Прощай, авиапром
Очередная реформа Сердюкова грозит похоронить надежды отечественного авиастроения.
SOS — помогите! На прошлой неделе так начинался каждый разговор, когда раздавался телефонный звонок от моих давних знакомых из авиационных фирм. Всех волновало одно: совещание пяти начальников от авиапрома, состоявшееся 2 февраля в Москве. Известно о нем стало недавно, после того как кто-то из умельцев выудил протокол этой встречи в Интернете и разослал друзьям.
Из документа следует, что уже в этом году все авиационные фирмы — «Сухой», «МиГ», «Иркут», «Туполев» — будут выселены из Москвы. Процесс стартует 1 марта. По мнению специалистов, делается это для того, чтобы продать земли и всю столичную собственность авиапредприятий под застройку и таким образом рассчитаться с многомиллиардными долгами «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК). Приведет это к тому, что авиапром, который на протяжении всех постсоветских лет, как ни старались, не смогли задушить реформами, теперь наконец-то отмучается. Окончательно и навсегда.
Кто и что стоит за этим убийственным разгромом некогда легендарных авиационных фирм, выяснял «МК».
Если сразу сказать, что исполнителем этой реформы авиапрома выступает нынешний председатель совета директоров ОАК, а в недавнем прошлом министр обороны Анатолий Сердюков, то, пожалуй, дальше можно ничего и не писать.
С деятельностью этого крупного российского реформатора граждане страны знакомы хорошо. Реформу армии по Сердюкову помнят все. Результат — тоже: пришлось вызывать спасателя Шойгу, команда которого до сих разгребает последствия той «оптимизации».
Фирменный стиль реформ Сердюкова — подход к проблемам отрасли (причем любой) с точки зрения коммерсанта: выгодно — не выгодно. Это главное. Решения проводятся без лишнего шума и обсуждений. Что именно резать — боевые части или авиационные КБ, — не суть важно. При этом люди, идеи, традиции, государственная необходимость — ненужные химеры, мешающие быстрому продвижению вперед к получению финансового эффекта.
К примеру, при Сердюкове вдруг выяснилось, что армии слишком дорого содержать военные аэродромы, особенно на Крайнем Севере. Их приказали сократить в десятки раз, а все самолеты уместить на оставшихся — крыло к крылу. Напрасно военные пытались доказать, что в случае атаки по такому скоплению техники противник сможет уничтожить ее одной ракетой. Самолеты даже не успеют взлететь и рассредоточиться — просто негде. Аргументы профессионалов не работали. Они противоречили главной коммерческой формуле: выгодно — не выгодно.
Возвращать все на позиции здравого смысла с учетом оборонных задач пришлось уже Шойгу и новому Генштабу.
И вот теперь под ту же коммерческую формулу попал российский авиапром. Кому все это после предстоит разгребать — сказать пока трудно. Но то, что делать это придется, специалисты отрасли понимают уже сейчас. Только их мнения никто не спрашивает. И не спросит. Анатолий Эдуардович рядом с собой профессионалов не видит. Ни в чьих советах не нуждается. В армии при Сердюкове в военных специалистах видели только «зеленых человечков».
А я все же попробую аргументы озвучить. Говорить буду не от себя. От тех людей, которые всю свою жизнь строили самолеты, а теперь просят о помощи, по простоте душевной все еще надеясь, что пресса — четвертая власть в стране. Не могу называть их имен, иначе во время грядущей отраслевой реформы — а она в любом случае состоится — они станут первыми, кто пойдет под сокращение.
Фото: Соцсети
В ПРОМЫШЛЕННЫХ МАСШТАБАХ
Понятно, что ни одна реформа не проходит под лозунгом: «Сделаем хуже, чем было до нас!». Так что обоснование кардинальных перемен в российском авиапроме окутано самыми прекрасными смыслами: «исключение дублирующих функций», «развитие конструкторских школ», «создание общекорпоративных центров компетенций», «централизация управления предприятиями»…
Короче, за все новое против всего старого.
Судя по вышеупомянутому протоколу, реализовано это «новое» будет за счет «корпоративной трансформации» группы ПАО «ОАК». Честно говоря, сложно припомнить пример, когда бы частный случай «корпоративной трансформации» мог вывести целую отрасль в лидеры мирового рынка. А ведь именно такие цели ставят реформаторы. Но не будем придираться. Рассмотрим «трансформацию» поближе.
Выглядит она примерно так: от всех фирм отделяются их КБ и передаются «под крышу» ОАК. При этом «осуществляется изменение юридических адресов» существующих КБ «на промышленные площадки (заводы)».
Затем КБ отправляются на некую единую для всех площадку, пока не ясно какую, но в отрасли ее уже успели окрестить «братской могилой». Другая часть персонала фирм может продолжить трудиться по месту своих серийных заводов: «миги» — в Нижнем Новгороде или Луховицах, «туполя» — в Казани, «ильюшинцы» — в Ульяновске, «суховцы» — в Новосибирске или Комсомольске-на-Амуре.
Обратите внимание, как тонко подано: не выселение, не эвакуация, как во времена войны, а «изменение юридических адресов». То есть здания, корпуса, территории, более не обремененные юридическими адресами уничтоженных фирм, остаются в полном распоряжении ОАК. Придумано изящно, с размахом, а главное — законно. Ничего не попишешь — реформаторский опыт. Экс-министр обороны Сердюков уже проделывал такие штуки.
К примеру, когда 65 высших военных учебных заведений страны ужал до трех учебно-научных центров, 11 академий и трех университетов с филиалами. Им тоже меняли юридические адреса. Самая памятная история — слияние легендарных военных академий Жуковского и Гагарина.
Военно-инженерная академия имени Жуковского с несколькими уникальными научными школами и золотой профессурой располагалась в центре Москвы, у станции метро «Динамо». Не менее известная Академия имени Гагарина, где учился высший летный комсостав, — в подмосковном Монине. В результате рокировки ценные территории освободили. Гибрид вузов так потом и называли — академия ЖуГарина. Ее загнали в Воронеж, чтобы скрестить с остатками вузов из Иркутска, Ставрополя и Тамбова. В Воронеж никто из преподавателей столичных академий не поехал. Они были уволены. Знаменитые научные школы остались в прошлом.
Из разговора со специалистом фирмы «Ильюшин»:
— В 41-м, когда была угроза захвата Москвы и предприятия эвакуировали, «Ил» должен был уехать в Самару. Но Ильюшин сам пошел к вождю и сказал, что в этом случае придет конец его КБ. «Ил» не тронули. С тех пор он оставался на старом месте, в районе Ходынского Поля. Теперь вот и войны нет, а «Ил» «эвакуируют». Отстоять его больше некому… За 81 год жизни предприятия было три генеральных конструктора. А с 2014 года, с тех пор как ушел из жизни Виктор Ливанов, за шесть лет — уже седьмой! И так везде. На «Иркуте», офис которого находился на месте КБ Яковлева, в районе Сокола, убрали Олега Демченко. Мешал менеджерам. Им нужны площади в столице под застройку. При чем тут российская авиация? Будем летать на «Боингах».
Из разговора с высокопоставленным специалистом авиаотрасли:
— А куда при этом денется дорогостоящая экспериментальная база КБ для отработки боевых и гражданских авиационных комплексов? Ну ладно, большинство стендов, что на территории «Ильюшина» и «Туполей», и так уже уничтожены. А у «Сухого» с комплексом зданий на Полежаевке есть серьезные стенды для отработки боевых систем. Нам, конечно, расскажут, что их отвезут на новое место. Так не отвезут! Их нельзя перевезти. Можно только сломать и построить заново. Но представляете, какие это деньги? Не один миллиард. И не рублей, а долларов!
Из разговора со специалистом фирмы «Сухой»:
— Реформа готовится келейно. Нет ее проработки в профильных экспертных структурах, военных авиаинститутах. Шойгу был против объединения «Сухого» с «Мигом». Тогда Слюсарь придумал убрать все управляющие структуры авиакомпаний, чтобы сохранить ОАК. Разбил на три части — военную, транспортную и гражданскую, и назвал это центрами компетенций. Хотя никакими «компетенциями» в ОАК и не пахнет. Структура раздута за счет блатных и родственников. От нас они все время хотят только отчеты, а от них самих реальной помощи не видно.
…Сегодня сообщили: до сих пор не ясно, что будет с сотрудниками корпоративного центра «Сухого». Такое впечатление, что в планах Сердюкова сначала провести перерегистрацию головной компании — ПАО «Компания Сухой» в Новосибирске, а потом предложить всем туда переехать. Никто, конечно, не поедет, только что вопрос сокращений сам собой решится: все просто будут вынуждены сами уволиться. Реформы в вертолетной отрасли уже привели к резкому снижению выпуска и продаж вертолетов. Переезд наших головных компаний приведет к массовому уходу профессионалов.
Из разговора со специалистом фирмы «МиГ»:
— Вы мне прислали этот протокол, я на следующий день кому его ни покажу на работе, у всех глаза круглые делаются. Даже в руководстве ничего не знают. Хотя мы уже давно входим в ОАК. Я узнавал: сотрудники всех компаний ОАК не знают планов реорганизации. Все возмущены таким отношением к авиационной промышленности. Понимают, что идет целенаправленное ее уничтожение, но никто ничего сделать не может. Настроение у всех угнетенное. Для чего менять юридический адрес? Чтобы наши здания отнять, продать и площади застроить? Все же это прекрасно понимают — дураков нет. Посмотрите на жилой микрорайон на месте прежних площадей фирмы Туполева. Там, кстати, до сих пор расследуют махинации с недвижимостью. То же будет и с нами.
Ну, а как же производство? Где людям работать? Выходит, в столице только торговые центры и спальные районы нужны? Куда инженерам деваться? Всех в Комсомольск-на-Амуре? Такие решения только убивают нашу промышленность. В вашей же газете недавно прочитал анекдот: как это у нас нет промышленности? У нас воруют в промышленных масштабах.
«Сухой Суперджет-100». Условно российский. Фото: ru.wikipedia.org
ВРЕМЯ «Ч»
Затея с этой реформой подается под соусом «улучшения финансовой устойчивости» ОАК». В октябре 2018 года президент подписал указ о передаче госкорпорации «Ростех» 92,31% акций ОАК, находящихся в федеральной собственности. На тот момент долг ОАК банкам составлял порядка 500 млрд рублей. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов тогда сообщил, что часть долгов придется погасить за счет средств госбюджета, проведя докапитализацию ОАК, а оставшиеся — реструктуризировать. Этот процесс на сумму примерно в 400 млрд рублей должен быть проведен в первом квартале 2021 года.
Время «Ч» наступило. Долги пора закрывать. Обещанные 400 млрд от государства ОАК, конечно, получит. Но где взять еще 100 млрд? Здесь, видимо, помочь могут только жесткие реформы. И они, как считают эксперты, давным-давно назрели. Но не такие.
Из разговора со специалистом фирмы «Иркут»:
— Откуда у ОАК долг в 500 млрд? Все — молчок. Если компании государственные, значит, само государство их плохо финансировало? А каким был долг ОАК в 2015 году, до того как его президентом стал Слюсарь? Может, это его руководство привело к такому результату? Или его предшественника Погосяна? Опять — молчок. Теперь вот Сердюков рулит. Требует больших сокращений персонала, ликвидации 2–3 заводов. Сейчас авиапром расположен в 20–30 субъектах Федерации, в нем работают более 100 тысяч человек. Непродуманная реформа обострит социальное напряжение и в столице, и в регионах.
Из разговора со специалистом фирмы «МиГ»:
— Понятно, что ОАК хочет покрыть свои долги за счет продажи всех наших зданий и сокращения персонала. Нашего персонала. Себя сокращать они не будут. Ну, может, уберут пустые клеточки в штатах. А по КБ, похоже, резанут основательно. У нас говорят, для начала уже приказали сократить 100 человек. Потом якобы в планах ОАК сокращать по 600 человек в год. Если так пойдет, то через 3 года вообще конструкторов и инженеров не останется. Доказывать что-то этим менеджерам бесполезно. Да и кто будет доказывать? Вы же знаете, у нас теперь нет генерального директора. Есть управляющий директор. А теперь еще придумали технического директора. Кем он будет управлять? Техничками?
Никто же ничего не знает. А деньги продолжают тратить. Вот нам сказали: в ваше здание КБ на Войковской переедет руководство фирмы. Попросили его освободить. Мы переехали в другое, поменьше, с которого все начиналось, когда в 1942 году «МиГ» вернули из Куйбышева. Но бывшее здание КБ до сих пор пустует. Там второй год идет ремонт — окна поменяли, полы и стены покрасили, кондиционеры повесили… И никто туда не переезжает. А теперь если нас уничтожать собираются, то непонятно для кого это все делалось? Вот потому у нас такие долги огромные, что все деньги спускаются неизвестно куда. Уж точно не на новые самолеты.
Из разговора с высокопоставленным специалистом авиаотрасли:
— Московское авиационное производственное объединение «МиГ» — всю его территорию довели до полуразрушенного состояния, разбазарили, производство вывели в Луховицы. Но там только сборочный цех. А где все остальное делать? Теперь тихой сапой там начинается застройка, скандалы коррупционные при этом… Предприятие, которое делало самолеты «МиГ», развалили. Сейчас то же самое делают с «Сухими».
О том, что структура отрасли перенасыщена менеджерами, говорили многократно. Но их-то сокращать никто не собирается. В ОАК вон уже придумали создать «общекорпоративные центры компетенций, чтобы обеспечивать административно-хозяйственное и финансовое сопровождение всех предприятий в контуре ОАК». Это еще куча бездельников! А КБ опять разрушают. Их нужно укреплять. Вернуть генеральных конструкторов, поставить во главе КБ вместо «эффективных менеджеров». Мы сейчас теряем конкуренцию между различными школами конструирования. Еще не до конца, но во многом уже потеряли. Перемены, конечно, нужны, но не такие, как сейчас.
И еще: какой смысл устраивать эту реорганизацию, если в руководстве ОАК остаются те же люди, которые наделали миллиардные долги? Если все затевается ради того, чтобы их вернуть, то как можно рассчитывать, что деньги, вырученные при этих людях за продажу территорий КБ в Москве, пойдут на покрытие убытков? Может, как говорится, в этом заведении надо не кровати двигать, а девочек поменять?
ЛЮБИТЕЛИ В АВИАЦИИ
По поводу квалификации тех, кто руководит у нас авиапромом, — тема настолько истоптанная, что не хочется повторяться. Ну да, нет среди них авиастроителей. Есть психологи, юристы, даже музыкальный продюсер. С недавних пор вот еще и выпускник Ленинградского института советской торговли с ярким мебельным прошлым.
Но давайте по-честному: их ведь не самолеты конструировать ставили, а организовать производство. Рассчитывать на то, что с этим они справятся, можно было вполне. У каждого за спиной большой опыт в бизнесе. С коммерческой жилкой все нормально, если судить по личным доходам. Однако между личным коммерческим успехом и государственным все-таки есть какой-то диссонанс.
К примеру, глава Минпромторга Денис Мантуров. Среди членов правительства он — лидер по личным доходам. Сумма, которую он официально задекларировал за 2018 год составила 443,38 миллиона рублей. А по итогам 2019 года возросла до 586 млн 22 тыс. 58 рублей и 14 копеек. И, как говорит сам Денис Валентинович, упрекнуть его в обогащении за счет государства, нельзя. Скрывать ему нечего: до прихода на госслужбу он 20 лет работал в реальном секторе, где и у него «была возможность заработать».
Жаль, конечно, что такой возможности у него не оказалось в тот период, пока до мая 2019 года он возглавлял совет директоров ОАК. Тогда, возможно, его преемнику не пришлось бы сейчас выгонять из Москвы авиационные фирмы, чтоб рассчитаться с государством за долги ОАК.
Зато Денис Валентинович может похвастаться другими своими заслугами в авиастроении. Например, активным продвижением проекта Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Хотя теперь ему все чаще за SSJ-100 приходится оправдываться. Его производство давно запущено, а проблемы с поставкой комплектующих и их надежностью так и не решены. Ежегодно 61% всех SSJ-100 требует ремонта. Из-за чего среднесуточный налет самолета — 3,5 часа, а у конкурентов на аналогичных машинах — 8 часов.
Но для любителей в авиации это все не главное. Денис Валентинович настаивает на том, что SSJ-100, в котором 70–80% иностранных комплектующих, стал колоссальным прорывом для российского авиастроения. А его чисто российский конкурент Ту-334 — это, мол, тупиковый путь развития. Он считает, если бы мы стали делать Ту-334 (а на момент начала проекта SSJ-100 он уже летал), то никогда бы не получили той международной кооперации и компетенций, которые дала совместная работа с Западом над SSJ-100. Хотя он признает, что теперь из-за этого возникла небольшая проблемка: мы не можем без согласования с западными партнерами продавать SSJ-100 странам, которые хотели бы его у нас купить.
Но Денис Валентинович говорит, что для него количество собираемых самолетов SSJ-100 никакого значения не имеет(!). Куда важнее западные компетенции, которые позволили российскому авиапрому двигаться дальше к созданию следующего самолета, МС-21 (он, кстати, тоже наполовину импортный), и широкофюзеляжного лайнера, который разрабатывается теперь уже совместно с Китаем.
Из разговора с высокопоставленным специалистом авиаотрасли:
— Пока рулить авиацией и ее реформами будут такие менеджеры, которые рассказывают сказки, никуда мы не двинемся. На самом деле никаких компетенций ни Boeing, ни Airbus при строительстве SSJ-100 нам не передали. Передавали изделия. А это — далеко не компетенции. Тот же двигатель SaM146. Французы его делают вместе с нашим НПО «Сатурн». Так его французская горячая часть, которую вставляют в двигатель, поступает в Рыбинск опломбированной, чтоб ни одна зараза туда нос не сунула. И если он ломается или с ним что-то случается, то чинить его отправляют во Францию. Или французы сюда приезжают. А поскольку они не торопятся, то это стало одной из больших проблем самолета — вечный простой.
Ну и что мы получили? Какую выгоду? Санкции грянули, и продавать этот самолет мы уже не можем. Вот Иран его у нас хотел купить. Но в нем американские комплектующие. Штаты нам запретили продавать. Вот вам и компетенции, которые мы получили. Куда их девать, теперь не знаем.
«ДО ОСНОВАНЬЯ, А ЗАТЕМ…»
Слушая специалистов, все время ловила себя на мысли: в каком времени я нахожусь? Впечатление, что опять в лихих 90-х. Тогда крепкие мальчики в малиновых пиджаках рулили промышленными предприятиями как хотели: захватывали, продавали, меняли юридические адреса на собственные… Пощады не было никому. Защиты тоже.
Чем отличаются от них те, кто сейчас собрался реформировать еле живой российский авиапром? Разве что малиновые пиджаки сняли, стволы убрали да улыбаться научились. А методы остались те же: «до основанья, а затем…» Хотя, что будет «затем», им тоже неинтересно. Рассуждения о каком-то там будущем российского авиастроения — химеры, мешающие получению прибыли здесь и сейчас.
Airbus А-321. «Боинги» и «Эйрбасы» завоевали российский авиарынок. Фото: aeroflot.ru
Из разговора с высокопоставленным специалистом авиаотрасли:
— Сейчас стоит вопрос жизни или смерти авиационной промышленности России. Этот вопрос должен решаться не четырьмя-пятью коммерсантами или чиновниками, а рассматриваться как минимум на авиационной коллегии Военно-промышленной комиссии. Вы посмотрите: на совещании, которое решает судьбу всей авиационной промышленности страны, нет ни одного авиационного специалиста!
Из разговора со специалистом фирмы «Сухой»:
— Почему бы Счетной палате не провести проверку всего, что происходило в последние годы в ОАК? Всякую муру постоянно проверяют, а здесь сотни бюджетных миллиардов потеряны, а где эти деньги, никого не интересует. Вообще-то вопросы такого масштаба следует выносить на рассмотрение Госдумы, а лучше Совета безопасности. Там все-таки разные люди есть. Наверняка имеются и те, кто не станет поддерживать эту компанию.
Из разговора со специалистом фирмы «МиГ»:
— А в Совете безопасности кто? Медведев, что ли? Толку-то… Мне вот сейчас сообщили, что 25-го к нам приедут от «реформаторов» и уже расскажут, как нас будут уничтожать…
Источник
Автор Ольга Божьева / MK.ru
Фото: Самолет Сухой Суперджет 100 Фото: Михаил Ковалев
- ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Антироссийский проект путинизма: реконструкция, идеологические и фактические характеристики
Занимаемся мы в университете оппозиции не пропагандой, не агитацией (что только в какой-то мере так, но главная цель не в этом). Занимаемся мы тем, что убеждаем друг друга и помогаем понять, что слово «оппозиция» — слово ответственное и оно отличается от слов: «балаган», «развлекуха», «подставуха», «суррогат», самопиар и «политическая порнография». Мы делаем совершенно иную заявку и последовательно помогаем строить в стране настоящую политическую оппозицию. Правящий режим и правящая группировка в нашей стране, как известно, получила…1 938 - ЭкономикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм и кризис России
Россия вновь наступает на те же грабли. Годы назад, выдвинув математическую модель мирового финансового кризиса, наша научная политическая группировка предупреждала руководство страны, что оно создает модель экономики и государства несуверенного типа, уязвимые для внешнего агрессивного воздействия. Обстоятельный доклад на эту тему в феврале 2009 году — по кризису одов — был подготовлен для Совета Безопасности Российской Федерации, в котором тогда, совместно с его секретарем Николаем…2 211 - ПолитикаСулакшин С.С.
Вступай в борьбу за власть
Уважаемый соотечественник! Благодарим вас за возможную решимость присоединиться к организационно-политическому строительству объединения настоящей общенародной оппозиции Путину и путинизму в рамках организационной инфраструктуры Партии Нового Типа. Наш отличительный принцип состоит в том, что мы не только разоблачаем губительный характер путинизма, но дали профессиональную диагностику способов и причин деградации страны и народа. В ее основе научные методы, модели и методология. Мы не только критикуем путинизм, но мы делаем настоящее профессиональное, конкретное содержательное предложение — что и как…1 488 - ПолитикаРусранд
России нужна другая Конституция!
Конституция — это основной закон страны. Существуют Конституции двух типов — первый, к которому относится ельцинско-путинская Конституция, устанавливает право, порядок и институты государственности. В Конституции иного типа кроме права, порядка и институтов задаются основы жизнеустройства во всех сферах жизни. Задаются социальная, экономическая, политическая, гуманитарная модель страны. Новая Конституция команды Сулакшина — именно такого, второго типа. Каким в Конституции будет задано жизнеустройство, — такой жизнь в стране и будет. Если…657 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм должен исчезнуть! Вызовы оппозиции гибельному курсу России
Автор и его товарищи много усилий приложили для мобилизации в стране реальной политической оппозиции путинизму, но задача создания профессиональной оппозиции, способной взять на себя ответственность за страну, дело трудное, объемное и длительное. Ее решение только еще предстоит. Поэтому мы открыли Университет оппозиции. Это цикл публичных занятий, объединяющей темой которого является политический проект реальной оппозиции, ее политическая Программа. Простой на первый взгляд вопрос — да чего там, за вечер…1 282 - ОбществоРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Семь «П». Программа: платформа, проблемная повестка, проект, план, прогноз
Центральная и сквозная тема наших занятий в Университете оппозиции — разбор политической программы — что это такое? Многим кажется, что политическая оппозиция, её роль, миссия и активная повестка демонстрируется в нашей стране, например, Левым фронтом Сергея Удальцова, активно организующего уличные акции; КПРФ с их митингами; был период, когда Навальный со своим политическим проектом будоражил страну множеством митингов по стране и несогласованными, и рискованными митингами в центре Москвы. То есть…486 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Корни и истоки «Программы Сулакшина»
Прежде чем подойти к разбору самой «Программы Сулакшина» сделаем несколько необходимых экскурсов. Начнем немного необычно, с отвлеченной истории, описанной Джеком Лондоном в его романе «Мартин Иден». Роман о судьбе талантливого человека в условиях жестокого американского капитализма начала двадцатого века, похожего на нынешнюю Россию с его императивами: выживай кто как может, а если не можешь выжить, погибай! Герой романа, ставший в итоге знаменитым, популярным, почитаемым и модным…591 - ОбществоКанал «Центр Сулакшина»
ТРОЛЛИ И БОТЫ: ВЫМЫСЕЛ ИЛИ ОРУЖИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ?
В этом видео мы впервые с помощью статистического контент анализа Твиттера раскрываем масштабы грязных методов информационной борьбы режима с политической оппозицией в лице С.С.Сулакшина. Вы сможете оценить уровень беззакония, вредоносности и опасности для страны этой конкретной деятельности властного режима. Фактически создан метод достоверного выяснения кто является настоящей оппозицией и кого режим считает для себя опасным,…257
- Наука и техникаДмитрий Степнов
Суперкомпьютер помог учёным разобраться с дыханием и скольжением ДНК
Специалисты смоделировали движение ДНК в геноме на атомном уровне Сотрудники биологического и физического факультетов МГУ с помощью расчётов на суперкомпьютере «Ломоносов-2» смоделировали движение ДНК в геноме на атомном уровне и выявили новые механизмы включения и выключения генов. Результаты исследования опубликованы в престижном журнале Nature Communications. Среди авторов работы декан биологического факультета МГУ, академик РАН Михаил Кирпичников и…20 - Наука и техникаРусранд
Праздник высокотехнологичной цивилизации прошлого
Автор Дмитрий Владиславович Косенков — публицист, промышленный альпинист, предприниматель. В суете будней часто даже не осознается, в каком удивительном пространстве мы живем. Нас окружают артефакты существования на Земле особой высокотехнологичной цивилизации… Недавней, но настолько иной, настолько отличной от современности, что не верится — а наши ли это предки, ее творцы?! В Москве, например, это выражено очень отчетливо….26 - Наука и техникаВлада Сюткина
Конгресс США назвал слабые места кибербезопасности России
Штаты на прошлой неделе ввели санкции против России из-за атаки хакеров на американские госструктуры – Кремль был объявлен организатором кибератаки в декабре сразу после вскрытия слежки через сервисы SolarWinds. «Октагон» ознакомился с аналитическим отчётом конгресса, который подготовили как раз в связи с этими кибератаками на госструктуры США; документ посвящён кибербезопасности России. В числе проблем цифровой обороны РФ…65 - Наука и техникаMail.ru
Как изменилась Земля за 30 лет
Фото отсюда Google выпустила большое обновление для картографического сервиса Earth — карта позволяет посмотреть, как выглядела определенная точка на карте 10, 20 или 30 лет назад. ДУБАЙ, 1984 ГОД ДУБАЙ, 2020 ГОД Например, можно посмотреть, как выглядел город Дубай (ОАЭ) в 1984 году и как он менялся вплоть до сегодняшних дней. Так можно увидеть не только…29 - Наука и техникаАлексей Марчук Игорь Наумов
Первый элемент: какие перспективы открывает водород для автопрома
©Shutterstock/ Fotodom Через два года в России должен появиться городской автобус с водородным двигателем. Следующим шагом в развитии экологически чистого транспорта станут железнодорожные локомотивы. В активную фазу реализация «водородных» проектов вступает сейчас. В частности, «КамАЗ» в ближайшее время приступит к разработке грузовиков и автобусов на водородном топливе. Аналогичные планы у холдинга «Волгабас» и других российских…35 - Наука и техникаМария Шарковская
Океан придумал, как бороться с пластиковым мусором, чем это может закончиться для человека?
Фото: соцсети Мировой океан в очередной раз продемонстрировал, что он самодостаточная экосистема. Появились доказательства того, что он самоочищается от жуткого загрязнения изделиями из пластмассы. Об этом пишет портал «Экология Сегодня». Мировые СМИ не раз публиковали фото и видеоматериалы, свидетельствующие, о загрязнении обширных водных пространств планеты не только нефтепродуктами, но и их производными. Уже не редкостью…38 - Наука и техникаДмитрий Попов
«Роскосмос» решил не указывать, какая страна запустила Гагарина
Слишком неудобные сравнения с СССР. К 60-летию первого полета человека в космос Гагарин перестал быть советским космонавтом. По крайней мере, у «Роскосмоса». В подготовленных госкорпорацией к юбилею материалах (плакатах и постерах, которые можно скачать у них на официальном сайте) нет ни единого указания на то, какая же страна совершила этот грандиозный прорыв. На главном праздничном «роскосмосовском» плакате — знаменитая фотография улыбающегося Гагарина в шлеме. Все вроде бы нормально, но ощущается какая-то пустота. Вот представьте: выходите вы на Красную…41 - Наука и техникаЕвгений Проскуряков
Ни силикона, ни долины: как «Сколково» и «Роснано» стали черными дырами в бюджете страны
Инновационная политика в России провалилась и ее решили реформировать. Поможет ли? Фото: Сергей Киселев\АГН «Москва Инновационная политика в России провалилась и ее решили реформировать. Поможет ли? ВСЕМ ВТОРУЮ ПРЕМИЮ! — У нас очень много денег. Их просто вот совсем много. А значит, у нас есть вторая премия помимо первой! — под бурные аплодисменты осчастливил Анатолий…34 - Наука и техникаMail.ru
Ученые, возможно, обнаружили «пятую силу природы», до сих пор не известную науке
Фото отсюда Физики предвкушают грандиозное открытие, которое поможет по-новому взглянуть на нашу Вселенную: речь, возможно, идет о существовании доселе не известной фундаментальной силы. Но сначала наличие этой так называемой пятой силы придется доказать. Вся наша жизнь подчинена законам физики, будь то магнитик из поездки, который мы крепим к дверце холодильника, или мяч, залетающий в баскетбольное кольцо. И все эти силы, с которыми мы имеем дело каждый день, можно свести…40 - Наука и техникаАлексей Терёшин
Расходы на науку в России сжались
Затраты на исследования и разработки (ИР) в экономике России за последние 10 лет снизились по отношении к ВВП. При этом в абсолютных значениях показатель увеличился более чем на 13%. В 2019 году расходы на науку в России составили 1,13 трлн рублей, или 1,03% ВВП. В постоянных ценах показатель вырос на 13,4% по сравнению с 2010-м,…6.04.2021 9:44 20 - Наука и техникаРусранд
ОСК сообщила об участившихся отказах зарубежных компаний обслуживать поставленное оборудование
«Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) сталкивается с системными отказами иностранных компаний от обслуживания уже поставленного оборудования, заявил глава корпорации Алексей Рахманов. Его слова приводит «Интерфакс». «Если раньше это происходило один раз в год, то сейчас мы практически каждый месяц сталкиваемся с отказом иностранных компаний приехать на пусконаладку, либо обслуживать уже поставленное оборудование, либо поставлять запчасти. Мне кажется, все должны давно понять, что это…21 - Наука и техникаАлександра Медведева
Созданы съедобные пищевые пленки
Пресс-служба УрФУ/PxHere Коллектив индийских и российских ученых разработал съедобные пищевые пленки для упаковки фруктов, овощей, птицы, мяса и морепродуктов. Пленки состоят из натуральных компонентов, безопасны для здоровья и окружающей среды. За 24 часа они растворяются в воде почти на 90%. Результаты работы опубликованы в Journal of Food Engineering. Ученые из Университетов Шри Венкатешвары и Шри Падмавати Махила…30 - Наука и техникаАлександр Кочан
Россия без «Зубров». Можно ли спасти проект уникальных кораблей?
На протяжении 30 лет наша страна не может решить вопросы десантных кораблей на воздушной подушке На Балтийском состоялись тренировки экипажа десантного корабля на воздушной подушке (ДКВП) «Мордовия». Моряки выполнили артиллерийские стрельбы по морским и воздушным целям из 30-мм автоматических установок АК-630 и осуществили постановку оборонительного противолодочного минного заграждения. «Кроме минирования акватории, экипаж МДКВП отработал защиту…23.03.2021 1:13 67 - Наука и техникаМихаил Диунов
Как царская Россия заложила триумф советской науки и техники
Расцветом науки в России стала советская эпоха — однако мало кто вспоминает, на сколь высоком уровне научно-технических достижений находилась наша страна до революции. На передовой край науки и техники Россия вышла именно в XIX веке. Каким образом ученые становились государственной элитой Российской империи? 125 лет назад, 12 (24) марта 1896 года, в физической аудитории Санкт-Петербургского университета происходило необычное собрание. Там, где за экспериментами и лекциями внимательно наблюдали студенты, собралась…23 - Наука и техникаЕлена Андреевна Корнева
Государство и Наука
Отношение государства (правительства) к науке кардинально важно и определяет возможности, темпы и результативность ее развития, а, следовательно, и перспективы открытия новых решений во всех ее областях — медицине, биологии, сельском хозяйстве, физике, химии и так далее, что всегда является основой экономического роста, обуславливает обогащение страны и определяет уровень здоровья людей. Наука — это дорого, а результат — не сразу. Такова природа науки, суть и задача которой — поиск ранее неизвестного — закономерностей,…44 - Наука и техникаИгорь Лесовских
Россиянам зальют национальное ПО
Уже с 1 апреля на прилавках мобильных ретейлеров может резко сузиться ассортимент сотовых телефонов. Это будет связано с началом действия закона об обязательной предустановке российского софта на мобильные телефоны, планшеты, компьютеры и смарт-телевизоры. По мнению властей, заградительные меры должны помочь развитию российских IT-компаний, но сами участники рынка считают их излишними и уверены, что не все…33 - Наука и техникаОлег Михайлович Смирнов
Конструкторские бюро пора расчехлять
Как советские авиаконструкторы спровоцировали американцев обратить внимание на гражданскую авиацию и что мы имеем на сегодня в российском авиапроме. Обо всём этом главному редактору «Аргументов недели» Андрею Угланову рассказывает заслуженный пилот СССР, замминистра гражданской авиации Советского Союза Олег Смирнов. Долгие 8 лет он проработал в этой должности и сохранял право выполнять полёты командиром корабля в составе лётного экипажа. НА ЧЁМ ЛЕТАЛ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ — Уважаемый Олег Михайлович, в Советском…37 - Наука и техникаМихаил Котов
Астрофизик Ави Леб считает, что обнаружил инопланетян
Авраам Леб, астрофизик /harvard Серьезный ученый из Гарварда поставил на кон свои достижения и репутацию, чтобы это доказать. Заявить, что посетивший Солнечную систему астероид – это на самом деле никакой не астероид, а корабль пришельцев, для серьезного астрофизика равносильно в научном смысле самоубийству. Но Авраам (Ави) Леб, профессор Гарвардского университета, решил идти до конца: невзирая на…39 - Наука и техникаВячеслав Ермолин
Февраль 2021. Орбитальные запуски. США, Китай, Россия, Индия
Вячеслав Ермолин — 10 марта 2021 года Орбитальные запуски 2021 года. Январь-февраль. Февраль — к США и Китаю присоединились Россия и Индия. Одна авария (Китай). Традиционные переносы. Темп запусков увеличился! 10 орбитальный запусков за февраль 2021 год. Орбитальные запуски — 10. Четыре страны. Одна авария. 175 спутников. 2021-F01: 1 февраля. Китай. Hyperbola-1 | «Фанчжоу-2». Запуск…19 - Наука и техникаОльга Божьева
«Советская плесень» взбунтовалась против реформы Сердюкова, грозящей авиапрому России
Огласка скандального плана повергла в растерянность его авторов. Наша публикация от 24 февраля о реформе авиапрома под руководством главы совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Анатолия Сердюкова вызвала горячий отклик у авиастроителей и большое смятение в кабинетах руководителей отрасли. Пока нельзя сказать, что правда восторжествовала. Но можно утверждать наверняка, что, благодаря огласке в СМИ «реформаторам» не удалось втихаря выселить авиационные КБ из Москвы, чтобы пустить их территории под коммерческую…43 - Наука и техникаОльга Божьева
Прощай, авиапром
Очередная реформа Сердюкова грозит похоронить надежды отечественного авиастроения. SOS — помогите! На прошлой неделе так начинался каждый разговор, когда раздавался телефонный звонок от моих давних знакомых из авиационных фирм. Всех волновало одно: совещание пяти начальников от авиапрома, состоявшееся 2 февраля в Москве. Известно о нем стало недавно, после того как кто-то из умельцев выудил протокол этой встречи в Интернете и разослал друзьям. Из документа следует, что уже в этом…100 - Наука и техникаruinformer.com
20 февраля 1986 года на космическую орбиту выведена научная станция «Мир».
20 февраля 1986 года в Советском Союзе был произведен запуск орбитальной научной станции «Мир», пришедшей на смену орбитальным станциям «Салют» и ставшей на полтора десятка лет единственной в мире пилотируемой космической лабораторией для долговременных научно-технических экспериментов и исследования человеческого организма в космосе. Станция представляла собой базовый блок для построения многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса со…39 - Наука и техникаmaybe_elf
Исследования 2019 года о связи насилия с жестокостью развлекательного контента отозвали
Кандидат наук по философии с факультета социальной психологии Университета Содружества Вирджинии Сэмюэл Уэст использовал исследование психолога Цяня Чжана из Юго-Западного университета Чунцина «Агрессивное поведение» для расширения своего метаанализа. Автор данного исследования обнаружил связь между просмотром жестоких мультфильмов и агрессией у детей. Он работал с 3000 участников, которым было по 10 лет. Журнал Aggressive Behavior опубликовал…33 - Наука и техникаАнтон Курбатов
Perseverance сел на Марс
NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS/Gerald Eichstadt Итак, марсоход Perseverance успешно приземлился на поверхность Марса. Аппарат уже передал первые изображения с поверхности Красной планеты. Прямая трансляция посадки велась на YouTube-канале NASA. Perseverance сел на планету в районе кратера Езеро. Это древнее озеро диаметром около 49 км. Сперва Perseverance раскрыл парашют, чтобы сбросить скорость, затем на своих двигателях и с помощью системы Sky…46 - Наука и техникаВиталий Егоров
Самый большой радиотелескоп снял место посадки Apollo 15
… и не увидел лунный модуль. Два месяца, как астрофизики мира простились с легендарным телескопом Arecibo, который долгое время обладал самой большой «тарелкой». Китайцы сделали «тарелку» ещё больше, но американцы тем временем модернизировали свои оставшиеся телескопы, и подняли их характеристику в четыре раза. Трехсотметровая антенна Arecibo долгое время оставалась непревзойденной по площади — это важное преимущество…60 - Наука и техникаДмитрий Степнов
Российские ученые разрабатывают экспресс-анализатор коронавирусов
Фото: Zavtranews.ru Прибор можно использовать в домашних условиях, за 5 минут он сможет определить наличие антигенов Исследователи из Пермского Политеха разработали проект устройства для экспресс-анализа инфицирования коронавирусами. Прибор, который можно будет использовать в домашних условиях, за 5 минут сможет определить наличие антигенов коронавирусов человека и животных. По словам ученых, аппарат позволит ускорить выявление зараженных COVID-19…35 - Наука и техникаScience & Future
Самая дорогая в мире биологическая жидкость, из-за которой могут быть проблемы с производством вакцины от COVID-19
Процесс забора «крови» у мечехвостов. Мечехвосты [1] вот уже 500 млн. лет выползают на песок Атлантического океана в Нью-Джерси, чтобы отложить яйца (речь о Limulus amebocyte lysate [2]). За это врем появились и вымерли динозавры, потом мамонты, а потом появились люди. Сначала всё было как обычно, но люди решили не вымирать, начали производить лекарства и делать себе уколы….63 - Наука и техникаВячеслав Голованов
Шесть причин, по которым Google Maps – самое пугающее приложение на вашем смартфоне
Google знает, где вы находитесь – как и рекламодатели Приложение Google Maps, знает всё. Не только всё о каждой улице, кафе, баре и магазине на этой улице – но и о людях, их посещающих. Ежемесячно сервисом пользуется миллиард человек, и это приложение прочно укоренилось в жизнях людей. Оно направляет их по пути на работу, в…50 - Наука и техникаДмитрий Степнов
Россия и Корея создали принципиальный антибиотик нового поколения
Фото: Cutewallpaper.org Ученые синтезировали безопасный для организма препарат на основе наночастиц серебра Международный научный коллектив НИТУ «МИСиС», МГУ и других российских вузов, а также Университета Данкук (Ю. Корея) представил препарат на основе наночастиц серебра, показавший отсутствие цитотоксичности для живых клеток. В дальнейшем он может быть использован в качестве антибиотика нового поколения. Результат исследования представлен в…34 - Наука и техникаДмитрий Степнов
Биосорбент российских ученых поможет защитить организм от радиации
Фото: Industry.gov.ph По сравнению с аналогами, вещество работает быстрее, а его способность в два раза выше. 8 февраля отмечается День российской науки. Одно из важных исследований ученых Пермского Политеха – разработка безопасного энтеросорбента, который защитит организм от воздействия радиации. Основой для вещества стали морские водоросли и ферроцианид железа. Сейчас химики завершили скрининговые исследования на лабораторных…39
- Наука и техникаОльга Божьева
«Советская плесень» взбунтовалась против реформы Сердюкова, грозящей авиапрому России
Огласка скандального плана повергла в растерянность его авторов. Наша публикация от 24 февраля о реформе авиапрома под руководством главы совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Анатолия Сердюкова вызвала горячий отклик у авиастроителей и большое смятение в кабинетах руководителей отрасли. Пока нельзя сказать, что правда восторжествовала. Но можно утверждать наверняка, что, благодаря огласке в СМИ «реформаторам» не удалось втихаря выселить авиационные КБ из Москвы, чтобы пустить их территории под коммерческую…43 - Наука и техникаОльга Божьева
Прощай, авиапром
Очередная реформа Сердюкова грозит похоронить надежды отечественного авиастроения. SOS — помогите! На прошлой неделе так начинался каждый разговор, когда раздавался телефонный звонок от моих давних знакомых из авиационных фирм. Всех волновало одно: совещание пяти начальников от авиапрома, состоявшееся 2 февраля в Москве. Известно о нем стало недавно, после того как кто-то из умельцев выудил протокол этой встречи в Интернете и разослал друзьям. Из документа следует, что уже в этом…100 - ОбществоОльга Божьева Сергей Вальченко
Обострение между Белоруссией и Россией обнажило военную проблему
ФОТО: НАТАЛИЯ ГУБЕРНАТОРОВА Если обострение отношений Белоруссии и России перед выборами президента 9 августа сохранится и дальше, это может сказаться на военной составляющей во взаимодействии наших стран. Не говоря о «заскоках» самого Лукашенко, многие из местных оппозиционных политиков не скрывают прозападной ориентации. Между тем особое значение для РФ имеет совместная с Белоруссией система ВВС и…85
Лента новостей
- Грузовик с российскими военными подорвался на мине в Карабахе — есть тяжелораненые
- Новости экономики. 26.04.2021
- Экспортеров освободят от репатриации валютной выручки
- Российские боевые корабли начали блокаду украинских портов
- Разные новости 25.04.2021
- Более 130 тысяч человек не смогли сдать экзамены на права по новым правилам
- Минтруд предложил упразднить потребительскую корзину в России
- Россельхознадзор провел с Главным таможенным управлением КНР переговоры по вопросам поставок рыбной продукции
- «Тебя будем спрашивать?»: В Турции жёстко ответили на угрозу вице-премьера России
- После отвода российских войск, ВСУ обрушили на ДНР и ЛНР мощнейшие удары