ЭПИДЕМИЯ-2019. ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ

Павел Кухмиров Общество 58

Нечасто я пишу в жанре кинематографической рецензии. Происходит это примерно один раз в год и то по особым случаям. А уж в том, что касается сериалов — так и вовсе я ранее не касался этой темы никогда. Но иногда бывают случаи, при которых ты совершенно случайно смотришь что-либо просто ради того, чтобы убить время, и вдруг натыкаешься на нечто неожиданное, действительно достойное внимания. И оказывающееся куда глубже, чем могло бы показаться на первый взгляд. А иногда даже значительно глубже, чем это подразумевалось авторами. Да, и такое тоже иногда происходит: когда создатели того или иного кинематографического попкорна неожиданно для самих себя копают на полную глубину. Именно это, на мой взгляд, случилось с сериалом «Эпидемия», о котором далее пойдёт речь.

Сериал «Эпидемия» прошёл незамеченным. Я сам узнал о нём совершенно случайно и записал себе в просмотровый список, что называется, на всякий случай. Причём сделал это ещё до Нового Года и всего, что за ним последовало. В том, что на сериал никто не обратил внимания, нет ничего удивительного. Он вышел в середине ноября прошлого года ещё до начала нынешних событий. Когда у народа голова была забита совершенно иными вещами, а та самая китайская летучая мышь была ещё жива и отлично себя чувствовала. Более того, его премьера состоялась на одной из онлайн-платформ. Которыми у нас пользуется не сказать, чтоб сколь-нибудь серьёзная часть населения. А жаль. Ведь выйди он на экраны всего какими-то двумя месяцами позже — быть может, стал бы хитом сезона. Потому что о его теме исчерпывающе говорит его название. Кто ж знал, что всего через месяц после окончания новогодних праздников она станет самой актуальной на планете.

Чем же сериал так интересен? Чем он лично меня настолько впечатлил? Нет, не тем, что это апокалиптический фильм на злободневную тему. Отнюдь. В таком случае он был бы просто крепко сбитым проходным вариантом времяпровождения. Но дело в том, что в сериале очень точно составлен анамнез современного общества, государства и человека, из которого всё это состоит. По сути, проведена была их вивисекция. Причём повторюсь: я совершенно не уверен в том, что авторы задумывали именно это. Но получилось у них именно так. И глядя на происходящее на экране с точки зрения нынешней ситуации ты ощущаешь откровенную жуть. Особенно с учётом того, что сериал показывает всё максимально жёстко, максимально выпукло и максимально адскими красками.

О сюжете говорить не имеет смысла. Он достаточно банален: вдруг откуда ни возьмись появился некий вирус, который буквально захлестнул мир и нашу богоспасаемую Родину в том числе. Он действует куда более люто, чем коронавирус и по гибельности больше напоминает Чёрную Смерть. Волею судеб оказавшиеся вместе люди пытаются спастись, добравшись до укрытия: удалённого от людей и никому не известного домика на уединённом карельском озере. Вокруг этого всё и строится. Если о чём и имеет смысл говорить, так это о том, какие картины проносятся вокруг них. Увиденное мной в восьми часовых сериях фильма я разделил бы на три блока, уже упомянутых выше: государство, общество и человек. Итак, что же происходит с ними?

Государство. Предельно точно показанное современное образование. Которое вместо того, чтобы оперативно реагировать на саму проблему, долгое время банально манипулирует информацией, скрывая происходящее или же существенно приуменьшая опасность и масштабы бедствия. И знаете: оно ведь так делает только потому, что привыкло поступать подобным образом. Это государство тотальной имитации. Государство-голограмма. Которое уже очень давно в реальности не занимается ничем и никем, кроме себя. Оно долгие годы «оптимизировало» и «сокращало» всё, что могло. В итоге мор приходит в крупные города внезапно и к нему оказывается никто не готов. Включая и само это государство. Которое судорожно пытается компенсировать свою неготовность и неспособность в принципе среагировать на такой степени серьёзный вызов грубой физической силой. Оно в рекордно короткие сроки отбрасывает всё, что гарантирует гражданам хоть какую-то защиту и хоть какие-то права и за считанные дни проваливается в фашизм.

Всё решать начинают потерявшие берега силовики. Которые отчего-то оказываются абсолютно морально готовы к любой степени расчеловечивания. Показательна сцена, когда заболевшую девочку поливают чем-то серым из шланга и потом выясняется, что это не дезинфектик — это несмываемая краска. Больных не собираются лечить — их метят. Просто чтобы никуда не делись. А затем и вовсе начинают «чистить». Сначала целыми больницами. Потом целыми населёнными пунктами. И глядя на то, как от «либерального государства» с «правами человека» и всей подобной современной ерундой всего за пару недель всё скатывается к ситуации, способной напугать даже Пол Пота, ты почему-то веришь.

Общество. Оно максимально атомизировано. В нём любое единство отсутствует в принципе. Каждый сам за себя. И ты этому не удивляешься: за минувшие несколько десятилетий в данном обществе воспитывали именно такие качества. Весь этот песок держался вместе только под сенью полицейской дубинки. Разобщённым стадом управлять легче, это понятно. Но дубинка исчезла. И мрак рухнул на это общество тоже буквально в считанные дни. Произошло мгновенное падение в дикость. Никакой самоорганизации. Никакой кооперации для борьбы с бедствием. Разлетевшиеся человеческие атомы время от времени сбиваются в стаи и это максимум. И, знаете…

Что может быть страшнее вчерашнего «современного», «городского», «креативного» гражданина, который одичал? Ничего. Это такое животное, с каким не сравнится ни один людоед из Папуа – Новой Гвинеи. Кстати, о людоедстве: оно начинается уже дней через десять. Когда же с некоторым запоздание перезагрузка и переформатирование бывшего современного общества всё же начинается (это неизбежно — человек есть коллективное животное), то первое, что это новое, нарождающееся общество делает — отпадает от государства. От того самого, которое всего парой недель раньше тотально доминировало над этим обществом. Отпадает, просто начиная убивать его представителей. Тех, которые приезжают «чистить». И ты понимаешь, что те самые потерявшие берега силовики — больше не власть. Расторжение общественного договора выглядит именно так.

Люди. А вот это самое скорбное зрелище из всех. Максимально безжалостно показаны современные типажи нашего городского человейника. И то, во что выливается их поведение в условиях крайних испытаний. Истеричные бабы, которых никто никогда не ставил на место, привыкшие к тотальной безнаказанности, устраивают истерики посреди апокалипсиса, пытаясь с их помощью манипулировать мужчинами, и тем самым лишь вносят дезорганизацию в группу выживающих людей. Им абсолютно наплевать на то, что всё происходит в условиях прямой и непосредственной угрозы жизни всех.

Невоспитанные дети, не наученные слушать взрослых, ведущие себя предельно инфантильно и своими действиями подставляющие всех. Те самые «сыночки-корзиночки», которых не позволяли наказывать их долбанутые мамаши. Они ж ведь у нас нынче через одного «дети-индиго», не иначе. И абсолютно бесхребетные мужики, в принципе не способные ни одёрнуть своих баб, ни дисциплинировать своих детей. Те самые «олени», о которых в последнее время так часто говорят. Не служившие в армии, привыкшие считать себя пупом земли, но выглядящие запредельно жалко. Даже те из них, кто пользует образ «брутального быдла».

Единственный хоть сколь-нибудь вызывающий симпатию главный герой там — это парнишка, страдающий синдромом Аспергера. Поразительно, но этот паренёк с нарушением психического развития — единственный, кто ведёт себя, как мужчина. Причём с самого начала. Остальные начинают хоть минимально приходить в чувства только ближе к последней серии. Когда страны и мира уже фактически нет.

Отдельный момент: скорость потери человеческого облика и утраты человечности в принципе. Я уже говорил, с какой скоростью всё доходит до людоедства. Но самое страшное: когда ближе к концу один из главных героев разговаривает с таким людоедом, ты осознаёшь — а ведь этот бывший «менеджер среднего звена» отнюдь не патологический монстр. И выбор, который он сделал в той ситуации, в современном обществе сделают многие. Слишком многие. И вот глядя на все эти типажи, ты тоже им веришь. Потому что понимаешь: именно они и составляют нынешнее подавляющее большинство. Что, кстати, подтверждается происходящим в ходе уже настоящей эпидемии, прямо сейчас развернувшейся за нашими самоизолированными окнами. И ты понимаешь, что в случае реальной опасности происходить будет именно это. То, что показано в сериале.

В результате, доходя до финала, ты ловишь себя на мысли, что начинаешь симпатизировать эпидемии. Увиденное тобой — итог современного общества. Которое надо сносить под корень просто чтобы выжить. Как цивилизации. А, возможно, и как биологическому виду. Посмотрев всё это я и такого не исключаю.

Сериал и показанное в нём — это жирная черта под эпохой. Нашей. Финал у него, кстати, открыт — вероятно, подразумевался второй сезон. Тогда. Ещё до того, как настоящее моровое поветрие пришло в настоящие города. Будет ли теперь снято продолжение? Не знаю. По крайней мере, съёмки в нынешней ситуации вряд ли кто-то будет проводить. Но вот потом всё возможно. Тем более, что фактического материала у граждан авторов будет хоть отбавляй. С другой стороны, как бы запредельная жёсткость художественного фильма не оказалась воспоминанием о будущем. Ведь нынешняя эпидемия, хоть и раскручивается значительно медленнее показанной в сериале, всё же не известно, куда в итоге прикатится. А что будет происходить при крайнем сценарии развития событий я, к сожалению, только что увидел.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора