ЭФФЕКТИВНАЯ КАТАСТРОФА. Системы жизнеобеспечения превращены в системы обогащения

SOIZ 24.08.2018 0:46 | Общество 167

В 2013 году Минрегионразвития РФ подготовило доклад «О мерах по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг». Вот некоторые данные, приведенные в нем: по состоянию на 1 января 2012 года в России зарегистрировано 3,2 млн. многоквартирных домов, степень износа 1,65 млн. из них — от 30% до 65%, еще 210 тыс. домов имеют степень износа от 66% до 70%. В целом в России в неблагоустроенных квартирах проживает около 40 млн. человек. Как отмечают авторы доклада, в период с 1992 года по 2007 год произошло более чем трехкратное снижение объема проведения капитального ремонта многоквартирных домов – с 22,8 млн. кв. метров до 6,9 млн. кв. метров. При этом ежегодно требуется проведение капитального ремонта около 4% от всего объема жилищного фонда (порядка 100 млн.кв. метров в год). В последние 20 лет износ 

оборудования ТЭЦ и теплосетей критически вырос. Количество котлов со сроком эксплуатации более 30 лет составило 75%, в том числе более 50 лет – 23%, а турбин 64% и 18% соответственно. Аналогичная ситуация и с тепловыми сетями — 68% сетей выработали свой ресурс (превышен критический срок службы трубопроводов). 55% населения страны пьет водопроводную воду, не соответствующую экологическим стандартам. Физический износ основных фондов ЖКХ в Российской Федерации остается на уровне 60%, достигая в отдельных муниципальных образованиях 70-80%. Около 30% основных фондов жилищно-коммунального хозяйства уже полностью отслужили нормативные сроки. Темпы нарастания износа продолжают составлять 2-3% в год и составляют в среднем по России 46%».
Тут самое главное отметить негативную динамику: ситуация не просто тяжелая, она ухудшается (вдумайтесь: требуется ремонтировать 100 млн.кв. метров в год, а ремонтируется до 6,9 млн. кв. метров!)

Какое решение было принято властью? Очень простое…
Статья из «АиФ» от 6 марта 2015 года: «В коммунальной сфере начался глобальный передел собственности. Городские водоканалы, тепловые сети и котельные, которые сегодня принадлежат муниципалитетам, могут оказаться в руках частников.  Называется мероприятие «концессией» (передача в аренду с возможностью выкупа). «В мае 2012 г. В. Путин поставил Минстрою задачу найти механизм, который позволит обеспечить привлечение больших частных инвестиций в коммунальное хозяйство. Министерство избрало концессию. На мой взгляд, эта модель не самая удачная для модернизации ЖКХ, — считает Валерий Гальченко, депутат ГД, эксперт Общероссийского народного фронта по ЖКХ. — Сейчас бизнес в ЖКХ технологически ненаблюдаемый и финансово непрозрачный, и, как следствие, процветает тотальное воровство… Ни один действительно крупный и добросовестный инвестор в такие условия не придёт. А кто придёт? Представьте себе маленький город, местную власть, у неё есть МУП (муниципальное унитарное предприятие). Мэру сверху говорят: «Ты должен передать комбинат в частные руки». Отлично! И отдаёт, как вы думаете, кому? Сыну, брату, свату… Причём тем людям, которые уже были участниками коммунального воровства и сделали МУП убыточным. Когда водоканал или котельная были городскими, за них мэр хоть как-то отвечал, а теперь с благословения сверху они станут частными и спроса с городских властей не будет». Как выяснилось, почти вся «коммуналка» уже перешла в частные руки, но, так сказать, с «государственным участием»: как правило, коммунальными структурами владеют чиновники и приближённые к ним люди».

И еще одна цитата из этой статьи: ««Концессии в ЖКХ позволяют обеспечить население качественными коммунальными услугами, не повышая их стоимости», — уверяет Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ. Когда журналист уточняет: «А тарифы точно не вырастут?», подчёркивает: «Совершенно верно». Картинка выглядит довольно сказочно. Некий инвестор заберёт неэффективный водоканал, вложит в него деньги, тарифы не повысит и обеспечит население чистой водой без перебоев».
Разве не фантастика? Государство заявляет, что денег у него нет, поэтому коммунальной катастрофой должен заняться частник – он найдет необходимые средства, которых нет даже у государства. Где? К тому же надо не просто найти необходимые средства, частник же не благотворительностью занимается, ему нужна прибыль, да к тому же очень хорошая прибыль, иначе он связываться не будет. Так откуда это все возьмется, если тарифы не вырастут?
Как это все это действует, например, в городе Волгограде?
«Коммерсант», 17 июля 2015 года: «Волгоградская городская дума согласились с предложением мэрии объявить конкурс на долгосрочную концессию городского теплового хозяйства. В мэрии убеждены, что ситуация с МУП «ВКХ» является критической, и исправить положение может только концессионер. «Не без участия городских депутатов город сливают в частные и далеко не чистые руки», — возмутился единственный беспартийный депутат Дмитрий Крылов».
Постановление Администрации Волгограда от 23 ноября 2015 года N 1625: «Высокий процент износа объектов коммунальной инфраструктуры, который в настоящее время составляет 70 — 80%, ежегодный рост цен на энергоресурсы, недостатки тарифного регулирования предприятий коммунального комплекса не позволяют удовлетворить потребность в проведении ремонтных работ на объектах коммунальной инфраструктуры и гарантированного обеспечения потребителей своевременными и качественными коммунальными услугами, особенно в осенне-зимний период. Собственные финансовые возможности муниципальных предприятий коммунального комплекса недостаточны для своевременной модернизации изношенной коммунальной инфраструктуры. В связи с высоким физическим износом основных фондов существует постоянная угроза возникновения аварийных и предаварийных ситуаций на объектах коммунального хозяйства. В целях предупреждения последствий аварий на объектах коммунальной инфраструктуры актуальной задачей является … привлечение частных инвестиций».
Сообщение от 7 июня 2016 года под заголовком «Теплосети обновят за счет инвестора»: «Как рассказал руководитель комитета ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда Алексей Сивокоз, износ сетей составляет около 70%. На ладан дышит и оборудование котельных. Чтобы преломить ситуацию — нужны миллиарды. Таких денег в бюджете нет, поэтому концессия — единственно верный вариант, считают эксперты.

— Обслуживание в коммунальной сфере — такой же рынок, как и любой другой, — комментирует финансовый аналитик Карен Туманянц. — Есть продавец, есть потребитель, который платит за поставляемые услуги. И в этом смысле рыночное регулирование и участие частного бизнеса в этой сфере — более чем естественно.
Как рассказал Алексей Сивокоз, мэрия уже объявила конкурс. При этом отбивать затраты концессионер будет не за счет повышения тарифов, а за счет сокращения издержек — об этом не раз говорил губернатор Андрей Бочаров. По словам Олега Капустина, сфера теплоснабжения — еще более привлекательная для инвесторов, чем сфера водопроводно-канализационного хозяйства».
Здесь стоит обратить внимание на очень важный момент: обеспечение теплом в зимний сезон больше не является государственной гарантией, а обычной рыночной услугой, обеспечиваемой в соответствии с платежеспособным спросом населения. А так как продавец на рынке тебе не гарантирует обеспечение картошкой или помидорами, то сейчас в наших суровых климатических условиях населению никто не гарантирует выживание. Вся стратегически важная система коммунального хозяйства превращена в средство получения прибыли для успешных, состоятельных господ. При этом нас постоянно убеждают, что частник будет получать прибыль исключительно за счет повышения эффективности и внедрения современных технологий, а не тривиального повышения тарифов….
Вот как выглядит это сокращение издержек на самом деле. Цитирую материал с сайта volgasib.ru от 20.01.2016г: «Волгоградцы хотят вывести деятельность ООО «Концессии водоснабжения» на чистую воду. Как оказалось, жители города-героя оплачивают не только коммунальные расходы по водоснабжению, но и жилье приезжим менеджерам компании, а также информационную поддержку ее деятельности.  История началась в июне 2015 года, когда администрация Волгограда подписала договор о передаче в концессию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения областного центра ООО «Концессии водоснабжения».
Редакция «СоцИнформБюро» провела собственное расследование и выяснила, что компания потратила на аренду 14 квартир для сотрудников своей компании (или привлеченных для работ специалистов), около 5 млн рублей. Исходя из документации по закупке услуг, квартиры арендовались в элитных домах города Волгограда. Площади квартир доходят до 150 кв.м., а также до двухуровневых высот. Месячная стоимость одной квартиры в некоторых случаях достигает 45 тысяч рублей(!).

Также редакция выяснила, что ООО «Концессии водоснабжения» тратит немалые средства и на свое информационное сопровождение. Так, за 2015 год компания потратила свыше полумиллиона рублей на «услуги по разработке концепции информационного сопровождения деятельности предприятия». Сразу несколько физических лиц получили в декабре 2015 года от 150 до 400 тысяч рублей на реализацию этих целей. Заметим, что компания вовсе не обделена вниманием СМИ. Так, например, одна только пресс-служба мэрии регулярно рассылает пресс-релизы о достижениях ООО «Концессии водоснабжения». Напомним, когда в июне 2015 года администрация Волгограда подписала договор о передаче в концессию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения областного центра ООО «Концессии водоснабжения», то компания имела уставной капитал «фирмы-однодневки» в размере 10 тысяч рублей, но уже спустя небольшой промежуток времени ООО «Концессия водоснабжения» увеличила свой уставный капитал до 58 миллионов. При этом, сама компания была зарегистрирована в Волгограде 26 ноября 2014 года, уже после того, как в сентябре прошлого года городскими властями было озвучено решение о сдаче имущества Водоканала в концессию и начаты сами конкурсные процедуры.

Организатором финансирования концессии выступает ЗАО «Лидер» (Компания по управлению активами пенсионного фонда). «Лидер» — крупнейшая в стране управляющая компания по управлению пенсионными и финансовыми активами и негосударственными пенсионными фондами, такими как «Газфонд», «Промагрофонд», фонд «Норильский никель» и другие».
Примерно такая же история и с теплоснабжением. Материал с сайта «Волга-Каспий» от 2 апрель 2018 года: «В руководстве «Концессий теплоснабжения» начались перестановки. 

При этом, по данным, причина кадровых перестановок кроется в другом, а именно в неэффективности руководства, которая вылилась в длительные перебои с горячим водоснабжением и неоднократные раскопки одних и тех же траншей по нескольку раз. Напомним, летом прошлого года жители Дзержинского района остались без горячей воды  почти на два месяца — сроки подачи переносились несколько раз — вплоть до 26 сентября. А жители уже собирались устраивать грязный митинг. Причиной перебоев и низкой скорости работ стало, по словам компании — нехватка необходимых деталей. Однако расследование «Волга-Каспий» выявило, что главной проблемой стал уровень ответственности подрядчика, рабочие которого не могут вспомнить название организации, в которой они работают и что они должны делать на конкретных участках. При этом все как один заявили, что работают по субподряду, а генерального подрядчика просто не знают. Скандал подогрела и история с «золотыми визитками» — и особенно с тем, через сколько рук проходят контракты на реконструкцию тепловых сетей. Так, компания «ПСК-34» за год получила от «Концессий теплоснабжения» 706 миллионов рублей, что и позволило одному из связанных с компанией бизнесменов и лоббистов раздавать «золотые» визитки.  Вопрос, связаны ли кадровые перестановки с этой нашумевшей историей,  так и остался открытым — но с наступлением теплого времени года возникает еще один нюанс — дождутся ли вовремя горячей воды волгоградцы в этом году, и как поведет себя новое руководство в критической ситуации».
А вот очень откровенный материал о ситуации в Кировской области с сайта https://kirov-portal.ru от 27 ноября 2017 года под заголовком «Концессия как неизбежность. За реконструкцию городских теплосетей придётся заплатить всем кировчанам»: «Плата за отопление для жителей Кирова может вырасти на 15%, если мэрия и ПАО «Т Плюс» подпишут концессионное соглашение о передаче теплосетевого хозяйства. А они его, скорее всего, подпишут, и произойдёт это уже в 2018 году. Разговоры о том, что с изношенными теплосетями в Кирове надо что-то делать, идут уже несколько лет. Число порывов на трубопроводах с каждым годом растёт. Если в 2013 году энергетикам пришлось устранять 1900 дефектов на теплосетях, то по итогам 2017 года их число составит уже порядка 5000, то есть в 2,5 раза больше.

С 2005 года муниципальные теплосети находятся в долгосрочной (на 49 лет) аренде у «Кировской теплоснабжающей компании» (КТК), входящей в холдинг «Т Плюс». Однако со временем стало ясно, что эта схема не спасает теплосетевое хозяйство Кирова от стремительного износа: сумма ежегодных инвестиций слишком мала. Например, ещё в 2014 году представители «КТК» озвучивали сумму в 7 млрд рублей — именно столько, по их мнению, необходимо было, чтобы привести в порядок все муниципальные теплосети.
Депутаты гордумы и представители мэрии не раз пеняли «КТК», что ей никто не запрещает вкладывать в арендованные у города сети больше, чем прописанные в договоре 50 млн рублей. В ответ представители «Т Плюс» заявляли, что не могут тратить деньги акционеров на модернизацию имущества, которое им не принадлежит.
В 2016 году «КТК» вышла к чиновникам с новым предложением — заключить концессионное соглашение.
— Суть концессии заключается в следующем, — поясняет Сергей Береснев. — Концессионер, то есть инвестор, приходит в город и говорит: я хочу поправить ваши сети, я вложу в это столько-то своих денежных средств, а вы разложите сроки и объёмы, как мне эти деньги будут возвращаться.
— Когда к нам год назад приезжал министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень, он сказал, что для Кирова концессия — это единственный вариант, так как федерация на муниципальные сети денег не даст. А сам город таких средств не найдёт, — рассказывает директор «Т Плюс». — Выход: привлечь концессионера, который, сделав вложения, будет получать их возврат через тарифы.
Как уже было сказано выше, вложенные в реконструкцию теплосетей деньги нужно будет возвращать на протяжении долгих лет инвестору, то есть «КТК». Происходить это будет в рамках тарифа за отопление, а чтобы отбить возросшие затраты, его, естественно, придётся повысить. Иными словами, платить за перекладку изношенных муниципальных сетей придётся самим потребителям.

Причём по признанию представителей как «Т Плюс», так и городской администрации, тариф на отопление, скорее всего, превысит «потолок», установленный для Кировской области Региональной службой по тарифам».
Вот тут все сказано откровенно – концессионеры приходят в коммуналку только за тем, чтобы «доить» простых граждан через очень простой инструмент – повышение тарифов. А эффективность работы концессионеров повышается различными доступными способами: «По данным РСТ Пермского края, рост цен на тепло для потребителей ПАО «Т Плюс», проживающих в Закамске,  составил 56,61%. Как пояснил руководитель Пермского УФАС России Александр Плаксин, рост цен на тепло был обусловлен за счет включения в тариф стоимости транспортировки энергии путем искусственно созданного посредника ООО «Т Плюс новые решения». Капитал созданной организации распределен между ПАО «Т ПЛЮС» и ООО «Пермская сетевая компания», которая в свою очередь является дочерней фирмой ПАО «Т Плюс». Эти компании передали свое имущество ООО «Т Плюс новые решения» (ЦТП и сети), а потом сами же взяли его в аренду. А якобы затраченные на аренду средства включи в тариф. Антимопольщики пришли к выводу, что единственной целью создания посредника и всех последующих действий было получение неоправданной прибыли».

При этом уже многие не могут оплатить существующие тарифы: «В Кировстате озвучили долг жителей региона перед организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги. К июню 2017 года он составил более 5,2 млрд рублей. Это сопоставимо с начислениями за три месяца, говорят в Кировстате. Безнадёжная задолженность превысила 100 млн рублей. Это деньги, которые с должников пытались взыскать уполномоченные органы, но сделать это уже невозможно. В ряде случаев из-за того, что взыскивать с должника просто нечего».
А что с коммуналкой?
Материал от 10 января 2017 года: «Итоги отопительного сезона в России свидетельствуют о заметном ухудшении ситуации с обеспечением бесперебойного надежного теплоснабжения. Эксперты констатируют, что отрасль находится в глубоком кризисе, который в случае своего обострения при отсутствии долгосрочного планирования может привести к краху коммунальной системы. Согласно данным Минстроя РФ, в целом по стране с начала 2016 года зафиксировано 261 нарушение, повлекшее за собой отключение от

коммунальных услуг либо снижение параметров по их обеспечению. Самый высокий уровень аварийности продемонстрировала сфера теплоснабжения (48% от общего числа).
Эксперты Фонда энергетического развития в докладе «О ситуации с теплоснабжением в Российской Федерации» отмечают, при сохранении нынешних тенденций с отсутствием долгосрочного планирования и убыточностью сферы теплоснабжения просматривается два сценария развития ситуации. Согласно одному из них, компании, производящие тепловую энергию, будут сталкиваться с прогрессирующим старением оборудования, нарастанием рисков его надежной работы. Снижение этих рисков потребует все больших объемов затрат на ремонт ТЭЦ и находящихся на балансе тепловых сетей, однако возможности такой «растянутой во времени» модернизации будут все равно ограничены объемом выручки, формируемой рынке электроэнергии.
«По сути, данный сценарий, уже реализуемый на практике, как показывает статистика, ведет к серьезному повышению аварийности теплоснабжения, особенно – в части тепловых сетей. По данным Минэнерго России, в 2015 году количество аварийных ситуаций на магистральных тепловых сетях, эксплуатируемых субъектами электроэнергетики (ТГК и АО-энерго) в течение отопительного периода 2014-2015 гг. увеличилось на 16% по сравнению отопительным периодом 2013-2014 гг. и достигло 1122, из них 53 ситуации сопровождались перерывами в теплоснабжении свыше 24 часов. Почти 70% аварий произошло на магистральных тепловых сетях с превышенным нормативным сроком эксплуатации (более 25 лет), а само количество таких сетей выросло на 3,6%», – говорится в докладе Фонда энергетического развития.

 При этом эксперты отрасли обращают внимание, что такая статистика отражает только наиболее крупные аварии в магистральных сетях, а с учетом кратно большей протяженности распределительных тепловых сетей и их изношенности объемы технологических нарушений, приводящие к локальным перерывам в теплоснабжении, потенциально могут быть на порядок большими. Реальными цифрами может располагать, пожалуй, только МЧС России.
Во втором сценарии речь идет об «уходе с рынка» ТГК, которые будут принимать решения о прекращении работы в ко-генерационном режиме с переводом ТЭЦ в режим котельной или досрочным закрытием станции и перенесением тепловой нагрузки на другие местные источники тепла (котельные).
Анализ региональных данных показывает общие проблемы с критическим состоянием инфраструктуры теплоснабжения. По оценкам экспертов, исходя из существующего возраста российских сетей для того, чтобы выйти из зоны риска и за 15-20 лет достичь среднего возраста, равного возрасту теплосетей в других странах, необходимы темпы годового обновления сетей на 3-4%. Однако существующие темпы по факту не превышают 1-1,5% в год от общей протяженности, что является весьма оптимистичной экспертной оценкой, а плановый ремонт практически уступил место аварийно-восстановительному. Это приводит к старению основных фондов и негативно влияет на уровень безопасности при эксплуатации энергохозяйств в зимних условиях. Количество аварий в тепловых сетях ежегодно растет и кратно превышает показатели аналогичных систем в других странах, – констатируют в Фонде энергетического развития.
Как подчеркивают эксперты Фонда энергетического развития, в настоящее время тепловая энергетика России функционирует фактически без какой-либо системы долгосрочного планирования своего развития. Регулирование данной сферы отнесено в основном к полномочиям муниципальных властей, которые оказались в большинстве случаев не в состоянии принимать стратегические решения, довольствуясь лишь краткосрочными задачами по сдерживанию роста тарифов.
В итоге сам тариф на тепло не долгосрочный и не предсказуемый для потребителя, при этом бизнес теплоснабжения убыточен.
«Нет единого центра ответственности: перед потребителем в итоге никто не отвечает за качество и надежность», – констатировали эксперты Фонда».
А вот материал, в котором звучит конкретный прогноз нашего будущего: «На сегодняшний день 60 % оборудования по всей стране является полностью непригодным к эксплуатации, а для его замены необходимо увеличить тарифы на энергоносители минимум в два раза. Только за последнюю зиму количество аварий на теплосетях увеличилось на 12%. По самым скромным подсчётам аналитиков, при сохранении таких темпов, уже к 2020 году Россия может полностью остаться без отопления зимой».
В заключение такие данные:

— За годы правления Путина жилищно-коммунальные тарифы выросли в 20 раз, опережая в полтора раза рост доходов граждан и в четыре раза инфляцию (Доклад «Коммунильные тарифы. Путин и Газпром». (http://kprf-kchr.ru))
— Долги по квартплате россиян выросли за год на 18 млрд рублей.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора