Темы докладов на уфимском клубе интеллигенции УЛИСС становятся всё интереснее и интереснее. Например, писатель К.Андрианова рассказала с яркими примерами и иллюстрациями о том, какими уродами представляются русские на экране.На очередной встрече в рамках заседаний творческого объединения УЛИСС в Соборе русских Башкортостана состоялся увлекательный доклад редактора ТВ-программ Башкирского спутникового телевидения, поэтессы и публицистки Кристины Андриановой, посвященный теме кинематографических мемов западного кино.

Марку Твену принадлежит крылатая фраза: «Прежде всего нужны факты, а уж потом их можно перевирать». Именно таким принципом руководствуются деятели киноиндустрии стран Запада. Можно сказать, что западный кинематограф (в первую очередь Голливуд) – это машина для манипуляции общественным сознанием. Режиссеры и сценаристы заняты по-преимуществу созданием виртуального (читай – полностью вымышленного) мира, которым можно подменить мир реальный.

А всё началось с комиксов. Создание комиксов, по сути, это создание мира, которого нет. Комиксовую культуру, по мнению докладчицы, создали выходцы из Европы, прибывшие в Северную Америку и принесшие свою культуру, а точнее несколько различных культур или их обрывков. При этом шло смешивание разных мифологических систем (мифология и фольклор – основа любой культуры). В итоге получилось лоскутное одеяло культурных кодов и смыслов в рамках складывающейся американской нации.

К чему привела подобная культурная эклектика? К стереотипированию образов, к клишированию сюжетов.

Интересно сравнить традиционное российское (в прошлом советское) кино с американским. В кино мы сильны своей соборностью. Герои фильмов действуют, как правило, сообща, всем миром решая проблемы, побеждая врага и т. п. Примеры кинолент последних лет: «28 панфиловцев», «Прорыв», «Брестская крепость».

В Голливуде же (как в кино, так и в комиксах) трендовый мем – действует герой-одиночка, чаще всего супермен со сверхспособностями. Как уже говорилось, в сюжете таких фильмов/комиксов смешиваются различные мифологическо-фольклорные мотивы. Создаются разные вселенные (сеттинги) на основе компиляции множества различных сюжетов – из самых разных культур.

Интересно проследить историю создания кинематографических образов русских. Довоенное американское кино (1-я половина XX века) изображало наших соотечественников в основном в образе эмигрантов, аристократов (особенно женские персонажи). В послевоенных лентах русских показывают в основном в образе шпионов. Самый яркий пример – знаменитая бондиана.

Постепенно образы русских трансформируются (в 80-х годах) в брутально-недалеких персонажей: вышибала, боец, грубый мужик-увалень. В 90-е годы это плавно переходит в образы мафиози, бандитов, причем, поначалу это полные отморозки, сегодня же – олигархи, не менее жестокие и коварные.

Очень популярный стереотип – русский вроде неплохой парень, но полный… гм… чудак. К примеру – космонавт в шапке-ушанке, лупящий разводным ключом по дорогостоящей аппаратуре. То есть происходит самое настоящее опошление изначально нормального образа. И если русские на экране совершают героические поступки, всё равно они показываются ущербными.

Очень небрежно голливудские режиссеры и сценаристы относятся к географии стран СНГ и Восточной Европы. Перевираются слова языка, имена/фамилии, названия и, разумеется, сама история этих народов и стран. Так и с нынешним реалиями: кругом разруха, анархия, беспредел, а на Западе, прежде всего в США – «оплоте мира и демократии», всё тип-топ, ну, конечно, случаются всякие «башни-близнецы», но, как правило, с этим доблестные американские герои быстро справляются. Происходит подмена понятий: американская действительность показывается привлекательной, вся чужая – безобразной.

Присутствующие бурно обсуждали доклад – в чём-то соглашались, в чём-то нет. Главное, что не остались равнодушными.

Ренарт Шарипов напомнил, что комикс не совсем американское изобретение. Вообще его корни нужно искать в прошлых веках в Европе и России, где процветал лубок – предтеча комиксов. Другой вопрос, что у американцев комикс стал развиваться в сторону именно кинематографа и кинематографичности.

Эдуард БАЙКОВ; 18 мая 2017 г.