«Советская плесень» взбунтовалась против реформы Сердюкова, грозящей авиапрому России
Огласка скандального плана повергла в растерянность его авторов.
Наша публикация от 24 февраля о реформе авиапрома под руководством главы совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Анатолия Сердюкова вызвала горячий отклик у авиастроителей и большое смятение в кабинетах руководителей отрасли. Пока нельзя сказать, что правда восторжествовала. Но можно утверждать наверняка, что, благодаря огласке в СМИ «реформаторам» не удалось втихаря выселить авиационные КБ из Москвы, чтобы пустить их территории под коммерческую застройку.
Планами ОАК активно заинтересовались в правительстве и Госдуме. По информации источников «МК», когда в этих структурах руководству ОАК предложили разъяснить их планы, «ответом было невнятное мычание». В результате проблемы авиаотрасли стали поводом для парламентского запроса и темой обсуждения на ближайших совещаниях высокого уровня.
Мы проследили, как развивались события по следам публикации.
Напомню, скандал разразился после того, как стало известно о планах «корпоративной трансформации» авиационной отрасли. Ее инициировала ОАК во главе с председателем совета директоров корпорации, экс-министром обороны Анатолием Сердюковым. Реформу авиапрома по сложившейся традиции начали с главного: сокращения кадров и структур, которые, по мнению реформаторов, можно считать избыточными. Таковыми названы не менеджеры и «центры компетенций» ОАК, а непосредственно авиационные фирмы — «Сухой», «МиГ», «Иркут», «Туполев», «Ил» вместе с их КБ, инженерами и конструкторами.
На совещании в начале февраля, где присутствовали всего пятеро чиновников от авиапрома, было решено передать все авиационные КБ непосредственно в подчинение ОАК. Одновременно с этим «выселить» КБ из Москвы, для чего изменить их столичные юридические адреса, перерегистрировав на серийные заводы, которые разбросаны по всей стране — от Комсомольска-на-Амуре и Иркутска до Ульяновска и Воронежа.
Туда же, на заводы, предложено отправить оставшийся персонал авиафирм: «туполевцев» — в Казань, «миговцев» — в Нижний Новгород или Луховицы, «ильюшинцев» — в Ульяновск, «суховцев» — в Комсомольск-на-Амуре или Новосибирск.
Как предположили «переселенцы», цель такой «зачистки» — продажа дорогой столичной земли, деньги за которую должны пойти на уплату многомиллиардных долгов ОАК. По мнению экспертов, такая «реформа» может привести только к одному: массовому оттоку из отрасли инженерно-технических кадров, что окончательно добьет и без того еле живой российский авиапром. Если думаете, что такое земельное лихоимство невозможно в наше время, то сильно ошибаетесь. Один из ярких примеров — Московский вертолетный завод имени М. Л. Миля. Это известное на весь мир КБ при создании вертолетостроительного холдинга лишилось обжитого места недалеко от Сокольников. Сотрудникам предложили перебраться к черту на кулички — в подмосковные Панки. Согласились единицы. Многие именно с этим связывают тот факт, что российское вертолетостроение не фонтанирует новыми конструкторскими идеями. В основном дело ограничивается модернизацией задуманных 30–40, а то и 50 лет назад машин. Единственную за последние десятилетия «милевскую» новинку — средний вертолет Ми-38 уже лет 20 не могут довести до ума.
«СОВЕТСКАЯ ПЛЕСЕНЬ»
Статья в «МК», где описывался механизм «отъема» столичной собственности авиапредприятий, была опубликована накануне важного совещания в ОАК. На него были приглашены представители авиационных фирм с тем, чтобы довести до их сведения конкретный план «корпоративной трансформации». Проще говоря: кто, когда и куда должен будет убраться из Москвы.
Совещание состоялось. Однако после обнародования планов реформаторов все пошло не совсем так, как планировалось. Вот что об этом рассказывают источники «МК» в авиапроме (имен не называю, так как эти люди сразу же будут уволены):
— Ничего конкретного сказано не было. Чувствовалось, что в ОАК царит растерянность. Видимо, есть какая-то реакция на публикации в СМИ, которой там не ожидали.
— Кто проводил совещание?
— Сергей Сергеевич Коротков — генконструктор ОАК, то бишь всея Руси.
— Почему всея Руси? Мало кто на Руси знает такого конструктора. Туполева, Антонова, Ильюшина, Микояна — их знают все. А кто такой Коротков?
— Он выходец из фирмы «Сухой». Сейчас в ОАК генконструктор, назначенный указом президента. Помните, была такая эпопея, когда генеральных конструкторов по всем отраслям, в том числе и в ОАК, назначали указом президента? Вот он теперь бьет себя в грудь: меня-то, дескать, точно не сократят — я президентом назначен!
— Он как конструктор какой-нибудь самолет построил?
— Да, вот тот странный Су-47, с обратной стреловидностью крыла, который на авиасалонах летал, но в результате оказался никому не нужен. Да и то не сам строил. Под руководством Михаила Погосяна. «Суховцы» эту машину делали.
— Так это «Беркут» — военный самолет. Экспериментальный. Значит, у Короткова должны быть плотные связи с военными? А они на этом совещании присутствовали?
— Нет. Военных не позвали. Организаторам хотелось провернуть все без шума. Вроде как это внутреннее дело ОАК.
— Ничего себе внутреннее! Боевые самолеты они, выходит, строить больше не собираются? Разве этот вопрос военных касается меньше, чем гражданских? Как можно решать задачи, затрагивающие обороноспособность страны, без военных? Диверсия прям какая-то…
— Да, это вообще дело всей страны! Страна создавала свои авиационные КБ. А теперь пришли ребята и хотят их уничтожить. Военные это как раз понимают. Потому их на такие встречи не зовут. И не только их. Этот вопрос не рассматривался ни на Военно-промышленной комиссии (ВПК), ни даже на совете директоров самой ОАК.
Серьезные дела так не делаются. У ВПК может быть другая точка зрения по этому вопросу — там без обсуждения такие решения не пропустят. Когда после вашей статьи «сверху» стали звонить реформаторам, те вообще не могли толком ничего объяснить: что они хотят, что задумали? Никаких внятных разъяснений.
В ОАК, похоже, тоже мало тех, кто единодушно поддерживает такое решение. Говорят, были даже энтузиасты, которые попытались обратиться к бывшим конструкторам и авиастроителям, громкие имена которых все еще что-то значат в авиации. Предложили им открыто выступить против. Не вышло. Те отказались.
— Так вам, «героям», и надо… Молчите дальше, пока всех вас не отреформируют по самое не хочу. Говорите, в ОАК сторонников реформы мало? Но при этом все эти «не сторонники» получили приказ, и тут же бегом — выполнять.
— Ну да… Вот и на том совещании еще раз было сказано: тот самый протокол собрания пятерых, который вы в газете опубликовали, остается в силе. С 1 марта мы должны начать менять юридические адреса всех своих КБ и готовить предложения по размещению их на общей площадке.
— Неужели нет хоть каких-то авторитетных людей в отрасли, которые могли бы остановить это?
— Авторитетных? Разве для «эффективных менеджеров» кто-то из инженеров старой школы авторитет? Знаете, как они нас называют? «Советская плесень». Только на вас, прессу, и надежда. А им в ОАК что? Конечно, никому там не нравится, что все это вылезло наружу. Многие теперь об этом говорят, пишут. Но что делать? Указание спущено сверху. Возможно, от Сердюкова или еще от кого повыше. Не хотят, а делают.
— А Коротков, на ваш взгляд, какую позицию поддерживает?
— Он вроде бы все это и пробивает. Хотя явно не сам такое придумал. Просто выполняет распоряжение. Видимо, чтобы выше его не обвинили, что он против. На совещании он сказал, что все инженерные центры, проще говоря, КБ, должны быть приведены к единой организационно-штатной структуре. В первую очередь его, как генконструктора ОАК, интересуют те отделы, которые занимаются проектированием. Вспомогательные службы и обслуживающие подразделения — это все на втором плане.
При этом на вопрос о том, будет ли в перспективе создан какой-то единый инженерный центр, куда сольют все КБ, ответа не последовало. Он объяснил, что пока, дескать, это неизвестно, непонятно. Но когда решение будет принято, его доведут.
— Нормально: «неизвестно», «не понятно», но вы с 1 марта уже выселяйтесь! Сильно торопятся землю продать? Тогда хоть бы оправдание какое убедительное придумали…
— Да какое оправдание! Их ведь тоже ни в какие планы не посвящают. При этом все боятся Сердюкова. Хотя эту его реформу они, думаю, все же постараются «замылить».
— Но где же они все-таки собираются объединить все КБ? Наверняка в Жуковском. Там ведь по указу президента выстроен Национальный центр авиастроения, куда ОАК так и не захотела переезжать из столицы.
— Нет, скорее всего, не в Жуковском. Там тоже слишком лакомая земля, чтобы ее отдать КБ. К тому же, когда строили для ОАК это здание, одновременно в пойме реки были выделены земля и площади под жилье для авиастроителей. Но штаб-квартира ОАК осталась в Москве, земли под жилье не понадобились, их реализовали. А по второму разу наверх обращаться с одним и тем же предложением они не станут. Побоятся. Могут возникнуть ненужные вопросы. Легче всех конструкторов загнать куда-нибудь еще дальше.
— В «МК» еще в 2014 году была статья «Воздушная тревога России», где по итогам прокурорской проверки рассказывалось, как при строительстве штаб-квартиры ОАК в Жуковском «осваивали» и уводили сотни миллионов рублей. Выходит, эта штаб-квартира ни тогда, ни сейчас никому не нужна? Так куда же всех вас денут?
— Никто не знает.
— Ну хоть намек какой дайте, где может быть эта площадка? Точно не в Москве?
— Абсолютно точно. По этому поводу к 1 марта, как было сказано на совещании, мы все должны представить предложения.
— Куда самим себя отправить?
— Совершенно верно. Как будто это была наша инициатива. Все вдруг единодушно решили объединиться и выехать куда-нибудь в Воронеж либо в Ахтубинск. Уж не знаем даже и куда. Так что в какой бы там растерянности после вашей публикации руководство ОАК ни пребывало, а решения там штампуются, протоколы пишутся, их подписывают, рассылают и требуют выполнения.
ЛИКБЕЗ ДЛЯ НЕСОСТОЯВШИХСЯ ТУПОЛЕВЫХ
Возможно, нынешние реформаторы авиапрома уверены, что объединение, или, как они это называют, «корпоративная трансформация» авиационной отрасли, — это их ноу-хау? Так вот: это не так.
Немножко ликбеза для тех, кто получил право распоряжаться тем, чего не создавал.
В одах, когда рождалась структура ОАК, точно так же возникла идея слить все существующие на тот момент ОКБ в единую конструкторскую организацию. Но были и те, кто считал, что таким образом будет потеряна здоровая конкуренция между КБ, при этом управляемость такой громоздкой структурой серьезно ухудшится. В результате решили изучить опыт авиастроения. Как зарубежного, так и собственного. На тот момент в отрасли еще оставались люди, способные это сделать.
И вот выяснилось, что еще в начале 30-х годов прошлого века подобные слияния уже проводились. В 1929 году на заводе «Авиаработник» было организовано закрытое Центральное конструкторское бюро (ЦКБ). Оно называлось «Завод № 39 имени В. Р. Менжинского» и находилось в ведении технического отдела ОГПУ. В августе 1931-го это ЦКБ влилось в Центральный аэрогидродинамический институт, став ЦКБ ЦАГИ. Его возглавил Сергей Ильюшин, а заместителем стал Андрей Туполев.
Затем, в 1932 году, ЦКБ ЦАГИ преобразовали в Сектор опытного строительства (СОС) ЦАГИ, основой которого стал конструкторский отдел (КОСОС) во главе с Андреем Туполевым. В нем было много специализированных конструкторских бригад, которые проектировали разные по назначению самолеты — от истребителей до тяжелых бомбардировщиков.
Однако вскоре стало ясно, что руководить таким огромным конструкторским коллективом, с большим числом бригад, каждая из которых имеет самостоятельную тематику, очень сложно. Даже такому выдающемуся профессионалу, как Туполев.
Объединение разных направлений опытного самолетостроения под единым техническим и административным руководством привело к нивелированию конструкторских школ, препятствовало проявлению творческих способностей молодых талантливых инженеров. И в конце концов было решено провести новую реорганизацию — разделить КОСОС ЦАГИ на два самостоятельных КБ. В каждое из них передавалось по нескольку бригад.
Одно КБ осталось в составе КОСОС ЦАГИ и под руководством Туполева стало специализироваться на тяжелых самолетах различного назначения. Другое — его возглавил Ильюшин — на заводе № 39 имени В. Р. Менжинского стало создавать легкие боевые самолеты. Причем Ильюшин сохранил не только старое название конструкторского бюро — ЦКБ, но и сложившуюся в ЦКБ ЦАГИ систему самостоятельных конструкторских бригад, специализировавшихся по типам самолетов, вооружению, технологии.
Спустя некоторое время по тому же принципу были организованы и другие наши легендарные КБ под руководством Яковлева, Бериева, а несколько позже — Микояна.
Изучив этот опыт в середине 2000-х при создании ОАК, решено было не наступать второй раз на те же самые грабли. В результате все самолетостроительные ОКБ оставили в покое.
Но на сей раз за реформу взялись уже не технари уровня Туполева и Ильюшина, понимающие суть вопроса, и даже не профессионалы уровня основателя ОАК Алексея Федорова, а «эффективные менеджеры» — несостоявшиеся социологи, экономисты, юристы, музыкальные продюсеры, продавцы мебели… Прикрывшись популярным термином «оптимизация», они, как слон в посудной лавке, готовы крушить все то, что им не близко, не ценно и главное — не понятно.
БОЖЬЯ ИСКРА КОНКУРЕНЦИИ
Вполне возможно, что пример из опыта становления советского авиапрома для наших сегодняшних реформаторов не является убедительным аргументом. Советский опыт, возможно, для них — моветон? Если они предпочитают ориентироваться исключительно на прогрессивный Запад, тогда приведу другой пример.
Есть такая всем известная японская автомобилестроительная корпорация Toyota. На нее обычно всегда ссылаются как на образец того, как надо делать качественные и конкурентоспособные автомобили. И если бы наши менеджеры обратились к опыту менеджеров Toyota, они бы узнали, что, когда там начинают проектировать очередную машину — не модификацию, а именно новый автомобиль, — фирма первым делом формирует у себя несколько дополнительных подразделений. Фактически новых КБ. И каждое из них начинает работать над моделью авто независимо друг от друга. Это необходимо, чтобы создать конкуренцию. Без нее, считают в Toyota, все сведется к пустой трате бюджета. А так как там тратят не государственный, а собственный бюджет, то фирма тщательно просчитывает все риски. Затем научно-технический совет Toyota выбирает лучший образец, который пойдет в серию, и победитель начинает над ним работать уже в металле. Если проводить параллели с авиацией, то наши авиационные ОКБ точно так же всегда создавали конкуренцию друг другу. Заключения по их работе по проектам давали независимые авиационные институты: ЦАГИ, ЛИИ, ЦИАМ.
Сегодня такая структура отрасли разрушена. Реформа Сердюкова, считают специалисты, которая планирует загнать все КБ под общую крышу и единое руководство ОАК, убьет любую конкуренцию и загубит авиапром окончательно. Как грустно шутят авиастроители, теперь создание всех самолетов и оценку проектов у нас передоверили исключительно ОАК и ее «слесарям».
ПРОЩАЙ, ПРЕСТИЖ
Существует масса других рисков, связанных с «корпоративной трансформацией». К примеру, как быть с сертификацией вновь созданной в ОАК структуры единого инженерного центра?
Получается, когда реформаторы развалят и сольют все уже сертифицированные КБ в одну структуру, то придется заново запускать процесс сертификации разработчика в соответствии с Воздушным кодексом России, по требованиям, установленным Федеральными авиационными правилами и требованиями ИКАО (Международная организация гражданской авиации)? И до завершения этой сертификации придется отложить работу над всеми гражданскими самолетами, включая МС-21. Фактически это означает остановку всей отрасли.
А как иначе, если KБ в соответствии с правилами должны иметь нормальные подразделения по разработке воздушного судна. Причем это касается не только численности, но и квалификации их специалистов, с чем сейчас в отрасли и так большие проблемы. То есть на новом месте, с нуля придется где-то заново набирать специалистов, покупать и налаживать целый арсенал оборудования. Установить стенды для отработки авиационных систем и комплексов. Причем они должны существовать в металле и нормально функционировать. Это потребует массы времени и сумасшедших денег.
В самой новой структуре надо будет создавать заново системы сертификации, управления качеством, управления безопасностью полетов. Отменить все действующие в КБ стандарты предприятий, разработать и внедрить новые, уже для реформированных КБ. И это дело не одного дня.
Конечно, учитывая, что реформаторы — та еще компания, они могут «наплевать и забыть» на какую-то там сертификацию КБ. Но долго скрывать все это от комиссии ИКАО во время ее регулярных проверок обеспечения безопасности полетов в России, уж точно не получится. И как тогда быть с международным престижем страны, которая привыкла позиционировать себя великой авиационной державой?
Сейчас эта держава может распрощаться со своим авиационным величием точно так же, как Япония или Германия, которым после войны было запрещено строить самолеты. После длительного простоя возрождения их конструкторских школ до сих пор так и не случилось. Германии распрощалась со всеми своими КБ. И даже когда европейцы начали совместно создавать свой концерн Airbus, то КБ появилось во Франции, а в Германии были только заводы. Лишь недавно немцы опять стали делать попытки возродить свои собственные конструкторские школы. Удастся ли им это?
Нам тоже грозит что-то подобное. А учитывая колоссальные разрушительные способности российских реформаторов, наш авиапром их стараниями может быть отброшен даже не на десятки лет назад, как немецкий, а лет на сто. Если вообще не навсегда.
Источник
Автор Ольга Божьева / MK.ru
Фото: Алексей Меринов
- ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Антироссийский проект путинизма: реконструкция, идеологические и фактические характеристики
Занимаемся мы в университете оппозиции не пропагандой, не агитацией (что только в какой-то мере так, но главная цель не в этом). Занимаемся мы тем, что убеждаем друг друга и помогаем понять, что слово «оппозиция» — слово ответственное и оно отличается от слов: «балаган», «развлекуха», «подставуха», «суррогат», самопиар и «политическая порнография». Мы делаем совершенно иную заявку и последовательно помогаем строить в стране настоящую политическую оппозицию. Правящий режим и правящая группировка в нашей стране, как известно, получила…1 843 - ЭкономикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм и кризис России
Россия вновь наступает на те же грабли. Годы назад, выдвинув математическую модель мирового финансового кризиса, наша научная политическая группировка предупреждала руководство страны, что оно создает модель экономики и государства несуверенного типа, уязвимые для внешнего агрессивного воздействия. Обстоятельный доклад на эту тему в феврале 2009 году — по кризису одов — был подготовлен для Совета Безопасности Российской Федерации, в котором тогда, совместно с его секретарем Николаем…2 152 - ПолитикаСулакшин С.С.
Вступай в борьбу за власть
Уважаемый соотечественник! Благодарим вас за возможную решимость присоединиться к организационно-политическому строительству объединения настоящей общенародной оппозиции Путину и путинизму в рамках организационной инфраструктуры Партии Нового Типа. Наш отличительный принцип состоит в том, что мы не только разоблачаем губительный характер путинизма, но дали профессиональную диагностику способов и причин деградации страны и народа. В ее основе научные методы, модели и методология. Мы не только критикуем путинизм, но мы делаем настоящее профессиональное, конкретное содержательное предложение — что и как…1 437 - ПолитикаРусранд
России нужна другая Конституция!
Конституция — это основной закон страны. Существуют Конституции двух типов — первый, к которому относится ельцинско-путинская Конституция, устанавливает право, порядок и институты государственности. В Конституции иного типа кроме права, порядка и институтов задаются основы жизнеустройства во всех сферах жизни. Задаются социальная, экономическая, политическая, гуманитарная модель страны. Новая Конституция команды Сулакшина — именно такого, второго типа. Каким в Конституции будет задано жизнеустройство, — такой жизнь в стране и будет. Если…629 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм должен исчезнуть! Вызовы оппозиции гибельному курсу России
Автор и его товарищи много усилий приложили для мобилизации в стране реальной политической оппозиции путинизму, но задача создания профессиональной оппозиции, способной взять на себя ответственность за страну, дело трудное, объемное и длительное. Ее решение только еще предстоит. Поэтому мы открыли Университет оппозиции. Это цикл публичных занятий, объединяющей темой которого является политический проект реальной оппозиции, ее политическая Программа. Простой на первый взгляд вопрос — да чего там, за вечер…1 171 - ОбществоРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Семь «П». Программа: платформа, проблемная повестка, проект, план, прогноз
Центральная и сквозная тема наших занятий в Университете оппозиции — разбор политической программы — что это такое? Многим кажется, что политическая оппозиция, её роль, миссия и активная повестка демонстрируется в нашей стране, например, Левым фронтом Сергея Удальцова, активно организующего уличные акции; КПРФ с их митингами; был период, когда Навальный со своим политическим проектом будоражил страну множеством митингов по стране и несогласованными, и рискованными митингами в центре Москвы. То есть…448 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Корни и истоки «Программы Сулакшина»
Прежде чем подойти к разбору самой «Программы Сулакшина» сделаем несколько необходимых экскурсов. Начнем немного необычно, с отвлеченной истории, описанной Джеком Лондоном в его романе «Мартин Иден». Роман о судьбе талантливого человека в условиях жестокого американского капитализма начала двадцатого века, похожего на нынешнюю Россию с его императивами: выживай кто как может, а если не можешь выжить, погибай! Герой романа, ставший в итоге знаменитым, популярным, почитаемым и модным…547 - ОбществоКанал «Центр Сулакшина»
ТРОЛЛИ И БОТЫ: ВЫМЫСЕЛ ИЛИ ОРУЖИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ?
В этом видео мы впервые с помощью статистического контент анализа Твиттера раскрываем масштабы грязных методов информационной борьбы режима с политической оппозицией в лице С.С.Сулакшина. Вы сможете оценить уровень беззакония, вредоносности и опасности для страны этой конкретной деятельности властного режима. Фактически создан метод достоверного выяснения кто является настоящей оппозицией и кого режим считает для себя опасным,…236
- Наука и техникаАлексей Марчук Игорь Наумов
Первый элемент: какие перспективы открывает водород для автопрома
©Shutterstock/ Fotodom Через два года в России должен появиться городской автобус с водородным двигателем. Следующим шагом в развитии экологически чистого транспорта станут железнодорожные локомотивы. В активную фазу реализация «водородных» проектов вступает сейчас. В частности, «КамАЗ» в ближайшее время приступит к разработке грузовиков и автобусов на водородном топливе. Аналогичные планы у холдинга «Волгабас» и других российских…29 - Наука и техникаМария Шарковская
Океан придумал, как бороться с пластиковым мусором, чем это может закончиться для человека?
Фото: соцсети Мировой океан в очередной раз продемонстрировал, что он самодостаточная экосистема. Появились доказательства того, что он самоочищается от жуткого загрязнения изделиями из пластмассы. Об этом пишет портал «Экология Сегодня». Мировые СМИ не раз публиковали фото и видеоматериалы, свидетельствующие, о загрязнении обширных водных пространств планеты не только нефтепродуктами, но и их производными. Уже не редкостью…36 - Наука и техникаДмитрий Попов
«Роскосмос» решил не указывать, какая страна запустила Гагарина
Слишком неудобные сравнения с СССР. К 60-летию первого полета человека в космос Гагарин перестал быть советским космонавтом. По крайней мере, у «Роскосмоса». В подготовленных госкорпорацией к юбилею материалах (плакатах и постерах, которые можно скачать у них на официальном сайте) нет ни единого указания на то, какая же страна совершила этот грандиозный прорыв. На главном праздничном «роскосмосовском» плакате — знаменитая фотография улыбающегося Гагарина в шлеме. Все вроде бы нормально, но ощущается какая-то пустота. Вот представьте: выходите вы на Красную…37 - Наука и техникаЕвгений Проскуряков
Ни силикона, ни долины: как «Сколково» и «Роснано» стали черными дырами в бюджете страны
Инновационная политика в России провалилась и ее решили реформировать. Поможет ли? Фото: Сергей Киселев\АГН «Москва Инновационная политика в России провалилась и ее решили реформировать. Поможет ли? ВСЕМ ВТОРУЮ ПРЕМИЮ! — У нас очень много денег. Их просто вот совсем много. А значит, у нас есть вторая премия помимо первой! — под бурные аплодисменты осчастливил Анатолий…32 - Наука и техникаMail.ru
Ученые, возможно, обнаружили «пятую силу природы», до сих пор не известную науке
Фото отсюда Физики предвкушают грандиозное открытие, которое поможет по-новому взглянуть на нашу Вселенную: речь, возможно, идет о существовании доселе не известной фундаментальной силы. Но сначала наличие этой так называемой пятой силы придется доказать. Вся наша жизнь подчинена законам физики, будь то магнитик из поездки, который мы крепим к дверце холодильника, или мяч, залетающий в баскетбольное кольцо. И все эти силы, с которыми мы имеем дело каждый день, можно свести…40 - Наука и техникаАлексей Терёшин
Расходы на науку в России сжались
Затраты на исследования и разработки (ИР) в экономике России за последние 10 лет снизились по отношении к ВВП. При этом в абсолютных значениях показатель увеличился более чем на 13%. В 2019 году расходы на науку в России составили 1,13 трлн рублей, или 1,03% ВВП. В постоянных ценах показатель вырос на 13,4% по сравнению с 2010-м,…6.04.2021 9:44 20 - Наука и техникаРусранд
ОСК сообщила об участившихся отказах зарубежных компаний обслуживать поставленное оборудование
«Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) сталкивается с системными отказами иностранных компаний от обслуживания уже поставленного оборудования, заявил глава корпорации Алексей Рахманов. Его слова приводит «Интерфакс». «Если раньше это происходило один раз в год, то сейчас мы практически каждый месяц сталкиваемся с отказом иностранных компаний приехать на пусконаладку, либо обслуживать уже поставленное оборудование, либо поставлять запчасти. Мне кажется, все должны давно понять, что это…21 - Наука и техникаАлександра Медведева
Созданы съедобные пищевые пленки
Пресс-служба УрФУ/PxHere Коллектив индийских и российских ученых разработал съедобные пищевые пленки для упаковки фруктов, овощей, птицы, мяса и морепродуктов. Пленки состоят из натуральных компонентов, безопасны для здоровья и окружающей среды. За 24 часа они растворяются в воде почти на 90%. Результаты работы опубликованы в Journal of Food Engineering. Ученые из Университетов Шри Венкатешвары и Шри Падмавати Махила…30 - Наука и техникаАлександр Кочан
Россия без «Зубров». Можно ли спасти проект уникальных кораблей?
На протяжении 30 лет наша страна не может решить вопросы десантных кораблей на воздушной подушке На Балтийском состоялись тренировки экипажа десантного корабля на воздушной подушке (ДКВП) «Мордовия». Моряки выполнили артиллерийские стрельбы по морским и воздушным целям из 30-мм автоматических установок АК-630 и осуществили постановку оборонительного противолодочного минного заграждения. «Кроме минирования акватории, экипаж МДКВП отработал защиту…23.03.2021 1:13 66 - Наука и техникаМихаил Диунов
Как царская Россия заложила триумф советской науки и техники
Расцветом науки в России стала советская эпоха — однако мало кто вспоминает, на сколь высоком уровне научно-технических достижений находилась наша страна до революции. На передовой край науки и техники Россия вышла именно в XIX веке. Каким образом ученые становились государственной элитой Российской империи? 125 лет назад, 12 (24) марта 1896 года, в физической аудитории Санкт-Петербургского университета происходило необычное собрание. Там, где за экспериментами и лекциями внимательно наблюдали студенты, собралась…21 - Наука и техникаЕлена Андреевна Корнева
Государство и Наука
Отношение государства (правительства) к науке кардинально важно и определяет возможности, темпы и результативность ее развития, а, следовательно, и перспективы открытия новых решений во всех ее областях — медицине, биологии, сельском хозяйстве, физике, химии и так далее, что всегда является основой экономического роста, обуславливает обогащение страны и определяет уровень здоровья людей. Наука — это дорого, а результат — не сразу. Такова природа науки, суть и задача которой — поиск ранее неизвестного — закономерностей,…41 - Наука и техникаИгорь Лесовских
Россиянам зальют национальное ПО
Уже с 1 апреля на прилавках мобильных ретейлеров может резко сузиться ассортимент сотовых телефонов. Это будет связано с началом действия закона об обязательной предустановке российского софта на мобильные телефоны, планшеты, компьютеры и смарт-телевизоры. По мнению властей, заградительные меры должны помочь развитию российских IT-компаний, но сами участники рынка считают их излишними и уверены, что не все…32 - Наука и техникаОлег Михайлович Смирнов
Конструкторские бюро пора расчехлять
Как советские авиаконструкторы спровоцировали американцев обратить внимание на гражданскую авиацию и что мы имеем на сегодня в российском авиапроме. Обо всём этом главному редактору «Аргументов недели» Андрею Угланову рассказывает заслуженный пилот СССР, замминистра гражданской авиации Советского Союза Олег Смирнов. Долгие 8 лет он проработал в этой должности и сохранял право выполнять полёты командиром корабля в составе лётного экипажа. НА ЧЁМ ЛЕТАЛ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ — Уважаемый Олег Михайлович, в Советском…35 - Наука и техникаМихаил Котов
Астрофизик Ави Леб считает, что обнаружил инопланетян
Авраам Леб, астрофизик /harvard Серьезный ученый из Гарварда поставил на кон свои достижения и репутацию, чтобы это доказать. Заявить, что посетивший Солнечную систему астероид – это на самом деле никакой не астероид, а корабль пришельцев, для серьезного астрофизика равносильно в научном смысле самоубийству. Но Авраам (Ави) Леб, профессор Гарвардского университета, решил идти до конца: невзирая на…37 - Наука и техникаВячеслав Ермолин
Февраль 2021. Орбитальные запуски. США, Китай, Россия, Индия
Вячеслав Ермолин — 10 марта 2021 года Орбитальные запуски 2021 года. Январь-февраль. Февраль — к США и Китаю присоединились Россия и Индия. Одна авария (Китай). Традиционные переносы. Темп запусков увеличился! 10 орбитальный запусков за февраль 2021 год. Орбитальные запуски — 10. Четыре страны. Одна авария. 175 спутников. 2021-F01: 1 февраля. Китай. Hyperbola-1 | «Фанчжоу-2». Запуск…19 - Наука и техникаОльга Божьева
«Советская плесень» взбунтовалась против реформы Сердюкова, грозящей авиапрому России
Огласка скандального плана повергла в растерянность его авторов. Наша публикация от 24 февраля о реформе авиапрома под руководством главы совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Анатолия Сердюкова вызвала горячий отклик у авиастроителей и большое смятение в кабинетах руководителей отрасли. Пока нельзя сказать, что правда восторжествовала. Но можно утверждать наверняка, что, благодаря огласке в СМИ «реформаторам» не удалось втихаря выселить авиационные КБ из Москвы, чтобы пустить их территории под коммерческую…43 - Наука и техникаОльга Божьева
Прощай, авиапром
Очередная реформа Сердюкова грозит похоронить надежды отечественного авиастроения. SOS — помогите! На прошлой неделе так начинался каждый разговор, когда раздавался телефонный звонок от моих давних знакомых из авиационных фирм. Всех волновало одно: совещание пяти начальников от авиапрома, состоявшееся 2 февраля в Москве. Известно о нем стало недавно, после того как кто-то из умельцев выудил протокол этой встречи в Интернете и разослал друзьям. Из документа следует, что уже в этом…96 - Наука и техникаruinformer.com
20 февраля 1986 года на космическую орбиту выведена научная станция «Мир».
20 февраля 1986 года в Советском Союзе был произведен запуск орбитальной научной станции «Мир», пришедшей на смену орбитальным станциям «Салют» и ставшей на полтора десятка лет единственной в мире пилотируемой космической лабораторией для долговременных научно-технических экспериментов и исследования человеческого организма в космосе. Станция представляла собой базовый блок для построения многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса со…35 - Наука и техникаmaybe_elf
Исследования 2019 года о связи насилия с жестокостью развлекательного контента отозвали
Кандидат наук по философии с факультета социальной психологии Университета Содружества Вирджинии Сэмюэл Уэст использовал исследование психолога Цяня Чжана из Юго-Западного университета Чунцина «Агрессивное поведение» для расширения своего метаанализа. Автор данного исследования обнаружил связь между просмотром жестоких мультфильмов и агрессией у детей. Он работал с 3000 участников, которым было по 10 лет. Журнал Aggressive Behavior опубликовал…33 - Наука и техникаАнтон Курбатов
Perseverance сел на Марс
NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS/Gerald Eichstadt Итак, марсоход Perseverance успешно приземлился на поверхность Марса. Аппарат уже передал первые изображения с поверхности Красной планеты. Прямая трансляция посадки велась на YouTube-канале NASA. Perseverance сел на планету в районе кратера Езеро. Это древнее озеро диаметром около 49 км. Сперва Perseverance раскрыл парашют, чтобы сбросить скорость, затем на своих двигателях и с помощью системы Sky…45 - Наука и техникаВиталий Егоров
Самый большой радиотелескоп снял место посадки Apollo 15
… и не увидел лунный модуль. Два месяца, как астрофизики мира простились с легендарным телескопом Arecibo, который долгое время обладал самой большой «тарелкой». Китайцы сделали «тарелку» ещё больше, но американцы тем временем модернизировали свои оставшиеся телескопы, и подняли их характеристику в четыре раза. Трехсотметровая антенна Arecibo долгое время оставалась непревзойденной по площади — это важное преимущество…58 - Наука и техникаДмитрий Степнов
Российские ученые разрабатывают экспресс-анализатор коронавирусов
Фото: Zavtranews.ru Прибор можно использовать в домашних условиях, за 5 минут он сможет определить наличие антигенов Исследователи из Пермского Политеха разработали проект устройства для экспресс-анализа инфицирования коронавирусами. Прибор, который можно будет использовать в домашних условиях, за 5 минут сможет определить наличие антигенов коронавирусов человека и животных. По словам ученых, аппарат позволит ускорить выявление зараженных COVID-19…35 - Наука и техникаScience & Future
Самая дорогая в мире биологическая жидкость, из-за которой могут быть проблемы с производством вакцины от COVID-19
Процесс забора «крови» у мечехвостов. Мечехвосты [1] вот уже 500 млн. лет выползают на песок Атлантического океана в Нью-Джерси, чтобы отложить яйца (речь о Limulus amebocyte lysate [2]). За это врем появились и вымерли динозавры, потом мамонты, а потом появились люди. Сначала всё было как обычно, но люди решили не вымирать, начали производить лекарства и делать себе уколы….61 - Наука и техникаВячеслав Голованов
Шесть причин, по которым Google Maps – самое пугающее приложение на вашем смартфоне
Google знает, где вы находитесь – как и рекламодатели Приложение Google Maps, знает всё. Не только всё о каждой улице, кафе, баре и магазине на этой улице – но и о людях, их посещающих. Ежемесячно сервисом пользуется миллиард человек, и это приложение прочно укоренилось в жизнях людей. Оно направляет их по пути на работу, в…48 - Наука и техникаДмитрий Степнов
Россия и Корея создали принципиальный антибиотик нового поколения
Фото: Cutewallpaper.org Ученые синтезировали безопасный для организма препарат на основе наночастиц серебра Международный научный коллектив НИТУ «МИСиС», МГУ и других российских вузов, а также Университета Данкук (Ю. Корея) представил препарат на основе наночастиц серебра, показавший отсутствие цитотоксичности для живых клеток. В дальнейшем он может быть использован в качестве антибиотика нового поколения. Результат исследования представлен в…32 - Наука и техникаДмитрий Степнов
Биосорбент российских ученых поможет защитить организм от радиации
Фото: Industry.gov.ph По сравнению с аналогами, вещество работает быстрее, а его способность в два раза выше. 8 февраля отмечается День российской науки. Одно из важных исследований ученых Пермского Политеха – разработка безопасного энтеросорбента, который защитит организм от воздействия радиации. Основой для вещества стали морские водоросли и ферроцианид железа. Сейчас химики завершили скрининговые исследования на лабораторных…37 - Наука и техникаruinformer.com
3 февраля 1966 года советская станция «Луна-9» впервые в мире осуществила мягкую посадку на Луну
В 1911 году Циолковский произнес свои вещие слова: «Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околоземное пространство». И с этого момента великие умы планеты начали трудиться над началом реального освоения космоса. Много значимых событий произошло в истории космонавтики с…29 - Наука и техникаДарья Щекина
Французский стартап создал искусственное сердце. Продажи начнутся уже весной
Французский стартап Carmat разработал «самое современное» искусственное сердце в мире. Компания обещает, что устройство поможет людям с сердечной недостаточностью. Продажи обещают запустить во втором квартале 2021 года. Искусственное сердце французского производства имитирует функции настоящего и состоит из протеза, внешнего оборудования, в том числе батарей, и пульта медицинского обслуживания для отслеживания его работы, сообщил Business Insider. Сам протез…61 - Наука и техникаПавел Садыркин
Ай нано
«Роснано» создавали для технологического прорыва. Почему его не случилось даже через 13 лет. При создании «Роснано» государство преследовало амбициозные цели и готово было вкладывать большие деньги. За те 13 лет, что компанией управляла команда Анатолия Чубайса, от целей и задач по развитию страны не осталось и следа, а «успехом» стали считать хотя бы безубыточность, впрочем, весьма спорную. Тем временем к компании начинают возникать вопросы потенциально уголовного характера….69 - Наука и техникаСемён Зуськов
Разработчик «Новичка» решил выпустить свой препарат от COVID-19. Его основой станет лекарство, созданное в СССР
Принимавший участие в создании нервно-паралитического вещества «Новичок» Леонид Ринк анонсировал выпуск препарата для лечения коронавирусной инфекции. О противовирусном и иммуномодулирующем средстве «Иммофон» специалист рассказал РИА «Новости». «Оно работает против вирусных заболеваний, великолепно восстанавливает клетки после работы своей иммунной системы, то есть ликвидирует цитокиновый шторм (когда иммунитет начинает уничтожать свой организм. — Прим. «Секрета»), который, по мнению многих…56
- Наука и техникаОльга Божьева
«Советская плесень» взбунтовалась против реформы Сердюкова, грозящей авиапрому России
Огласка скандального плана повергла в растерянность его авторов. Наша публикация от 24 февраля о реформе авиапрома под руководством главы совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Анатолия Сердюкова вызвала горячий отклик у авиастроителей и большое смятение в кабинетах руководителей отрасли. Пока нельзя сказать, что правда восторжествовала. Но можно утверждать наверняка, что, благодаря огласке в СМИ «реформаторам» не удалось втихаря выселить авиационные КБ из Москвы, чтобы пустить их территории под коммерческую…43 - Наука и техникаОльга Божьева
Прощай, авиапром
Очередная реформа Сердюкова грозит похоронить надежды отечественного авиастроения. SOS — помогите! На прошлой неделе так начинался каждый разговор, когда раздавался телефонный звонок от моих давних знакомых из авиационных фирм. Всех волновало одно: совещание пяти начальников от авиапрома, состоявшееся 2 февраля в Москве. Известно о нем стало недавно, после того как кто-то из умельцев выудил протокол этой встречи в Интернете и разослал друзьям. Из документа следует, что уже в этом…96 - ОбществоОльга Божьева Сергей Вальченко
Обострение между Белоруссией и Россией обнажило военную проблему
ФОТО: НАТАЛИЯ ГУБЕРНАТОРОВА Если обострение отношений Белоруссии и России перед выборами президента 9 августа сохранится и дальше, это может сказаться на военной составляющей во взаимодействии наших стран. Не говоря о «заскоках» самого Лукашенко, многие из местных оппозиционных политиков не скрывают прозападной ориентации. Между тем особое значение для РФ имеет совместная с Белоруссией система ВВС и…83
Лента новостей
- МВД сообщило о возбуждении 82 уголовных дел по фактам заражения COVID-19 по неосторожности
- Не менее 9 российских боевых кораблей перекрыли украинскому флоту выход в Азовское море
- Лукашенко заявил о задержании группы, планировавшей покушение на него и его детей
- Украинские военные корабли попытались перехватить корабли Каспийской флотилии
- Google будет сотрудничать с властями России и в ближайшее время удалит противоправный контент
- Новости экономики. 17.04.2021
- Экспорт нефтепродуктов временно ограничат
- Алтай и Тува признаны худшими по обеспечению сирот квартирами
- Десоветизация в Крыму. Улицу в центре Симферополя хотят переименовать
- Вода в дома жителей Алушты будет подаваться раз в сутки