Первого июля 1951 г. в Ульяновске выдался обычный воскресный денек. Скучающие горожане могли сходить в кино. В городе в это время было два действующих кинотеатра — «Художественный» и «Пионер». В «Художественном» демонстрировался новый цветной фильм «Спортивная честь», в котором главные роли исполнили Алексей Грибов, Геннадий Сергеев и Лев Фричинский. В «Пионере» показывали фильм 1937 года «Волачаевские дни» известных режиссеров Георгия и Сергея Васильевых, до этого снявших необычайно популярный в Советском Союзе фильм о Василии Ивановиче Чапаеве.
Взрослые любители музыки были в предвкушении уникального музыкального события. С концертной программой в Ульяновск приехала народная артистка РСФСР, трижды лауреат Сталинской премии, всемирно известная солистка Государственного академического Большого театра СССР Мария Петровна Максакова. На четвертой странице «Ульяновской правды» был опубликован небольшой анонс о ее единственном концерте, который должен был состояться в зале ульяновской филармонии как раз 1 июля 1951 г. Но выступление, запланированное на 1 июля, было перенесено, и состоялось только в среду, 3 июля, в девять часов вечера.
По словам безымянного автора небольшой газетной заметки, единственный концерт Марии Петровны прошел с большим успехом, «блестящая исполнительница оперных партий была встречена ульяновцами необычайно тепло». Она исполнила популярные классические композиции — арию из опер «Самсон и Далила» Сен-Санса. На сцене филармонии прозвучали одни из лучших ее партий — «Любаша» из «Царской невесты» Н.А. Римского-Корсакова и «Кармен» Ж. Бизе. Ульяновские меломаны погрузились в чарующую атмосферу романсов П.И. Чайковского, Э. Грига, старинных русских романсов «Помню, я еще молодушкой была», «Что же ты жалко глядишь на дорогу».
Театрально-вокальное искусство Марии Петровны Максаковой, по общему признанию, относится к золотому периоду истории Большого театра первой половины XX столетия. В это время на сцене выступали титаны русской вокальной школы — Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, С.Я. Лемешев, И.С. Козловский, Е.К. Катульская, братья Пироговы.
Удивительная встреча ульяновских любителей классической музыки с одним из братьев Пироговых произошла в апреле 1957 года. Спустя шесть лет, после выступления Марии Петровны, в Ульяновск с концертами приехали общепризнанные мастера вокального искусства и балета. На этот раз ульяновская музыкальная публика наслаждалась мастерством крупнейшего артиста современного оперного искусства, солиста Государственного академического Большого театра, народного артиста СССР Александра Степановича Пирогова и представителей династии Мессерер–Плесецких балерины Ирины Викторовны Тихомировой и выпускника Московского хореографического училища Азария Михайловича Плесецкого.
Вершиной творчества Александра Степановича считается образ Бориса Годунова в одноименной опере Модеста Петровича Мусоргского. За художественное воплощение этого глубокого, противоречивого образа, созданного А.С. Пушкиным и М.П. Мусоргским, Александр Степанович в 1949 г. был удостоен Сталинской премии первой степени.
На концерте, состоявшимся 22 и 23 апреля 1957 г. в здании Ульяновского областного драматического театра, были исполнены известные советским слушателям композиции — ария Гремина из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», куплеты Мефистофеля из «Фауста» Ш. Гуно, и необыкновенная по силе эмоционального воздействия, ария Мельника из «Русалки» А.С. Драгомыжского. Как признавался, Александр Степанович: «Я лепил этот образ прямо с моего отца…». Татьяна Маршкова, автор книги «Большой театр. Золотые голоса» пишет: «По свидетельству очевидцев его впавший в безумие старик после гибели дочери своей глубокой человеческой болью вызывал такое сострадание, что даже те, кто много раз слышал Пирогова в этой партии, не могли сдержать слез».
Александр Степанович был известен как мастер камерного пения. В его репертуаре всегда были романсы русских композиторов и народные песни. В этот вечер в зале драмтеатра для жителей Ульяновска прозвучали композиции «Титулярный советник» А.С. Драгомыжского, «Ночной смотр» и «Сомнение» М.И. Глинки, народная песня на слова симбирского поэта, фольклориста и этнографа Д.Н. Садовникова. Эта песня давно и прочно вошла в музыкальное наследие русской культуры. В свое время ее исполняли Федор Шаляпин и Надежда Плевицкая. По словам, корреспондента «Ульяновский правды» С. Руденко, автора заметки от 26 апреля 1957 г., «выразительно с огромной внутренней силой было исполнение сложнейшее произведение Рахманинова «Судьба».
Солисты балета Государственного академического Большого театра СССР заслуженная артистка РСФСР, лауреат сталинской премии Ирина Викторовна Тихомирова и тогда еще малоизвестный, молодой артист кордебалета Азарий Михайлович Плесецкий исполнили «Адажио» из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» и «Мелодию» К.В. Глюка.
Культурная жизнь провинциального Ульяновска, чуть ли не в одночасье, преобразилась в 1960‑х гг. Значимым, если не сказать, этапным событием в культурной жизни Ульяновска и Ульяновской области стал 1963 год, когда по решению Министерства культуры РСФСР был учрежден музыкальный фестиваль, приуроченный к 93-летию со дня рождения вождя мирового пролетариата, создателя советской государственности В.И. Ленина.
В 1963 г. фестиваль проходил в трех волжских городах, связанных с биографией Ульянова-Ленина, в Куйбышеве, Казани и Ульяновске. Большой концерт с участием народного артиста СССР, солиста Большого театра Алексея Филипповича Кривчени, народного артиста РСФСР, мастера художественного слова Сергея Михайловича Балашова, пианиста и лауреата международных конкурсов Льва Николаевича Власенко впервые транслировался по ульяновскому телевидению. Корреспондент «Ульяновской правды» Т. Смирнова в статье за 20 апреля 1963 г. писала: «Вчера был будничный день — 19 апреля. И все-таки он был праздником: вчера у нас открылся музыкальный фестиваль… У нас еще не было таких больших праздников музыки!» Торжественное закрытие фестиваля состоялось 22 апреля в зале Ульяновского областного драматического театра.
С тех пор проведение фестиваля в г. Ульяновске стало хорошей и доброй традицией, а наш город постепенно превращался в одну из музыкальных столиц Советского Союза, куда ежегодно в теплые апрельские деньки приезжали с концертами выдающиеся деятели культуры. В качестве почетных гостей и участникова фестиваля в Ульяновске побывали О.Б. Фельцман, В.И. Мурадели, Я.В. Флиер, Э.А. Хиль, Л.Б. Евграфов. У нас гостили именитые творческие коллективы, например, Ленинградский академический театр оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Государственный академический Мариинский театр).
Начиная с 1969 г. фестиваль традиционно открывается концертом Ульяновского Государственного симфонического оркестра, созданного в 1968 г. В газетной статье Н. Бару от 10 апреля 1969 г. было написано, как 2 сентября 1968 г. музыканты пришли на первую репетицию оркестра. А уже 27 сентября состоялась первая телетрансляция концерта. 25 марта 1969 г. приказом Министра культуры РСФСР оркестру было присвоено имя — «Государственный симфонический оркестр», и по словам музыковеда Ульяновской филармонии Н. Рубцовой это стало «лучшим подарком» для области и музыкального Ульяновска, особенно накануне «великой годовщины рождения В.И. Ленина».
В 1970 г. состоялся VIII Музыкальный фестиваль, ставший частью праздничных мероприятий, приуроченных к столетию рождения Владимира Ульянова-Ленина. С этого времени фестиваль стал ежегодно проходить в концертном зале Ленинского мемориала. Тогда, 18 апреля 1970 г. концертный зал наполнила грандиозная музыка девятой симфонии Людвига Ван Бетховена в исполнении Ульяновского Государственного симфонического оркестра и Государственного русского Академического хора.
Шли годы, менялись эпохи, вывески, афиши, но неизменным оставалось проведение музыкального фестиваля в Ульяновске, который обрел новые формы выражения, объединил мир, эпохи, имена, стал стержнем современной культурной жизни нашего региона, точкой притяжения творческих сил, знаковым явлением российской и мировой музыкальной культуры.