Автокредитный рост

Игорь Лесовских Экономика 354

В России резко вырос средний размер автокредита. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), он уже вплотную подобрался к 1 млн рублей, показав прирост в 20,3 процента по сравнению с прошлым годом. Основными причинами стали резкое увеличение стоимости автомобилей массового сегмента и снижение уровня жизни населения. По мнению участников рынка, если не уменьшать долговую нагрузку на россиян, то добиться повышения продаж в ближайшее время вряд ли удастся.

Средний размер автокредита в России по итогам февраля 2021 года – 980,9 тыс. рублей, тогда как годом ранее он составлял 815,5 тыс. рублей (прирост на 20,3 процента). Как подчёркивают в Национальном бюро кредитных историй, которое агрегирует данные 4 тысяч кредиторов, рост идёт даже на более коротком горизонте, что говорит о восходящем тренде. В среднем сумма кредита в январе текущего года составляла 911,7 тыс. рублей – то есть за месяц он увеличился на 7,6 процента и, судя по ситуации на рынке, это не предел.

В разных регионах ситуация сильно разнится. В более благополучных средний размер кредита бьёт рекорды и переваливает за 1 млн рублей. Среди лидеров – Москва и Московская область (1,4 млн и 1,2 млн рублей соответственно), замыкает тройку Санкт-Петербург с размером автокредита 1,1 млн рублей. В 2021 году в числе регионов, преодолевших планку в миллион, появились Краснодарский край и Ленинградская область. В 2020 году жители этих субъектов брали автокредит в среднем на сумму чуть менее 900 тыс. рублей, а в текущем – уже более 1 млн рублей.

©octagon.media, 2021

Нетипичный рост размера автокредита показала Кемеровская область – 819,2 тыс. рублей против 460,4 тыс. рублей в феврале 2020 года (прирост на 77,9 процента). Среди лидеров по приросту суммы кредита этот показатель в среднем варьируется в диапазоне от 19 до 26 процентов. Наиболее скромные аппетиты демонстрируют жители Тюмени – там рост заёмных средств составил 7,3 процента (с 820 тыс. рублей до 880 тыс. рублей).

«После некоторого снижения в январе текущего года средний чек автокредита в феврале вновь вплотную приблизился к 1 млн рублей», – отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. По словам специалиста, при выдаче автокредита банки стали больше ориентироваться на персональный кредитный рейтинг (ПКР) заёмщика и выдавать большие суммы только тем клиентам, у которых этот показатель достаточно высок. В среднем сумму автокредита более 1 млн рублей теперь могут получить клиенты с рейтингом выше 693 баллов (ПКР любого россиянина можно узнать в бюро кредитных историй. – τ.).

Цены поднимают кредиты

Как отмечают участники рынка, на увеличение размера автокредитов в первую очередь повлиял рост стоимости автомобилей. Согласно исследованиям проекта «Цена Авто», только за первые три месяца 2021 года рост отпускных цен на новые машины в зависимости от бренда составил от 1 до 8 процентов.

И это не первое повышение за последние месяцы; массовая переоценка прайсов произошла в конце 2020 года, когда в ноябре выросла стоимость 24 марок автомобилей, а в декабре – ещё 22 брендов. С наступлением нового года тренд на переоценку в сторону повышения отпускных цен продолжается.

На сегодняшний день среди новых машин больше не найти ни одной модели стоимостью 500 тыс. рублей.

Некогда доступный отечественный бренд LADA с начала года дважды повышал цены на свои модели, и в итоге самая дешёвая комплектация автомобиля Granta подорожала на 20 тыс. рублей и официально перешагнула порог в полмиллиона (510,9 тыс. рублей). На 40–60 тыс. рублей увеличилась стоимость авто семейства LADA Vesta, и теперь самая доступная модификация обойдётся покупателю в 723,9 тыс. рублей.

Повышение цен не обошло стороной и иномарки – популярные корейцы KIA и Hyundai подорожали почти на 7 процентов. Например, KIA Rio теперь будет стоить почти 850 тыс. рублей (плюс 15 тыс. рублей), а цена на самый распространённый кроссовер Hyundai Creta стартует почти с 1,1 млн рублей (прибавил от 30 тыс. до 67 тыс. рублей в зависимости от комплектации). Toyota увеличила ценник на 3,5–6,4 процента, самый доступный японский кроссовер сейчас можно купить чуть менее чем за 2 млн рублей.

В наименьшей степени, судя по статистике, тенденция коснулась производителя Volkswagen. С начала года отпускные цены на всю линейку выросли на 1,4–2,9 процента. Обновлённый Volkswagen Polo в кузове лифтбэк теперь стоит от 929,9 тыс. рублей.

По мнению экспертов, рост суммы автокредитов на фоне повышения цен является негативным фактором для развития отрасли в целом.

«Раньше кредит был всегда вспомогательным инструментом при покупке автомобиля. Клиент докладывал с его помощью менее половины от стоимости выбранного автомобиля. Сейчас же этот инструмент превращается в основную часть стоимости автомобиля. И это становится проблемой потребителя – немногие могут позволить себе подобную нагрузку, особенно в то время, когда стоимость жизни повышается, а доходы населения – нет».

Александр Рулевский
президент Ассоциации автомобильных дилеров Челябинской области

Впрочем, уверен эксперт, абсолютной стагнации на рынке всё равно не будет. Сейчас люди начинают привыкать к ценам на новые автомобили, ведь раньше машина за 1,2 млн рублей была большой редкостью, а теперь это уже базовая стоимость авто в сегменте масс-маркет.

По мнению Александра Рулевского, в нынешних условиях хорошей поддержкой отрасли являются программы льготного кредитования. Благодаря им покупатели могут снизить долговую нагрузку, а дилеры – получить новые продажи.

Обстановкой на автомобильном рынке уже заинтересовались власти. Председатель комитета по экономической политике Андрей Кутепов провёл совещание по вопросу законодательного урегулирования сложившейся ситуации.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора