых пятен» нашей истории. Тем не менее, российский народ чтит память о героях войны — штабс-капитане П. Нестерове, применивший воздушный таран, авторе «мертвой петли», унтер-офицерах Н. Захарове, А.Н. Волкове и П.Е. Леонове, которые за героизм в боях имели по пять Георгиевских крестов. «Полный Георгиевский бант» имели С.М. Буденный и народный герой В.И. Чапаев.

В наибольшей мере духовные качества проявились в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества. Невиданная стойкость и мужество советских воинов их массовый героизм в борьбе с ненавистным врагом, их самоотверженность и жертвенность во имя победы позволили поднять представление о патриотизме на невиданную высоту. Преемственность боевым традициям, высокий патриотизм, любовь к своему Отечеству воодушевили советский народ на ратный труд и подвиги в годы Великой Отечественной войны.

Героизм и патриотизм советского народа, ярко проявившиеся в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.), взаимосвязаны. Героизм, мужество и отвага в тот период были массовыми. Множество примеров свидетельствуют о проявлении высоких морально-боевых качеств, стойкости духа наших воинов в годы войны. Так, подвиг А. Матросова повторили более 300 воинов, около 600 наших летчиков таранили в небе самолеты врага. За самоотверженность, мужество, героизм и стойкость, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками и японскими милитаристами в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., свыше 11635 человек удостоены высокого звания Героя Советского Союза, из них дважды – 115, а прославленные летчики А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб – трижды. Кавалерами ордена Славы трех степеней стали более 2600 человек, правительственными наградами было отмечено около 13 миллионов военнослужащих, в том числе 5300 тысяч человек награждены орденами и 7580 тысяч медалями. Почетными наименованиями Гвардейских удостоены 11 общевойсковых и все 6 танковых армий, 82 корпуса, 215 дивизий, многие отдельные части, а также ряд военно-морских кораблей и соединений[11].

В послевоенное время наши воины, воспитанные на подвигах героев былых времен, приумножили славные боевые традиции. Беззаветное служение Отечеству, мужественные поступки и героические подвиги проявили воины России на острове Даманский и у озера Жаланашколь в 1969 году, в ликвидации стихийных бедствий, различных аварий, в выполнении интернационального долга за рубежом. Так, в Афганистане (1978–1989 гг.) 86 военнослужащих стали Героями Советского Союза, 103 награждены орденом Ленина, около двух тысяч орденом Красного Знамени. Всего орденами и медалями отмечено 200153 человека. Среди них – 110 тысяч солдат и сержантов, около 20 тысяч прапорщиков, более 65 тысяч офицеров и генералов, более 25 тысяч служащих Советской Армии, в том числе 1350 женщин[12]. Среди Героев Советского Союза Б. Громов, Р. Аушев, В. Вареников.

В боевых операциях в Чеченской Республике российские воины проявили высокий героизм и самопожертвование, отстаивая территориальную целостность своего Отечества и выполняя воинский долг. Высоким званием Героя Российской Федерации удостоены: А. Артюхин, В. Фадеев, В. Дронов, А. Маргелов, Л. Щербаков[13].

История России свидетельствует о том, что преодоление трудных периодов ее развития всегда начиналось с обретения большей частью народа духовно-нравственных ценностей. Любовь к Отчизне – это бесценный дар, доставшийся по наследству от отцов и дедов, и святая обязанность потомков — хранить его, развивать и приумножать.

«Загадочный русский характер» (речь не идет об особенностях русских как нации и не имеет отношения ни к русофобии, ни к русофильству) по-прежнему остается отечественным духовным, интеллектуальным потенциалом, без учета которого невозможно решить главной задачи – построения российского варианта высокопродуктивного, процветающего общества.

[1] 30 миллионов наших граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума. Это – огромная цифра. Причем большинство бедных в стране – это трудоспособные люди…. Сегодня по важнейшим показателям здоровья Россия уступает многим странам. Так, продолжительность жизни у нас на 12 лет ниже, чем в США, на 8 лет ниже, чем в Польше, на 5 лет – ниже, чем в Китае. Прежде всего, это связано с высокой смертностью в трудоспособном возрасте. Детская смертность в полтора-два раза выше, чем в развитых странах (см.: Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2005. 27 апр. – С. 4).

[2] См.: Яновский Р.Г., Патрушев В.И. Идеология патриотизма // Безопасность Евразии. 2004. №2. – С.413.

[3] См., например: Белозёров В.К. Геополитические интересы России и перспективы их реализации / Геополитика и безопасность. 2012. №3(19). С. 53-59; Прохожев А.А. Национальная безопасность: к единому пониманию сути и терминов // Безопасность. – 1995. – № 9/29; Синчук Ю.В. Россия и основные геополитические силы в современном мире // Геополитика и безопасность № 3(19), 2012.; Синчук Ю.В. Россия и основные геополитические силы в современном мире. // Геополитика и безопасность. — № 3(19). – 2012. – 152 с., Синчук Ю.В. Геополитические вызовы и угрозы современной России/ Ю. Синчук // Безопасность Евразии. – 2011. – № 1. – 400 с., Синчук Ю.   Современные вызовы и угрозы Российской Федерации. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2011. Выпуск 25 (631). – 155 с., Синчук Ю.В. Геополитические вызовы и угрозы современной России на постсоветском пространстве // Постсоветский материк. – М., 2014. №1. –С.69-78; Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства (социально-философский анализ). – Монино. ВВА. 1998.

[4] См.: Панарин А.С. Страхи властвующих как фактор стратегической нестабильности // Наш современник. 2002. № 9. – С.21.

[5] См.: Харичкин И.К., Макаренков Е.В. Политическое управление: учебное пособие Издательство: Государственный университет управления. 2014. – 123 с.

[6] См.: Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд.   – М.: Политиздат, 1990. – С.112.

[7] См.: Словарь русского языка: в 4-х т. – М.: Русский язык, 1985–1988. –Т.1., 1985. – С.455.

[8] См. цит. по: История русской армии. Российский военный сборник. Вып. 4. – М.: ГА ВС, 1994. – С.102.

[9] См.: Акулич М.М., Дмитриева Н.М. Патриотизм в системе нравственных ценностей россиян // Безопасность Евразии. 2004. – №2. – С.398.

[10]Синчук Ю.В. Россия и основные геополитические силы в современном мире // Геополитика и безопасность № 3(19), 2012.

[11] См.: Методические материалы. Вып. 3. – М.: 1993. – С.7–8.

[12]См.:Червонопиский С.В. Награды за подвиги // Побратим. 2004. –№2 (46), февраль. –С.6.

[13] См.:Воспитание патриотизма: сущность, содержание, рекомендации. – М.: Изд. «Альпира», 1998. – С. 37–39.

 

Синчук Юрий Владимирович. 

Доктор политических наук.  Профессор Московского государственного лингвистического университета.

Профессор кафедры политологии.  Россия, Москва.  E-mail: [email protected]

Выступление на научно–экспертной сессии Центра Сулакшина: «Ждет ли Россию революция?» 8 июня 2016 года.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора