Влияние современных СМИ на формирование общественной нравственности и морально-этических норм юриста

Русранд 20.01.2018 8:15 | Политика 102

Автор Виктор Сергеевич Антонов. Данная статья должна была быть представлена в материалах межвузовской научной конференции, однако не была рекомендована к публикации без объяснения причин.

Рекомендуем читателям самим определить, что же такого крамольного и неприемлемого в данном докладе усмотрели научные чиновники.

Согласно Закону Российской Федерации от 27.12.1991 г. (в редакции от 25.11.2017 г.) «О средствах массовой информации»[1] под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; а под средством массовой информации — периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа и иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием.

Средства массовой информации выполняют достаточно много функций в обществе:

1) информируют людей о происходящих процессах и событиях;
2) формируют общественное мнение;
3) в определённой степени воспитывают;
4) помогают делать выбор;
5) развлекают.

Недаром основатель Союза Советских Социалистических Республик В.И.Ленин говорил, что «Важнейшим из искусств для нас является кино». Эта фраза, хотя и сказанная почти век назад, все равно не потеряла своей актуальности.

Говоря о влиянии современных СМИ на общество в целом и формирование морально-этических норм юриста в частности необходимо отметить очень опасные деформации в этой сфере. При детальном анализе информационного контента, подаваемого нынешними СМИ, становится очевидно, что его значительная часть нацелена на:

— пропаганду потребительства и паразитизма;
— пропаганду секса, половой распущенности и извращений;
— пропаганду вседозволенности, отклоняющегося и преступного поведения, а также потребления алкоголя;
— распространение представлений о богатстве как главном факторе жизненного успеха человека;
— перенос норм и символов криминальной субкультуры на общество в целом [2];
— пропаганду жестокости, садизма и обыденности применения насилия;
— девальвацию ценности доброты, милосердия, бескорыстия, честности и культивирование цинизма, алчности, подлости и прочих пороков.

Общественная опасность многих информационных произведений была известна и ранее. Весьма любопытно в контексте произошедшего позднее резкого ухудшения нравственного состояния общества выглядит экспертное заключение, составленное в 1986 году психологом, сексологом и искусствоведом о содержании продукции подпольного видеосалона «Социальная опасность подобных произведений в том, что они негативно воздействуют на психофизическую природу человека, насильственно как под гипнозом, прививают ему мистический, нематериальный взгляд на жизнь. Фильмы, пропагандирующие технологию секса и насилия, высвобождают из-под контроля, растормаживают низменные инстинкты и влечения человека, которые обычно сдерживаются воспитанием и средой. И это, в свою очередь, может привести к проявлению антисоциального поведения»[3].

Институтом психологии РАН было выполнено обширное многолетнее экспертное оценивание изменения нравственных характеристик населения России за период 1981–1991-2011 годов [4]. Результаты оказались обескураживающими — произошло и продолжает происходить усиление отрицательных качеств и снижение положительных. И самую большую роль в этом процессе сыграла свобода информационной политики Средств массовой информации.

Прямое следствие, вытекающее из этих процессов — повышение криминализации общества. По утверждению выдающегося советского и российского криминолога Юрия Мирановича Антоняна [5], именно духовно-нравственная деградация и порочность является первопричиной детской и молодёжной преступности. И как показывает практика, он совершенно прав — в последние десятилетия стали массовыми случаи живодёрства, немотивированной агрессии, убийств за сделанное замечание, на почве расизма, социального положения и другие чудовищные преступления.

Влияние современных СМИ на становление морально-этических норм юристов также является очень неоднозначным. Поскольку юристы проходят процесс социализации в обществе, то все происходящие в обществе явления воздействуют и на них. Изучив специфические особенности воздействия СМИ на эту профессиональную группу можно отметить, что в основном формируется облик циничного и расчётливого юриста — потребителя, для которого главное — деньги и карьера, а не торжество справедливости. Помимо этого идёт процесс дискредитации нравственных персонажей — во многих фильмах и сериалах честных и добропорядочных служителей закона показывают в невыгодном свете. Подобные сюжеты способны подтолкнуть зрителя к убеждению, что жить по правде и совести, быть честным и принципиальным — накладно и проблемно; мол, лучше быть «как все» и стремиться только к материальной выгоде.

Безусловно, есть и положительные кинопроизведения (например, сериал «Возвращение Мухтара», повествующий о работе сотрудников органов Внутренних Дел города Москвы), где главные герои являются положительными персонажами, доблестными служителями закона, успешными и достойными образцами для подражания, однако общая тенденция довольно негативная и требует срочного государственного вмешательства.


ЧТО ДЕЛАТЬ?

Теперь поговорим об устранении выявленных проблем. Эти проблемы являются весьма серьезными и для их эффективного решения требуется целый комплекс мер — необходимы как запретительные, так и активные созидательные приёмы со стороны государства. Так, следует сделать следующее:

1. На государственном уровне создавать условия для взращивания людей — созидателей, творцов, добропорядочных, честных, бескорыстных, имеющих чувство стыда, здоровых физически и духовно.

Для реализации этого начинания необходимо выдвижение Россией своей национальной идеи, однако действующая по сей день ельцинская Конституция РФ 1993 г. делает подобное невозможным, поскольку в пункте 2 статьи запрещается государственная идеология (то есть национальная идея государства). Исходя из этого, возможно поставить перед Федеральным Собранием РФ вопрос о принятии в соответствии с действующим конституционным порядком новой Конституции России, в которой закрепляются Высшие ценности страны. Проект подобного Основного закона уже разработан профессиональными экспертами Центра научной политической мысли и идеологии [6].

2. Разработать и принять Федеральный закон о введении нравственной (не путать с политической) цензуры в СМИ.

Большую помощь в этом вопросе может оказать работа «Государственная политика защиты нравственности в СМИ»[7], представленная авторами C.C.Сулакшиным, Е.С.Сазоновой и А.И. Хвыля-Олинтер в 2014 году, в которой изложена концепция данного закона.

Очень важно отметить, что эта мера отвечает интересам значительной части населения страны — согласно социологическим опросам, примерно 70% граждан России поддерживают введение нравственной цензуры в СМИ.

3. Возродить практику государственного заказа на хорошие и поучительные кинофильмы, повышающие уровень нравственности в стране.

4. Формировать с участием государства и общественных организаций привлекательный для молодёжи образ честного, принципиального, критически мыслящего и успешного юриста, для которого главное — торжество закона и справедливости, а не набивание карманов.

Средства массовой информации играют весьма существенную роль в формировании общественной нравственности и морально-этических норм юристов. Они не только отображают реалии современной жизни, но и во многом определяют действительность.

Общая тенденция деятельности нынешних СМИ является весьма опасной, поскольку направлена на пропаганду отрицательных, античеловеческих качеств, что оборачивается духовно-нравственной деградацией общества и ростом насильственной преступности; формированием «ценностей» потребительства и цинизма у юристов. Для решения этих проблем необходимо проведение на государственном уровне целого комплекса мер, включающего как запреты и ограничения, так и активную роль государства в повышении общественной нравственности.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Закон РФ от 27.12.1991 г. (в ред. от 25.11.2017 г.) «О средствах массовой информации» / URL.: http//www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/

[2] Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э и др. Россия и мир. Российский мировой проект: в 2 т. / под общ. ред. С. С. Сулакшина. М.: Наука и политика, 2016. С. 606.

[3] Кононенко В. Видео: от безумия к разуму // Человек и закон. 1986. № 5. http://www.stena.ee/blog/video-v-sssr-kak-vse-nachinalos

[4] Динамика психологического состояния российского общества: экспертная оценка А. В. Юревич, М. А. Юревич // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: Институт Психологии РАН, 2012. — 413 с.

[5] См. главу I — Ю. М. Антонян и др. Личность преступника и профилактика преступлений. М.: Проспект, 2015 г.

[6] Конституция России (проект) / под общ. ред. С. С. Сулакшина. — М.: Научный эксперт, 2013 г. — 264 с.

[7] Сулакшин С.С., Сазонова Е.С., Хвыля-Олинтер А.И. Государственная политика защиты нравственности и СМИ. Рабочая книга для законодателя. М.: Наука и политика, 2014. — 360 с.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Нравственность российского общества и факторы влияния (интернет, телевидение)

Манипуляции с российскими СМИ

Воспитание гопников

На телеканалах ведётся масштабная незаконная агитация в пользу одного из 17 кандидатов в президенты

Российская Конституция и право о социальной справедливости

Конституция РФ как конституция побежденного государства

Правовой нигилизм молодежи как социальная проблема российского государства

Резня в пермской школе: вопросы к чиновникам и депутатам разных рангов

Нарастание ценностной аномии как вызов современной России и Партия нового типа как ответ

Размышления о детабуизации нравов

Привлекательность криминального поведения

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Видеорепортаж
loading videos
Loading Videos...
Партия нового типа
Центр сулашкина