Предложение сторонников Программы Сулакшина белорусскому народу и А. Г. Лукашенко

Самое интересное Центр Сулакшина Политика 1 131

Когда по мере обострения кризиса в Беларуси мы с товарищами по движению сторонников Программы Сулакшина размышляли на тему обращения к белорусскому народу, то перед нами возникли три достаточно сложных вопроса.

Первый вопрос: к какой именно части общества мы должны обратиться: к Лукашенко? К тем, кто стоит на белорусских майданах против президента А. Г. Лукашенко или, наоборот, в его защиту? К тем, кто выбирает путь Республики Беларусь между европейским или евразийским? К «прикорытным» демагогам и клевретам или тем, кто вообще отстранился от политического кризиса и какого-то сочувствия его организаторам и исполнителям и исповедует принцип «моя хата с краю»?

Второй вопрос: какие мы видим вызовы, стоящие перед сегодняшней Беларусью? Какие сценарии развития событий могут быть реализованы закулисными режиссёрами политического кризиса, либо же ситуация выйдет из-под контроля основных (западных и восточных) акторов и получит совершенно неожиданное для них развитие.

Третий вопрос: какие предложения имеем мы, как лоббисты иного устроения России в качестве государства-цивилизации, где союзное государство Беларуси и её народ занимает достойное место?

Можно ли сказать, что в гуще белорусских и околобелорусских событий сегодня найдена истина? Вряд ли.

Мы далеки от мысли, что тоже претендуем на абсолют, но взглядом со стороны и с позиций трудов учёных Центра Сулакшина, создавших фундаментальную платформу справедливого и нравственного государства, выскажем несколько тезисов, которые, возможно, в какой-то мере и в каких-то локальных точках напряжения помогут нашим братьям переосмыслить происходящее и вместе с нами включиться в иную борьбу. В борьбу на уровне более высоких смыслов и благородных идей.

Итак, к какой части общества мы бы хотели обратиться? Учитывая колоссальную информационную блокаду, которую власть предержащие РФ организовали для нашего движения, мы отдаём отчёт, что не сможем охватить широкую аудиторию Беларуси. Но понимаем, что эта аудитория при всём её политическом разнообразии ждёт из России каких-то сигналов и ориентиров. Речь не о радикалах и о примкнувших к ним малолетних искателях острых ощущений, подобных тем, что участвовали в украинском майдане 2014 года, многие из которых затем с большим удовольствием бесчинствовали в карательной операции против жителей Донбасса. Мы обращаемся к людям с трезвой повесткой, желающим своей стране только добра и успешности, а её народу счастливой и долгой жизни.

Какие вызовы стоят перед сегодняшней Беларусью? Есть несколько вариантов развития дальнейших событий. Эксперты, считающие, что вцепившиеся в республику геополитические стервятники уже вряд ли выпустят рычаги управления процессами из своих рук, называют две развилки — украинская и сирийская.

То есть: деструктивные силы, составляющие общественное меньшинство, добиваются ухода президента Лукашенко, осуществляют перехват управления и передачу белорусского суверенитета западным структурам и кураторам (при той же предательской позиции, которую Кремль продемонстрировал на Украине). Как и на Украине, здесь есть риск раскола страны по линии «Гродно — Брест» с одной стороны и «Витебск — Могилев — Гомель» с другой».

Либо Лукашенко сохраняет формальную власть над большей частью территории страны, возможно, при непосредственном участии российских войск и правоохранителей. Но российский капитал под прикрытием путинского режима тут же займется «освоением» активов Беларуси. Возникнут и другие угрозы — террористических атак, при помощи которых геополитические игроки будут расшатывать как белорусскую власть, общество, так и международные институты.

В ракурсе этих двух сценариев возможен и распад Беларуси, и введение международных и миротворческих миссий, и установление жёсткой диктатуры действующего режима с самыми непредсказуемыми последствиями для него самого. Есть в шахматах такой термин — цугцванг. Это когда любой ход неизбежно приводит к ухудшению позиции или к поражению.

Сегодня белорусская власть явно находится в положении цугцванга, который, собственно, сама и создала. Наша команда не склонна идеализировать ни личность Александра Лукашенко, ни его политику. Более того, мы считаем, что его управленческие решения или бездействие на идеологическом направлении и стало тем фактором, который привёл страну к политическому кризису.

Повествуя своему народу о братстве и союзнических отношениях с Россией, Батька фактически сам, причём добровольно, допустил возникновение в Беларуси всех этих полуфашистских радикальных группировок, сам расколол общество по линии Европа-Россия, сам вырастил поколение людей, которые возомнили себя «кормильцами» клятых москалей. Тут ещё не грех вспомнить и метания Лукашенко в период воссоединения с Россией Крыма (который Минск так и не признал), заигрывания с нацистским режимом Киева и позорные экивоки в адрес Донбасса, попытки коньюктурного использования русо- и россиефобии…

За четверть столетия нахождения у власти Александр Григорьевич мог и был обязан создать развитую политическую среду, генерирующую конкурентные альтернативы квалифицированных государственно-управленческих решений и стратегий, элитные и социальные лифты, механизмы смены и преемственности власти, в рамках которых и предложить преемника своего видения и курса развития страны и подлинной реинтеграции постсоветского пространства, навсегда оставшись на картине истории в позитивных красках. Сейчас же при всей высокопарной патриотической и объединительной риторике Лукашенко сам, прежде всего, стал дестабилизирующим фактором. Хотя, безусловно, мы отдаём должное и внешним игрокам — их цели, деньги, почерк, логистика читаются невооружённым взглядом.

Какие предложения имеем мы? Можно сказать о том, что белорусский кризис имеет затяжной характер. Разрешение в существующей системе координат и в краткосрочной перспективе вряд ли представляется возможным. Поэтому нашим белорусским братьям необходимо набраться терпения, мужества и мудрости. Очень возможно, что мир и порядок в Беларусь придёт не скоро. Но поколению ныне живущих необходимо понять, что именно от него зависит успешное будущее.

В чём оно? В выборе, но не между сегодняшними меньшим и большим злом. Такой выбор, как показывают исторические события, не ведёт к улучшению ситуации в долгосрочной перспективе. По нашему убеждению, белорусская проблема может разрешиться в той же парадигме, что и российская. А именно — в принятии совершенно новой конституции на новой идеологической основе и смене идейной парадигмы. Мы говорим о нашем проекте Конституции РФ, который мог бы при некоторой адаптации лечь в основу белорусского Основного Закона.

Тем более, что и президент Александр Лукашенко готов пойти на повторные выборы после конституционной реформы. Основная проблема Беларуси, и это одна из серьёзнейших недоработок президента Лукашенко, это отсутствие юридической и практической инфраструктуры новой идеологии справедливости и нравственности вместо многовекторно-бесценностной «идеологии государственности». При этом сам Александр Григорьевич заявлял о том, что справедливость является той идеологией, которой должны придерживаться власти.

Однако дальше заявлений дело так и не пошло. Ведь справедливость и нравственность государства — это не просто научное определение или расхожий штамп, это стратегия общественного развития, это конституционный общественный договор между властью, элитами и народом. А стратегии нет. Договора тоже. Нигде. Ни в РФ, ни в РБ. Возможно, не дошли руки. Возможно, у Лукашенко не оказалось рядом в команде специалистов необходимого профиля и уровня.

Нужно подчеркнуть, что Летом 2014 года, в период работы над второй редакцией Конституции ДНР, Центр Сулакшина разработал и направил для рассмотрения Народного Совета самопровозглашённой республики свой проект. Он был созвучен с научным макетом Конституции России, который сегодня является частью политической платформы Партии нового типа. Естественно «сурковские» парни не позволили реализовать благородный геополитический почин в одном из осколков Русского мира — Донбассе. Можно не сомневаться, что щупальца кремлёвских сидельцев протянутся и к тому конституционному документу, который предположительно будет разрабатываться в Беларуси.

И это будет очередной провал общецивилизационной стратегии Русского мира, за которую лучшие сыны Отечества в былые годы и столетия сложили свои головы. Это будет ещё один удар по нашему единству и возрождению. Что, в общем-то, демонстрирует развитие ситуации на украинско-донбасском направлении. Везде, куда суют свой нос путинские эмиссары, мы получаем противоположный выбору народа и здравому смыслу эффект.

Направляя проект Конституции в Донбасс, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии С. С. Сулакшин писал в сопроводительной записке: «Высылаю обещанный текст Конституции ДНР „под ключ“. Это детальный и сложный текст. Но он профессионален, содержит идеологическую ценностную программу строительства страны. За такую страну можно кровь проливать. За страну, в которой опять появятся коломойские, ахметовы, абрамовичи, ее не стоило проливать.

Наш опыт говорит о том, что если конституция не охватывает важнейшие вопросы, замалчивает их, то их вновь „охватят“ богатеи, известные в любой стране и истории захребетники и внешние манипуляторы. Что это за вопросы? Основа всего в концепте высшие ценности, от них отталкивается вся конструкция страны. Это вопросы труда, собственности, природных ресурсов, земли, народовластия, его гарантий, справедливости, социальности, нравственности, правосудия, центрального банка, языка и идентичности, интересов большинства народа, русской (украинской) темы, как коренных народов территории и темы всех национальных отношений, религий, партий и выборов, устройства власти и ее ветвей, устройства территории, позиции к внешнему миру, прав и свобод, ответственности и обязанностей человека и гражданина, единства системы власти, всех ее ветвей и т. п. Многие десятки вопросов.

В вашей ситуации особенно важно заложить все эти детали. Повторю — иначе смыслы будут тут же перехвачены политическими мародерами и денежными захребетниками. Опять природные ресурсы будут работать на богатеев, опять не народ, а лоббисты будут управлять жизнью страны. Мы мечтаем, чтобы такая конституция появилась и в России, полным ходом идущей к своему собственному краху, но может быть именно в вашем трагическом случае, ценой многих жизней такой прорыв к нравственному и истинно народному государству станет возможным? М.б. вы покажете пример и России?

Сравните сами имеющиеся у вас варианты с точки зрения поставленных мной вопросов и увидите эти вызовы. Вам наверняка толкуют, что конституция должна быть „компактной“, только об устройстве власти, задавать только принципы. Но повторю, что белые пятна и замолченные за пределами „только принципов“ детали будут обязательно извращены по жизни. Таковы законы власти и современной безнравственной роли богатства и вожделений, денег и жажды властвовать».

Таково сегодня наше предложение и белорусскому народу (не важно, каких политических взглядов) и конкретно президенту Лукашенко. И в этом Центр Сулакшина готов помочь, включившись при необходимости и политической воле в работу. Речь здесь идёт не о сохранении у власти Александра Лукашенко. Сейчас в его руках существует возможность консолидации сил как белорусского, так и российского народов на единой ценностной основе. У него есть возможность дать стране шанс. Это именно то, чего так не хватало во времена украинского майдана, ведь единственная ценность, которая существовала на тот момент в отношениях двух стран и двух элит, это деньги-собственность-ресурсы.

Сегодня не только в Беларуси ждут каких-то более-менее вменяемых, перспективных и оптимистичных сигналов из России. Но и в России, уставшей от разлагающего Отечество путинизма, ждут соборной и нравственной повестки от отрезанных от единого Русского организма частей.

Друзья! Высылаем вам наши основные документы, которые покажут уровень предложения. Они могут лечь в основу политической инициативы по выходу из кризиса и быть адаптированы к белорусскому случаю. Наши специалисты готовы включиться в эту работу вместе с белорусами на основе доброй воли, ясности ума, уважения профессионализма и желания добра и процветания Беларуси и ее народу.


ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Проект Конституции России

2. Конституция России: после путинизма. Комментарии и размышления

3. Программа Сулакшина «Настоящий социализм»

4. Нравственное государство. От теории к проекту

5. Государство справедливости — праведное государство (от теории к проекту)

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора