В Москве продолжают громить учебные и досуговые учреждения

РВС Общество 88

Уходящая неделя запомнится чередой громких архитектурных скандалов. В МГУ под видом реставрации варварски ломают исторические аудитории. На разгром в «реставрируемых» аудиториях обратили внимание студенты и сотрудники университета. К проблеме подключились муниципальные депутаты, градозащитники и небезразличные к судьбе МГУ москвичи. Благодаря их усилиям, замолчать производимый подрядчиками погром не получилось. Происходящее в стенах главного вуза страны вылилось на страницы центральной прессы и телевизионные экраны.

О том, что возможно безвозвратно утеряно сообщил Телеграм-канал Образ будущего.

Полный список того, что выкинули на помойку в МГУ в ходе реконструкции аудиторий, оказался описью памятника культурного наследия — и прокуратура обязана найти всех исполнителей и заказчиков.

Согласно акту государственной историко-культурной экспертизы, заказчиком которого является АО «Ренессанс-реставрация», предметами охраны объекта культурного наследия, среди прочего, являются:

обстановочный комплекс 1949-1953 годов, включая музейно-экспозиционную мебель, монолитную деревянную мебель аудиторий (портал демонстрационных стен с подъемной доской, перегородки, ряды кресел с откидными сиденьями и столешницами, кафедры)… Полностью уничтожен

осветительные приборы 1949-1953 годов: скрытое люминесцентное освещение, многорожковые потолочные люстры, бра…

монументально-декоративное искусство 1949-1953 годов: витражи, фриз из флорентийской мозаики с изображениями выдающихся ученых… в мусорном контейнере — сбивали ломами и топорами.

материал, характер оформления и колористическое решение интерьеров 1949-1953 годов: искусственный и натуральный мрамор, гранит, дерево, зеркальные панели, золотистый штоф, смальта, бронза… в мусорном контейнере.

Другая архитектурная история связана с Дворцом пионеров на Воробьевых горах. Выпускники Московского Дворца пионеров на Воробьевых горах, родители воспитанников, специалисты по охране культурного наследия, педагоги бьют тревогу. Под угрозой исчезновения оказались комплекс зданий Дворца пионеров, его территория, являющаяся памятником садово-паркового искусства, а также уникальная система кружков и секций.

В своей петиции они сообщают, что: «Сотрудники Дворца получили от дирекции сообщение, что Дворец закрывается на 2 года. Руководителям кружков предложено самостоятельно искать новые помещения.

Предлогом для закрытия является проект «реставрации». Но в техническом задании на разработку проекта содержатся признаки работ по сносу и новому строительству (большой объем земляных работ и вывоза строительного мусора). Информация о концепции реставрации, имеющаяся в открытом доступе, позволяет предположить, что по крайней мере для некоторых объектов речь идет о радикальной реконструкции. Концепция вызвала возражения у ведущих экспертов страны по охране культурного наследия, поскольку объем изменений слишком велик.

В 2011 году руководство Дворца объявило о новой концепции — комплекс зданий реконструируется, кружковая система ликвидируется, на ее место приходит небольшое число элитных коммерческих студий; на территории возводятся новые объекты, в частности, гостиница, для чего с парка снимается охранный статус. Этот план вызвал бурные протесты общественности и не был реализован. Но, к сожалению, он соответствует общей направленности московской политики и в сфере образования, и в сфере землепользования и застройки.

За эти годы были ликвидированы практически все центры детского творчества в городе, они лишились помещений и территорий. В Москве массовыми стали случаи, когда под предлогом реставрации объектов культурного наследия организуется реконструкция здания, которая проводится через снос и новое строительство. Между тем, многолетние усилия по внесению уникального ансамбля Дворца пионеров в реестр объектов культурного наследия до сих пор не дали результатов <…>» , — подробности здесь.

Дворец пионеров является всемирно признанным памятником советского модернизма. «Проектирование и строительство Дворца пионеров вели непублично: участок находился в глубине зелёного массива, а профессиональная пресса и массовые издания обходили тему стороной. Одновременно с тем, ЦК ВЛКСМ обеспечил архитекторов всем необходимым: дефицитными строительными и отделочными материалами, квалифицированным специалистами, добровольцами. Всего в работе приняли участие 18 проектных организаций, 300 предприятий-поставщиков, рабочие 40 специальностей и более 50 тысяч добровольцев, участвовавших в субботниках и воскресниках на протяжении 4 лет (по официальным подсчётам, школьники и студенты отработали на стройке Дворца пионеров более 3 миллионов человеко-часов). Архитекторам разрешили привлечь к участию в проекте художников-единомышленников, а разнообразие авторского коллектива и знакомство с иностранным опытом позволили создать современное здание, разительно отличавшееся от образцов сталинского периода. Накануне окончания строительства на площадку были с экскурсиями приглашены именитые иностранные архитекторы Алвар Аалто и Лусио Коста, в числе гостей-неспециалистов были Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар. Гостей приятно удивила не только современная архитектура, но и концепция: нигде более для детей не строили подобных дворцов, полностью лишённых коммерческой составляющей» , — сообщает Википедия.

«Дворец пионеров — это физическое воплощение оттепели и всего лучшего, что было в Советском Союзе. В стране росло первое послевоенное поколение, которому не нужно было бороться за своё существование. И чтобы удовлетворить их потребности в творчестве, впервые в советской истории для детей было создано место вечного праздника <…>.

«Дворец пионеров на Воробьёвых горах не сводится к одной лишь площади или выполненному с неоспоримым вкусом модернистскому ансамблю. Он куда масштабнее своих составляющих, и, попадая в это пространство, можно ощутить прикосновение к сакральному. Архитектура — это не только кирпичи, стекло и железобетон. Архитектура всегда выражает идеологию и настроение общества: по разнице между просторным Новым Арбатом и громоздким проспектом Академика Сахарова легко представить разницу между началом и концом брежневской эпохи. Дворец пионеров — живая утопия из того времени, когда люди верили, что скоро подчинят себе термоядерный синтез, создадут справедливое общество и на блестящей ракете полетят к далёким планетам. И в этом его парадокс.

Этот комплекс живёт в параллельной реальности — к концу XX века человечество испытало кризис веры в прогресс. Никому больше не интересно светлое будущее: зачем осваивать настоящий космос, если можно в социальных сетях обсудить космические приключения в новом фильме Кристофера Нолана? И даже больше — надежда на то, что дальше будет лучше, сменилась страхом перемен и желанием отгородиться от будущего, забыть о его существовании и вернуться в прошлое или хотя бы оставить всё так, как есть. Но, находясь на Воробьёвых горах, ты не чувствуешь этой мороки: прогресс — это здорово, а будущее не может не быть прекрасным. Потому что если оно не прекрасно, то зачем вообще жить? », — делится впечатлениями журналист Юрий Болотов.

Несмотря на весь ужас происходящего, ничего удивительного в этом нет. Алчные неучи уничтожают наследие великой страны, а не менее алчные бюрократы, будь то администрация МГУ, или же чиновники Мосгорнаследия, имеющие свой профит, закрывают на подобные выходки глаза.

Государственная собственность и административные возможности, такие как подряды на реставрацию МГУ, или же реконструкция Дворца пионеров, приватизированы неподконтрольным обществу чиновничеством, работающим исключительно на интересы крупного бизнеса.

РВС не раз приходилось сталкиваться с тем, как уничтожаются дома детского творчества и объекты культуры, поэтому мы разделяем опасения выпускников Дворца пионеров на Воробьевых годах. Как когда-то заявил главный архитектор Москвы Кузнецов, столичная земля должна приносить максимальную прибыль, такую же прибыль должны приносить и горожане. Следовательно, судьба всего комплекса и его уникальных секций предрешена.

Подробнее на «РВС«

Сейчас на главной
Статьи по теме