Как в Китае: частные компании России смогут следить за гражданами

thebell Общество 43

К 2023 году в России разработают новую единую платформу для сбора и хранения всех личных данных россиян. Доступ к ней получат операторы связи, страховщики и банкиры. Предполагается также обязательная установка отечественного антивируса на все компьютеры. Наряду с удобствами для граждан это шаг к тотальному контролю государства и корпораций над ними, который уже стал реальностью в Китае.

К 2023 году у каждого россиянина появится «цифровой профиль» с полной информацией о нем из всех государственных реестров. Платформа будет использоваться и для передачи данных коммерческим компаниям, начиная с банков, которые будут с ее помощью оценивать заемщиков.

Инфраструктура для платформы «Цифровой профиль» должна быть разработана к декабрю 2023 года, говорится в одобренном правительством 17 сентября паспорте нацпрограммы «Цифровая экономика», с которым ознакомился РБК. Разрабатывать платформу будут Минкомсвязь, Банк России, ПАО «Ростелеком» и Аналитический центр при правительстве.

Как поясняют источники РБК, речь идет о полном метапрофиле гражданина — своде юридически значимых записей в электронных госреестрах (например, о недвижимости или налогах). Профиль даст гражданам возможность видеть исчерпывающую информацию о себе на портале госуслуг, ведомствам — предлагать ему услуги исходя из актуальной информации, а коммерческим компаниям — с согласия человека получать доступ к его верифицированным данным, например, банкам — о заемщике.

«Пока речь идет только о коммерческих банках, которым могут потребоваться дополнительные данные о человеке, когда он, например, хочет взять кредит. В будущем перечень организаций, которым откроют доступ, будет расширен», — сказал РБК один из разработчиков проекта, директор офиса «Цифровая идентичность» «Ростелекома» Иван Беров.

Для обработки данных из «Цифрового профиля» коммерческим компаниям придется запрашивать согласие гражданина на доступ к информации при каждом обращении, говорят разработчики проекта. Но сейчас крупные телеком-операторы лоббируют поправки в законодательство, которые позволят им, единожды получив согласие пользователя на работу с его персональными данными, передавать их на обработку сторонним компаниям без уведомления гражданина. Далеко не факт, что эти поправки будут приняты и тем более — что они позволят операторам связи передавать данные из госреестров, но четкой информации о том, как будут организованы доступ коммерческих компаний к данным «Цифрового профиля» и их защита, нет.

Практически все сервисы, работающие с данными пользователей, можно отнести к «технологиям двойного назначения», отмечает в связи с этим Republic. Одна, обычно основная цель – оказание услуги наиболее удобно и эффективно, повышение её качества и удовлетворённости потребителя. Другая – формирование информационного неравенства и создание разных форм цифровой дискриминации. Это может быть дискриминация на уровне государства, с внедрением механизмов социальных рейтингов, как это делается в Китае, а может быть дискриминация коммерческая – с дифференцированными тарифами на медицинскую страховку, полеты, поездки на такси и многое другое в зависимости от уровня дохода и «токсичности» клиента.

Сейчас на главной
Статьи по теме