Конструкторские бюро пора расчехлять
Как советские авиаконструкторы спровоцировали американцев обратить внимание на гражданскую авиацию и что мы имеем на сегодня в российском авиапроме. Обо всём этом главному редактору «Аргументов недели» Андрею Угланову рассказывает заслуженный пилот СССР, замминистра гражданской авиации Советского Союза Олег Смирнов. Долгие 8 лет он проработал в этой должности и сохранял право выполнять полёты командиром корабля в составе лётного экипажа.
НА ЧЁМ ЛЕТАЛ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
— Уважаемый Олег Михайлович, в Советском Союзе вы были одним из главных руководителей гражданской авиации. Вы знали всё — сколько самолётов, пилотов, инженеров и техников, где и для каких целей нужно в любой момент любого времени года. Сейчас в небе, в том числе и нашем, летают самолёты, как правило, американского или европейского производства. Наших самолётов очень мало. Буквально на днях «большой друг» президент США Трамп наложил очередные санкции на наш авиапром. Это значит, что и то немногое, что мы выпустили или хотим выпустить, встанет на прикол. Это конец нашей гражданской авиации?
— Чтобы ответить на ваш вопрос, нужно коснуться истории развития гражданской авиации. Подразделения «Аэрофлота» были во всех пятнадцати советских республиках. В каждой области было хотя бы одно авиапредприятие, которое полностью прикрывало областные проблемы с передвижением по воздуху. Социальная роль авиации была колоссальной. Медицинская авиация дежурила круглые сутки. Лесные пожары тушились, когда они начинались, а не когда горело уже пол-Сибири. На пункты отгонного животноводства я лично летал с врачами. Оленевод там кочует со своими оленями, а нам давали его последние координаты — причём не GPS-засечку, как сейчас, а просто широту и долготу. Мы его искали, находили, садились вне аэродрома, просто на более-менее ровную площадку. Такие были пилоты и такие были самолёты.
К 1990 году в «Аэрофлоте» в рамках Министерства гражданской авиации было 15 тысяч летательных аппаратов. Это всего лишь 30 лет тому назад! Все они, все сто процентов — отечественного производства. Ни одного западного!
Наши министры — гражданской авиации и авиапрома — работали друг с другом умно. Вместе с конструкторами решали вопросы, чтобы прикрыть все необходимые ниши передвижения пассажиров, грузов и работ для нашей страны.
— Например?
— Возьмём сельхозавиацию. Легендарные «кукурузники» Ан-2. Начиная с 1987 года и до 1990‑го мы достигли цифры по обработке сельскохозяйственных площадей с воздуха в 100 миллионов гектаров! Это сотни самолётов, сотни пилотов и инженеров и техников. Это настоящая армия! «Аэрофлот» помогал кормить наших людей. Это колоссальная работа, имеющая социальное значение. Кроме того, Ан-2 очень широко применялись в геологии при поиске полезных ископаемых.
— Тоже с воздуха искали?
— Да. Представьте металлический трос длиной метров 50. На нём висит снаряд с аппаратурой. И эта аппаратура засекает, что там в земле прячется — урановые руды, металл, золото, нефть или газ. Много ещё вещей, необходимых для экономики страны выполнялось авиацией. Этих скромных крылатых тружеников на вооружении гражданской авиации стояло тысячи.
Вторая ниша, которую закрывали эти самолёты, — местные полёты. Заболел у бабушки козлёнок, и она решила отвезти его в соседнюю деревню на самолёте. Брала его и везла. И денег ей хватало — билет стоил считаные рубли. Такие полёты были обычной рутиной, и каждая деревня имела регулярные рейсы в областные центры.
Ан-24 — НЕБЕСНЫЙ ВЕЗДЕХОД
— Следующий уровень?
— Полёты между областями. Там уже техника покрупнее. Широко применялись Ил-14. Потом появился невероятный Ан-24. Великолепный самолёт, которому и сейчас нет равных в мире. Я его осваивал одним из первых. Мы на нём с 50 пассажирами садились на площадки, как в Великую Отечественную. Какой там бетон — на обычный грунт. И ладно летом — там только пыль. А весной-осенью? В грязь и воду, шасси утопало так, что рулить приходилось на взлётном режиме двигателей. И это никакой не героизм, штатная ежедневная работа.
Дальше идут большие полёты. Для этих целей у нас производился потрясающий самолёт — Ил-62. Это лайнер, который летит без посадок из Москвы до Хабаровска и Владивостока.
Потом появился Ту-114. С ним связана интересная история, с которой надо брать пример нашим руководителям.
— Очень интересно.
— Президент США Эйзенхауэр пригласил в гости Никиту Хрущёва с официальным визитом. Встал вопрос — на чём лететь? Американцы свой корабль предлагали, но Хрущёв отказался. Он пригласил Туполева. Это сейчас наши конструкторы опущены ниже плинтуса, а тогда генсеку было престижно поговорить с конструктором лично. Спросил, как у нас дела с такими дальними полётами. Туполев ответил — всё нормально, есть самолёт. Его уже облетали, но пока не получен доступ к пассажирским полётам. Это аналог нынешней сертификации. Хрущёв сразу сказал — лечу на нём. Вместе с генсеком Туполев посадил в несертифицированный самолёт своего сына. Без посадок, через океан — полёт прошёл идеально. И когда он сел в Вашингтоне, то произвёл фурор. Когда эта громадина зарулила на перрон аэродрома, там не нашлось подходящего по высоте трапа. Никита Сергеевич был вынужден спускаться на землю по техническому трапу. После этого президент США собрал своих конструкторов и устроил взбучку — вы видите, как вы отстали, мы даже трапа не могли найти. А представляете, какая у них военная техника. После этого «Боинг» начал резко расширяться. Так что косвенно Туполев способствовал росту американского авиапрома.
— Потом появился Ил-18.
— Это самолёт-эпоха! Мне посчастливилось одним из первых его осваивать. Он тоже в своём роде непревзойдённый до сих пор.
— Почему?
— Он единственный брал на борт одновременно стопроцентную загрузку в 100 пассажиров, так же стопроцентный груз в 4 тонны и полную заправку. Таких самолётов больше нет. Если ты берёшь полную коммерческую загрузку, то должен залить меньше топлива, потому что взлётный вес не позволяет. И наоборот, если ты по каким-то причинам, например, из-за метеоусловий, залил полные баки, то должен снять часть пассажиров или груза. А я летел из Алма-Аты в Москву и не переживал. Если Москва не примет — уйду в Ленинград или Киев на запасной аэродром, никаких проблем.
— Заменил его Ту-154?
— Да. Насколько он получился удачный, говорит тот факт, что «сто пятьдесят четвёртых» выпустили более 1000 штук. Его, конечно, постоянно модернизировали. Двигатели, авионику и другое. Но он был главным перевозчиком страны.
— А кто был главным перевозчиком между странами?
— Те же Ту-154,Ту-134,Ту-114, Ил-62. Потом появились Ил-86 и Ил-96. Это уже современнейшие самолёты. Молодёжь должна знать, какие в нашей стране были великие самолётостроители, какая великая у нас была гражданская авиация. У самолётов Ил-86 и Ил-96 не было ни одной катастрофы. Ни одной! Таких самолётов в мире нет. Мы очень рады, что наш президент летает на самолёте Ил-96, который показал на практике, что он настолько надёжный, что при любых отказах двигателей или других систем и механизмов подготовленные пилоты безопасно посадят его там, где надо.
ГАЙДАР — ГРОБОВЩИК АВИАПРОМА
— А потом Советского Союза не стало. И началось медленное угасание авиапрома.
— Тут же пошло падение объёмов перевозок. Куча самолётов были поставлены к заборам. Сотни пилотов и инженеров остались без работы. Количество перевезённых пассажиров упало со 120 миллионов до 20.
Наше самолётостроение было предано, и приговор ему подписал Егор Гайдар. Когда в 1991 году я услышал его заявление, то не поверил своим ушам. Журналист спросил его про перспективы самолётостроения, и Гайдар ответил, что это очень дорогостоящее дело, требует большого бюджета, много инженеров, конструкторов, заводов для производства комплектующих. А он уже договорился с «Боингом», что даст любое количество самолётов под любые авиалинии. Это предательское заявление вылилось в государственную политику уничтожения нашего гражданского самолётостроения. Наследие великих конструкторов, имена которых знал весь мир — Туполев, Ильюшин, Яковлев, Антонов, — было уничтожено. Им на смену пришли «эффективные менеджеры». МАП (министерство авиационной промышленности) было распущено.
— Чем плохи «эффективные менеджеры»?
— Тем, что в истории мира «эффективные менеджеры» никогда не решали проблем, касающихся развития. Они решали только вопросы, как заработать деньги и положить их в карман. Наши же конструкторы работали исключительно на государство.
О ЛУКАВОМ ПОГОСЯНЕ
— «Суперджет» по комплектующим процентов на 70 импортный. Что в этом плане с МС-21 — пока непонятно.
— В прошлом году 95% пассажирооборота выполнено на самолётах западного производства — «Боингах», «Эрбасах», «Бомбардье» и прочих. Нам аплодируют трудящиеся Америки и Европы, потому что мы обеспечили их работой. Огромные деньги мы затрачиваем на приобретение или взятие в лизинг чужих самолётов. А наши заводы разрушены, остановлены и ничего не выпускают. Народ разогнан, инженеров нет.
Россия — самая крупная страна в мире. 17 миллионов квадратных километров. Поэтому обречена быть великой авиационной державой. Ибо гражданская авиация — не просто вид транспорта. Это обруч, сдерживающий единство страны. Попробуй по земле добраться от Калининграда до Камчатки? А там же люди живут. Наши люди!
Уничтожение авиации, особенно местной, — это государственное преступление. А местная авиация почти уничтожена. Перед развалом СССР у нас было 1300 аэродромов. Сейчас 200 с небольшим.
— Что будет с производством «Суперджетов»? Их же наклепали больше 100 штук.
— Гайдар говорил — это друзья, они нам помогут. Вот и помогают санкциями. И это уже не первые санкции. Самолёту «МС» уже два «синяка» поставили. Сначала отказались поставлять композиты для крыла. Выход найден. Второй удар — отказались поставлять авионику. Опять нашли выход из положения. Так что МС-21 движется с «синяками», но движется вперёд. Думаю, он пройдёт сертификацию, хотя это тоже непросто.
— Не повторит он путь «лучшего самолёта в мире», как называл свой «Суперджет» Погосян?
— Погосян хвастался, что «Суперджет» — конкурент «Боинга» и «Эрбаса», а это оказалось неправдой. Не надо хвалить своё изделие. Судья тут один — потребитель.
У «Суперджета» хватает недостатков. В случае с гибелью людей, когда в «Суперджете» при аварийной посадке сгорели заживо несколько десятков человек, есть и конструкторская вина. Но главное — неумеренный пиар со стороны Погосяна. Он ведь не побоялся слукавить президенту!
— Вот даже как?
— Погосян уверял, что на внутренний рынок пойдёт 15% самолётов, остальные будут продаваться за рубеж, потому что они лучше западных по всем статьям. И тот поверил.
Когда президент пригласил в Сочи бывшего итальянского премьера Берлускони, он повёл в самолёт «Суперджет» показывать достижения и расписывать его достоинства — по тем цифрам, что ему сказал Погосян. А Италия — соучастница производства «Суперджета». В итоге слова Погосяна оказались прямой ложью. Когда «Суперджет» прошёл европейскую сертификацию — а сертификат это первый документ для приобретения самолёта эксплуатантами, — оказалось, что он на 3 тонны тяжелее, чем заявлялось, расход топлива выше, чем заявлялось, а дальность ниже. В итоге Италия первой отказалась от заявок, которые уже сделали на приобретение этого самолёта. После этого отказалась вся Европа. Логика железная — если уж сопроизводитель отказался, то он точно знает, что брать не надо. Это очень дорогой самолёт. Потому что во многом импортный. Соединённые Штаты, например, делают для него шасси, гидравлику и кое-какое электрооборудование. Ввели санкции — и всё! Нет у «Суперджета» шасси и гидравлики.
— Я слышал, что на самолёте МС-21, который в декабре взлетел с новыми двигателями ПД-14, в «обвязке» этих двигателей есть американские детали. Это правда?
— Да.
— Значит, говорить с уверенностью о новом российском авиационном моторе ПД-14 и в будущем ПД-35 пока не приходится?
— Скажем так — проблемы есть.
— Как вы думаете, есть шанс восстановить наши агрегатные заводы и начать своё производство?
— Без кооперации с другими странами самолётостроение, мягко выражаясь, затруднительно. Ни одна страна в мире не выпускает полностью автономно самолёты и агрегаты. Это мог делать только СССР. Одни хорошо делают электрику, другие — электронику, третьи — гидравлику. Кооперация — это обязательное условие.
В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ ВСЁ ЧЕГО-ТО НЕ ХВАТАЕТ
— В Москве работает огромное конструкторское бюро «Боинг», где на американцев трудятся сотни наших авиационных конструкторов. И есть у нас предприятие «Ависма», где из титана производят детали для силовых агрегатов американских самолётов. Без них вся их электроника и гидравлика никому не нужны. Почему в ответ на их санкции продолжаются поставки титановых деталей в США и наши инженеры продолжают на них работать?
— Вы задали очень сложный вопрос. Эти же болезни, о которых вы говорите, переживают все сектора нашей экономики. Кадры решают всё. Возьмём Туполева. Бомбардировщики Туполева выиграли войну. Штурмовики Ильюшина выиграли войну. Первыми на сверхзвуке на Ту‑144 полетели мы. Известный «Конкорд» полетел где-то через год после того, как у нас Ту-144 вышли на регулярный рейс Москва — Алма-Ата. Сегодня многие конструкторские бюро, по сути, позакрывали. А «менеджеры», которые пришли в министерство промышленности, не имеют инженерного образования.
Почему наши конструкторы работают в фирме «Боинг», а не у нас? Потому что у нас «менеджеры» относятся к ним без интереса и неуважительно, они им не нужны. А самолётостроители — народ особый. Их техника летает в небе! С ними нельзя так небрежно. Они уйдут туда, где их ценят.
— Неужели президент и правительство не понимают гибельности такого отношения?
— Руководство начинает понимать, в какую пропасть мы катимся. Ибо без авиации, без перевозки пассажиров страна не имеет будущего. На 17 миллионах квадратных километров площади страны на собаках и оленях не наездишься. Мы тут теряем не только в вопросах экономики, но и в вопросах национальной безопасности. В любой стране мира гражданская авиация страны является горячим резервом военно-воздушных сил. Сейчас у нас такого резерва нет. Ни один купленный нами взамен своих самолётов «Боинг» или «Эрбас» при объявлении часа «Ч» не взлетит. Сейчас электроника позволяет с помощью микрочипа блокировать, например, запуск двигателя по сигналу через спутник. И вы никогда этот чип в самолёте не найдёте, потому что официально он выполняет другие, нормальные функции и активирует особые функции только по сигналу.
А разве не угроза национальной безопасности то, что после разрушения местных авиалиний масса населённых пунктов по стране, особенно в Сибири, на Дальнем Востоке, на северах, остались без сообщения со страной и просто прекратили существование?
— Несколько дней назад, слава богу, взлетел Ил-114 с российскими двигателями. Но почему руководители страны так и не обратили свой взор на Ту-334 — замечательный самолёт, один из элементов линейки «Ту»?
— Это болезненная тема. Давайте вспомним, как начиналась эта постыдная ситуация. 2003 год. Объявлен конкурс на производство самолёта для внутренних перевозок для замены Ту-134. Шли жаркие споры. Но Александр Васильевич Нерадько, руководитель Росавиации, чётко сказал — у нас есть сертифицированный Ту-334. Давайте пустим бюджетные деньги на его массовое производство.
— Казанский завод имени Чкалова готов был выпускать эти суда пачками, по 100 штук в год.
— Мнение Нерадько транслировало мнение всех авиакомпаний. Но с его предложением не посчитались и проголосовали на этом конкурсе за производство «Суперджета 100».
— Которого ещё и на бумаге не было.
— Ну да. А теперь не знают, что с ним делать. Если бы даже одна треть тех средств, которые потрачены на «Суперджет-100», была перенаправлена на Ту‑334, Ил-114 и Ту-204, у нас этих самолётов уже сегодня были бы сотни.
Чем ещё хорош был Ту-334? Туполевцы его специально делали так, что конструкция и основные узлы были универсальны и для него, и для Ту-204, и для Ту-214. Вы представляете, какой выигрыш! Это великолепно. И он показал себя, он уже летал довольно длительное время. Расход топлива у него действительно был меньше, чем у «Боинга».
Та же судьба у Ил-114, который готовился взамен Ан-24. Я ещё в 1985 году видел его макет у Генриха Новожилова, главного конструктора фирмы Ильюшина, гениального человека. Его сертифицировали, запустили в производство. А потом вдруг решили все деньги бросить на «Суперджет».
— Который передали фирме Сухого, которая не делала гражданских самолётов. У них прекрасные, лучшие в мире военные самолёты. Но это же совершенно разные вещи!
— Вы подметили коренной вопрос. «Сухой» делает отличные самолёты. Но военное и гражданское самолётостроение отличаются друг от друга, как производство легковушек отличается от танкостроения.
— Почему сегодня люди не несут ответственность за те решения? Говорят, на «Суперджет» потратили миллиарды долларов. Ни один самолёт, включая знаменитый «Дримлайнер», не высосал столько денег на своё производство и конструирование. Где покаяние?
— Это общие болезни нашей страны. Кстати, о компетентности. Я как-то готовился к одному из совещаний по самолётостроению на высоком уровне, куда меня пригласили. И с изумлением выяснил, что шесть высших персон, причастных к авиастроению, даже выше уровня министра, уровня замов председателя правительства, не имеют инженерного образования! Как министр будет выпускать электрочайники, утюги, телевизоры и самолёты, если у него нет об этом элементарных технических знаний? У них за 30 лет не родилось ни одной мысли, какой новый самолёт, например, делать вместо Ан-2. Не хватило интеллекта! Потому что не инженеры они. Не знают, как это работает и что нужно с этим делать.
Они предложили президенту модернизировать Ан-2. Это уже сам президент добавил Ил-114! Потому что этот самолёт уже имел сертификат в 80-е годы! Готовый самолёт! Его же указание было по МС-21 и совместному широкофюзеляжному самолёту с китайцами. Это президентские указания, а не их! Вот это, конечно, вселяет в нас, авиаторов, какие-то надежды. Но ещё раз подчёркиваю — это нужно не авиаторам. Это нужно нашей стране! Не будет мощной гражданской авиации — не будет России.
P.S. Полную версию видеоинтервью главного редактора «Аргументов недели» Андрея УГЛАНОВА с заслуженным пилотом СССР, замминистра гражданской авиации Советского Союза Олегом СМИРНОВЫМ смотрите на Youtube канале ЗА УГЛОМ:
Фото youtube.com#ЗАУГЛОМ
- ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Антироссийский проект путинизма: реконструкция, идеологические и фактические характеристики
Занимаемся мы в университете оппозиции не пропагандой, не агитацией (что только в какой-то мере так, но главная цель не в этом). Занимаемся мы тем, что убеждаем друг друга и помогаем понять, что слово «оппозиция» — слово ответственное и оно отличается от слов: «балаган», «развлекуха», «подставуха», «суррогат», самопиар и «политическая порнография». Мы делаем совершенно иную заявку и последовательно помогаем строить в стране настоящую политическую оппозицию. Правящий режим и правящая группировка в нашей стране, как известно, получила…1 843 - ЭкономикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм и кризис России
Россия вновь наступает на те же грабли. Годы назад, выдвинув математическую модель мирового финансового кризиса, наша научная политическая группировка предупреждала руководство страны, что оно создает модель экономики и государства несуверенного типа, уязвимые для внешнего агрессивного воздействия. Обстоятельный доклад на эту тему в феврале 2009 году — по кризису одов — был подготовлен для Совета Безопасности Российской Федерации, в котором тогда, совместно с его секретарем Николаем…2 152 - ПолитикаСулакшин С.С.
Вступай в борьбу за власть
Уважаемый соотечественник! Благодарим вас за возможную решимость присоединиться к организационно-политическому строительству объединения настоящей общенародной оппозиции Путину и путинизму в рамках организационной инфраструктуры Партии Нового Типа. Наш отличительный принцип состоит в том, что мы не только разоблачаем губительный характер путинизма, но дали профессиональную диагностику способов и причин деградации страны и народа. В ее основе научные методы, модели и методология. Мы не только критикуем путинизм, но мы делаем настоящее профессиональное, конкретное содержательное предложение — что и как…1 437 - ПолитикаРусранд
России нужна другая Конституция!
Конституция — это основной закон страны. Существуют Конституции двух типов — первый, к которому относится ельцинско-путинская Конституция, устанавливает право, порядок и институты государственности. В Конституции иного типа кроме права, порядка и институтов задаются основы жизнеустройства во всех сферах жизни. Задаются социальная, экономическая, политическая, гуманитарная модель страны. Новая Конституция команды Сулакшина — именно такого, второго типа. Каким в Конституции будет задано жизнеустройство, — такой жизнь в стране и будет. Если…629 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм должен исчезнуть! Вызовы оппозиции гибельному курсу России
Автор и его товарищи много усилий приложили для мобилизации в стране реальной политической оппозиции путинизму, но задача создания профессиональной оппозиции, способной взять на себя ответственность за страну, дело трудное, объемное и длительное. Ее решение только еще предстоит. Поэтому мы открыли Университет оппозиции. Это цикл публичных занятий, объединяющей темой которого является политический проект реальной оппозиции, ее политическая Программа. Простой на первый взгляд вопрос — да чего там, за вечер…1 171 - ОбществоРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Семь «П». Программа: платформа, проблемная повестка, проект, план, прогноз
Центральная и сквозная тема наших занятий в Университете оппозиции — разбор политической программы — что это такое? Многим кажется, что политическая оппозиция, её роль, миссия и активная повестка демонстрируется в нашей стране, например, Левым фронтом Сергея Удальцова, активно организующего уличные акции; КПРФ с их митингами; был период, когда Навальный со своим политическим проектом будоражил страну множеством митингов по стране и несогласованными, и рискованными митингами в центре Москвы. То есть…446 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Корни и истоки «Программы Сулакшина»
Прежде чем подойти к разбору самой «Программы Сулакшина» сделаем несколько необходимых экскурсов. Начнем немного необычно, с отвлеченной истории, описанной Джеком Лондоном в его романе «Мартин Иден». Роман о судьбе талантливого человека в условиях жестокого американского капитализма начала двадцатого века, похожего на нынешнюю Россию с его императивами: выживай кто как может, а если не можешь выжить, погибай! Герой романа, ставший в итоге знаменитым, популярным, почитаемым и модным…547 - ОбществоКанал «Центр Сулакшина»
ТРОЛЛИ И БОТЫ: ВЫМЫСЕЛ ИЛИ ОРУЖИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ?
В этом видео мы впервые с помощью статистического контент анализа Твиттера раскрываем масштабы грязных методов информационной борьбы режима с политической оппозицией в лице С.С.Сулакшина. Вы сможете оценить уровень беззакония, вредоносности и опасности для страны этой конкретной деятельности властного режима. Фактически создан метод достоверного выяснения кто является настоящей оппозицией и кого режим считает для себя опасным,…236
- Наука и техникаАлексей Марчук Игорь Наумов
Первый элемент: какие перспективы открывает водород для автопрома
©Shutterstock/ Fotodom Через два года в России должен появиться городской автобус с водородным двигателем. Следующим шагом в развитии экологически чистого транспорта станут железнодорожные локомотивы. В активную фазу реализация «водородных» проектов вступает сейчас. В частности, «КамАЗ» в ближайшее время приступит к разработке грузовиков и автобусов на водородном топливе. Аналогичные планы у холдинга «Волгабас» и других российских…29 - Наука и техникаМария Шарковская
Океан придумал, как бороться с пластиковым мусором, чем это может закончиться для человека?
Фото: соцсети Мировой океан в очередной раз продемонстрировал, что он самодостаточная экосистема. Появились доказательства того, что он самоочищается от жуткого загрязнения изделиями из пластмассы. Об этом пишет портал «Экология Сегодня». Мировые СМИ не раз публиковали фото и видеоматериалы, свидетельствующие, о загрязнении обширных водных пространств планеты не только нефтепродуктами, но и их производными. Уже не редкостью…36 - Наука и техникаДмитрий Попов
«Роскосмос» решил не указывать, какая страна запустила Гагарина
Слишком неудобные сравнения с СССР. К 60-летию первого полета человека в космос Гагарин перестал быть советским космонавтом. По крайней мере, у «Роскосмоса». В подготовленных госкорпорацией к юбилею материалах (плакатах и постерах, которые можно скачать у них на официальном сайте) нет ни единого указания на то, какая же страна совершила этот грандиозный прорыв. На главном праздничном «роскосмосовском» плакате — знаменитая фотография улыбающегося Гагарина в шлеме. Все вроде бы нормально, но ощущается какая-то пустота. Вот представьте: выходите вы на Красную…37 - Наука и техникаЕвгений Проскуряков
Ни силикона, ни долины: как «Сколково» и «Роснано» стали черными дырами в бюджете страны
Инновационная политика в России провалилась и ее решили реформировать. Поможет ли? Фото: Сергей Киселев\АГН «Москва Инновационная политика в России провалилась и ее решили реформировать. Поможет ли? ВСЕМ ВТОРУЮ ПРЕМИЮ! — У нас очень много денег. Их просто вот совсем много. А значит, у нас есть вторая премия помимо первой! — под бурные аплодисменты осчастливил Анатолий…32 - Наука и техникаMail.ru
Ученые, возможно, обнаружили «пятую силу природы», до сих пор не известную науке
Фото отсюда Физики предвкушают грандиозное открытие, которое поможет по-новому взглянуть на нашу Вселенную: речь, возможно, идет о существовании доселе не известной фундаментальной силы. Но сначала наличие этой так называемой пятой силы придется доказать. Вся наша жизнь подчинена законам физики, будь то магнитик из поездки, который мы крепим к дверце холодильника, или мяч, залетающий в баскетбольное кольцо. И все эти силы, с которыми мы имеем дело каждый день, можно свести…40 - Наука и техникаАлексей Терёшин
Расходы на науку в России сжались
Затраты на исследования и разработки (ИР) в экономике России за последние 10 лет снизились по отношении к ВВП. При этом в абсолютных значениях показатель увеличился более чем на 13%. В 2019 году расходы на науку в России составили 1,13 трлн рублей, или 1,03% ВВП. В постоянных ценах показатель вырос на 13,4% по сравнению с 2010-м,…6.04.2021 9:44 20 - Наука и техникаРусранд
ОСК сообщила об участившихся отказах зарубежных компаний обслуживать поставленное оборудование
«Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) сталкивается с системными отказами иностранных компаний от обслуживания уже поставленного оборудования, заявил глава корпорации Алексей Рахманов. Его слова приводит «Интерфакс». «Если раньше это происходило один раз в год, то сейчас мы практически каждый месяц сталкиваемся с отказом иностранных компаний приехать на пусконаладку, либо обслуживать уже поставленное оборудование, либо поставлять запчасти. Мне кажется, все должны давно понять, что это…21 - Наука и техникаАлександра Медведева
Созданы съедобные пищевые пленки
Пресс-служба УрФУ/PxHere Коллектив индийских и российских ученых разработал съедобные пищевые пленки для упаковки фруктов, овощей, птицы, мяса и морепродуктов. Пленки состоят из натуральных компонентов, безопасны для здоровья и окружающей среды. За 24 часа они растворяются в воде почти на 90%. Результаты работы опубликованы в Journal of Food Engineering. Ученые из Университетов Шри Венкатешвары и Шри Падмавати Махила…29 - Наука и техникаАлександр Кочан
Россия без «Зубров». Можно ли спасти проект уникальных кораблей?
На протяжении 30 лет наша страна не может решить вопросы десантных кораблей на воздушной подушке На Балтийском состоялись тренировки экипажа десантного корабля на воздушной подушке (ДКВП) «Мордовия». Моряки выполнили артиллерийские стрельбы по морским и воздушным целям из 30-мм автоматических установок АК-630 и осуществили постановку оборонительного противолодочного минного заграждения. «Кроме минирования акватории, экипаж МДКВП отработал защиту…23.03.2021 1:13 66 - Наука и техникаМихаил Диунов
Как царская Россия заложила триумф советской науки и техники
Расцветом науки в России стала советская эпоха — однако мало кто вспоминает, на сколь высоком уровне научно-технических достижений находилась наша страна до революции. На передовой край науки и техники Россия вышла именно в XIX веке. Каким образом ученые становились государственной элитой Российской империи? 125 лет назад, 12 (24) марта 1896 года, в физической аудитории Санкт-Петербургского университета происходило необычное собрание. Там, где за экспериментами и лекциями внимательно наблюдали студенты, собралась…21 - Наука и техникаЕлена Андреевна Корнева
Государство и Наука
Отношение государства (правительства) к науке кардинально важно и определяет возможности, темпы и результативность ее развития, а, следовательно, и перспективы открытия новых решений во всех ее областях — медицине, биологии, сельском хозяйстве, физике, химии и так далее, что всегда является основой экономического роста, обуславливает обогащение страны и определяет уровень здоровья людей. Наука — это дорого, а результат — не сразу. Такова природа науки, суть и задача которой — поиск ранее неизвестного — закономерностей,…41 - Наука и техникаИгорь Лесовских
Россиянам зальют национальное ПО
Уже с 1 апреля на прилавках мобильных ретейлеров может резко сузиться ассортимент сотовых телефонов. Это будет связано с началом действия закона об обязательной предустановке российского софта на мобильные телефоны, планшеты, компьютеры и смарт-телевизоры. По мнению властей, заградительные меры должны помочь развитию российских IT-компаний, но сами участники рынка считают их излишними и уверены, что не все…32 - Наука и техникаОлег Михайлович Смирнов
Конструкторские бюро пора расчехлять
Как советские авиаконструкторы спровоцировали американцев обратить внимание на гражданскую авиацию и что мы имеем на сегодня в российском авиапроме. Обо всём этом главному редактору «Аргументов недели» Андрею Угланову рассказывает заслуженный пилот СССР, замминистра гражданской авиации Советского Союза Олег Смирнов. Долгие 8 лет он проработал в этой должности и сохранял право выполнять полёты командиром корабля в составе лётного экипажа. НА ЧЁМ ЛЕТАЛ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ — Уважаемый Олег Михайлович, в Советском…35 - Наука и техникаМихаил Котов
Астрофизик Ави Леб считает, что обнаружил инопланетян
Авраам Леб, астрофизик /harvard Серьезный ученый из Гарварда поставил на кон свои достижения и репутацию, чтобы это доказать. Заявить, что посетивший Солнечную систему астероид – это на самом деле никакой не астероид, а корабль пришельцев, для серьезного астрофизика равносильно в научном смысле самоубийству. Но Авраам (Ави) Леб, профессор Гарвардского университета, решил идти до конца: невзирая на…37 - Наука и техникаВячеслав Ермолин
Февраль 2021. Орбитальные запуски. США, Китай, Россия, Индия
Вячеслав Ермолин — 10 марта 2021 года Орбитальные запуски 2021 года. Январь-февраль. Февраль — к США и Китаю присоединились Россия и Индия. Одна авария (Китай). Традиционные переносы. Темп запусков увеличился! 10 орбитальный запусков за февраль 2021 год. Орбитальные запуски — 10. Четыре страны. Одна авария. 175 спутников. 2021-F01: 1 февраля. Китай. Hyperbola-1 | «Фанчжоу-2». Запуск…19 - Наука и техникаОльга Божьева
«Советская плесень» взбунтовалась против реформы Сердюкова, грозящей авиапрому России
Огласка скандального плана повергла в растерянность его авторов. Наша публикация от 24 февраля о реформе авиапрома под руководством главы совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Анатолия Сердюкова вызвала горячий отклик у авиастроителей и большое смятение в кабинетах руководителей отрасли. Пока нельзя сказать, что правда восторжествовала. Но можно утверждать наверняка, что, благодаря огласке в СМИ «реформаторам» не удалось втихаря выселить авиационные КБ из Москвы, чтобы пустить их территории под коммерческую…43 - Наука и техникаОльга Божьева
Прощай, авиапром
Очередная реформа Сердюкова грозит похоронить надежды отечественного авиастроения. SOS — помогите! На прошлой неделе так начинался каждый разговор, когда раздавался телефонный звонок от моих давних знакомых из авиационных фирм. Всех волновало одно: совещание пяти начальников от авиапрома, состоявшееся 2 февраля в Москве. Известно о нем стало недавно, после того как кто-то из умельцев выудил протокол этой встречи в Интернете и разослал друзьям. Из документа следует, что уже в этом…96 - Наука и техникаruinformer.com
20 февраля 1986 года на космическую орбиту выведена научная станция «Мир».
20 февраля 1986 года в Советском Союзе был произведен запуск орбитальной научной станции «Мир», пришедшей на смену орбитальным станциям «Салют» и ставшей на полтора десятка лет единственной в мире пилотируемой космической лабораторией для долговременных научно-технических экспериментов и исследования человеческого организма в космосе. Станция представляла собой базовый блок для построения многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса со…35 - Наука и техникаmaybe_elf
Исследования 2019 года о связи насилия с жестокостью развлекательного контента отозвали
Кандидат наук по философии с факультета социальной психологии Университета Содружества Вирджинии Сэмюэл Уэст использовал исследование психолога Цяня Чжана из Юго-Западного университета Чунцина «Агрессивное поведение» для расширения своего метаанализа. Автор данного исследования обнаружил связь между просмотром жестоких мультфильмов и агрессией у детей. Он работал с 3000 участников, которым было по 10 лет. Журнал Aggressive Behavior опубликовал…33 - Наука и техникаАнтон Курбатов
Perseverance сел на Марс
NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS/Gerald Eichstadt Итак, марсоход Perseverance успешно приземлился на поверхность Марса. Аппарат уже передал первые изображения с поверхности Красной планеты. Прямая трансляция посадки велась на YouTube-канале NASA. Perseverance сел на планету в районе кратера Езеро. Это древнее озеро диаметром около 49 км. Сперва Perseverance раскрыл парашют, чтобы сбросить скорость, затем на своих двигателях и с помощью системы Sky…45 - Наука и техникаВиталий Егоров
Самый большой радиотелескоп снял место посадки Apollo 15
… и не увидел лунный модуль. Два месяца, как астрофизики мира простились с легендарным телескопом Arecibo, который долгое время обладал самой большой «тарелкой». Китайцы сделали «тарелку» ещё больше, но американцы тем временем модернизировали свои оставшиеся телескопы, и подняли их характеристику в четыре раза. Трехсотметровая антенна Arecibo долгое время оставалась непревзойденной по площади — это важное преимущество…58 - Наука и техникаДмитрий Степнов
Российские ученые разрабатывают экспресс-анализатор коронавирусов
Фото: Zavtranews.ru Прибор можно использовать в домашних условиях, за 5 минут он сможет определить наличие антигенов Исследователи из Пермского Политеха разработали проект устройства для экспресс-анализа инфицирования коронавирусами. Прибор, который можно будет использовать в домашних условиях, за 5 минут сможет определить наличие антигенов коронавирусов человека и животных. По словам ученых, аппарат позволит ускорить выявление зараженных COVID-19…35 - Наука и техникаScience & Future
Самая дорогая в мире биологическая жидкость, из-за которой могут быть проблемы с производством вакцины от COVID-19
Процесс забора «крови» у мечехвостов. Мечехвосты [1] вот уже 500 млн. лет выползают на песок Атлантического океана в Нью-Джерси, чтобы отложить яйца (речь о Limulus amebocyte lysate [2]). За это врем появились и вымерли динозавры, потом мамонты, а потом появились люди. Сначала всё было как обычно, но люди решили не вымирать, начали производить лекарства и делать себе уколы….61 - Наука и техникаВячеслав Голованов
Шесть причин, по которым Google Maps – самое пугающее приложение на вашем смартфоне
Google знает, где вы находитесь – как и рекламодатели Приложение Google Maps, знает всё. Не только всё о каждой улице, кафе, баре и магазине на этой улице – но и о людях, их посещающих. Ежемесячно сервисом пользуется миллиард человек, и это приложение прочно укоренилось в жизнях людей. Оно направляет их по пути на работу, в…48 - Наука и техникаДмитрий Степнов
Россия и Корея создали принципиальный антибиотик нового поколения
Фото: Cutewallpaper.org Ученые синтезировали безопасный для организма препарат на основе наночастиц серебра Международный научный коллектив НИТУ «МИСиС», МГУ и других российских вузов, а также Университета Данкук (Ю. Корея) представил препарат на основе наночастиц серебра, показавший отсутствие цитотоксичности для живых клеток. В дальнейшем он может быть использован в качестве антибиотика нового поколения. Результат исследования представлен в…32 - Наука и техникаДмитрий Степнов
Биосорбент российских ученых поможет защитить организм от радиации
Фото: Industry.gov.ph По сравнению с аналогами, вещество работает быстрее, а его способность в два раза выше. 8 февраля отмечается День российской науки. Одно из важных исследований ученых Пермского Политеха – разработка безопасного энтеросорбента, который защитит организм от воздействия радиации. Основой для вещества стали морские водоросли и ферроцианид железа. Сейчас химики завершили скрининговые исследования на лабораторных…37 - Наука и техникаruinformer.com
3 февраля 1966 года советская станция «Луна-9» впервые в мире осуществила мягкую посадку на Луну
В 1911 году Циолковский произнес свои вещие слова: «Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околоземное пространство». И с этого момента великие умы планеты начали трудиться над началом реального освоения космоса. Много значимых событий произошло в истории космонавтики с…29 - Наука и техникаДарья Щекина
Французский стартап создал искусственное сердце. Продажи начнутся уже весной
Французский стартап Carmat разработал «самое современное» искусственное сердце в мире. Компания обещает, что устройство поможет людям с сердечной недостаточностью. Продажи обещают запустить во втором квартале 2021 года. Искусственное сердце французского производства имитирует функции настоящего и состоит из протеза, внешнего оборудования, в том числе батарей, и пульта медицинского обслуживания для отслеживания его работы, сообщил Business Insider. Сам протез…61 - Наука и техникаПавел Садыркин
Ай нано
«Роснано» создавали для технологического прорыва. Почему его не случилось даже через 13 лет. При создании «Роснано» государство преследовало амбициозные цели и готово было вкладывать большие деньги. За те 13 лет, что компанией управляла команда Анатолия Чубайса, от целей и задач по развитию страны не осталось и следа, а «успехом» стали считать хотя бы безубыточность, впрочем, весьма спорную. Тем временем к компании начинают возникать вопросы потенциально уголовного характера….69 - Наука и техникаСемён Зуськов
Разработчик «Новичка» решил выпустить свой препарат от COVID-19. Его основой станет лекарство, созданное в СССР
Принимавший участие в создании нервно-паралитического вещества «Новичок» Леонид Ринк анонсировал выпуск препарата для лечения коронавирусной инфекции. О противовирусном и иммуномодулирующем средстве «Иммофон» специалист рассказал РИА «Новости». «Оно работает против вирусных заболеваний, великолепно восстанавливает клетки после работы своей иммунной системы, то есть ликвидирует цитокиновый шторм (когда иммунитет начинает уничтожать свой организм. — Прим. «Секрета»), который, по мнению многих…56
Лента новостей
- МВД сообщило о возбуждении 82 уголовных дел по фактам заражения COVID-19 по неосторожности
- Не менее 9 российских боевых кораблей перекрыли украинскому флоту выход в Азовское море
- Лукашенко заявил о задержании группы, планировавшей покушение на него и его детей
- Украинские военные корабли попытались перехватить корабли Каспийской флотилии
- Google будет сотрудничать с властями России и в ближайшее время удалит противоправный контент
- Новости экономики. 17.04.2021
- Экспорт нефтепродуктов временно ограничат
- Алтай и Тува признаны худшими по обеспечению сирот квартирами
- Десоветизация в Крыму. Улицу в центре Симферополя хотят переименовать
- Вода в дома жителей Алушты будет подаваться раз в сутки