Есть ли шанс у отечественного авиастроения?

ruinformer.com Наука и техника 33

Правительство РФ до 1 декабря должно подготовить план мероприятий по проектам гражданского авиапрома. Об этом говорится в поручении президента Владимира Путина, утвержденных 30 сентября. Предполагается, что на развитие отечественного авиапрома будет выделено 835 млрд. рублей.

Речь идет, прежде всего, о четырех типах самолетов: SSJ-100, МС-21, Ил-114-300 и «Байкал» (предполагаемая альтернатива для Ан-2).

Согласно плану, «Ростех» должен обеспечить мощности по выпуску МС-21 в объеме не менее 26 шт. в 2025 г., не менее 50 шт. — в 2026 г., не менее 72 шт. — в 2027-м и последующие годы.

Мощности по выпуску SSJ100 должны быть не менее 20 шт. в 2023 г., по Ил-114-300 — не менее 12 шт. в 2025 г., по «Байкалу» — 30 шт. в 2025 г.

По мнению правительства РФ, поддержка должна касаться снижения зависимости от импортных комплектующих, платёжеспособного спроса в России и за рубежом и послепродажного обслуживания.

На достижение этих целей будет выделено 318 млрд. рублей, из которых, 80 млрд войдет в виде имущественного взноса в уставный капитал получит входящая в состав «Ростеха» ОАК.
Ещё 279 млрд. рублей выделят из ФНБ на продвижение уже собранных самолетов.

Это будет займ, предоставленный на 20 лет под 1,5% годовых. Плюс к этому государство купит у «Ростеха» облигации на 238 млрд. рублей и предоставит субсидии на погашение части купонного дохода.

Между тем, как отмечают специалисты, без господдержки отечественная авиатехника, зачастую оказывается неконкурентоспособной. Вспомним, хотя бы, некогда широко разрекламированный SSJ-100, от которого отказались все зарубежные авиакомпании.
В 2017 году ОАК поставил 30 самолетов, в 2019 – только 8, в 2020 году уже – 12. Но это все лишь крохи в море.Серьезные вопросы вызывает и политика импортозамещения. Хотя, ранее министр промышленности и торговли Денис Мантуров и заявил, что российский двигатель ПД-14 для самолёта МС-21 будет сертифицирован в 2023 г., правительство РФ недавно обнулило импортные пошлины на двигатели Pratt & Whitney для МС-21. Как отмечают специалисты, этот факт показывает, что даже в правительстве РФ не верят обещаниям Мантурова.

Производство «Байкала» также планируется исключительно с импортным двигателем. Перспективы установки отечественного турбовинтового двигателя туманны: УЗГА с 2017 года обещает заменить чешские двигатели на L-410, но никак не заменит.
Несомненно, что деньги будут выделены, но пойдут ли они на развитие отечественного авиастроения, или же, все закончится поддержанием неконкурентоспособной продукции с высокой долей импорта от неконкурентоспособных производителей?

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора