Концепция цивилизационного генокода: цивилизации как живые системы

Вардан Эрнестович Багдасарян Степан Степанович Сулакшин Общество 46

На форумах, посвященных вопросам цивилизаций, как-то по умолчанию соглашаются, что цивилизационное построение структуры и развития человечества — это только безусловно положительные начала. Но если взглянуть глубже, то не во всем это так.

Для авторской концепции важны два утверждения:

− в цивилизациях издревле заложен экспансионистский потенциал;

− цивилизации устойчивы в своей идентичности.

Если первое из них, скорее, антиресурс для поиска современных решений задачи гармоничного развития человечества, то второе — самый настоящий и благодарный ресурс.

Что больше всего напоминают эти поведенческие и характериологические признаки? — Конечно, живые организмы! Именно живой организм нуждается в идентификации себе подобных для продолжения рода, функционально поддерживая суть собственного видового бытия. Именно живой организм претендует, вместе с тем, на пространство и подавление себе неподобных. И именно эти поведенческие свойства просматриваются в экспансионистской модели современной глобализации.

Однако заметим важнейшую вещь, к которой вернемся позднее. Такое поведение свойственно, прежде всего, организму биологическому, неодушевленному, неоразумленному, созданному не «по образу и подобию Божию». И такое поведение, бесспорно, не лучшая возможность для перспектив человеческого сосуществования. Выживание человечества возможно при акценте на социальную сторону его природы, отодвинутой от биологического и приближенной к разумному, нравственному началу.

Как в человеке борется добро и зло, биологические инстинкты и социальная ответственность (совесть), так и в цивилизациях надо видеть такой же разлом, столкновение цивилизационного экспансионистского инстинкта и социальной ответственности, коллективной нравственности. Какое начало победит — в этом и есть вызов для человечества. Именно здесь кроется ресурс цивилизационных перемен, нового издания древних особенностей цивилизаций, нового начала и перемен.

Допустим (для атеиста подчеркнем, что это только допущение), что на определенном этапе эволюции биообразцов жизни, с развитием мозга до некоей необходимой степени сложности оказалась возможной пересадка человеку разума (божественной эманации, если представлять, что Бог — это не мистически непознаваемое, а такое же явление материальной природы как и человек, но иного, высшего порядка и совершенно иного материального воплощения, несущего в себе Разум как таковой, чистый разум по Канту). В силу этого, судьба человека и человечества стала в смысле биологического выживания в соревновании видов более устойчивой и победительной. При таком допущении по этой логике можно допустить и следующее. Человеческое сообщество по мере своего развития, вероятно, может стать носителем высшего разума — коллективно, а не только индивидуально. Для этого сообщества его коммуникации, а, скорее всего, духовное восхождение — нравственность, коллективная совесть, — должны достичь, как когда-то мозг индивидуума, определенной степени развитости. В отличие от мозга индивидуума, правда, здесь речь должна идти о социальном развитии сообщества.

И тогда возникнет новый этап выживаемости человечества — уже не в борьбе видов живых существ, а в борьбе в космических координатах и с космического масштаба угрозами. При данном предположении роль цивилизаций как устойчивых сообществ в мегаисторическом процессе станет существенно более глубокой и, главное, скорее проецируемой в будущее, чем она является на сегодня — просто стадиальным отражением смены прошлых эпох модернити и т. п. Для технократических современников в этом предположеини, вероятно, уместна аналогия с ростом вычислительных мощностей (аналог интеллектуального потенциала) при переходе от персонального компьютера к сетям персональных компьютеров.

Что составляет парадигму цивилизационного существования? Религия? Ценности? Культура? Хозяйственный уклад? Географическая среда? Способ мышления? Стремление взять какой-либо один из компонентов за основу отражает непонимание феномена цивилизационного генотипа, является экстраполяцией на цивилизационный контекст парадигмы монистического анализа. Так, А. Д. Тойнби выстраивал цивилизации вокруг религиозного ядра и идентифицировал их по религиозной принадлежности [419]. Правильно ли это? Да — в определенном контексте определенного исследования, — но совершенно ясно, что неполно. В евразийской традиции цивилизационные типы соотносятся с геополитическими зонами (например, у П. Н. Савицкого с дихотомией «талассократической» и «теллурократической» парадигм)[420]. Ф.Бродель раскрывал категорию цивилизационности через дефиницию «мир-экономика», акцентируя внимание на хозяйственном измерении феномена цивилизаций [421]. По существу, речь шла не о цивилизациях как таковых, а о вариациях религиозных, хозяйственных, геополитических, аксиологических систем.

Цивилизации, в авторском понимании, это не только культурные различия народов, но и вырабатываемые тысячелетиями фундаментальные особенности жизни сообщества людей. В этом смысле можно говорить о социальных цивилизационно-ценностных генетических кодах, сходных, по существу, с биологическими кодами живых организмов. И если мы понимаем, что в биологическом случае генетические мутации приводят к уродствам и к гибели организма, то ровно так же попытки вторжения в социальный цивилизационо-ценностный генетический код приводят к не менее опасным последствиям. Как и в биологической природе в цивилизационном поле действуют принципы наследственности, нескрещиваемости, ареальных условий обитания, существенно усложняясь и частично модифицируясь.

Взгляд на цивилизации как живые организмы высказывался ведущими теоретиками цивилизационного подхода. Функционирование локально-исторических культур уподобляли жизнедеятельности живых существ О.Шпенглер и А. Д. Тойнби, Н. Я. Данилевский и П. А. Сорокин [422]. Однако данное положение — во многом ключевое — оказалось до конца непонято. Уподобление цивилизаций биоорганизмам было воспринято не более чем метафора, красивая аллегория. Между тем, речь шла о новом понимании форм живой природы. Впрочем, органический взгляд не означал биологизаторства культуры. Напротив, более уместно было бы говорить об одухотворении (оразумливании в новом, более высоком типе) биологических форм существования человека.

В чем состоят особенности разграничения цивилизациий по отношению к себе подобным? Социально-генетические различия включают в себя показатели этничности, конфессиональнсти, гражданственности, языка, культуры, традиций, устоев, укладов, территории, общности исторической судьбы, коллективной памяти и т. д. Сказываются они и проявляют себя в рефлекторной и социально-поведенческой культуре, психологии, ментальности. Джордж Мэрдок еще в 1945 г. называл 70 универсалиев, которые могли бы быть нами отнесены к особым генным элементам цивилизационного кода. Среди них — этика, мораль, религия, тип семьи, мифология, фольклор, музыка, особенности невербального общения, игры, танцы, спорт и т. п. [423]

Каждый орган единого организма жизненно необходим для его функционирования. Цивилизации подобны экосистемам, искусственное вторжение в которые необратимо приводит к их разрушению. Между тем, при рассмотрении цивилизаций через призму организационной теории разграничение цивилизационных компонентов на базовые и надстроечные (проецирование методологии формационного подхода) лишено смысла.

Каждый организм может и должен развиваться. В этом смысле консервация цивилизаций имеет для них гибельные последствия. Однако если развитие подменяется мутагенезом, то это может быть в прямом смысле смертельно опасно (российский пример ярко говорит об этом).

Попытки генного инжиниринга в отношении цивилизационно-ценностного генокода столь же опасны и безнравственны, как и в биологической генной инженерии. Предпринимаемые исторически попытки выведения новой породы человека окончились, как известно, провалом. Нет оснований полагать, что они будут успешны и в будущем. Существующая версия глобализма может быть охарактеризована именно как такого рода вариант социально-генной инженерии.

Является ли эта модель особенностью современности или это наследие древних времен?

Отметим сразу, что на взгляд авторов — это не лучшее древнее наследие, аналогичное биологическим инстинктам в человеке, которых он часто и справедливо стыдится. Сентенцию Конфуция, что лучшее новое — это старое нельзя признать целиком приемлемой. В традициях древних цивилизаций содержались как ценности, которые могут быть восприняты в современных условиях миростроительства, так и пласты их существования, неприемлемые для гуманистического сознания.

В либеральной, неозападнической печати сложился стереотип, что Россия имела все основания развиваться как страны Запада, но некие зловещие силы подталкивали ее на тупиковый путь. Е. Т. Гайдар свое небезызвестное сочинение «Государство и эволюция» завершает призывом «сместить главный вектор истории России», т. е. всего ее исторического опыта [424]. Показательно признание одного из главных теоретиков российских реформ американца Д.Сакса о бесперспективности применения в них универсальных для западной цивилизации схем: «Мы положили больного на операционный стол, вскрыли ему грудную клетку, но у него оказалась другая анатомия». Другими словами, неправильная хирургическая метода обернулась тем, что пациент едва не был зарезан. Россия не может вписаться в систему Нового мирового порядка в силу своего цивилизационного своеобразия — «у нее другая анатомия».

Говоря о феномене цивилизационного кода, необходимо предостеречь от его исключительно биологизаторской трактовки. Видными фигурами в истории русскости являлись: поликровный А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, имевший украинское этническое происхождение, грузинское — П. И. Багратион, армянское — И. К. Айвазовский, еврейское — братья Рубинштейны, немецкое — Э. И. Тотлебен и др. Иноэтничными по крови являлись даже цари, олицетворявшие собой в глазах большинства населения русскую национальную идентичность. С другой стороны, известны слова А.Меньшикова, просившего у Петра I права именоваться немцем. Так что цивилизационная принадлежность определяется отнюдь не только по крови.

Речь при этом идет не только о представителях национальной элиты. В настоящее время не существует не только гомогенных в этническом отношении народов, но и существование этнически чистокровных индивидуумов представляется весьма сомнительным. Согласно переписи 1959 г., смешанными являлось 10,3% советских семей. К 1970 г. их число возросло до 13,5%, к 1979 г. — до 14,9%, а к 1989 г. — до 17,5% [425].

Нехитрый математический расчет позволяет заключить, что за полтора столетия этнически чистокровных индивидуумов при такой динамике даже теоретически не должно остаться. А ведь смешанные браки, к тому же, заключались и прежде. Брачная замкнутость среди русских, в отличие от ряда других российских народов, исторически никогда не существовала. Нет нужды в этой связи говорить о традиционном в тематике русского этногенеза татарском факторе.


ПРИМЕЧАНИЯ

[419] Тойнби А. Д. Цивилизация перед угрозой истории. М., 1995.

[420] Основы евразийства. М., 2002; Савицкий П. Н. Континент Евразия. М., 1997; Савицкий П.Н. О задачах кочевниковедения (почему скифы и гунны должны быть интересны для русского). Прага, 1928.

[421] Бродель Ф. Время мира. М., 1992; Грабски А. Ф. Фернан Бродель: вопросы методологии истории цивилизаций // Цивилизации. М., 1992. Вып. 1.

[422] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993. В 2-х т.; Тойнби А. Д. Постижение истории. М., 1991; Данилевский Н. Я. Россия и Европа. СПб., 1995; Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

[423] Ronen S. Comparative and Multinational Management. N.Y., 1986.

[424] Гайдар Е. Т. Государство и эволюция: Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. СПб., 1997.

[425] Население мира: демографический справочник. М., 1989.



Фрагмент монографии: Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Куликов В.И., Сулакшин С.С. Вариативность и цикличность глобального социального развития человечества. Монография — М.: Научный эксперт, 2009. — 464 с.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора