Допустимо ли платное образование при настоящем социализме?

Русранд Степан Степанович Сулакшин Политика 79

ВОПРОС: В Вашей Программе образование останется платным, только количество бюджетных мест увеличится. Моё мнение — это большая ошибка. Согласен, что в музыке, в актёрском мастерстве можно оставить что-то платным, но во всём остальном оставлять платные места в социализме не приемлемо. Особенно в образовании.

С.С.СУЛАКШИН: Я понимаю ход вашей мысли, но, во-первых, образование неоднородно. Есть образование всеобщее, среднее, обязательное, бесплатное. И в этом случае его бесплатный характер — это безоговорочно и безусловно. Есть высшее образование, есть среднее профессиональное образование.

Что касается двух последующих над средней школой ступеней, то наши расчеты показали, что дополнительное образование, узкоспециализированное образование, образование в виде переквалификации, повышения квалификации в пожизненном цикле может быть и должно быть и платным.

Не забудем, что в реальности всё образование платное: народ платит налоги, а налоги берутся из труда. Они формируют бюджет, а из бюджета содержатся школы, средние специальные учебные заведения, университеты, институты и т.д. Но соотношение государственных бюджетных и платных мест не будет таким как сейчас. Это задача на оптимизацию и, в отличие от советских ошибок, решение говорит, что оптимальное соотношение бюджетных и платных мест вовсе не 0% и не 100%. А в таком диапазоне, в котором в целом эффект для страны был бы самым большим, а система образования была бы самой успешной. Ваш вопрос — это очень хороший вопрос, который показывает, как над нами довлеет имеющийся жизненный опыт, идеологические постулаты, которые нам преподавали, в которые нас погружали десятки лет пропагандисты.

Вы пишете, что при социализме — это неприемлемо. Но, во-первых, что такое по-вашему социализм и почему «неприемлемо»? Оценить приемлемо или неприемлемо вы можете только тогда, когда выдвините определенный критерий. Например, критерий полезности: одно решение неприемлемо, потому что даёт низкую полезность, другое приемлемо потому, что дает максимальную полезность.

Но для такой оценки нужны количественные показатели, а не просто мнение. И тогда станет понятным, что не догмам, не учебникам столетней давности надо поклоняться, а рациональной методологии выбора решения. Понимая при этом — во имя какой ценности, как критерия цели или функции цели, вы это решение ищете.

Мы его искали и нашли таким. Причём еще раз: количество бюджетных мест вырастет очень существенно. Базарный подход, который Путин и Медведев нам навязывают уже 20 лет — всё пустить на продажу — будет пресечён!

Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Из передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора