Похороны местного самоуправления

Юнеман Р.А. Закон 30

Тихо и почти незаметно внедряются два губительных для страны закона. Первый — об уничтожении местного самоуправления. Второй — о фактическом лишении автономии адвокатского сообщества. Первое уже приняли. Второе только готовят.

Новости об этих законах не цепляют столь же эмоционально, как очередной беспредельный арест и тюремный срок, их не так интересно обсуждать, как перемещения танков вдоль границ. Новые законы — вроде что-то неприятное, но относительно мелкое. На общем-то фоне.

Это не так. Не мелкое.

Долгосрочно эти законы нанесут государству большой урон. Институты станут ещё хуже, система муниципальной власти и правосудие в РФ будут деградировать ускоренными темпами.

Что несёт нам «закон о публичной власти»?

С 90-х годов у нас худо-бедно развивалось местное самоуправление. В середине нулевых этому развитию поспособствовала также большая реформа с принятием федерального закона «О местном самоуправлении». Да, 131-ФЗ далёк от совершенства, его не докрутили, в него сразу заложили кучу мин. Главное: муниципальной власти дали полномочия, но не дали денег. И то в регионах — в Москве не дали даже полномочий.

Тем не менее, даже со всеми этими родовыми травмами местное самоуправление развивалось. Хотя бы в регионах.

Появлялись сильные мэры, даже на маленьких сельских территориях появлялись депутаты низового уровня, которые честно работали на избирателей. Во многих местах власть действительно стала ближе к гражданам. Начали решаться вопросы, которые раньше не решались. Усилилась политическая конкуренция.

Реформа в целом работала в плюс, хоть и нуждалась в больших коррективах.

Но «политическая целесообразность» требовала закручивания гаек и централизации. Ты вдруг избрался мэром? Теперь ты обязан делать результат «Единой России», отстёгивать наверх и подпрыгивать при первом же окрике губернатора, исполняя любые его прихоти.

Но не все на эти условия соглашались. Кто-то кочевряжился. А договариваться в России не принято, если ты стоишь по иерархии выше.

Реформу стали быстро откатывать назад.

В течение нескольких лет у несчастных муниципалитетов забирали последние деньги, ещё сильнее лишали их полномочий, сокращали число местных депутатов, отменяли прямые выборы мэров и вводили систему сити-менеджеров, давили муниципалов с помощью силовиков, делали глав ручными. Я знаю это по многочисленным разговорам с людьми, которые имели отношение к работе местной власти.

При этом не было массовой проблемы какого-то неподчинения — это в принципе невозможно. Вертикаль власти не рушилась.

В решении «давить местную власть» не было государственного интереса, зато было много коррупции и политиканства. А ещё горячего желания получать бесплатный административный ресурс и безоговорочную управляемость сверху.

И вот теперь — новый законопроект. Он окончательно добивает местную власть и превращает муниципалитеты в территориальные органы управления. Никакого самоуправления и самоорганизации, никакой даже малейшей самостоятельности. Теперь все решения могут приниматься только наверху и спускаться главам.

Что это означает на практике?

Полностью ликвидируется «поселенческий» уровень власти. Да, больше не будет власти самого низового уровня — городских и сельских поселений. Будет только власть более высокого уровня — все территории объединят в большие муниципальные и городские округа. Будет один глава округа и один набор депутатов сразу для нескольких населённых пунктов, даже если они находятся на огромном расстоянии друг от друга. Городские округа были и раньше, но теперь, по сути, будет ТОЛЬКО эта форма.

Здесь важно понимать — в России существовал огромный пласт местных народных представителей. Тысячи депутатов в маленьких городах, в сёлах, деревнях и посёлках. На местах при этом встречались толковые и порядочные люди даже в «Единой России». Потому что на локальном уровне все знают всех, люди стараются для себя и своих соседей. Сами же лечатся в этих поликлиниках, водят детей в те же школы, ездят по тем же дорогам и ходят по тем же тротуарам.

Теперь местных представителей не будет как класса. Будет огромная территория, от неё один или несколько депутатов на всех. Которые и знать не знают половины населённых пунктов, они там никогда и не бывали.

Местных глав окончательно подчинят губернаторам. Главы регионов и раньше могли снимать мэров и руководителей администраций, теперь это станет делать ещё проще. Не останется даже малейшей автономности.

По сути, отныне города и посёлки, деревни и сёла в России будут напрямую управляться бюрократией регионального центра. Все решения будут приниматься наверху, а местные администрации будут их претворять в жизнь. Раньше у местных оставался хоть какой-то простор для манёвра, теперь не будет и его.

В реформе невозможно найти плюсы. Система управления в России деградирует ещё больше, дистанция между людьми и чиновниками вырастет ещё сильнее. Местная активность будет полностью задавлена, власть получит бурлящий под крышкой кипяток.

Когда-то известный учёный Вячеслав Глазычев верно заметил, что для такой большой и сложной страны развитие местного самоуправления могло бы стать национальной идеей. Но пока национальной идеей становится уничтожение всякой политической жизни. Ни к чему хорошему это не приведёт. Как и лишение автономии адвокатского сообщества. Но об этом я ещё расскажу отдельно.

Источник


Автор Роман Александрович Юнеман — российский политик и общественный деятель, глава политического движения «Общество. Будущее».

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора