Галина Васильева живет вдвоем с отцом-инвалидом

В Челябинске семья инвалидов после хищения денег с банковского вклада лишилась средств на оплату лекарств и сиделок. Мошенники от имени женщины провели несколько операций с ее картой и счетом. В итоге солидная сумма перекочевала неизвестно кому, а вклад закрыли. В банке говорят, что платежи прошли законно, и возвращать челябинке деньги отказываются. Что делать, если с банковского счета или карты пропали деньги, и можно ли их вернуть, разбирался 74.ru.

Два клика — и вклад исчез

Галине Васильевой — 56 лет. Проблемы со здоровьем у нее начались после операции, которую сделали 30 лет назад. Последние годы передвигается только с помощью инвалидной коляски. Живет она вместе с 79-летним отцом, который в прошлом году получил перелом шейки бедра и теперь почти не встает. Галина Анатольевна — женщина бодрая, сама ездит в магазин и на прогулки. Благо несколько лет назад друзья и знакомые помогли ей сделать выход на улицу прямо из квартиры. Но без круглосуточной помощи сиделок их семье все равно никак не обойтись. А на это требуются деньги, причем немалые — минимум 1000 рублей в сутки.

В январе прошлого года Галина Васильева открыла в Сбербанке вклад «Сохраняй» и внесла туда значительную сумму — 400 тысяч рублей. Первого числа каждого месяца проценты переводились на карту, и женщине приходило СМС-сообщение. Эти деньги она расходовала на повседневные нужды — покупала продукты, лекарства и так далее.

— 1 мая эсэмэска не пришла. Я подумала, что это какой-то компьютерный сбой. Подождала денек и позвонила в банк. А мне ответили: вы же закрыли счет, — рассказывает Галина Васильева. — Я в шоке, сразу разревелась. Это же просто ужас какой-то. Мы с отцом оба — инвалиды I группы. Надеялись, что денег для оплаты сиделок нам хватит на несколько лет.

Пенсионерка боялась хранить деньги дома, но пропали они в банке
Пенсионерка боялась хранить деньги дома, но пропали они в банке

В банке Галине Васильевой сказали, что она еще в середине апреля перевела все деньги со счета сначала себе на карту, а потом — другому человеку. Галина Анатольевна божится, что никому деньги не переводила.

Вечером 3 мая женщина вместе с братом поехала в отделение Сбербанка в Курчатовском районе и написала заявление о хищении денег со счёта.

Через пять дней Сбербанк прислал ответ с отказом и объяснил, почему деньги не вернут. Специалисты финучреждения установили, что 16 апреля прошла регистрация в мобильном приложении системы «Сбербанк Онлайн» для Android. Для этого использовались реквизиты банковской карты Галины Васильевой и одноразовый пароль. Его отправили эсэмэской на номер телефона, указанный женщиной в качестве контактного. Затем в мобильном приложении за короткое время прошло несколько операций: почти 400 тысяч рублей перевели с вклада на карту, вклад закрыли, а еще через 20 минут деньги с карты Галины Васильевой перекочевали на карту некоего Андрея Геннадьевича В. Женщина говорит, что у неё нет знакомых с таким именем и отчеством.

В банке посочувствовали клиентке, но деньги не вернули
В банке посочувствовали клиентке, но деньги не вернули

— При входе в мобильное приложение использованы персональные средства доступа, полученные по вашей банковской карте. Согласно условиям предоставления услуги «Сбербанк Онлайн» они являются аналогом собственноручной подписи, — ответили инвалиду в Сбербанке. — Операции в мобильном приложении не требуют дополнительного подтверждения одноразовыми паролями. Таким образом, банком получено и корректно исполнено распоряжение по вышеуказанным операциям. Банк не находит оснований для возмещения денежных средств по оспариваемым вами операциям.

А были ли эсэмэски?

Всем известно, что банковскую карточку надо хранить в секрете, никому ничего не говорить и не показывать. А чтобы быть в курсе поступлений и расходов, нужно подключить мобильный банк.

— Я все это знаю, мобильный банк есть. Но почему же мне не пришли СМС-оповещения об апрельских операциях, когда с карты на карту переводились сотни тысяч рублей? — удивляется Галина Васильева. — Я бы еще тогда забила тревогу. Мы потом взяли выписку у сотового оператора. Она подтверждает — никаких СМС-оповещений о входе в онлайн-банк мне на телефон не приходило. Значит, их кто-то отключил без моего ведома?

Мобильным приложением Сбербанка Галина Васильева не пользуется, а СМС о списании денег на телефон не приходили
Мобильным приложением Сбербанка Галина Васильева не пользуется, а СМС о списании денег на телефон не приходили

Инвалид-колясочник рассказала, что раньше из-за каждой операции ей приходилось ездить в банк.

— Но в моей ситуации, сами понимаете, это тяжело и неудобно. Обрадовалась, когда научилась делать переводы просто по телефону — так расплачивалась с сиделками, — говорит она. — Удобно, что приходили СМС по любому платежу. У меня простой кнопочный телефон, в онлайн-банк я по нему не захожу.

В кредитном учреждении Галине Васильевой выразили сочувствие и посоветовали обращаться в полицию.

14 мая в полиции Курчатовского района города завели уголовное дело по факту тайного хищения денежных средств (часть 3 статьи 158 Уголовного кодекса РФ). Следователи приезжали к Васильевой домой, опрашивали ее, сиделок, сотрудников банка. Но все без толку. В июне Галина Васильева отправила вопрос о пропаже денег с ее вклада на июньскую прямую линию с президентом Владимиром Путиным. В этот же день ей перезвонили из регионального Следственного комитета, потом домой к Галине Анатольевне приходила следователь, которая еще раз записала все обстоятельства дела. Но воз и ныне там.

— Уголовное дело приостановлено в связи с неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, — сообщили 74.ru в пресс-службе городского управления МВД. — Но мероприятия по делу продолжаются.

Уголовное дело завели, но виновных не нашли
Уголовное дело завели, но виновных не нашли

74.ru пытался выяснить в Сбербанке самый спорный момент в этой истории — посылались ли все-таки СМС-оповещения в момент перевода крупной суммы или нет? Но специалисты банка не стали вдаваться в детали.

— Ситуацией Галины Васильевой занимаются правоохранительные органы, и Сбербанк не вправе раскрывать информацию по этому уголовному делу, — сообщили 74.ru в пресс-службе Челябинского отделения Сбербанка. — Сервисы Сбербанка и защиты операций оснащены современными механизмами обеспечения безопасности, но многое зависит от самих клиентов и соблюдения ими правил финансовой осторожности. Чтобы не попадать в подобные ситуации, настоятельно рекомендуем клиентам не сообщать, не передавать данные своей карты третьим лицам и не позволять кому-либо пользоваться телефоном, к которому привязана карта. При любых сомнениях и подозрениях на мошенничество необходимо сразу звонить в контактный центр банка по номерам, указанным на обороте банковской карты.

В финансовом учреждении добавили, что готовы сотрудничать с полицией и оказывать необходимое содействие.

Подозрительные звонки

Галина Васильева вспомнила, что в начале апреля она дала объявление на Avito. Ей позвонила женщина, которая вроде бы хотела купить прикроватный туалет для своей матери. Сказала, что живет в другом городе и готова переслать деньги на карту. Галина выслала свой номер карты. Женщина перезвонила и попросила переслать ей СМС, которая сейчас придет на телефон. Тут Васильева заподозрила неладное (так мошенники пытались выманить код для входа в онлайн-банк. — Прим. редакции) и цифры пересылать не стала.

Вечером в тот же день снова раздался звонок. Женщина представилась работником Сбербанка, сказал, что карта Васильевой заблокирована, и попросила дать номер карты якобы для разблокировки.

— Тупость вопиющая! — возмущается Галина Васильева. — Я ее обругала, сказала: не звоните, не приставайте ко мне. А сама испугалась и позвонила в банк — заблокировала старую карту. Через несколько дней в отделении Сбербанка мне выдали новую. А еще дней через 10 у меня похитили деньги — получается, сняли их с новой карты. Мне кажется, здесь замешан тот, кто знал о перевыпуске моей банковской карты, видел, что на ней есть большая сумма денег.

Пострадавшая пенсионерка считает, что Сбербанк не обеспечил сохранность ее денег. И намерена добиваться правды в судах.

Как вернуть пропавшие деньги

Шансы на возврат денег у пострадавшей женщины есть, но без судебной нервотрепки не обойтись, отметили юристы.

— Как правило, от банка приходит печальное письмо о том, что списание денег произошло по вине самого клиента. Мол, он дал свой пин-код кому-то или сам ввел пин-код, то есть одобрил операцию; либо на телефоне или компьютере клиента установлен вредоносный вирус, — прокомментировал юрист Сергей Гаврюшкин. — Отчаиваться не нужно. Рекомендуем обратиться с иском непосредственно к банку и вот по каким причинам. По закону «О национальной платежной системе» (часть 15 статья 9) банк обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что сам клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа. Тут-то на помощь и может прийти заявление в полицию, а при хорошем раскладе дела — постановление о возбуждении уголовного дела и о признании клиента потерпевшим.

Вклад в банке был спасением для семьи инвалидов
Вклад в банке был спасением для семьи инвалидов

Кроме подачи иска, нужно аргументировать добросовестность и осмотрительность со стороны самой пенсионерки, добавил юрист.

— По закону доказать наличие нарушений со стороны клиента обязан банк, — пояснил Сергей Гаврюшкин. — Тем не менее клиенту тоже хорошо бы собрать доказательства, чтобы обосновать свою невиновность. Например, был такой случай. Правоохранители еще до суда установили, что в тот период времени, когда проводились операции по переводу денежных средств, пострадавшая в интернет не выходила, а IP-адрес, с которого поступили запрос и подтверждение на перевод, находится в другом регионе. На счет получателя платежа тогда в течение суток поступила крупная сумма денег из разных регионов страны.

В подобных случаях банк часто использует такой аргумент, как возможное заражение оборудования клиента вирусом. Но, по словам юриста, это не учитывается судами, поскольку банк должен обеспечить безопасность услуги, в том числе для имущества потребителя. Другими словами, предлагаемое владельцам счетов мобильное приложение должно быть защищено настолько, насколько это необходимо для его качественной работы, в том числе для предотвращения заражения вирусами.

Напоследок Сергей Гаврюшкин предложил еще один вариант. Если по результатам проверки будет известно, на чей конкретно счет списаны денежные средства, можно подать иск к этому лицу о взыскании неосновательного обогащения.

Несколько месяцев Галина Васильева писала жалобы в различные ведомства, но все было бесполезно. В итоге пенсионерка, прикованная к инвалидной коляске, рассказала 74.ru, что подала иск в суд.

— Мы требуем взыскать с ПАО «Сбербанк» пропавшую сумму, неустойки за недополученные проценты и нежелание добровольно возмещать ущерб, а также компенсировать моральный вред, — пояснила Ольга Огур, адвокат, представляющий интересы Галины Васильевой.

Первое заседание назначено на 3 октября 2018 года.

А пока Васильевым приходится выбирать, на чем сэкономить — квартплате, еде или лекарствах.

— Два инвалида в доме — это очень трудно, без сиделок не обойтись, — говорит Галина. — Мне, конечно, друзья-товарищи помогают, как могут. Но тот вклад в банке — это все наши накопления, это было наше спасение и защита.

Что решают суды при пропаже денег в банках

Судебная практика в подобных случаях, отмечают юристы, достаточно противоречива.

В августе 2016 года Советский райсуд Челябинска приговорил к двум годам условно бывшего менеджера отдела продаж Сбербанка. Женщину признали виновной в мошенничестве с деньгами клиентов кредитного учреждения на сумму более 73 тысяч рублей.

В декабре того же года банк отказался возвращать 60 тысяч рублей, украденных мошенниками с карты челябинца. На сторону кредитного учреждения встал и суд, посчитав, что банк провел платеж по закону.