Разгром без боя: почему Россия потеряла свою авиацию и двигателестроение
В чем проблема отечественной авиации? В том, что она повторно наступила на грабли «звездных войн», страну опять «развели на деньги». Россию втянули в технологическую гонку, которая ей была совершенно не нужна.
В СССР была великолепная авиация с тысячами самолетов и вертолетов надежной конструкции, отлично приспособленных к огромным просторам страны и сложным погодным условиям. Страна на опыте прошедшей войны научилась делать универсальную технику. На советские самолеты Ту-154, Ту-134, Ил-62, Як-40, Як-42 двигатели устанавливались близко к хвостовому оперению и располагались высоко над землей. Многие советские гражданские лайнеры, по сути, были одновременно военными, неприхотливыми к аэродромам, и в условиях вооруженных конфликтов могли отлично решать боевые задачи.
Такое двойное назначение советских гражданских самолетов экономило государству колоссальные денежные средства. Для пассажиров было чуть меньше комфорта, но после ужасов войны народ был понимающий, не избалованный.
С развалом Советского Союза произошло более заметное разделение отечественной авиации на гражданскую и военную в ущерб универсальности. Потянуть две авиации экономика России была не в состоянии. Вопросы обороны превыше всего, а потому из двух зол выбирали меньшее. В гражданской авиации при этом начались проблемы.
Одновременно стартовала беспрецедентная пиар-кампания, направленная на очернение советской гражданской авиатехники и некомпетентное сравнение ее с иностранными летательными аппаратами. Презрительно именуя Россию «страной-бензоколонкой», забугорные «благодетели», тем не менее, вменяли нам в вину недостаточно экономичные авиадвигатели. Наши двигатели, дескать, и керосина больше расходуют и экологию портят. Вот такие приводились аргументы — для несмышленышей.
Эти же песни со всех сторон подхватывали российские попугаи, перепевавшие аналогичную чушь на все лады. В простую ложь никто бы не поверил. А в чудовищную ложь поверили сразу и безоговорочно. Но только совершенно необразованные люди могут утверждать, что газотурбинные двигатели портят экологию. Любому специалисту известно, что все как раз наоборот. Газотурбинная техника всегда была примером экологического совершенства, а чуть больше или чуть меньше — зачастую определял только пиар. Сравните с катастрофической экологией в Китае, где в огромных масштабах коптят небо углем, и советские авиадвигатели предстанут совсем в другом свете — как идеал экологической чистоты.
Не нужно забывать, что советская авиационная техника создавалась для самой большой и протяженной в мире страны. Она должна была быть универсальной, безотказно работать и в условиях полярного севера, и жаркого юга. Именно исходя из этих соображений советский авиапарк создавался по принципу «танки грязи не боятся». И такой подход полностью себя оправдывал. Многие десятилетия безупречно работали наш гражданский авиационный транспорт и военная авиация, шла ли речь о полетах в границах СССР или в самых отдаленных уголках мира. Именно это было самым важным, а не безответственное брюзжание из-за бочки горючего. Уж если и обзывать нас страной-бензоколонкой, то при этом не логично укорять небольшим перерасходом керосина, когда Россия экспортирует нефть за границу многими миллионами тонн.
Ну накупили сотни иностранных самолетов, ну возможно и сэкономили какие-то копейки на керосине, но при этом потеряли триллионы, угробив собственное гражданское авиастроение, которое не получается возродить до сих пор. Оно того стоило? Это называется «назло маме отморозили уши».
Нельзя было слушать дилетантов, ратовавших за «революцию» в российской авиации. Нужно было, как во всем мире, эволюционно продолжать развитие, сохраняя все лучшее и постепенно совершенствуя авиатехнику в соответствии с требованиями времени. Массово перейдя на «звездные» иностранные самолеты и двигатели, Россия отрезала себе пути к отступлению. Вот что писали в журнале «Двигатель» известные ученые ЦИАМ — Центрального института авиационного моторостроения, опубликовавшие в № 6 за 2015 год статью относительно программы импортозамещения:
«Очевидно, что оперативная реализация такой обширной программы на высоком качественном уровне, отвечающем перспективным требованиям к авиационным двигателям, с учётом экономической ситуации в стране не представляется возможной. Тем не менее, наличие созданных ранее отечественных газогенераторов двигателей 4 поколения обеспечивает основу для разработки необходимого ряда турбореактивных, турбовинтовых и турбовальных двигателей, способных заполнить все ниши, занимаемые двигателями зарубежного производства, эксплуатируемыми на отечественных летательных аппаратах».
Эта правда теперь многим колет глаза — созданные ранее замечательные крупносерийные отечественные двигатели четвертого поколения. Сделай Россия ставку на эту надежную, испытанную технику и технологии, на эволюционное развитие, и не пришлось бы бессмысленно тратить огромные деньги на «звездные войны-2». Ничего страшного, постепенно довели бы свои двигатели и самолеты до более высокого уровня, комфорта, в масштабах огромной страны и сложного климата это делать труднее. Поддавшись на провокации и ввязавшись в гонку за иностранной авиатехникой, затратив время и деньги, Россия, опять угодила в экономический капкан. Крупных серий двигателей пятого поколения у нас как не было, так и нет. Нет и крупных серий отечественных самолетов с такими двигателями. Весь пар ушел в свисток и спустя три десятилетия после распада Советского Союза страна продолжает находиться в зависимости от иностранных авиапроизводителей. Кому еще не понятно, что с такой огромной территорией России, понятия «собственного непрерывного крупносерийного авиапроизводства» и «российского государства» ничем не отличаются друг от друга?
Да, формально сейчас у России появились первые экземпляры двигателей пятого поколения ПД-14. Действительно ПД-14 является большим достижением российского авиапрома. Но так ли все безоблачно? В той же статье ученых ЦИАМ можно прочитать: «ПД-14 также использует импортную продукцию». Возникает вопрос относительно перспектив этого двигателя и самолета МС-21, для которого он предназначен. Во-первых, это ущербность с точки зрения разного рода санкций, что подтверждают последние события. Во-вторых, существует опасность патентных конфликтов при выходе на мировой рынок авиатехники.
Самое обидное, что СССР был впереди иностранцев, впервые испытав превосходный собственный двигатель пятого поколения аж в конце 80-х годов! Позже этот, созданный по инициативе Н. Д. Кузнецова, турбовентиляторный двигатель НК-93 сверхвысокой степени двухконтурности 16,7(!) с взлетной тягой 18 тонн проходил испытания на летающей лаборатории. Ни один двигатель в мире ему в подметки не годился. И вдруг очередное проявление дилетантства — работа над НК-93 была прекращена. Сказки про недостаток финансирования или отсутствие самолета под двигатель — это для детского сада. На «звездные войны» в виде иностранных самолетов при этом денег хватило…
А, между прочим, новейший двигатель Н. Д. Кузнецова мог серьезно переформатировать весь мировой авиарынок. Могу себе представить, какой праздник царил за границей, когда там узнали о свертывании самой перспективной программы НК-93. Мне вдвойне досадно думать об этом, поскольку наблюдал в деле замечательные кузнецовские двигатели НК-12. В 80-х годах мне довелось посидеть за штурвалом знаменитого русского «медведя» — стратегического бомбардировщика Ту-95, побеседовать с пилотами, механиками, и я лишний раз убедился в совершенстве двигателей конструкторского бюро Н. Д. Кузнецова. Отказываюсь признавать любые причины, по которым лучший в мире авиационный двигатель НК-93 не пошел в серию. Единственная причина, которую действительно вижу — недостаток ума. Возможно, для дилетантов жонглирование авиадвигателями является делом привычным. Для авиационного специалиста высокой квалификации и НК-93 и ПД-14 — это десятилетия работы государства, это результаты, пренебрегать и рисковать которыми нельзя ни при каких условиях.
Откуда же появляются в авиационном руководстве дилетанты? А это результат неуважения ко всей российской инженерной и авиационной сфере, включая двигателестроение. Достаточно напомнить некоторые факты, и мы увидим соответствующую «картину маслом».
Я уже писал о том, что в начале 2000-х при строительстве третьего транспортного кольца Москвы с землей сравняли левое крыло факультета «Энергомашиностроение» МГТУ им. Баумана. Именно в этом крыле здания располагались важнейшие российские инженерные лаборатории и кафедры «Турбостроение», «Двигатели внутреннего сгорания», «Термодинамика». Так из-за десятка метров асфальта почти угробили элитную инженерную школу российских двигателистов, включая газотурбинные авиационные и энергетические специализации. Я окончил эту знаменитую кафедру турбин и потому мне понятны чудовищные последствия разрушенных лабораторий. Стоит напомнить и о серии пожаров: в Московском авиационном институте МАИ (2009), в Военно-воздушной инженерной академии ВВИА им. Жуковского (2012), в здании, которое ранее занимали отдел кадров, отдел технического обучения и культурный центр ЦИАМ (2013). Кому не известна народная мудрость, что «переезд равносилен пожару»? И вот уже ВВИА им. Жуковского сменила вывеску на воронежскую. А в 2016 году был закрыт норильский никелевый завод. Нужно ли объяснять значение никеля для авиационных газотурбинных двигателей? Налицо странная и даже пугающая закономерность…
Возможно, кому-то мои рассуждения покажутся слишком категоричными, но они не категоричнее, чем уничтоженный советский гражданский авиапарк. Я хорошо понимаю трагизм сложившейся ситуации, и у меня нет никаких иллюзий в плане дальнейших перспектив нашей гражданской авиатехники. Сегодня, когда оцениваю будущее российской авиации, мой пессимизм крепнет с каждым днем. Несмотря на периодические официальные фанфары, звуки медных труб совсем не радуют. По-прежнему слышно только о громких начинаниях вместо крупных серий гражданских самолетов и двигателей. Разрушать советский авиапром было легко, ума для этого не надо. А вот восстанавливать теперь придется десятилетиями. И дело не только в деньгах, которые для этого потребуются.
Теперь дело уже и в кадрах. Советский Союз наращивал кадровый потенциал авиации семьдесят лет. Китайские студенты, учившиеся в Москве, начинали вручную переписывать учебники МВТУ им. Баумана в 50-х годах прошлого века. Только сейчас, через семьдесят лет, становится виден результат — китайские авиация и космос. Это потому, что сначала нужно подготовить свою профессуру, и только потом массово обучать инженеров и ученых. То есть необходимо как минимум два поколения людей, прежде чем вырастить в стране высокотехнологичную авиационно-космическую отрасль. Конечно, Россия начинает восстановление не с полного нуля, но это, увы, сомнительная фора. Сегодня самая большая опасность не в том, что можно не успеть за лидерами. Главная опасность, что зависимость от иностранных технологий может оказаться необратимой…
Что теперь делать? А что уже сделаешь… Попробую сформулировать только основную мысль — руководить российской авиацией должны умные. Достаточно умные, чтобы понимать простые вещи. Например, что гражданская и военная авиация неразрывно связаны, и деградация в сфере гражданской авиатехники рано или поздно скажется на обороноспособности страны. Я это прекрасно осознаю, поскольку в 90-х годах руководил сектором «Двигатели беспилотных летательных аппаратов» ЦИАМ. Разве не видно, с каким трудом Россия пытается наверстать упущенное в сфере беспилотников? Долгое время полагали, что беспилотная тематика второстепенная, чем-то сродни спортивному авиамоделированию. Сейчас кусают локти — убедились, что все гораздо сложнее. Перед тем как возглавить двигательный сектор беспилотников ЦИАМ я тридцать лет учился, получил три высших образования, включая авиационно-техническое и математическое, защитил кандидатскую диссертацию. Специализировался по охлаждению лопаток авиационных газовых турбин и в вопросах высоких технологий разбираюсь лучше многих. Отличать авиационных профессионалов от дилетантов умею с первого взгляда.
Отвечаю за каждое слово, поскольку чувствую ответственность перед своими замечательными учителями. Авиация неуважения к себе не прощает. Когда российской авиацией рулят дилетанты, ничего уже не исправишь. И не нужно потом прятать глаза, делая вид, что с дилетантов взятки гладки. Кто плохо знает историю, напомню — Москва слезам не верит…
Андрей Злобин
Источник
Автор Андрей Евгеньевич Злобин, кандидат технических наук, инженер-механик, математик, в 90-е годы — начальник сектора ЦИАМ.
- ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Антироссийский проект путинизма: реконструкция, идеологические и фактические характеристики
Занимаемся мы в университете оппозиции не пропагандой, не агитацией (что только в какой-то мере так, но главная цель не в этом). Занимаемся мы тем, что убеждаем друг друга и помогаем понять, что слово «оппозиция» — слово ответственное и оно отличается от слов: «балаган», «развлекуха», «подставуха», «суррогат», самопиар и «политическая порнография». Мы делаем совершенно иную заявку и последовательно помогаем строить в стране настоящую политическую оппозицию. Правящий режим и правящая группировка в нашей стране, как известно, получила…2 953 - ЭкономикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм и кризис России
Россия вновь наступает на те же грабли. Годы назад, выдвинув математическую модель мирового финансового кризиса, наша научная политическая группировка предупреждала руководство страны, что оно создает модель экономики и государства несуверенного типа, уязвимые для внешнего агрессивного воздействия. Обстоятельный доклад на эту тему в феврале 2009 году — по кризису одов — был подготовлен для Совета Безопасности Российской Федерации, в котором тогда, совместно с его секретарем Николаем…2 948 - ПолитикаСулакшин С.С.
Вступай в борьбу за власть
Уважаемый соотечественник! Благодарим вас за возможную решимость присоединиться к организационно-политическому строительству объединения настоящей общенародной оппозиции Путину и путинизму в рамках организационной инфраструктуры Партии Нового Типа. Наш отличительный принцип состоит в том, что мы не только разоблачаем губительный характер путинизма, но дали профессиональную диагностику способов и причин деградации страны и народа. В ее основе научные методы, модели и методология. Мы не только критикуем путинизм, но мы делаем настоящее профессиональное, конкретное содержательное предложение — что и как…2 207 - ПолитикаРусранд
России нужна другая Конституция!
Конституция — это основной закон страны. Существуют Конституции двух типов — первый, к которому относится ельцинско-путинская Конституция, устанавливает право, порядок и институты государственности. В Конституции иного типа кроме права, порядка и институтов задаются основы жизнеустройства во всех сферах жизни. Задаются социальная, экономическая, политическая, гуманитарная модель страны. Новая Конституция команды Сулакшина — именно такого, второго типа. Каким в Конституции будет задано жизнеустройство, — такой жизнь в стране и будет. Если…1 375 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм должен исчезнуть! Вызовы оппозиции гибельному курсу России
Автор и его товарищи много усилий приложили для мобилизации в стране реальной политической оппозиции путинизму, но задача создания профессиональной оппозиции, способной взять на себя ответственность за страну, дело трудное, объемное и длительное. Ее решение только еще предстоит. Поэтому мы открыли Университет оппозиции. Это цикл публичных занятий, объединяющей темой которого является политический проект реальной оппозиции, ее политическая Программа. Простой на первый взгляд вопрос — да чего там, за вечер…2 456 - ОбществоРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Семь «П». Программа: платформа, проблемная повестка, проект, план, прогноз
Центральная и сквозная тема наших занятий в Университете оппозиции — разбор политической программы — что это такое? Многим кажется, что политическая оппозиция, её роль, миссия и активная повестка демонстрируется в нашей стране, например, Левым фронтом Сергея Удальцова, активно организующего уличные акции; КПРФ с их митингами; был период, когда Навальный со своим политическим проектом будоражил страну множеством митингов по стране и несогласованными, и рискованными митингами в центре Москвы. То есть…1 261 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Корни и истоки «Программы Сулакшина»
Прежде чем подойти к разбору самой «Программы Сулакшина» сделаем несколько необходимых экскурсов. Начнем немного необычно, с отвлеченной истории, описанной Джеком Лондоном в его романе «Мартин Иден». Роман о судьбе талантливого человека в условиях жестокого американского капитализма начала двадцатого века, похожего на нынешнюю Россию с его императивами: выживай кто как может, а если не можешь выжить, погибай! Герой романа, ставший в итоге знаменитым, популярным, почитаемым и модным…1 378 - ОбществоКанал «Центр Сулакшина»
ТРОЛЛИ И БОТЫ: ВЫМЫСЕЛ ИЛИ ОРУЖИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ?
В этом видео мы впервые с помощью статистического контент анализа Твиттера раскрываем масштабы грязных методов информационной борьбы режима с политической оппозицией в лице С.С.Сулакшина. Вы сможете оценить уровень беззакония, вредоносности и опасности для страны этой конкретной деятельности властного режима. Фактически создан метод достоверного выяснения кто является настоящей оппозицией и кого режим считает для себя опасным,…812
- Наука и техникаЕлизавета Приставка
Китайская гиперзвуковая ракета облетела весь земной шар. Как это возможно и что о ней известно
Фото: соцсети Китай испытал гиперзвуковую ракету, которая облетела всю планету. По информации СМИ, этот полет стал неожиданностью для американской разведки. «Хайтек» объясняет, как в Китае разрабатывают ракеты, которые летают в пять раз быстрее, чем скорость звука, и с каким трудностями сталкиваются при их создании. Гиперзвуковые ракеты разрабатывают по всему миру: в России, США и Китае. По словам…26 - Наука и техникаcnews.ru
В Россию с боем прорвались тысячи отечественных процессоров
Первая крупная партия чипов Baikal-M добралась из Тайваня в Москву – «Байкал электроникс» получила заказанные ею у TSMC универсальные российские процессоры. Это произошло с ощутимым опозданием и в меньшем количестве, нежели планировалось – «посылка» массой 66 кг содержит 5 тыс. микросхем. Свою негативную роль в этом сыграли чрезмерная загруженность контрактных производителей полупроводников и прочие проблемы…17.10.2021 1:01 41 - Наука и техникаruinformer.com
Есть ли шанс у отечественного авиастроения?
Правительство РФ до 1 декабря должно подготовить план мероприятий по проектам гражданского авиапрома. Об этом говорится в поручении президента Владимира Путина, утвержденных 30 сентября. Предполагается, что на развитие отечественного авиапрома будет выделено 835 млрд. рублей. Речь идет, прежде всего, о четырех типах самолетов: SSJ-100, МС-21, Ил-114-300 и «Байкал» (предполагаемая альтернатива для Ан-2). Согласно плану, «Ростех» должен обеспечить…26 - Наука и техникаРябов Кирилл
Накануне запуска: межпланетная станция Lucy
Аппарат Lucy на финальной стадии сборки 16 октября NASA планирует провести запуск ракеты-носителя Atlas V 401 с автоматической межпланетной станцией Lucy. Последняя отправится на орбиту Юпитера, где будет изучать т.н. троянские астероиды. Предполагается, что такая миссия продолжительностью не менее 12 лет позволит собрать новые данные об объектах Солнечной системы, а также уточнить историю формирования планет. На пути…25 - Наука и техникаХАБР
МКС потеряла ориентацию при тесте двигателей корабля «Союз МС-18», пристыкованного к модулю «Наука»
15 октября 2021 года Роскосмос сообщил, что МКС временно потеряла ориентацию в пространстве при тестировании двигателей транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-18», пристыкованного к модулю «Наука». Инцидент повлиял на всю станцию и изменил ее ориентацию. На текущий момент ориентация станции восстановлена с помощью двигателей российского сегмента МКС. Роскосмос пояснил, что угрозы для экипажа и самой станции нет….22 - Наука и техникаиз блогов
Китай огласил свой план по освоению космоса, который больше напоминает научную фантастику
В обнародованном пятилетнем плане развития космической отрасли, предоставленным национальным фондом естественных наук Китая, рассказывается об амбициозных планах постройки на околоземной орбите настоящей «мегаструктуры» шириной больше одного километра. В ее состав войдут гелиостанции, туристические боксы, заправочные модули, а также горнодобывающее предприятие. Так по заявлению представители властей Поднебесной, они видят острую необходимость в мегапроектах, реализуемых в космическом…32 - Наука и техникаИлья Кабанов
За что дали Нобелевские премии. Объясняют сибирские ученые
Фото: © Alexander Mahmoud / nobelprize.org Почему меняется климат, как создавать новые лекарства и в чем причина боли — Тайга.инфо вместе с сибирскими учеными объясняет, за что в этом году вручили Нобелевские премии в научных номинациях. Физиология и медицина Кто получил: Дэвид Джулиус и Ардем Патапутян. За что дали: «за открытие рецепторов температуры и осязания»….20 - Наука и техникаДарья Лебедева
Предустановленные российские приложения на iPhone и Android оказались не нужны. Пользователи их не замечают
Исследователи изучили разные форматы предустановки на iOS и Android на примерах Samsung и пришли к выводу, что большинство пользователей новых смартфонов или не заметили, или плохо запомнили расположение предустановленных приложений. Неудачное решение Большинство пользователей новых смартфонов на iOS и Android либо не заметили, либо плохо запомнили расположение предустановленных приложений, которые предлагаются на смартфонах Apple и…12 - Наука и техникаХАБР
Цюрихский университет научил дрон летать по незнакомому лесу на скорости 40 км/ч
Испытания дрона в лесу / UZH Исследователи из Цюрихского университета разработали новый подход к автономному полету квадрокоптеров в неизвестных и сложных условиях на высоких скоростях. Они использовали только бортовые измерения и вычисления. В итоге автономный квадрокоптер смог исследовать через ранее невидимые среды, пролетая над лесами, зданиями, руинами и поездами, но сохраняя при этом скорость до 40 км/ч…24 - Наука и техникаРоман Трунов
Искусственный разум на подхвате у психологов и силовиков
После трагедии в Перми власти намерены радикально пересмотреть школьный и вузовский курсы, посвящённые безопасности жизнедеятельности. Интерес представляет и предполагаемое создание программного обеспечения (ПО), позволяющего выявлять проблемных учащихся на основе анализа их письменных работ. По сути, речь идёт об использовании возможностей искусственного интеллекта (ИИ). Работы в этом направлении уже ведутся. В Петербурге создан программный комплекс для защиты детей…16 - Наука и техникаКоммерсант.ру
«В нашем мозгу непонятно каким образом записан весь мир»
Фото: Евгения Гурко Интервью профессора Игоря Кричевера к Международному математическому конгрессу Менее чем через год в Санкт-Петербурге состоится одно из самых значимых научных мировых событий — Международный конгресс математиков (МКМ). Право выступить на МКМ с пленарным докладом — одна из самых высоких оценок профессиональных достижений математика. Среди 21 докладчика из десяти стран четверо будут русскоговорящими….35 - Наука и техникаХАБР
Судя по образцам, собранным марсоходом «Персеверанс», кратер Езеро когда-то был пригоден для жизни
Судя по первым образцам минералов с Марса, собранным марсоходом «Персеверанс» от НАСА, в кратере Езеро долгое время существовала вода. Она была там достаточно долго для того, чтобы в ней смогли жить бактерии. Собранные образцы планируется вернуть на Землю для дальнейшего изучения. 2 сентября 2021 года при помощи специального бура на конце двухметровой роборуки марсоход успешно…35 - Наука и техникаДмитрий Степнов
Российские философы представили новую стратегию обучения молодых ученых
Фото: Соцсети Методология экспертного анализа текстов признана международным сообществом Российские философы представили на международном уровне новую стратегию обучения молодых ученых и аспирантов, работающих в области естественных наук. В престижном научном журнале «Science and Education» (Science and Education Contributions from History, Philosophy and Sociology of Science and Mathematics. Журнал из первого квартиля базы данных Scopus) вышла статья…22 - Наука и техникаДмитрий Степнов
Научные шаги. Лазерная сварка будущего
Фото: Devsovet.ru Российские и китайские ученые нашли способ создания промышленных деталей без дефектов Ученые Пермского Политеха и Хуачжунского университета науки и технологии (КНР) создали уникальную технологию, которая позволит предприятиям производить промышленные изделия без дефектов. Лазерная сварка в вакууме позволит повысить качество ответственных конструкций в аэрокосмической и машиностроительной отраслях. Российские и зарубежные ученые реализовали разработку благодаря…23 - Наука и техникаРоман Барский
Можно ли возродить шерстистого мамонта? Ученые готовы это сделать
У новой генетической компании под названием Colossal есть грандиозные планы по возрождению шерстистого мамонта и возвращению этого вида в арктическую тундру. Декларируемая цель состоит в том, чтобы восстановить давно утраченную экосистему, которая, по мнению компании, может помочь в борьбе с изменением климата. Компания Colossal, занимающиеся генетическими исследованиями планирует воскресить шерстистого мамонта с помощью технологии редактирования генов CRISPR….14 - Наука и техникаВладимир Прохватилов
Почему Турция стала конкурентом России на рынках бронетехники?
Турция стала одним из основных конкурентов России в производстве бронетехники для внешнего рынка, сообщил в интервью Sputnik главный конструктор российского АО «Ремдизель» Игорь Зарахович. Главный конструктор российских бронеавтомобилей отметил, что в какую бы страну они не пытались въехать, «всегда есть турецкие компании, которые смогли предложить свои автомобили и уже установили хорошие и дружеские отношения». По его мнению, одной из причин успеха турецкого бронетанкового сектора является…30 - Наука и техникаВиктор Имантович Алкснис
Продемонстрировали
Причиной крушения военно-транспортного самолета Ил-112В в подмосковной Кубинке стало разрушение тяги элерона, выяснили эксперты Министерства промышленности и торговли РФ и Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Читаю и поражаюсь. Почему в первую очередь не назвали главную причину катастрофы — пожар правого двигателя? Ведь разрушение тяги элерона произошло исключительно в результате возгорания этого двигателя. Если следовать логике экспертов, то можно было бы написать и что причиной крушения Ил-112В стало столкновение с землей. Создается впечатление, что даже таким необычным образом…30 - Наука и техникаИван Дмитриенко
Что укладывается в голове: развитие интерфейсов «мозг–компьютер» радикально изменит мир
Британец Нил Харбиссон имплантировал антенну себе в мозг ©Ints Kalnins/REUTERS В конце июня СМИ сообщили о разработке в правительстве России программы «Мозг, здоровье, интеллект, инновации» стоимостью 54 млрд рублей. Ее цель – развитие технологий вживления в мозг граждан микрокомпьютеров. Почти сразу же пришло опровержение из Минобрнауки: мол, программа обсуждалась, но затем была признана нецелесообразной. Однако…33 - Наука и техникаЕвгений Гайворонский
Российские ученые подобрались к разгадке языка и разума дельфинов
Работающий в Крыму научный сотрудник Института океанологии РАН им. Ширшова Александр Агафонов выяснил: афалины используют для общения два «языка», причем на более сложном говорят со скоростью до 700 единиц информации в секунду. Результаты его исследований подталкивают к выводу, что сообщества дельфинов по уровню интеллекта можно сопоставить с некоторыми человеческими племенами. На фоне упадка во многих…32 - Наука и техникаВиктор Имантович Алкснис
Самолетопад
Я двадцать пять лет прослужил в ВВС и мне больно наблюдать за ситуацией, в которой ныне находится российская авиация, как гражданская, так и военная. «Самолетопад» последних недель наглядно показывает, что Военно-Воздушные Силы РФ находятся в системном кризисе, выхода их которого не видно. И самое трагичное, что если бы системный кризис ограничился лишь военной авиацией, то с этим еще можно было бы как-то смириться. Но ведь в системном кризисе находятся и Вооруженные Силы РФ, и наша страна в целом. Я уже…55 - Наука и техникаРусранд
Срочно отключите Рогозина от твиттера
Не успела я обрадоваться успешному старту РН «Протон-М» с многофункциональным лабораторным модулем «Наука». 21 июля 21 года (дату, наверное, специально подбирали) ракета — носитель тяжелого класса стартовала с Космодрома Байконур, унося с собой многофункциональный модуль к Международной космической станции. Примечательно было и то, что наука стала первым за долгое время модулем, который был отправлен к МКС. Через восемь суток «Наука» совершила свое космическое путешествие и модуль был успешно…37 - Наука и техникаАлкснис В.И.
Обнулили
На фоне впечатляющих достижений американской и китайской космических программ Россия стремительно теряет свои позиции в освоении космического пространства. Российский модуль «Наука» (МЛМ-У), вчера успешно стартовавший с космодрома Байконур и выведенный на целевую орбиту, столкнулся со сбоями в топливной системе, сообщил источник в ракетно-космической отрасли. Для подъема орбиты и сближения с МКС «Наука» должна четыре раза включить двигатели, из-за сбоя модулю может не хватить топлива на все маневры, сказал он. В пресс-службе «Роскосмоса» сообщили,…53 - Наука и техникаЕвгений Даманцев
Ещё один неутешительный сюрприз для ВМФ России. Все ставки на «Рубин» и «Малахит»
Фото: Fincantieri Как показал краткий обзор отечественного медиапространства, анонсированная неделей ранее осведомлёнными источниками в оборонном ведомстве Турции подготовка к обретению оперативной боевой готовности головной анаэробной дизель-электрической подводной лодкой S-330 TCG «Piri Reis» проекта 214TN класса «Reis» уже к середине 2022 года так и не стала предметом повышенного внимания многочисленных отечественных военно-аналитических изданий и экспертных сообществ,…54 - Наука и техникаАнна Титова
Сидит на астероидах
За какие заслуги главу Роскосмоса Дмитрия Рогозина накачивают премиальными и бонусами. «Надеюсь, что когда-нибудь и наши олигархи-миллиардеры начнут тратить свои деньги не на очередные яхты и ярмарки тщеславия, а на развитие космических технологий и знаний о космосе» — так Дмитрий Рогозин прокомментировал полет британского бизнесмена, основателя Virgin Group Ричарда Брэнсона в космос. При этом сам глава Роскосмоса явно не относится к бессребреникам. Задекларированный доход Рогозина в 2020 году вырос почти в 2 раза. По уровню доходов топ-менеджмента космической отрасли Россия…46 - Наука и техникаАлексей Паевский
Молекула-рука поможет фармацевтам отлавливать «злых близнецов» лекарственных препаратов
Рисунок, показывающий избирательное связывание молекулы-руки с одной из форм катализатора. Дмитрий Перекалин Химики из Института элементоорганических соединений имени А. Н. Несмеянова предложили новый метод получения «зеркальных» катализаторов, которые используются для создания ценных органических соединений, например противогрибковых препаратов. Это поможет решить проблему тестирования лекарств, у которых есть вторая форма — зеркально симметричный «близнец», способный вызывать опасные…24 - Наука и техникаДмитрий Степнов
Российская наука. Мозг и влияние токсинов
Фото: Pogovorim.by Технология ученых позволит заметить изменения в тканях человека и животных на самых ранних стадиях. В последнюю субботу июня в России отмечается День изобретателя и рационализатора. Исследователи из Пермского Политеха и ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения создают технологию, которая поможет сделать гистологические анализы более точными и заметить изменения в тканях человека и животных…61 - Наука и техникаИгорь Николаев
Деньги на космонавтов и не только
Правительство выделило из своего резервного фонда 127,4 млн рублей на повышение окладов космонавтов. Соответствующее решение властей, на самом деле, состоялось еще в апреле текущего года, когда были внесены изменения в Положение о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации. Оклад кандидатов в космонавты вырос с 60,9 тыс. до 129,5 тыс. рублей. У самих космонавтов он увеличился с 63,8 тыс. до 135,8 тыс. рублей, у тех из них, кто уже совершил полёт в космос, — с 69,6 тыс. до 139,2 тыс. рублей в месяц, у инструкторов-космонавтов — с 88,4 тыс. до 165,9 тыс. рублей….46 - Наука и техникаВладимир Фролов
«Как умеет, так и рулит». Почему наукой стали руководить не академики, а завхозы
Источник карикатуры Владимир Фролов, научный руководитель в Copernicus Gold: — К написанию этого прожекта меня подтолкнули слова известного политолога Валерия Соловья, что РАН надо распустить и строить науку по китайским образцам. Я же имею иной взгляд на эту проблему, поэтому решил высказать свое мнение по вопросу модернизации науки. Владимир Фролов. Источник: БизнесСреда Это очень популярная точка…41 - Наука и техникаДмитрий Степнов
Ученые России открыли новый класс антибиотиков
Фото: Etogemor.ru Новые типы лекарств имеет ключевое значение для выживания всего человечества Сотрудники биологического факультета МГУ (преподаватели программы «Структурная биология»), ИБХ РАН и ЦНТИ ИБХ РАН приняли участие в разработке нового перспективного лекарственного препарата. Работа опубликована в научном журнале Angewandte Chemie International Edition. Большинство известных на сегодняшний день антибиотиков были открыты в «золотую эру» 1940–1960-х годов. Использование…36 - Наука и техникаОлег Кулешов
Фотоэкскурсия по новейшему атомному подводному крейсеру «Казань»
Экскурсия по новейшему атомному подводному крейсеру «Казань» / Фото: Корабел.ру Хотелось бы вам увидеть то, как выглядит изнутри самая современная российская атомная подводная лодка? Это реально — погружаемся внутрь АПЛ «Казань»! В начале июня к месту постоянного базирования на Северный флот прибыл новейший атомный подводный крейсер четвёртого поколения «Казань», построенный на Севмаше по проекту «Ясень-М». Переход из…62
- Наука и техникаАндрей Злобин
Разгром без боя: почему Россия потеряла свою авиацию и двигателестроение
В чем проблема отечественной авиации? В том, что она повторно наступила на грабли «звездных войн», страну опять «развели на деньги». Россию втянули в технологическую гонку, которая ей была совершенно не нужна. В СССР была великолепная авиация с тысячами самолетов и вертолетов надежной конструкции, отлично приспособленных к огромным просторам страны и сложным погодным условиям. Страна на опыте прошедшей войны научилась делать универсальную технику. На советские самолеты Ту-154, Ту-134, Ил-62, Як-40, Як-42 двигатели устанавливались близко к хвостовому оперению…71 - ОбществоАндрей Злобин
«Мы ждали этого 40 лет». Испания выносит тело диктатора Франко из мавзолея
Фото: Getty Images Правительство Испании, возглавляемое лидером социалистов Педро Санчесом, приняло декрет об эксгумации останков бывшего диктатора Франсиско Франко и их перезахоронении из мавзолея в Долине павших в другое место. Об этом сообщает газета El Periodico. Сразу после заседания правительства министр юстиции Испании Долорес Дельгадо заявила, что принятое решение является «долгом перед историей» и оставит…147
Лента новостей
- Лавров анонсировал отправку новой партии гуманитарной помощи Афганистану
- У России возникли проблемы с развитием Севморпути
- Новости экономики 21.10.2021
- ФАС и Минсельхоз отчитаются за подорожание пшеницы
- Профсоюз пожаловался на низкие зарплаты иркутских учителей
- Новости экономики 20.10.2021
- Российские виноделы предложат ввести специальный акциз на иностранные вина
- Разные новости 20.10.2021
- В Китае прошли испытания монолитного ракетного двигателя на твердом топливе
- Новости экономики 19.10.2021