Эксперты дали неутешительный прогноз по разблокировке Суэцкого канала. Севший на мель огромный контейнеровоз, который полностью перекрыл движение по каналу, вероятно, удастся сдвинуть с места не ранее, чем через несколько недель, заявил агентству Reuters глава компании Boksalis Питер Бедровски. Специалисты именно этой компании пытаются в настоящий момент снять судно Ever Given c мели.
Во вторник из-за пылевой бури экипаж гигантского контейнеровоза, направлявшегося из Китая в Роттердам, не справился с управлением, и судно застряло. Восемь буксиров, принадлежащих администрации канала, пытались вытащить Ever Given, но их мощностей не хватало. В настоящий момент привлеченные специалисты пытаются снять с корабля часть контейнеров, а также откачать с него воду и нефть, чтобы уменьшить его вес. Одновременно с этим при помощи взрывчатки спасатели пытаются очистить пространство вокруг корабля от песка и грязи.
Пока все усилия тщетны: судя по данным GPS, судно практически не сдвинулось с места. И, как оценивают эксперты, затор на крупнейшей морской артерии мира может серьезно повлиять на всю мировую торговлю.
Через Суэцкий канал проходит почти 12% объема торговли планеты. 30% мирового объема контейнеров проходят через канал ежедневно. Из-за затора корабли по обе стороны от канала вынуждены дрейфовать в море. Каждый день простоя Суэцкого канала обходится примерно в 9,6 млрд долларов. Если Питер Бедровски прав в своих прогнозах, транспортным компаниям придется отправить суда в обход, вокруг всего африканского континента, что добавит примерно неделю-две к пути. А это означает сорванные контракты, выплаты неустоек и долгие разбирательства в судах – независимо от причин, по которым произошла авария.
Больше всего эксперты переживают из-за нефти и нефтепродуктов, которые перевозятся танкерами по морю. По меньшей мере 16 танкеров с нефтепродуктами должны были пройти через канал еще вчера. А значит, это может повлиять на стоимость бензина и дизельного топлива. Застряла в Суэце и российская нефть: как сообщает РБК, стоимость попавших в пробку российских судов оценивается в 160 млн. долларов. Кстати, Россия – лидер по объему перевозок нефти через Суэцкий канал.
Еще вчера на фоне новостей из Суэцкого канала нефть марки Brent подорожала на лондонских торгах почти на 3%. Правда, затем нефтяные индексы поползли вниз: сказались новые ограничения сразу в нескольких странах из-за коронавируса. В перспективе нефтяной рынок может выровняться, а долгосрочного повышения (равно как и серьезного понижения) цен ожидать не стоит – правда, случится это только после того, как Суэцкий канал будет полностью разблокирован. Ну, и еще осталось дождаться апрельского решения стран ОПЕК о сохранении (скорее всего) прежних объемов добычи нефти.
Из-за пробки серьезно пострадал мировой рынок контейнерных перевозок, считают аналитики Wood Mackenzie. Глобальная торговля и так переживает непростые времена из-за эпидемии коронавируса, так еще и это. Контейнерные перевозки и без того рекордно подорожали, создав дефицит на многих рынках, в частности, на рынке микрочипов. Из-за этого сложности испытали сразу несколько крупнейших автопроизводителей, а в России, к примеру, поднялись цены на электронику и компьютерные комплектующие.
Для рядовых потребителей куда более важно то, что именно перевозят в контейнерах по морю. Как минимум, европейцы будут опечалены, узнав, что их посылки с AliExpress задержатся в пути на неопределенный срок. А эксперты предрекают, что из-за коллапса в Суэцком канале может сильно подорожать еще один «стратегический товар» — туалетная бумага. Дело в том, что сырье для ее производства, целлюлозу, доставляют как раз по морю, в контейнерах. Вполне вероятно, что задержки с доставкой сырья могут привести к серьезному росту цен и даже к дефициту туалетной бумаги, столь необходимой для существования человеческой цивилизации, что наглядно продемонстрировала эпидемия коронавируса. Хотя, России это, надеемся, не коснется — и свое имеется.
Авария на Суэцком канале показывает, насколько важны для мировой торговли надежные маршруты. И как важно диверсифицировать морские перевозки, чтобы всего одна случайная авария не привела к эффекту «бутылочного горлышка».
Впрочем, для России в этом есть один несомненный плюс. Эксперты сходятся во мнении, что Суэцкому каналу в глобальной перспективе необходима альтернатива. И России есть, что предложить мировой торговле. Северный морской путь – быстро (экономит до 13 дней и до 7 тыс. километров), надежно, и главное – никаких пиратов. Ну, а льды – во-первых, они, к сожалению, все-таки тают. Да и ледоколы у России имеются. Пока что Севморпути не хватает одного: трафика. Быть может, инцидент в Суэцком канале поможет это исправить.