E.Z.L.N.

Канал «Аксиома» Политика 725

 

       Сапатистская армия национального освобождения (исп. Ejército Zapatista de Liberación Nacional) — национальноосвободительное движение в Мексике.     

       Название движения происходит от имени генерала Эмилиано Сапаты — героя Мексиканской революции 1910—1920-х годов.

       Идеология САНО — это отражение либертарного социализма, во многом похожего на анархизм и либертарный марксизм. САНО отвергло и бросило вызов политической классификации. Социальная опора движения — бедные индейцыкрестьяне. Сапатисты требуют конституционного закрепления прав коренных народов Мексики, выступают против проведения неолиберальных реформ в Латинской Америке, ратификации договора НАФТА, принятия законов, разрешающих куплю-продажу крестьянских общинных земель.

       Поскольку мексиканская армия отразила их восстание в 1994, САНО воздержалась от применения оружия и приняла новую стратегию, пытаясь заручиться мексиканской и международной поддержкой. С помощью интернет-кампаний, САНО успешно распространило по миру информацию о своем бедственном положении и намерениях. Это изменение в тактике принесло САНО большую поддержку от различных НПО. Сапатисты добились документально подтвержденных улучшений в штате Чьяпас в области гендерного равенства и общественного здравоохранения, хотя они по-прежнему не могут установить политическую автономию для своей провинции.

        «Мы не хотим навязать наши решения силой, мы хотим создать демократическое пространство. Мы не рассматриваем вооруженную борьбу в классическом смысле предыдущих партизанских войн как единственный способ и всемогущую истину, вокруг которой все организовано. Во время войны все решает не военное противостояние, а политика, вот что на кону. Мы не шли на войну, чтобы убивать или быть убитыми. Мы шли на войну, чтобы нас услышали.»

        Субкоманданте Маркос

        Идеология сапатистского движения, сапатизм, объединяет традиционные верования майя с либертарным социализмом, анархизмом и марксизмом. В сапатизме видно историческое влияние мексиканских анархистов и различных латиноамериканских социалистов, субкоманданте Маркос внес явно марксистский элемент в движение.

         Необычным шагом для любой революционной организации стали документы, опубликованные САНО до первого восстания в 1994 году, они прямо определили право народа на сопротивление любым несправедливым действиям САНО. Они также определили право народа:

        «Требовать, чтобы революционные вооруженные силы не вмешивались в дела гражданского порядка или распоряжение капиталом, связанным с сельским хозяйством, торговлей, финансами и промышленностью, так как это является исключительной прерогативой гражданских властей, избранных свободно и всенародно. Люди должны покупать и хранить оружие, чтобы защищать себя, семьи и имущество в соответствии с законом о распоряжении капиталом ферм, торговли, финансов и промышленности против вооруженных нападений революционных сил или правительства.»

        История движения:

          17 ноября 1983 года происходит создание Сапатистской армии национального освобождения немногочисленной группой политических активистов из различных организаций, придерживавшихся революционных теорий Че Гевары. Некоторое время спустя САНО установила контакты с самоуправляющимися индейскими общинами, которые обратились к партизанам с просьбой взять на себя функции по их защите от нападений «белых гвардий» латифундистов и обучить их военному делу в обмен на питание и обеспечение товарами первой необходимости. Одним из основателей партизанского очага был Сесар Яньес, «лицом» САНО становится субкоманданте Маркос, а символом женского крыла организации — команданте Рамона. К 1992 году численность регулярных сил Сапатистской армии вырастает до нескольких тысяч бойцов.

                   

               Сапатист играет на гитарроне.

             1 января 1994 года в южном, граничащим с Гватемалой штате Чьяпас (который в то время являлся беднейшим штатом Мексики) началось вооружённое восстание, в котором приняли участие до 4 тыс. сапатистов. Против повстанцев применялась авиация. На улицы Мехико и других городов страны стихийно вышли сотни тысяч людей, требуя от правительства прекращения боевых действий и начала переговоров. По состоянию на 12 января, когда боевые действия были прекращены в связи с началом переговоров, сапатисты контролировали около 20 % территории штата Чьяпас, а общее количество погибших в конфликте составило 140 человек.

             В октябре 1995 года в Мехико правительственными силами был арестован один из руководителей САНО, Fernando Yáñez Muñoz («Comandante German»). Он стал самым высокопоставленным лицом из всех повстанцев САНО, арестованных и захваченных правительственными силами с начала восстания в штате Чьяпас.

               Первоначальная цель сапатистов заключалась в разжигании революции по всей Мексике. Но этого не произошло, и они использовали восстание в качестве платформы, чтобы привлечь внимание мировой общественности к их движению против подписания соглашения NAFTA, которое, как считала САНО, увеличило разрыв между богатыми и бедными людьми в штате Чьяпас — последующие события показали, что сапатисты были правы. САНО также призвала к большей демократизации мексиканского правительства, которое было под контролем Институционно-революционной партии (ИРП) в течение 65 лет, и к земельной реформе.

                В течение 1995 года в несколько этапов прошли длительные переговоры с властями. В конечном итоге, САНО и федеральным правительством были подписаны первые «соглашения Сан-Андреса», предполагающие изменение конституции Мексики и признание в ней прав и культуры индейских народов, а также права на автономию и самоуправление индейских общин и населяемых ими территорий. Соглашения так и остались на бумаге, и их существование просто игнорируется нынешними властями.

                1 января 1996 года создан Сапатистский фронт национального освобождения — общенациональная гражданская организация, выступающая с теми же требованиями, что и САНО, но легально и без оружия.

                 В 1996—2005 годах сапатисты проводят многочисленные «консультации» с гражданским обществом Мексики и ненасильственные акции давления на правительство с целью выполнения договоренностей Сан-Андреса. Сапатистский фронт национального освобождения распущен 23 ноября 2005 года.

                   В мае 2002 года на свободу вышли три активиста САНО (Rafael López Satis, Gustavo Estrada и Alejandro Méndez) — участники восстания 1994 года, арестованные правительственными силами и приговорённые к 8-летнему тюремному заключению.

                 Активисты САНО неоднократно выступали против присутствия в Мексике и в штате Чьяпас предпринимателей из США и осуществления ими предпринимательской деятельности. В рамках этой деятельности, в середине декабря 2002 года в штате Чьяпас они инициировали блокаду дорог на ранчо «Эсмеральда» (guest rancho Esmeralda), владельцами которого являлись граждане США (Ellen Jones и Glen Wersch) и которое использовалось в качестве места отдыха для туристов из США. После начала блокады владельцы ранчо перебрались в город, оставив поместье на попечение слуг. 28 февраля 2003 года около 100 жителей селения Нуэво Иерусалим (Nuevo Jerusalem) заняли ранчо, не применяя силы к двум остававшимся здесь слугам, прибывшая на место происшествия полиция им не противодействовала.

                28 июня 2005 года сапатисты представили Шестую Декларацию Лакандонских джунглей, объявив Мексике и миру свои устои и мировоззрение. Декларация вновь заявляет о поддержке коренных народов, которые составляют примерно треть населения Чьяпаса, и расширяет это понятие, включая в него «всех эксплуатируемых и обездоленных Мексики». Она также выражает сочувствие САНО к международному движению альтер-глобалистов и предлагает материальную помощь им на Кубе, Боливии, Эквадоре и других странах, с которыми они делают общее дело. Декларация заканчивается призывом ко всем, кто больше уважает человечество, чем деньги, присоединиться к сапатистам в борьбе за социальную справедливость в Мексике и за рубежом. Декларация призывает к альтернативной национальной кампании («Иной Кампании») вместо президентской избирательной кампании. В рамках подготовки к этой кампании, сапатисты пригласили на свою землю более 600 национальных левых организаций, представителей коренных народов и неправительственных организаций для того, чтобы в серии двухнедельных встреч выслушать их претензии по правам человека. Встречи завершились на пленарном заседании 16 сентября, в день, когда Мексика празднует свою независимость от Испании. На этой встрече субкоманданте Маркос просил организации официально присоединиться к Шестой Декларации, и подробно рассказал о шестимесячной поездке сапатистов по всему 31 штату Мексики, которая прошла одновременно с избирательной кампанией, начатой в января 2006 года.

            В начале 2006 года был проведён марш сапатистов по всем 32 регионам страны. Акция проводится в рамках «Иной кампании», которая, по мысли сапатистов, должна дать мексиканцам отличную от предложенной официальными партиями.

           С самого начала САНО ставила на первое место связь с остальной частью Мексики и всем миром. САНО использовала современные технологии, включая сотовые телефоны и Интернет, для создания международной солидарности с сочувствующими людьми и организациями. Хорошо известно, что рэп-рок группа Rage Against the Machine поддерживает САНО, используя красную звезду в качестве фона на своих концертах, и часто рассказывает во время концертов о том, что сейчас происходит с САНО. В результате, небольшие группы активистов нападают на президента Мексики во время его поездок за границу по поводу «ситуации в Чьяпасе». Сапатисты занимают видное место в текстах Rage Against the Machine, а именно в «People of the Sun», «Wind Below», «Zapata’s Blood» и «War Within a Breath».

            Основная идея сапатистов — через новые СМИ общаться и создавать всеобщую солидарность в Мексике и во всем мире. Примером использования новых медиа-технологий может послужить Chiapas Media Project.

        «Революция в общении серьезно изменила „баланс сил“ от СМИ к аудитории». Это позволило сапатистской идеи расцвести, открывая новые каналы и предоставляя мощный форум для политического участия граждан в беспрецедентных масштабах. «Цифровые, сетевые СМИ позволяют проводить моментальную, разнообразную, двустороннюю связь между пользователями, которые имеют теперь больше контроля и больше выбора», поскольку они становятся одновременно пользователями, производителями и объектами социальных изменений.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора