Развитие глобального рынка СПГ в условиях неопределенности

Вести.Экономика Экономика 99

Конкуренция на рынке СПГ обостряется. Какие факторы влияют на расклад сил, и какие проблемы нужно решить России, рассуждает Наталия Лебедева, к.э.н., старший преподаватель кафедры «Экономика организаций» Финансового университета при Правительстве РФ.

На протяжении многих десятилетий рынок нефти и нефтепродуктов занимает главенствующие положение в объемах потребления ТЭК в мире. Нефтяной рынок стал глобальным по многим причинам: ввиду развитости инфраструктуры, быстроты и мобильности доставки, наличия танкерного флота любой тоннажности, наличия системы перевалки и хранения грузов практически повсеместно.

Но на сегодняшний день отчетливо виден конкурент: сжиженный природный газ. Рынок СПГ постепенно наращивает мощь производства и так же может стать глобальным в ближайшее время. Вводятся в эксплуатацию новые заводы, реализуются инвестиционные проекты, которые затрагивают Downstream и Upstream инфраструктуру СПГ, строятся плавучие терминалы, позволяющие оперативно доставить газ в любые регионы без привязки к трубе. Все это говорит о возрастающей конкуренции между этими рынками. Чтобы победить в конкурентной борьбе, нужно уметь правильно выделить ключевые этапы развития в условиях неопределенности.

Основной неопределенностью для рынка СПГ является направление развития спроса и предложения и их соотношение. На сегодняшний день факторы, которые могут повлиять на спрос и предложения, практически невозможно предсказать. Так, например, всплеск потребления СПГ в Китае произошел отнюдь не по объективным экономическим причинам — росту промышленного производства или банальной экономической выгоде — а ввиду принятия в Китае ряда законов, направленных на сокращение потребления угля. Таким образом, СПГ в Китае стал заместителем традиционно любимой в этой стране угольной генерации.

География возникновения спроса так же может стать непредсказуемой. Так, например Польша, которая как мы знаем, является на сегодняшний день проамерикански настроенной страной, покупает американский СПГ. Еще недавно невозможно было представить Польшу в числе СПГ потребителей, ведь по территории Польши проходит российский трубный газ, который, как минимум, в 2,5 раза дешевле. Опять же, ситуация может резко измениться с приходом к власти в Польше пророссийски настроенных политиков.

Неопределенность с кредитным рейтингом стран также может повлиять на соотношение спроса и предложений и, соответственно, на цену. Большие объёмы дополнительного нового спроса ожидаются со стороны новых стран-импортёров, таких как Пакистан, Бангладеш, Таиланд. При этом неопределенностью для поставщиков может стать вопрос кредитного рейтинга. Возможность заключения долгосрочных контрактов, проработки инвестиционных проектов с этими странами может быть только после подтверждения надежности их банковской системы, и, соответственно, подтверждения платежеспособности.

Россия стремится занять лидирующие позиции на мировом рынке СПГ, и у нее есть все шансы. Большое количество заявленных проектов, включая арктические, требуют уделить огромное внимание развитию инфраструктуры СПГ: строительству терминалов в портах, изготовлению танк-контейнеры для перевозки СПГ, строительству специальных газовозов, способные перевозить СПГ по воде. Без развития нефтегазового машиностроения нам осилить эти проекты будет довольно сложно.

Фото: oilcapital.ru

Машиностроители, в свою очередь, сталкиваются с рядом проблем. Так, например, завод-производитель танк-контейнеров для перевозки СПГ по воде, чтобы выпускать данный вид продукции, должен получить сертификат о включении в морской регистр. Получение этого сертификата на практике занимает от 6 месяцев до года. Соответственно, СПГ в настоящий момент просто не в чем перевозить, и на рынке уже сейчас имеется дефицит этих контейнеров.

Одной из ветвей развития СПГ направления в России может стать развитие производства плавучих регазификационных терминалов (FSRU). Это — завод по производству СПГ, только размещенный на судне. Он позволяет обеспечить быстрый доступ к топливу. Весь мировой флот насчитывает 20 подобных судов-заводов.

Преимущества такого плавучего завода в том, что его можно ввести в эксплуатацию за год, для сравнения — наземный терминал строится 5 лет. И, конечно же, плавучий завод в разы дешевле, его стоимость составляет примерно 300 млн. долларов по сравнению со стоимостью в 1 млрд. стационарного завода. К сожалению, планы по строительству FSRU не заложены в энергетическую стратегию развития России до 2030 г, что создает серьезный риск нашего отставания в таких технологиях.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора