С «Федерацией» не по пути: зачем Роскосмос возрождает концепцию «Бурана»

Илья Легат Общество 80

«Орел» не взлетел

Успехи SpaceX кружат голову не только ее руководителю, но и многим другим специалистам ракетно-космической индустрии. Не так давно, например, не слишком известная российская компания «Многоразовые транспортные космические системы» (МТКС) анонсировала разработку принципиально нового транспортного космического корабля. Даже озвучили цену создания четырех аппаратов — 136 миллионов долларов.

Амбициозные планы вынашивает и космическое ведомство РФ, которое, напомним, с 2018 года возглавляет Дмитрий Рогозин. Вероятно, ни один другой руководитель Роскосмоса так часто не давал журналистам новые инфоповоды. И не менял столь часто стратегию развития индустрии.

Сложно сказать, хорошо это или плохо для космической отрасли, но факт остается фактом: Дмитрий Олегович постоянно в поисках новых решений. Вот и сейчас он не изменил своему принципу, заявив де-факто, что нерожденная «Федерация», известная также как «Орел», не отвечает поставленным задачам.

«Нам, если и делать замену «Союзу МС» для обслуживания орбитальных станций, потому что эксплуатация «Орла» будет дороговата для этих целей, нужно делать многоразовый корабль совершенно иной конфигурации — что-то по типу «Бурана» с возможностью посадки на взлетно-посадочные полосы. Я такую задачу поставил нашим инженерам. Корпорация «Энергия» и другие коллективы сейчас будут предлагать такого рода варианты космической техники»,

— приводит слова чиновника РИА «Новости».

Напомним, «Федерация» должна (должна была?) стать совершенно новым многоразовым пилотируемым космическим кораблем, который в перспективе сменил бы «Союз-МС», представляющий собой модернизированную версию «Союза», совершившего первый полет в далеком 1967 году. Про устаревание «Союза» говорят давно, как и о проблемах с разработкой «Федерации». Последняя видится прямым аналогом американских кораблей Crew Dragon и CST-100. Crew Dragon, как известно, в воскресенье 2 августа успешно вернулся на Землю. Собственно, именно в этом и кроется одна из проблем. Если американский корабль уже существует и уже выполняет полеты к МКС, то российский пока что есть лишь в качестве макета. А когда и если он появится, МКС уже могут вывести из эксплуатации.

В качестве альтернативной задачи для «Федерации» ранее называли полеты к Луне, однако, похоже, Россия не вписалась в американскую программу «Артемида». Как и в проект новой лунной станции Gateway, который сейчас стал частью «Артемиды». «Нас пока держат в проекте, но с большим удовольствием избавились бы», — заявил в 2018 источник в ракетно-космической индустрии, комментируя ситуацию вокруг лунной станции.

Что касается самостоятельного полета к спутнику с высадкой на его поверхности космонавтов, то такую программу Россия не «потянет» хотя бы из финансовых соображений.

Русский Starship

Вероятно, говоря про «Буран», Рогозин руководствовался не столько опытом самого «Бурана», сколько проектом, известным как Starship. Это, напомним, разрабатываемый SpaceX крупный пилотируемый космический корабль. Согласно концепции, он будет выступать второй ступенью нового комплекса: первой должен быть ускоритель Super Heavy, концептуально близкий к тому, что мы можем видеть на примере первой ступени Falcon 9. Как ускоритель, так и корабль будут многоразовыми. Длина комплекса, включая ускоритель, будет составлять 118 метров. Предполагается, что он сможет вывести на низкую опорную орбиту грузы массой до 100 тонн.

Сложно сказать, что именно подвигло главу Роскосмоса принять такое решение. Свою роль мог сыграть недавний удачный запуск SpaceX демонстратора технологий Starship — аппарата Starship SN5. Напомним, он стал первым из демонстраторов технологий космического корабля, который смог выполнить 150-метровый «прыжок». Дальше последуют новые, более серьезные тесты.

При этом нужно понимать, что ни о каком возрождении «Бурана» речь не идет. Во-первых, на сегодня концепция морально устарела и на примере американского «Спейс шаттла» показала, что необходимости в ней нет. Напомним, американский челнок вывели из эксплуатации еще в 2011-м по причине его дороговизны.

Нельзя сказать, что «Буран» был концептуально лучше «шаттла». Если двигатели американского челнока, использующиеся при запуске, возвращались на Землю вместе с ним, то «Буран», по сути, представлял собой «голый» планер, не считая маневровых двигателей. Остальные были на самой ракете. Преимуществом советской схемы можно назвать потенциально более широкие возможности за счет наличия мощной ракеты, которую теоретически можно было применять в отрыве от челнока. Однако она (по крайней мере, в базовой версии) не была многоразовой. Так что сейчас такой подход едва ли сделает комплекс конкурентоспособным.

Вторая причина утопичности концепции более тривиальная — отсутствие средств. Вне зависимости от того, как будет развиваться проект Starship, очевидно, что крупный космический корабль будет стоить дороже маленькой «Федерации». Ранее некоторые эксперты полагали, что даже она может оказаться слишком дорогой для страны. Имеются и проблемы технологического плана.

«У нас в свое время был проект шестиместного многоразового корабля «‎Клипер»‎, конкурс на который в 2006 году закончился безуспешно. А в 2012 году, кажется, на заседании общественного совета при главе Военно-промышленной комиссии, которым был Рогозин, космонавт Сергей Крикалев сказал, что главная причина, по которой мы отказались от «Клипера»‎ — то, что уже в 2006-07 годах эта задача превышала наши технологические возможности: мы уже не могли создать крылатый корабль, который будет возвращаться на крыльях и садиться на аэродром»,

— приводит Gazeta.ru слова эксперта в области космонавтики Вадима Лукашевича.

Если посмотреть шире, то очевидно, что предложенный Дмитрием Рогозиным корабль имеет избыточные возможности вне зависимости от того, в рамках какой программы его хотят применять. Для снабжения орбитальной станции достаточно аппарата с возможностями «Союза» или Crew Dragon. И даже для полета к Луне нет ярко выраженной необходимости иметь при себе новый «Буран»: это хорошо показал пример одноразового американского «Аполлона».

В этой связи уместен другой вопрос, который уже напрямую не касается условного рогозинского «Бурана»: зачем SpaceX создает упомянутый выше Starship? Пока что все идеи, озвученные на этот счет Илоном Маском, были похоже на научно-фантастические произведения. Как бы там ни было, у корабля от SpaceX все же есть шансы появиться на свет, а у проекта, про который говорил Рогозин, — шансов нет. Де-факто единственная цель возрождения концепции «Бурана» — отвлечь внимание от проблем космического ведомства. В частности, от трудностей с модулем «Наука», тяжелой «Ангарой» или перспективным носителем среднего класса. От них, в отличие от «Федерации», просто так отказаться уже не получится.

Автор:
Илья Легат
Сейчас на главной
Статьи по теме