В России четвертый день бастуют таксисты. Но им верят не все, а агрегаторы не идут на уступки

Игорь Пушкарев Ольга Балюк Общество 45
Водители протестуют сразу против всех агрегаторов Яромир Романов / Znak.com
«Водители не могут возить по тарифам, которые ниже себестоимости в два раза».

В России четвертый день проходит акция протеста таксистов против низких цен, установленных агрегаторами: в час пик некоторые водители перестают принимать заказы. В отличие от протеста дальнобойщиков, водители такси не проводят митинги и пикеты. Для пассажиров в большинстве регионов протест водителей остался почти незамеченным — цены на поездки в агрегаторах остаются прежними, а компании утверждают, что заметили только рост количества заказов. В СМИ, телеграм-каналах и соцсетях за эти дни появилось большое количество публикаций о том, что протесты таксистов — искусственные и являются часть войны между агрегаторами, а также онлайн- и офлайн-перевозчиками. Znak.com удалось найти в Екатеринбурге водителей, действительно участвующих в бойкоте агрегаторов. Они считают, что протест будет иметь не сиюминутный результат, а решит проблему в будущем. Эксперт в сфере такси считает, что протест реален и назревал минимум последние полгода.

Всероссийская акция протеста водителей началась 3 декабря. Как было задекларировано в группе «Союзное объединение водителей такси» в соцсети «ВКонтакте», в которой состоят таксисты из Екатеринбурга, водители выступают против того, что агрегаторы забирают себе до 30% выручки и зарабатывать становится «все тяжелее». Таксисты требуют отменить фиксированный тариф, ввести тариф по счетчику (время плюс километраж), ввести цену на поездки в аэропорт от 600 рублей по эконом-тарифу, а также снизить комиссию агрегаторов. Суть акции в том, что с 3 по 6 декабря водители обещали в час пик нажать в приложении кнопку «Занято» и не брать заказы в центре города.

Как подтвердил Znak.com таксист из Екатеринбурга Денис Филатов (фамилия изменена по просьбе мужчины, настоящая известна редакции), водители требуют от агрегаторов повысить минимальную стоимость поездки примерно до 160-170 рублей, отказаться от фиксированной стоимости поездки, а ввести тариф по счетчику, а также снизить комиссию агрегатора, которая сейчас составляет 20% со 100 рублей.

По его словам, никакого лидера у протеста нет. Так сложилось, что Филатов стал одним из публичных лиц протеста, потому что у него есть видеоблог на YouTube, но посвященную протесту группу в соцсети «ВКонтакте» основал не он. По его словам, акция таксистов не централизованная, даже в Москве водители самоорганизуются, информация передается через чаты и «сарафанное радио». По этой причине нет единой статистики по городам об участниках акции, во всех городах таксисты действуют разными способами. Например, в Москве, по информации СМИ, якобы были случаи, когда кого-то заставляли участвовать в протесте специально и даже били. Но в Екатеринбурге, по его словам, ничего подобного не было.

Денис — один из немногих водителей, которые выступают в соцсетях открыто, не пряча лицо и имя. Большая часть водителей сидит в чатах анонимно. «Есть водители, которые работают на арендных машинах и машинах таксопарков, они боятся. Многие напуганы тем, что может быть преследование со стороны правоохранительных органов», — объясняет он сложившуюся ситуацию.

По этой же причине водители не выходят на митинг или пикет, как это делали, например, дальнобойщики, протестовавшие против системы «Платон».

«[Не выходить на акции] — абсолютно сознательное решение. Были провокационные, с нашей точки зрения, предложения — давайте выйдем на массовую акцию. В некоторых регионах прошли согласованные митинги, но мы в Екатеринбурге не успели это оформить официально. Люди решили не выходить в виде бойкота, чтобы не было привлечений полицией», — рассказал Филатов.

По словам таксиста, в ближайшее время водители в Екатеринбурге подведут итоги акции и, скорее всего, продолжат проводить ее в часы пик и после 6 декабря. В своих видео Денис говорит, что не надо ждать быстрых результатов протеста, скорее всего, результат будет в будущем.

Достоверно подсчитать, сколько водителей принимают участие в акции, невозможно. По словам Дениса Филатова, в протесте участвуют около сотни водителей, которые в часы пик не принимают заказы. В чате таксистов в Telegram состоит 75 человек, из которых активно пишут примерно 20 человек. В группе «ВКонтакте» состоят 546 человек, там пишут много комментариев, есть в том числе сообщения с реальных страниц с персональной информацией. В агрегаторах «Яндекс», Uber и «Ситимобил», которые проверил Znak.com, в часы пик стоимость поездок не менялась.

Сами агрегаторы утверждают, что никакой акции не существует.

«Мы не получали каких-либо обращений от водителей и таксопарков, и у нас нет данных, что люди, выступающие якобы от лица водителей, вообще сотрудничают с сервисом „Яндекс.Такси“.

Более того, количество водителей на линии растет, их в среднем на 5-10% больше, чем месяц ранее. Это легко объяснить, так как для таксистов декабрь самый „прибыльный“ месяц в году. Кроме того, по мере наступления холодов растет и спрос на такси. Сервис работает в штатном режиме», — сказали в пресс-службе «Яндекс.Такси».

То же самое сказали в пресс-службе компании «Максим». «Сервис „Максим“ работает в штатном режиме. Заказы выполняются. Количество перевозчиков, которые сотрудничают с нашим сервисом, увеличивается. У нашего сервиса низкая, от 10% до 12%, комиссия, которая делает работу водителей выгоднее. Кроме того, „Максим“ включил аукцион при заказе такси. Теперь непосредственно водители могут предлагать пассажирам свою цену поездки. Аукцион не заменяет, а дополняет привычную систему фиксированных цен на поездки. Такая возможность помогает ускорить для пассажира подачу автомобиля в ситуации, когда цена заказа не соответствует ожиданию водителей по причине их отдаленности от адреса подачи, большого спроса в данный момент или каких-то других особенностей, которые система не может учесть при первоначальном расчете цены. И это тоже выгодно и удобно водителям», — прокомментировал ситуацию пресс-секретарь сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников. Он также выразил удивление, что идея забастовки появилась с декабре, так как «это месяц наибольшего спроса на такси» и «водители не станут упускать возможности хорошо заработать». «Люди идут в такси зарабатывать, а не простаивать в ожидании неизвестно чего», — подчеркнул Стенников.

Между тем за прошедшие дни в региональных СМИ появилось большое количество публикаций о том, что акция протеста таксистов является срежиссированной. Высказывались также мнения, что «протест» является либо борьбой агрегаторов друг с другом, либо борьбой офлайн-компаний с онлайн-конкурентами. Такое же мнение высказал анонимно уральский предприниматель, работающий в сфере таксомоторных услуг, который считает, что все акции проходят только в чатах и СМИ. «В реальности не происходит ничего такого. Если не устраивают условия сотрудничества в одной компании, водители легко переключаются на другие сервисы заказа такси и продолжают работать», — говорит он.

Таксист Денис Филатов считает эти сообщения кампанией по дискредитации протеста. Такого же мнения придерживается владелец группы «Союзное Объединение Водителей Такси» в ВК, который не представился Znak.com. «Что бы мы вам сейчас ни сказали по поводу того, отразилась ли акция как-то на агрегаторах, они все равно будут утверждать, что ничего не заметили. Сами агрегаторы используют такой вид борьбы с бойкотом, как вбросы, их ресурсы гораздо мощнее наших, был вброс, что мы делаем фейк-заказы и угрожаем водителям, которые не присоединились. Все это является откровенной ложью, пусть приведут доказательства», — написал он в сообщении.

Представитель Общественного совета по развитию такси в регионах России по УрФО, бывший замминистра транспорта Свердловской области Владимир Герасименко считает, что протест таксистов реален. Более того, он говорит, что протест зрел уже последние полгода и претензии таксистов абсолютно справедливы. По его словам, забастовкой происходящее назвать нельзя, потому что у водителей нет единого лидера и профсоюза, а в акциях принимают участие в основном водители, работающие вне таксопарков.

«Агрегаторы — хорошая вещь, они сделали такси более доступным. Но они стали устанавливать тарифы, не считаясь ни с затратами на прохождение ТО, медконтроля, ни с затратами на механика, на то, что нужны средства, чтобы поддерживать автомобиль в техническом состоянии, оформлять ОСАГО.

Никто не стал считаться со стороны агрегаторов с реальными затратами, которые несут таксомоторные компании. Водители не могут возить по тарифам, которые ниже себестоимости перевозки в два раза», — сказал Герасименко Znak.com.

По его словам, агрегаторы декларируют среднюю зарплату таксиста в 55 тыс. рублей, но такие деньги получают водители, работающие иногда по 20 часов в день, которые спят в машине. В результате, по данным ГИБДД, число ДТП с участием такси в 2019 году увеличилось на 70%. «Никто не следит за режимом труда и отдыха. Отсюда накопилась огромная негативная составляющая. Они выражают справедливое недовольство — дайте им 55 тыс. за 10-часовой рабочий день. Это как в бюджетной сфере: средняя зарплата декларируется одна, но на самом деле ставка в два раза меньше, а врачи и учителя работают на полторы-две ставки. Отсюда издержки с хамством, экономией. Водители стали выражать справедливое недовольство», — говорит он.

По словам Герасименко, решить проблему можно, если государство самостоятельно установит минимальную стоимость одного километра поездки на такси или минимальный тариф, либо если агрегаторы согласятся сесть за стол переговоров.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора