Не надо завидовать китайцам

Владимир Викторович Волк Русранд Политика 280

Пора отпусков подарила уникальный шанс близко пообщаться с людьми в так называемом вербальном контакте. Нужно подчеркнуть, что в сравнении с подобными дискуссиями трёх-четырёхлетней давности произошёл заметный прогресс. То, что вчера казалось людям недопустимым, неприемлемым, невозможным, вдруг получило очертания реальности. К примеру, повышение пенсионного возраста, распродажа русских земель иностранцам и даже гражданская война. Но всё чаще возникает иной вопрос: что делать? Или немного не так: нужно бороться, но за что?

В одной из дискуссий на политические темы был, например, задан вопрос: «Можно вкратце дать описание того государственного устройства, которое предлагает Программа Сулакшина?». Какими эпитетами, к слову, её не награждают: и капитализм с человеческим лицом, и социализм с буржуазными порядками. Другими словами, какие-то свои ограниченные познания, догмы или заблуждения в той или иной сфере жаждущие ответов люди пытаются применить или адаптировать к пониманию сути государственного устройства, которое предлагается народу России после Путина и вместо Путина и его безумного либерализма.

Например, есть категория людей, склонных считать, что любой социализм или, скажем так, идеальное, гармоничное государство, это исключительно советский строй, закреплённый конституцией 1977 года. Ибо это был своего рода пиковый период развития социалистических отношений в СССР. Однако более поздние события, к примеру, в Китае продемонстрировали, что Советский Союз был только на полпути к идеальному обществу, а, возможно, и вовсе на тупиковой ветке. Есть такой термин «китайская мечта». Её реализацией начали активно заниматься в 2013 году, когда Си Цзиньпин, избранный председателем Китайской Народной Республики, обозначил новый вектор пути развития государства. Озвученная цель «китайской мечты» — возрождение китайской нации и включение Китая в ряды передовых государств мира по уровню совокупной мощи. Это не путинские «прорывы» и «патриотизмы», всё дальше отодвигающие Россию на задворки мировой цивилизации.

«Китайская мечта» предполагает развитие и процветание своей страны в гармоничном и сбалансированном взаимодействии со всем миром.

Понятия «гармоничная культура» и «гармоничное общество» были заложены в основу формирования концепции «китайской мечты». Гармония — как высшая ценность государства, гармония в семье, воспитание высоконравственного человека. Даже немного пробирает зависть, что это происходит не у нас, в стране победившего, а затем побеждённого социализма, а в Китае. Той самой стране, с которой ещё каких-то три десятилетия назад у нас посмеивался каждый школьник. Мол, делать ничего не умеют, социализм у них неправильный, едят воробьёв и саранчу, только размножаются успешно — нищету плодят. Был такой стереотип.

Но пока под дирижирование заокеанских покровителей мы созерцали погром своей страны, Китай шёл своим путём. Поднебесная методично и уверенно исполняет две обозначенные стратегии курса на построение гармоничного государства — внутреннюю и внешнюю. Страна строит среднезажиточное социалистическое общество, обращаясь к национальному культурному достоянию народа, интерпретируя в современном ключе философские идеи исторического Китая, его традиционные ценности и цели. При этом методично распространяет и укрепляет влияние так называемой «мягкой силы» страны, гармонизируя свои отношения с другими игроками на политической арене мира.

Когда кому-то из российских политиков кажется (или приказано считать), что путинская РФ «переиграла» Пекин (как вариант — «оседлала дракона», «вынудила считаться», «заставила уважать», «склонила на свою сторону»), то это не совсем так. Современный Китай ведёт прагматичную самостоятельную внешнюю политику, по факту уже сформировав собственный цивилизационный пояс солидарности в борьбе мировым гегемоном — США. При этом Поднебесная не ставит своей целью уничтожить американцев или европейцев, подчинить русских, кубинцев или эфиопов, она лишь делает шаги по выстраиванию общецивилизационного гармоничного и бесконфликтного мира.

Другими словами, реализует и адаптирует в новой трансформации систему ценностей, предложенную еще Конфуцием. Они лежат за пределами государственных границ, догм религиозных и духовных школ, не вписываются в определённый временной период, они вечны. А значит, общечеловечны.

По сути, Китай продемонстрировал и нам, и всем миру, что развитие социалистических отношений — вполне реально и осязаемо. Социализм как политический строй — не зашёл в тупик, он не догма и не истина в последней инстанции, он не твёрдая и незыблемая субстанция, которой нужно только поклоняться как статуе.

Но вместе с тем достигшая мощных экономических успехов Поднебесная стоит перед серьёзными вызовами, которые тридцать лет назад не преодолел СССР. А именно: развитие рыночных отношений и увеличение потребления не могут подменять собой социалистический прогресс.

Анализировал эту проблему два года назад профессор В.Э.Багдасарян: «Новый Китай включил капиталистические механизмы, что позволило изменить в существенной мере модель экономического развития. Главным фактором роста на этом этапе стала не столько предпринимательская активность граждан Поднебесной, а направленный в нее поток иностранных инвестиций. Запад выводил индустриальное производство в Китай, как страну, дающую дешевые рабочие руки. Одновременно включается политический проект, в разработке которого принимал, в частности, участие З.Бжезинский о создании китайского противовеса России. Но это модель роста, в отличие от модели Мао, состоит в обмене экономических дивидендов на частичную утрату суверенитета в сфере финансов. И эта финансовая десуверенизация может в конечном итоге дорого обойтись для Китая уже политически».

По мнению Багдасаряна, Китай во многом повторяет ошибки постсталинского Советского Союза, существует большой риск, что «социалистический Китай для Запада будет встроен в общую мифологизированную канву побед над идеологическими врагами „свободного мира“, среди которых значатся германский нацизм и советский коммунизм». Тем не менее, на сегодня Китай может быть нам интересен тем, что большая мечта об идеальном и мощном государстве, одним из мировых полюсов притяжения, провозглашена публично и закреплена на уровне государственных программ.

Здесь, конечно, можно возразить. Мол, не китайцами едиными. Ведь идеи гармоничного общества существуют столько, сколько лет самому человечеству. Создать и обеспечить продуманную, рациональную цепь системных отношений в обществе, обеспечивающих бесконфликтность и комфортность существования народов, пытались лучшие умы едва ли не в каждой стране, обозначенной на карте мира. Построение коммунистического, а, по сути, идеального общества, являлось национальной идеей в Советской России.

Есть немало людей, считающих, что идеальное общество — это утопия. То есть — нечто совершенно фантастическое, нереальное и нереализуемое на практике. Или, как говорил английский писатель и гуманист XVI века Томас Мор, несбыточная, неосуществимая мечта. У греков в средние века утопией называли место, которого нигде нет. Но это ведь не означает, что мечтать бесполезно. Духовные, эзотерические, психологические школы констатируют, что реальность формируют мыслеформы. То есть наши мечты, наши представления о желаемом. Чтобы построить дом, нужно иметь страстную потребность это сделать. Чтобы быть здоровым, необходимо здраво мыслить. Кстати, человеческий организм сам по себе является примером гармоничной согласованной организации разнородных и даже противоположных элементов и демонстрирует воистину удивительную соразмерность, равновесие, согласие и стройность.

В организме человека все органы и системы работают слаженно как единый механизм, в котором предусмотрено если не всё, то практически всё. Библия утверждает, что Бог создал человека по своему подобию, то есть совершенным. Практически все духовные учения говорят о процветании человека, когда его душа и тело находятся в гармонии. Не совершенствуясь во всех сферах жизни одновременно, невозможно достичь настоящего, подлинного счастья. Речь не только о физическом развитии, о состоянии здоровья, уровне функциональной подготовленности, способности к мобилизации адаптационных резервов, но и о мире духовном, внутреннем развитии.

Можно качать мышцы, иметь красивую фигуру, зарабатывать много денег, обладать крупной собственностью, но быть глубоко несчастным человеком. Можно много читать, ходить в церковь, заниматься психологией, но быть физически больным. Можно правильно питаться, вести здоровый образ жизни, но не встретить свою вторую половинку, а то и наоборот — встретив, сделать несчастной и её/его. Физическая и духовная гармония приводит к согласию всех систем в организме человека. Они не подавляют друг друга, не угнетают, не конкурируют (за право «вписаться в рынок»), они вместе борются с травмами, болезнями, побеждают свободные радикалы. Но разве подобной гармонии не может и не должно быть в обществе и государстве, которое создаётся людьми — высшими по своему разуму существами на планете Земля?

Платон: «Действуйте так, чтобы ваши поступки соответствовали добродетели». Локк: «Соглашайтесь с обществом, чтобы избежать неприятностей». Гёте: «Только все люди составляют человече­ство, и только все силы в своей совокупности — мир». «Следуйте общественной пользе ради гармонии в обществе», — говорил Конфуций.

Философия Конфуция основана на ответственности людей за свою роль в обществе. При этом общество несёт ответственность перед каждым человеком. Как в едином организме.

Соответствует ли путинская Россия представлениям о гармоничном государстве? Если верить официальной пропаганде, то да: идём вперёд к новым свершениям, с песней, флагами и цветами на паровозе. Пропагандистской лжи настолько много, что многие люди начинают принимать её за правду. Но за периметром телеэкрана и газеты каждый из нас ощущает, что живёт в несправедливом, уродливом мире, больном обществе, которое не только не гармонизируется, но наоборот — расщеплено на отдельные составляющие, конфликтующие, угнетающие и даже убивающие друг друга.

В законодательстве РФ выписано понятие социальных групп и принципы их поведения. Одним можно всё, другим — только то, что разрешают делать первые. Отдельные системы некогда единого государственного организма больны. Иные системы работают сами на себя, забыв о существовании периферических контуров. Какое будущее ожидает человека, который, к примеру, страдает болезнью печени? Или позвоночника? Никакого! Его ожидают страдания и смерть.

Напрашивается аналогия и с государством. В котором, как было сказано выше, необходима гармония, нравственность. А значит, полная трансформация всех институтов с возможным хирургическим вмешательством, исправление тотальных деформаций, ведущих страну к гибели. Отвечая на вопрос о государственном устройстве, которое предлагает Программа Сулакшина, мы должны понимать, что это единственная на сегодня платформа, предлагающая своего рода «российскую мечту». Собственно, идеолог Степан Сулакшин так её и называет — «Большой проект», «Большая мечта».

Можно, конечно, продолжать плыть по течению, ждать с моря погоды, слушать про прорывы Путина и Ко, ждать от них, что вот, наконец-то, они опомнятся, услышат народ и начнут что-то менять. Можно завидовать китайцам, что у них есть мечта и, следуя ей, они уже на несколько порядков оторвались от России практических во всех отраслях экономики, науки, образования, культуры, духовности.

Но видится всё же иное. А именно — новый путь России к гармонии, ценностям, совершенству и процветанию, базирующийся на научном новаторском фундаменте устроения социалистического общества. В этом — вся суть Программы Сулакшина. И она во многом была бы интересна и полезна в реализации не только нового российского проекта, но и тем же китайцам, претендующим на сохранение и величие своей державы и гармонизацию общемировых отношений.


Автор Владимир Викторович Волк — публицист, Союза народной журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора