О текущем розничном спросе

Александр Лежава Общество 43
Фото отсюда

Завершился июль, и хотя лето обычно характеризуется затишьем на рынке драгоценных металлов, в 2020 году этого не наблюдалось. Цена на золото уверенно устанавливает новые исторические максимумы во всех валютах, а серебро активно бросилось вдогонку за своим старшим братом.

Розничный спрос на монеты из драгоценных металлов, несмотря на все ограничения и проблемы, вызванные карантинами и закрытиями границ, остается на высоком уровне. И он существенно выше, чем в прошлом году.

Прежде всего это относится, конечно, к золоту. По данным Монетного двора США, в июле он поставил своим первичным дилерам 115,5 тысяч унций золотых «орлов». Это второй результат за этот год. Больше было только в марте (151.5 тысяча унций). По сравнению с июнем текущего года (44 тысячи унций) спрос на желтый металл у розничных инвесторов вырос в 2,625 раза.

Сравнение с результатами июля прошлого года (5500 унций) выглядит еще более впечатляюще. Рост спроса в 21 раз. Вновь подтверждается старая истина: пока желтый металл стоит относительно недорого, он мало кому нужен. Но как только его цена начинает расти, количество желающих его купить начинает расти еще быстрее.

Обычно такие товары называют «товаром Гиффена» по имени английского экономиста Роберта Гиффена жившего в XIX – начале ХХ века. Принято считать, что товарами Гиффена являются малоценные товары, занимающие в потребительском бюджете значительное место и не имеющие равнозначного товара-заменителя. Считается также, что ценных товаров Гиффена не бывает. Однако практический опыт – на примере физического золота, которое дешевым товаром явно не назовешь – наглядно демонстрирует обратное. А практика, как известно, критерий истины.

Кто-нибудь скажет, что автор не прав, а повышение спроса при росте цены для дорогих предметов роскоши описывает эффект Веблена. Представляется, что такое мнение будет ошибочным, поскольку данный эффект отражает демонстративное потребление, возникающее при потреблении благ, недоступных для большинства обычных потребителей в связи с их высокой ценой, или стремление кого-либо продемонстрировать свою исключительность тем, что может позволить подобное.

Ни то, ни другое, присущее эффекту Веблена, к текущему розничному спросу на драгоценные металлы никак не относится. Бегство в качество – твердые обеспеченные деньги, в роли которых традиционно выступали физические драгоценные металлы – вряд ли можно сравнивать с прикуриванием сигареты от 5000-рублевой или 100-долларовой бумажки. Этим кратким экскурсом в вопросы экономических теорий мы несколько отвлеклись от более земной и гораздо более важной для обычных людей темы – спросе на драгоценные металлы.

В прошедшем июле основной упор розничного спроса был сконцентрирован на золоте. Вполне возможно, что в связи с ростом его цены в начале августа до новых исторических максимумов во всех валютах спрос на него в этом месяце по вполне объективным причинам может вырасти еще больше. Насколько полно он будет удовлетворен, будет зависеть от наличия сырья на монетных дворах разных стран. С учетом того, что на довольно узкий рынок драгоценных металлов стали выходить крупные игроки, которые лишь подхлестывают рост цен на золото и серебро, вскоре может оказаться, что для подавляющего большинства розничных покупателей эти рынки – в первую очередь рынок золота – могут оказаться недоступными. Слишком дорогими для них станут драгоценные металлы.

Что касается спроса на серебро, то в июле монетным двором было реализовано 1,0845 миллиона унций «орлов». Это хотя и относительно немного, но пока является четвертым результатом за этот год. По сравнению с июнем текущего года (1,378 млн.унций) и июлем 2019 года (1,24 млн.унций) розничные продажи в июле 2020 года снизились на 21,2% и 12,5% соответственно. Интерес почтеннейшей публики в июле был сосредоточен прежде всего на золоте. Опыт прошлых лет подсказывает, что очередь бурного роста спроса на серебро может быть впереди.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора