Комментарий редакции сайта «Народный Журналист»:  В СССР было лучшее в мире образование. И при том совершенно бесплатное. А также в СССР было обязательное трудоустройство. И никто не смел говорить выпускнику, что его не возьмут на работу, т.к. у него нет опыта. Современное же образование пало именно потому, что следовало западному образцу в худших его традициях. При этом игнорировались  протесты патриотически настроенных преподавателей. Кроме того, не все могут платить за свою учёбу. Из-за этого много талантливой молодёжи не попадает в учебные заведения. Что касается технологий, то да, у нас применяются не все современные технологии. Но их нетрудно освоить, если есть сильная общая база знаний.  И ещё государство отстранилось от вопросов создания высококвалифицированных рабочих мест и трудоустройства населения в угоду либеральной рыночной экономике.   #ПрограммаСулакшина #ВысшиеЦенностиРоссии  #БольшойПроектРоссии

Совсем недавно руководители промышленных предприятий жаловались на то, что у них нет ни госзаказов, ни денег.

Теперь в России исчезли инженеры и высококвалифицированные рабочие. Возрождать промышленность, похоже, некому. Но государство это почему-то не волнует.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, МИЛОСТИ ПРОСИМ!

«Мы строим атомный флот страны», — гордо написано на главной странице официального сайта знаменитого Балтийского судостроительного завода. И это правда: только за последнее время здесь появились на свет несколько атомных ледоколов и первая в мире плавучая атомная электростанция.

Просто диву даешься, какими силами все это удалось сварганить: ведь совсем недавно руководители завода открыто заявляли о том, что строить такую сложную и опасную технику, в общем-то, некому.

На предприятии катастрофически не хватает инженеров. На одну вакансию приходит всего три отклика, да и те, что называется, на удачу. «Мы очень страдаем от нехватки инженеров по нормированию, по планированию, по подготовке производства», — перечисляла свободные должности начальник отдела подбора и развития персонала Татьяна Паклинская. И добавила, что самый большой дефицит завод испытывает в рабочих кадрах.

На Ульяновском авиазаводе инженеров заманивают дешевыми  квартирами. Решившим купить квартиру в ипотеку предприятие оплатит 250 тыс. рублей в качестве первого взноса. Главная цель программы — привлечь спецов, в которых остро нуждается предприятие.

«Речь об основных производственных рабочих. Мы стараемся привлечь бывших сотрудников завода, которые по каким-то причинам уволились, приглашаем на работу специалистов из других регионов и бывших союзных республик. За последнее время на заводе были трудоустроены 300 человек, в основном с Украины и Узбекистана», — рассказал директор завода по персоналу Вадим Овейчук.

Даже высшие государственные чиновники вынуждены признать: возрождение промышленности, в первую очередь оборонки, буксует только потому, что работать некому.

ЭХО ЛИХИХ ДЕВЯНОСТЫХ

Глава Роструда Всеволод Вуколов заявил, что необходимо увеличить количество выпускников в сфере производства.

«Инженеры, включая руководящий состав, — самая востребованная сейчас категория, — вторит ему генеральный директор одной из консалтинговых компаний Константин Борисов. — В девяностые никто не хотел быть инженером или строителем. И сейчас их нет на рынке труда, потому что тогда они становились юристами, экономистами, многие работают в продажах. Сейчас российское производство загружено очень неплохо. Поэтому запросов по инженерам стало больше, а само число людей не увеличилось».

Иностранные аналитики еще недавно давали прогноз настоящего апокалипсиса российской производственной сферы. По мнению экспертов, из-за кадрового голода она может не только не возродиться, но и попросту погибнуть.

«Катастрофическая нехватка инженеров, которая сегодня наблюдается почти на всех российских предприятиях — как крупных, так и скромных, — всего через несколько лет может привести к закрытию многих производств» — к такому выводу пришел вице-президент крупной рекрутинговой компании Феликс Кугель.

В ИНЖЕНЕРЫ Я Б ПОШЕЛ – КТО МЕНЯ НАУЧИТ?

А действительно ли стране нужны инженеры? Или все эти возгласы просто для галочки?

Сами профессионалы, уже получившие дефицитную специальность, часто сомневаются в искренности чиновников. Да, профессиональные кадры нужны. Но учить и создавать условия для их развития государство не хочет.

«Сразу после окончания университета я пытался устроиться на местные заводы, а их у нас немало. И в каждом месте, куда я приходил, всегда слышал один ответ: «Да кому же ты нужен без опыта работы?» — признается один из горе-соискателей. — Только вот где взять этот опыт работы, никто не говорил. Не хотели брать ни практикантом, ни на полставки, ни совсем без зарплаты. В итоге я устроился в отдел автоматизации одной крупной фирмы. Работаю там по сей день. Накопился уже более-менее приличный стаж.

После очередного «крика души» нашего правительства о нехватке инженеров решил поискать вакансии в нашем городе. Разместил резюме на известном сайте. Анкета выглядит уже куда более внушительно, чем раньше. И вот начали звонить как раз на те заводы, которые несколько лет назад выгоняли меня с порога. Все сразу такие добродушные, учтивые и вежливые. Поют почти одну и ту же песню: «Ой, у вас такая специальность, знание двух языков, опыт работы, вы нам очень нужны! Приходите скорее!»

А вдогонку он рассказывает, что многие люди, с которыми учился, так и не устроились по специальности. Еще меньше работают на государство.

Загляните на сайты вакансий. Крупному государственному предприятию требуется инженер-конструктор авиационных двигателей. Образование — МАИ, МФТИ, Бауманка. Обязанности — разработка компоновочных систем, твердотельное моделирование и много других понятных только специалисту функций. Зарплата для молодого специалиста — от 20 до 25 тыс. рублей.

Рядом другое объявление. В бизнес-центр нужна уборщица на половину рабочего дня. Обязанности — уборка офиса и санузлов. Зарплата — те же 25 тыс. рублей. Разве это не издевательство?

Сегодня слесарь на производстве — это уже не человек с напильником. На предприятиях, где используются сложнейшие высокотехнологичные станки, от людей требуется едва ли не высшее техническое образование. Но что получается на практике?

ПОЗОР СИНИХ ВОРОТНИЧКОВ

В 2013 году учащиеся российских ПТУ и колледжей впервые участвовали в международных соревнованиях среди рабочих профессий WorldSkills International (WSI). Мероприятие проходило в Германии, куда съехалась лучшая рукастая молодежь со всего мира. Наша команда выглядела, казалось бы, солидно — победители всероссийских олимпиад и профессиональных конкурсов со всей страны.

Провал был оглушительный. Российская сборная заняла 54-е место из 54 стран-участниц. Будущие пролетарии с удивлением смотрели на своих ровесников из Кореи и Японии, которые с легкостью управлялись с 3D-принтерами. Юные сварщики понятия не имели, как обращаться с новейшим оборудованием, а камнеукладчики сделали свою работу так, словно подхалтуривали на чьей-нибудь даче.

Скандал получился нешуточный. Минобрнауки заявило о решении пересмотреть программы учреждений среднего профессионального образования. Все ответственные лица немедленно свалили неудачу нашей средней профессиональной школы на «проклятое прошлое».

«Среднее профессиональное образование в ужасном состоянии, но это не связано с преподавателями. Система в значительной степени досталась нам от советского прошлого», — заявил научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

Прошло четыре года. В 2017-м 14 тыс. выпускников колледжей и техникумов впервые сдавали демонстрационный экзамен по стандарту WorldSkills. Он показывает, как выпускник владеет специальностью на международном уровне и применяет эти знания на практике.

Среди лучших средних учебных заведений оказались Новосибирский колледж питания и сервиса — готовит поваров, колледж «Царицыно» — выпускает официантов, Новосибирский колледж парикмахерского искусства, а также почти два десятка учебных заведений, откуда выходят дизайнеры интерьеров, фотографы и тому подобный обслуживающий персонал.

Колледжи, готовящие рабочих для современного производства, в список лидеров по-прежнему не вошли.

Наталья Пуртова

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Наука и образование и рыночный тоталитаризм

Почему российские спутники теряются

Угроза менеджеризации образования

Кто сегодня учитель: торговец знаниями, наёмный менеджер или просто обслуживающий детей персонал?

Катастрофа российского образования

О сложности и проекте быдловизации

Ценность образования: от добродетели к товару

Наука и образование: экспансия экономизма

О последствиях принимаемых решений в образовательной политике России