Затерянная Рязань. Заложники двух рек

Рязань 10.07.2020 0:48 | Главные новости Рязани 24

…На второй день лета разыгралась в здешних краях такая буря, что воды двух рек вышли из берегов и хлынули к домам. Люди, сколько себя помнят, с такой страшной стихией отродясь не встречались. Говорят, град с земли можно было черпать горстями, а огороды прямо с урожаем смыло в воду. Местная тихая речка как корова языком слизала полувековой мосток, и остались люди отрезанными от мира, заточенными меж двух бурных потоков.

Команда YA62.ru отправилась в село Шевырляй в поисках русалок и мистики, а нашла поляну с земляникой, старый деревянный храм и последние воспоминания местных о великом прошлом колхоза Красный Маяк.

Местные жители не знают, почему Шевырляй так называется. Но предполагают, что имя населенному пункту дали созвучно реке Шепырчей, на которой он стоит. Поговаривают, с татарского название села переводится как «глина», но точно в этом никто не уверен и вопрос этот глубоко не изучался. Впрочем, что глины здесь действительно предостаточно, видно невооруженным глазом.

— Дороги у вас здесь — замечательные! — выражаем свое восхищение местным жителями, ползком пробираясь по глиняным буеракам.

— А вы что же хотели, чтобы в деревне был асфальт? — смеются в ответ старожилы. — Нам от Союза в наследство осталось только семь килОметров битого асфальта, как с трассы съезжаешь. И на том спасибо!

Говорят, Шевырляй был основан более 200 лет назад, но точной даты основания или упоминаний в окладных книгах нет. Известно только, что сюда переселили крестьян из соседней деревни — Большого Пролома, но земля им не принадлежала. Имение находилось в руках князя Кугушева из татарского рода. И жить под его гнетом крестьянам было нелегко. Впрочем, когда населенный пункт вместе с крестьянами стал достоянием Советов, жизнь наладилась не сразу: колхоз образовался, можно сказать, на пустом месте, и даже скота было мало. Чтобы пополнить хозяйство, свиней и телят привезли из деревни Кермись. А поднимали местные жители свой колхоз с помощью бороны, плугов и сох.

— Мы все тут не местные, девчата мои дорогие! — рассказывает житель села, помахивая костылем в сторону леса. — Я вот из деревни Веселый Кавказ сюда переселился. Потому что Шевырляй всегда был центром притяжения — здесь колхоз. Сюда люди приезжали работать, жить, здесь же и оставались помирать. А вообще, я помню, что в те времена из деревень люди не знали, как сбежать: паспорта-то не выдавали!

А я в армию ушел и оттуда, как отслужил, пошел в милицию работать. Так и вырвался в город — уехал на 20 лет в Электросталь. А на старости уже потянуло на родину, домой.

Вокруг Шевырляя много деревень и сел, в которых раньше было весело и многолюдно. Одни были с историей, а иные и вовсе в советское время построены.

— Вот, например, Веселый Кавказ, — рассказывает руководитель местного Дома культуры Николай Купцов. — Появился в 30-е годы, и основали его крестьяне из Большого Агишева. Взяли и ушли на пять километров в лес. Там настроили себе бани, в которых сперва жили, а потом уже и дома.

По словам местных, Веселый Кавказ славился своими сказочными садами с плодовыми деревьями. Сумели же «переселенцы» всего за несколько десятилетий облагородить новую землю!

— Раньше ведь в каждом селе было свое хозяйство, а потом было решено объединить все в один большой колхоз Красный Маяк — и сад было велено полностью вырубить, чтобы освободить земли для посевных работ, — делятся воспоминаниями старожилы. — Деревья с корнем выкорчевывали, а люди плакали. Многие тогда из Веселого Кавказа ушли в Шевырляй.

Местные вспоминают, что в самом Шевырляе с урожаем всегда было плоховато. Особенно это бросалось в глаза, когда каждый стремился «догнать и перегнать» показатели соседа, но из-за глиняной почвы никак не получалось. Возможно, в том числе и этот казус стал причиной того, что хозяйства соседствующих деревень присоединили к Шевырляю.

— В колхозе выращивали и картошку, и свеклу, и подсолнухи, и зерновые культуры, — рассказывает местная жительница Анна Михайловна. — Но вот если в соседней деревне могли собирать и по 40 центнеров пшеницы с гектара, то для Шевырляя 25 центнеров уже было о-го-го как хорошо! А знаю я это потому, что мне приходилось все эти цифры сводить и от руки красиво писать, а потом на колхозном стенде вывешивать, чтобы все жители знали, какие у нас показатели. А плохо с урожаем было, потому что земля здесь — одна глина да подзол..

— А я вот недавно у кладбища шел, так там такая пшеница вымахала — с мою руку! — поддерживает разговор местный житель. — В колхозе у нас такой отродясь не было.

Анна Михайловна приехала сюда из Казачьей Слободы еще девчонкой. По распределению устроилась работать библиотекарем. Но назад Шевырляй ее уже не отпустил…

— Когда в шацком отделении культуры меня распределяли, спросили — поедешь в Шевырляй работать? — вспоминает библиотекарь. — А парень знакомый, киномеханик, и говорит: «Соглашайся, езжай, и ничего не бойся! Туда же электричество провели!» А шел тогда 1964 год… Отец меня сюда привез на лошади — сейчас та дорога, что была, уже заросла лесом. Квартир тут не давали, и меня подселили к местной бабушке. Но прожила я у нее недолго: через год вышла замуж за тракториста колхоза. И это была первая комсомольская свадьба в Шевырляе. А на второй день нам дали колхозную машину, и мы поехали отмечать к моим родителям. Но на обратном пути мои местные друзья встали у поста ГАИ и не выпустили машину: мол, оставайся у нас, в Казачьей Слободе. Так и пришлось пешком идти. Я ведь по любви замуж-то выходила…

Проработала Анна Михайловна в библиотеке Шевырляя 50 лет, наполняя ее такой литературой, что зачитывались студенты Тимирязевской академии и Суворовского училища. По тому, какие книги читают ее посетители, библиотекарь без труда угадывала, кем человек станет, «когда вырастет»: следователем, военным или предпринимателем. Все эти годы прогнозы Анны Михайловны безошибочно сбывались.

— В советские годы-то здесь весело было, да и народу тьма, — рассказывает руководитель местного Дома культуры. — Вот, в 70-е годы колхоз дал добро на строительство нового ДК. Строили его всем миром, помогали каждый кто чем мог. Помню, мне тогда было 11 лет, и я кирпичи таскал для стройки. Здесь и концерты были, и самодеятельность, а по выходным — танцы. Особенно местные любили, когда студенты на практику сюда приезжали — вот уж не протолкнуться было в клубе. А сейчас вот — крыша после дождя потекла…

Николай Ильич рассказывает, что клуб уникален не только своей архитектурной формой, но еще и наполнением. Оказывается, помещение до сих пор отапливается углем. И даже печи сохранились старые. Для того чтобы зимой было тепло, службу несут два истопника.

— Правда, сейчас в клуб мало кто приходит, — сетует руководитель ДК. — Зато природа подступает. Прихожу тут как-то летом, а на крыльце заяц сидит. Я говорю: ну, заходи, коли пришел, пока никого нет.

Когда-то в Шевырляе был не только один из крупнейших колхозов в Рязанской области, но и вся инфраструктура, необходимая для нормальной жизни людей: детский сад, начальная и средняя школа, почтовое отделение, магазины. Сейчас остался один частный магазин по ту сторону реки, колхоз сжался до размеров овечьей фермы, а школа закрылась порядка 10 лет назад.

— Детей стало мало, учителей не хватало, вот и закрыли. — Николай Ильич проводит нас в лесок мимо старой, заросшей детской площадки с качелями. — Школа наша восьмилетняя располагалась в здании старой деревянной церкви. Сейчас вот вроде как здание опять передали церкви, но денег на то, чтобы храм открыть, нет. Да и приход тут маленький — человек 10–15. Кому надо ради такого усердствовать? Большевики хотя бы, когда храм закрыли, — открыли школу. А нынешние все закрывают с концами.

Деревянный храм в честь Александра Невского переехал в Шевырляй из Большого Пролома аккурат после революции. Сколько на тот момент церкви было лет, никто не берется сказать. Да и почему ее решили поселить на новом месте — тоже. Знают только, что везли бревна на лошадях и ставили на высоком берегу села с огромным трудом.

— Бабка Анюта рассказывала, что, когда храм поставили, начали возводить кресты на купола, да все никак! — вспоминает местная жительница. — Тянут вверх на веревках — и никак! Словно крест во что-то упирается. Тогда бабка Анюта сказала, что надо взять и связать полотенца, на которых обычно гроб в землю опускают. Так и сделали. И только тогда смогли кресты установить.

Но проработала церковь недолго. В 30-е годы большевики пришли ее рушить.

— Здание не тронули, но купола скидывали и иконы разоряли, — вспоминают местные. — Есть легенда, что когда крест сверху сбрасывали, он под землю весь и ушел. И сколько бы ни искали — так и не нашли. А когда война началась, ни один из тех, кто храм разорял, с фронта не вернулся. Все погибли.

Чего в Шевырляе отродясь не было, так это стихийных бедствий. Село, окруженное лесом через поле и высоко стоящее над реками, было как у Христа за пазухой. Но вот наступил июнь 2020 года…

— Никогда у нас реки из берегов не выходили, — утверждает местный житель. — Вот я здесь 61 год живу и ни разу такого даже в весенний разлив не видел. Поэтому никто и предположить не мог, что нас тут так затопит. Ливень стеной шел три часа. В том краю села, где ферма, и вовсе выпал град, да так много, что лег слоем в 20 сантиметров на земле. А у нас тут Шача и Шепырчей из берегов вышли — вода на три метра поднялась. Смыло все огороды, мост потоком унесло. Можно сказать, что нас двумя реками от мира отрезало. А вы что, не видели? К нам телевидение три раза приезжало!

Позже, когда большая вода сошла, мост отремонтировали — заново сделали насыпь над речкой. Правда, трудно сказать, выдержит ли эта конструкция стихию, подобную июньской.

Еще каких-то полвека назад Шевырляй был по-настоящему культурно-хозяйственным центром притяжения. Сюда стекались люди из соседних деревень, отдавая предпочтение современному перспективному селу.

Сегодня на том месте, где когда-то работал детский сад, сквозь деревянное здание прорастают деревья. К старой заброшенной церкви подступает лес и цветет земляника. Коровники некогда славного колхоза по самые крыши поросли травой и мхом. По улицам села бесстрашно бегают лисы, а в Дом культуры заглядывают зайцы.

Люди, которые считают Шевырляй своим домом, еще приглядывают за призраками прошлого. Но старожилы постепенно уходят. А природа наступает.

Еще немного — и в местных реках появятся русалки. Но нам об этом уже никто не сможет рассказать.

Большой фоторепортаж смотрите по ссылке.

Природой любовалась Дарья Копосова

Фотографировала Мария Илларионова

Путь прокладывала Ксения Паначева

 Ya62.ru

 

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора