Главная проблема нашего мира

anlazz Альтернативное мнение 59

На самом деле главная проблема нашего мира – это то, что очень многим в нем все досталось «само и сразу». В том смысле, что все «лучшие люди» современности получили практически все, что имеют, совершенно без затрат со своей стороны. То есть, без труда, борьбы, опасностей и т.п. вещей – которые традиционно предшествуют любым свершениям. Точнее сказать, этот самый труд или борьба с опасностями иногда даже имели место, однако вовсе не они принесли окончательный результат. Иначе говоря, человек действительно мог вкалывать, но его высокое место под Солнцем досталось ему вовсе не из-за этого. Или, скажем, в каком-то государстве могла вестись борьба за ту же независимость – однако в действительности независимость эту оно получило совершенно параллельно указанной борьбе. (Кстати, это относится не только к пресловутой Украине или прибалтийским государствам, но и к той же РФ, как «независимому свободному государству».)

На самом деле, впрочем, похожее явление проявляется в любой области. Скажем, в искусстве – в том смысле, что подавляющая часть тех, кого сейчас считают талантами и, даже, гениями, попали в данную категорию совершенно случайно. Даже притом, что они действительно могут являться талантами и гениями, и очень много сил положили на то, чтобы достичь данной категории. (А могут – и не являться.) И в бизнесе: наверное, никто не будет оспаривать, что практически все «великие бизнесмены» хотя бы нашей страны появились отнюдь не благодаря своим действиям — пускай даже и «этически сомнительным» — а были вознесены на этот «пьедестал» совершенно случайно. (Да и «не у нас» наблюдается та же картина.) И даже – в науке нередко творится примерно то же самое.

О том, почему подобное положение стало возможным, надо будет говорить отдельно – поскольку тема эта сложная и интересная. Тут же можно только в очередной раз указать на то, что связано это с особенностью сложившейся во время «Золотых десятилетий» социально-экономической системы (и «у нас», и «у них»), а так же с тем, что после демонтажа ее, очень многие вещи оказались «избыточными». (Начиная от образования и заканчивая мощностью коммуникаций – железных дорог, электрических сетей и т.д.) В подобной ситуации, действительно, можно было ничего не делать – и получать успех. А точнее – лучше всего было ничего не делать. Поскольку любое «деланье», не лежащее в рамках тех направлений, которые были господствующими в период «Золотых десятилетий», является, по понятным причинам, деструктивным для этой самой оставшейся «избыточности».

То есть, проще говоря, поскольку все «сильные мира сего», в той или иной мере, получили свою силу через «утилизацию» созданного ранее, то особо стараться для этого им не стоило. Поскольку единственные «затраты энергии» тут были на то, чтобы оттеснить «от корыта» иных утилизаторов. Но – как не удивительно подобное прозвучит – даже эта задача была, не сказать, чтобы особо сложной. Просто потому, что количество людей, рвущихся в утилизаторы, было изначально не слишком большим: подавляющее большинство продолжало жить в рамках «прошлой системы». Поэтому даже «попасть в утилизаторы» проще всего было просто по случайности. Можно, например, посмотреть биографии тех же «российских олигархов» или политиков – и увидеть данный факт в чистом виде. (Кто учился или работал сами понимаете, с кем – тот и попал «наверх».) Поэтому удивляться указанному выше состоянию было бы весьма странно.

Но так же странно было бы думать о том, что оно может продолжаться вечно. К сожалению, «придя к успеху», нынешние элитарии уверовали в то, что именно их стратегия является самой лучшей. То есть, они возвели в абсолют те самые – совершенно не влияющие на реальную ситуацию – действия, которые они совершали. (Ведь странно было бы утверждать то, что лучшее действие – это бездействие. Такого даже буддисты –если они были при власти – себе не позволяли.) Поэтому, например, до сих пор среди «лучших людей» до сих пор господствует уверенность в благости приватизации. (И да – это относится не только к РФ или постсоветскому пространству.) Или, например, в необходимости «дерегулировании крупного бизнеса».

Или – как это не прозвучит странным по сравнению с предыдущим – в том, что надо увеличивать «зарегулированность» жизни населения. Да, именно так: корпорациям надо давать волю, а людям и небольшим предприятиям – волю ограничивать. Просто потому, что именно подобные процессы характеризовали, например, период становления «постсоветской реальности», при которой и «взошли на трон» нынешние хозяева. А посему – то же закручивание гаек» продолжается год от года. Например — т.н. «антитеррористической деятельности». Причем, на любые вопросы «лучшие» недоуменно отвечают: но ведь помогло! Террористов на улицах-то реально нет! А значит, надо еще больше «антитеррора», еще больше рамок, досмотров, пропусков и т.д. (При том, что ни одного реального террориста таким образом не поймали, и ни одного теракта не предотвратили. И реальную борьбу с указанным злом вели совершенно иным образом – например, через т.н. «оперативные мероприятия» правоохранителей.)

Хотя, если честно, то в иных странах – например, в США – ситуация еще более абсурдна, в том числе и в указанном плане. Но о ней надо говорить отдельно. Тут же можно только еще раз отметить, что нечто подобное наблюдается практически везде. В том смысле, что практически везде после гибели СССР жизнь обычного человека принялись регламентировать максимальным образом – начиная с установки бесконечного числа «видеокамер» (от тех, что фиксируют скорость на дорогах до тех, что распознают лица в метро) и заканчивая борьбой с «кэшем». (Сиречь, с заменой наличного денежного обращения безналичным – «чтобы прекратить отмывание», разумеется.) И все это, разумеется, в рамках борьбы за его безопасность!

Впрочем, особого возмущения от того самого «обычного человека» на данные действия так же не поступало.  Подобный момент, кстати, тоже можно связать с отголосками «Золотых десятилетий», при которых государство обрело высокий уровень доверия. Который сохраняется до сих пор. В любом случае, стоит говорить о том, что уровень противодействия современным «хозяевам мира» потрясающе низок. (Причем – как уже говорилось – происходит это совершенно не связанно с действиями этих «хозяев».)

В подобном состоянии «невыносимой легкости бытия» не стоит удивляться, что каждая реальная проблема – как бы мала она не была – неожиданно становится катастрофой. (Как это случилось с той же коронавирусной инфекцией. Которая не стала особо слушаться «административных ограничений», и с легкостью захватила практически все страны.) Более того: проблемной становится любая нестандартная ситуация, даже такая, которая ни к какой деструкции, вроде бы, не ведет. Просто потому, что существующая «элита» оказывается неспособной к любой осмысленной борьбе с «неизвестностями». Например, именно это можно сказать про пресловутые «американские выборы», в коих ряд совершенно невинных – на первый взгляд – событий оказались причиной очень серьезных изменений. (Которые пока находятся «под поверхностью реальности», однако в недалеком будущем окажутся крайне важными.) Впрочем, примерно то же самое можно сказать по самому любому поводу.

В общем, в третье десятилетие XXI века мир входит «лучшими людьми», совершенно неадекватными реальности. С элитой, которая не только не желает никаких изменений, но не может их избежать по естественным причинам. И с народом, который – находясь под влиянием этой самой элиты – так же предпочитает надеяться на то, что период, во время которого «булки росли на деревьях» никогда не закончится. Впрочем, как уже не раз говорилось, чем больше реальность «подкидывает» нам своих неожиданностей, тем очевиднее становится необходимость для перехода на несколько иное мировоззрение. Причем, по понятным причинам, для масс она проявляется гораздо ярче, чем для «лучших людей». Что дает надежду.

Но вот о том, в чем состоит эта надежда, надо, разумеется, говорить уже отдельно…

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора