В чём секрет фильма «Москва — Кассиопея»?

Музей Будущего Творчество 213
Середа приглашает на «ЗАРЮ»

Накрыла ностальгия, и я в очередной раз пересмотрел «Москву — Кассиопею». Несмотря на многогранность фантастического кино и огромные бюджеты картин, снятых позже этого фильма, творение режиссёра Ричарда Викторова хочется пересматривать снова и снова.

Я задал себе вопрос: а в чём же секрет этого не похожего на остальные фильма и его продолжения? Какие элементы сложились воедино, чтобы «Москва — Кассиопея» получилась такой, какой её увидели и запомнили несколько поколений мальчишек и девчонок?

«Я создал универсальный клей!»

Мне кажется, дело в нескольких удачных сочетаниях, которые я рассмотрю по очереди. У фильма есть продолжение, «Отроки во Вселенной», но я сконцентрируюсь на первой части. Большой архив полезных материалов я нашёл на замечательном фан-сайте дилогии.

1. Сюжет и сценарий

Сценарий фильма написали Авенир Зак и Исай Кузнецов, литературныйдуэт, образовавшийся в 1950-х. Вместе они писали сценарии для телепрограмм и театра, а также кино («Достояние республики», «Пропавшая экспедиция» и др.) В литературном сценарии на первой странице указан жанр фильма — фантастическая комедия.

Идея о том, что героями фильма будут подростки, сегодня не кажется оригинальной. Но какие же обаятельные образы выведены авторами! Сюжет даёт примеры для подражания — придумывать звездолёты, ходить в кружок космонавтики, заниматься науками, и это большой плюс фильма.

Повествование довольно быстрое, оно умещает любовные линии героев, общение с учёными, тренировку и полёт к звезде Шедар, а также сразу несколько приключений в полёте. При этом все персонажи успели раскрыться с разных сторон.

Авторы сценария снялись в эпизодической роли академиков (источник — фан-сайт)

2. Загадки без решений

Я насчитал три вопроса, которые появляются у зрителя и намеренно не получают ответов от создателей фильма. Первый — это обворожительный И.О.О. Иннокентия Смоктуновского. Кто этот человек (?), способный перемещаться во времени и пространстве, менять костюмы героев и доставать выброшенные в канализацию записки? Кто-то считает, что это намёк на работников спецслужб, или просто рассказчик. Но ни тот, ни другой не способны на такие чудеса.

Второй вопрос — это отсек «Сюрприз», в котором можно воссоздавать разные локации и объекты. Объём отсека ограничен, но наполнение неотличимо от реальности (трава, вода, песок, ванна, предметы в квартире и т.д.) Что это — молекулярный синтез? Виртуальная реальность?

Отсек «Сюрприз»

И третий вопрос — это белый кот академика Филатова. Первый раз он появляется на руках его жены, когда её встречают Середа и Козелков, а второй раз — в отсеке «Сюрприза», когда обнаруживается Лоб. Но звездолёт уже улетел с Земли! Откуда на нём кот? Тоже «заяц»?

Таинственный кот

3. Техническая, архитектурная эстетика и костюмы

Даже сегодня интерьеры «ЗАРИ» и костюмы экипажа выглядят стильно. Требуется, конечно, скидка на возраст фильма, но мне очень нравятся эти приборные панели с большими экранами. Обратите внимание, как немного здесь кнопок, и сколько места занимают дисплеи.

«И Пафнутий жив?»

В унисон смотрятся «Центр подготовки космонавтов» и школа Середы — смелая архитектура советского модернизма в окружении полей и парков. О моём любимом совмоде я уже писал.

«…а из тебя цифры сыпались как из вычислительной машины!»

В итоге эти и другие плюсы складываются в картину с простой фабулой, но мощным посылом, яркими сюжетными и операторскими находками (чего стоят съёмки «невесомости»). Для меня нет другого фильма, который бы так же поднимал настроение, наполнял светлыми чувствами и смотрелся с таким упоением.

А за что вы цените «Москву- Кассиопею»? Делитесь мнением в комментариях.

Подписывайтесь, мы публикуем лучшую фантастику!

«Мы так чертовски далеко от дома! Какая уж тут несовместимость».
Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора