Ужас без конца: ЕГЭ 2020

Аврора Северная СНЖ Общество 186
ЕГЭ 2020

Не секрет, что жизнь российских школьников больше похожа на кошмар, чем на образовательный процесс. Так по данным проведенного глобального исследования аналитической компании Harris Insights & Analytics в сотрудничестве с LEGO Education российские школьники больше всех в мире испытывают стресс из-за успеваемости в школе, об этом заявили 79% респондентов. Второе место занимает Китай — 64%, на третьем месте Германия с 61%.

ЕГЭ 2020 в РФ не стал исключением по накалу и уровню страстей. Чего только стоит скандал из-за экзаменационных заданий по химии. Учителя и ученики были неприятно удивлены, что в билетах присутствует ряд нестандартных заданий, которые весьма далеки от школьной программы.

«Ученики готовились весь год к тому, что выложил на официальном сайте Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), а попалось другое. Формулировки заданий новые», — пишет Ольга Остроумова в обращении к президенту Владимиру Путину, мэру Москвы Сергею Собянину, Рособрнадзору и Федеральному институту педагогических измерений.

В свою очередь инженер-химик Сергей Арутюнян опубликовал петицию на Change.org:

«Вы хоть в курсе, что задания ЕГЭ по химии рассчитаны на профессионалов химиков. Чтобы успешно сдать экзамен по химии недостаточно знать на отлично школьную программу. Необходимо знать, и не только понаслышке, учебники высшей школы: Некрасова, Глинки, Алексеева, Чичибабина, Крешкова и других авторов. Утверждать, что задания ЕГЭ по химии рассчитаны на среднего школьника – лицемерие!!!!» — обращается Сергей Арутюнян к составителям заданий и министру просвещения.

В этом году также вызвал недовольство общественности единый экзамен по английскому языку. В интернете появилась петиция, которая тоже адресована министру просвещения Сергею Кравцову и составителям заданий  ЕГЭ. Автор отмечает, что задания были слишком сложными и требует аннулировать его результаты, а также пересдачи экзамена с «адекватными вариантами» заданий:

«В этом году несправедливо пострадали тысячи выпускников решивших сдавать ЕГЭ по иностранным языкам. Это современные и хорошо образованные молодые люди, которые в будущем будут представлять нашу страну на международной арене, работать с международными компаниями в сферах культуры, экономики, политики и бизнеса. Ощущение того, что задания по аудированию были записаны заведомо артистами с дефектами речи, и, не принимая еще во внимание оснащенность наших школ подобающей техникой, где в лучшем случае есть колонки или как во многих ППЭ просто поставили старенький ноутбук. Это аудирование не сможет понять даже носитель языка – и только этот раздел однозначно приведет к потере учениками 20 баллов.Многие задания рассчитаны были на уровень С1 и С2 (не все педагоги в школе имеют этот уровень владения языком),что противоречит нормам кодификатора, где прописан уровень, не превышающий уровень В2. В настоящее время выпускники не имеют права подавать апелляцию по содержанию КИМа. Даже если в КИМе содержаться фактические, логические ошибки,технической составляющей экзамена- выпускник никак не может защитить свои права и вернуть не по своей вине потерянные баллы.

Вы часто говорите, что молодые люди в России должны иметь доступ к качественному образованию. ЕГЭ такого уровня ломают психику детей и подрывают их веру в себя. Подумайте об испорченном будущем тысячи выпускников!» — говорится в петиции.

Нарекания также были и в отношении ЕГЭ по обществознанию, в особенности к критериям оценки заданий и качеству работы самих проверяющих.

Вообще 2020 год стал самым урожайным на петиции, жалобы и заявки на пересмотр результатов ЕГЭ.

А вот экзаменационные задания по русскому языку, наоборот были слишком легкими. Как выяснил Рособрнадзор: средний тестовый балл составил 71,6 и высокобалльников, набравших выше 80 баллов стало больше: почти 4 тысячи участников ЕГЭ получили максимальные 100 баллов. Следовательно задания ЕГЭ по русскому языку в 2021 году необходимо сделать сложнее:

«Будем по русскому языку смотреть моменты, которые можно „закрутить“», — заявила директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова на пресс-конференции в Москве.

Когда-то в эпоху Возрождения появилась теория, что каждый ребенок это «чистый лист» («tabula rasa«), что вложишь в него, как воспитаешь, то и получится, можно слепить из податливой детской психики перспективного ученого, одаренного врача и так далее, лишь бы на душу хорошо ложилось знание.  Во многом эта теория подтвердилась системой образования в СССР, чем и был обусловлен научно-технический прогресс и социальная модернизация всего общества. Такой подход подарил миру целую плеяду советских ученых, и как не грустно осознавать, но это уже ушедшая эпоха.

Современный государственный подход в РФ к образованию детей совершенно противоположный: даже если ребенок не «чистый лист», а чрезвычайно одарен, умен и прилежен, но сословием не вышел, то он заведомо глуп и недостоин, и постоянно должен доказывать, что он не дурак, и имеет все-таки право на хорошее образование и место под солнцем. А государство, словно шулер, вновь и вновь передергивает карты ЕГЭ и держит запасного козырного туза в рукаве. Чем еще можно объяснить так старательно выстраиваемые препоны для поступления абитуриентов в  ВУЗы на бюджетные места? А очередная инициатива и реакция на стенания общественности, усложнить задания ЕГЭ, выглядит вовсе издевательски. Так начальник управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособрнадзора Игорь Круглинский в эфире радио «Комсомольская правда» заявил, что ведется работа по всем направлениям и теперь возможно уже в  ЕГЭ 2021 по всем предметам начнут включать нестандартные задания.

Абсурдным является и тот факт, что максимальные 300 баллов не гарантируют поступление в желанный ВУЗ:

«Уже в прошлом году было очевидно, что результаты ЕГЭ теряют статус решающего фактора при поступлении. В рейтинговых вузах на самых востребованных специальностях абитуриентов-олимпиадников было даже больше, чем бюджетных мест»— отмечает Фонтанка.ру.

Государство как будто говорит тебе: «Сынок, даже если ты умный и старательный, ты все равно не нужен нашему обществу, на тебя не хватает бюджетных мест, никто тебе не приготовил социальный лифт и хорошо оплачиваемую работу, возможно вообще никакую работу, а там где пилят бабки, своих ртов и без тебя хватает, в нашем дивном мире твое место на самом дне пищевой пирамиды, выживай как сможешь, здесь каждый сам за себя и такие умники, как ты, здесь тем более не нужны и даже опасны, Се Ля Ви».

Вот так рушатся юношеские мечты о любимой профессии, достойном заработке, научных свершениях и прочие детские наивные грезы о будущем прекрасном мире.

Но так не везде и даже на территории нашей родной Российской Федерации есть настоящий социальный рай. В это трудно поверить, но факт остается фактом.

Там, где-то в параллельной вселенной, в другой Российской Федерации, есть чьи-то дети более достойные всех остальных детей лишь по праву рождения в «правильных» семьях — семьях власть имеющих и предержащих. Там все по другому: там нет стрессов от дикого ужаса, что не сдашь очередное испытание, выдуманное альтернативно-одаренными чиновниками от образования; там дети не боятся того, что от малейшего неверного телодвижения государство выкинет их за борт и всю свою жизнь им придется барахтаться на социальном дне. В этой вселенной готовы для них и лучшие рабочие места, и социальные лифты, и для этого не обязательно даже быть умными или хотя бы хорошо учиться и даже совсем необязательно стараться, они и так все получат в этой жизни от государства — легко, просто и непринужденно. В самые престижные ВУЗы их берут без конкурса и учатся они в них бесплатно:

«Это называется целевой набор. Суть его в том, что государственная структура, заинтересованная в специалистах, может послать абитуриентов на учебу, предоставлять им дополнительную стипендию и жилье. С тем, чтобы после выпуска они поработали на эту госструктуру минимум три года. «Важные истории» совместно с «Трансперенси интернешнл — Россия», «Новой газетой» и студенческим журналом DOXA выяснили, что, пользуясь такой возможностью, многие высокопоставленные чиновники отправляли в престижные вузы своих детей и родственников по целевому набору от госструктур, которые сами же возглавляли или курировали. Государство потратило на их обучение десятки миллионов рублей. А бывало и так, что, получив высшее образование, эти родственники не приходили на работу в министерства и ведомства, которые отправили их учиться», — рассказывается о расследовании в ISTORIES.

На лицо все признаки сословного общества и колоссального неравенства населения. Постоянный стресс в процессе обучения у детей из нижнего сословия перегружают психику, что  негативно сказывается на когнитивных способностях и мотивации к учебе. Неравные и несправедливые правила царящие в обществе побуждают лучшую и перспективную часть молодых людей задумываться об эмиграции.  По данным опроса «Левада-центра» за 2019 53% опрошенных в возрасте 18-24 лет ответили «определенно да» или «скорее да» на вопрос о желании переехать за рубеж.

Очевидно, что в РФ образование вместо фактора развития общества превратилось в фактор его деградации. Вымывание интеллектуальной части населения и самодурство государственных управленцев неизбежно ведет к деградации всех страт общества (не только нижней), деградации социальных институтов и следовательно самого государства.

Профессор С.С. Сулакшин напрямую связывает национальную безопасность страны и качество образования. При развитии любой страны образовательная и педагогическая системы выстраиваются в соответствии с национальными ценностями, традициями, идеалами, представлением о человеке. Свой цивилизационно-ценностный фундамент должен быть и у российской системы образования. Такой подход к организации образовательной системы предлагается командой Центра научной политической мысли и идеологии под руководством профессора Степана Сулакшина, предлагается обществу Программа преобразования России в настоящее социальное государство. Для позитивных преобразований все готово, нужна консолидированная воля большинства народа!

От каждого по способностям, каждому по потребностям!

Аврора Северная, Союз Народной Журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора