Космический грабеж: как основатель Amazon обнуляет ценность российских двигателей

Андрей Васильев Русранд Наука и техника 71

Первый двигатель BE-4, призванный заменить российские РД-180, поставлен заказчику. Американский United Launch Alliance — совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin — получил его от компании Blue Origin. США давно заявляли о намерении избавиться от российской зависимости. Еще в 2018 году Blue Origin сообщила о первом успешном испытании BE-4. Для нас это означает одно: потерю источника дохода.

Генеральный директор «Энергомаша» Игорь Арбузов заявлял, что более половины выручки его предприятие получает с поставок в США РД-180. Андрей Васильев — о последствиях этой потери.

Жидкостный ракетный двигатель на кислород-керосине называют «пятой симфонией» российской космонавтики. РД-180 получился настолько удачным, дешевым и удобным в использовании, что в любых космических проектах, где он использовался, все шло как по маслу. В некотором смысле именно РД-180 позволил укрепить американскую нацбезопасность. На этих двигателях летали ракеты «Атлас-3» и «Атлас-5», в головных обтекателях которых минобороны США запускало сверхсекретные разведывательные спутники.

Российскими двигателями американские ракетчики пользовались почти четверть века. Все это время делались робкие попытки создать собственный агрегат, но все эксперименты в этой области заканчивались провалом.

РД-180 | Фото: НПО «Энергомаш»

Одной из главных причин, по которой окологосударственные американские компании не смогли создать свой аналог РД-180, стала дороговизна американского космоса как такового. Инженер-ракетостроитель, руководитель группы исследований сплавов и материалов подразделения в компании Northrop Grumman Олег Клочков, пояснил, что американский космос на этапе создания и проектирования обходится в 20–30 раз дороже российского.

Задачу построить что-то бюджетное американские корпорации не понимают. Если ставится задача с определенными характеристиками, то ее выполняют с учетом запаса на будущее. Поэтому любая аэрокосмическая продукция получается дорогой. Какой будет ее использование — это должны считать аудиторы и финансисты. Промышленники выполняют лишь задачу, которую им ставят.

С появлением на американском рынке пусковых услуг Илона Маска и SpaceX поменялась сама философия использования космоса. Внезапно стало ясно, что крупные государственные структуры занимаются, в основном, освоением денег, а не инженерными изысканиями. Позднее к Илону Маску присоединился Джефф Безос — основатель Amazon и создатель космической компании полного цикла Blue Origin.

Богатейший человек планеты Земля Джефф Безос | Фото: Getty Images

Поскольку ниша пусковых услуг к моменту выхода Безоса на космический рынок была уже занята, миллиардер решил сосредоточиться на том, чтобы сделать Америку снова великой в космосе, но немного другим путем. Понимая политический контекст зависимости США от российских ракетных двигателей, Безос решил нанести удар именно по этой части российско-американского партнерства и приступил к созданию полностью отечественного двигателя BE-4 в 2011 году.

Важно напомнить, что с 1996 года США закупили в России не менее 120 ракетных двигателей РД-180. С учетом того, что стоимость каждого составляет почти 10 млн долларов, за два с лишним десятка лет производитель двигателей и его экспортеры заработали значительно больше 1 млрд долларов, и новости о передаче первого двигателя ВЕ-4 спустя 9 лет разработки и тестов ничего хорошего российской космонавтике не сулят.

Главный бенефициар новых двигателей — американские военные и компания United Launch Alliance (Объединение Lockheed и Boeing). Именно эти две компании потерпели наиболее сокрушительный удар от вторжения Илона Маска на рынок пусковых услуг. Если немного изучить прошлое компаний, то станет понятно, что консорциум двух аэрокосмических гигантов продавал американским военным пуски ракет по 400 млн долларов за один раз — не важно, успешный или нет.

Илон Маск и ракеты Falcon 9 снизили стоимость пусков для американских военных в 6,5 раз. Отдавать добровольно такой кусок рынка ULA не хотело, поэтому в качестве ответного хода вложили деньги в разработку двигателя ВЕ-4 от такой же частной компании Blue Origin. В этом смысле Джефф Безос и ULA, создающие совместными усилиями ракету Vulcan, наступили на горло сразу нескольким участникам космического рынка.

Анонс создания ракет Vulcan Centaur

Во-первых, российское НПО «Энергомаш» — производитель двигателей РД-180 — через год-полтора перестанет получать заказы на свой космический бестселлер. Если бегло проанализировать потенциальных клиентов, то РД-180 могут пользоваться спросом в Индии или Китае — странах, чьи космические программы находятся на технологическом уровне СССР образца 70-х. Однако закупок в том же объеме, что и в США, можно не ждать — российские двигатели покупал в основном Пентагон, и делал это с запасом на случай непредвиденных событий. Индия и Китай сорить деньгами не станут, и сокращение заказов на РД-180, если не полное их прекращение, — это лишь вопрос времени.

Во-вторых, ВЕ-4 оказался технологичнее РД-180. И хотя к американскому двигателю по-прежнему много вопросов (например, надежность и жизненный цикл), он уже экологичнее российских ракетных двигателей. Его особенность в том, что в качестве топлива ВЕ-4 используется жидкий метан и жидкий кислород в качестве окислителя, что позволяет снизить уровень вредных выбросов в атмосферу.

Ролик Blue Origin о BE-4

Помешать Безосу и ULA довести двигатель ВЕ-4 до совершенства Россия не может. Зато это может сделать крупная американская корпорация Orbital ATK, директорат который спит и видит, чтобы закопать детище Безоса у ближайшего калифорнийского холма. С этой компанией, кстати, у НПО «Энергомаш» до последнего времени были тесные партнерские отношения, однако теперь американцы и россияне из партнеров превратились в конкурентов, поэтому помощи со стороны Orbital ATK ждать не приходится.

Однако Orbital до сих пор не показала эффективного решения по части ракетных двигателей и не демонстрирует принципиально новых подходов к космонавтике в целом, продвигая, в основном, классическую модель освоения околоземного пространства. Джефф Безос, в свою очередь, после успешных испытаний и первых пусков ракеты с двигателями ВЕ-4 может пойти дальше. Бывший сотрудник частной космической компании Sierra Nevada Игорь Штыков пояснил, что основатель Amazon планирует широкомасштабную экспансию на рынок космических услуг.

Никакого туризма здесь не будет. Только большие деньги, только игра по-крупному. Производство полного цикла — от двигателя до последнего винтика в фюзеляже. Вся технологическая цепочка уже отработана, а в основу лягут бизнес-процессы, уже испытанные в Amazon. У него уже все готово, он, фактически, готов сделать залп главным калибром, просто сушит порох.

До момента, когда Безос «сделает залп», вероятно, пройдет еще какое-то время. Вполне возможно, что до этого момента американцы продолжат покупать двигатели РД-180 в России, однако это будет похоже на вечер воскресенья, когда все участники вечеринки знают, что скоро придет пора расходиться по домам. Будут ли двигатели РД-180 столь же успешны после завершения сотрудничества с США? Скорее всего нет. В современной космонавтике с многоразовыми ракетами и тотальным снижением стоимости они могут не прижиться. Эти силовые агрегаты необходимо интегрировать в огромные коммерческие проекты, наработок по которым у России в данный момент нет.

Андрей Васильев

Источник

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора