В отличие от Маркса

Русранд Степан Степанович Сулакшин Политика 54

ВОПРОС: Степан Степанович, позвольте вопрос. Я прочитал у вас: «В отличие от Маркса, который главный конфликт определял как конфликт труда и капитала, мы определяем его как конфликт между очеловечением Человека и попыткой в мире и России его расчеловечить, загнать людей опять в джунгли, эксплуатировать, превращать жизни людей в свои миллиарды».

Вопрос: а есть ли сейчас классовое общество? Та «элита», которая сейчас у власти — это класс [эксплуататоров]? Это они нас расчеловечивают? Пролетариата и крестьян все меньше и меньше остается… Остальное большинство населения — это класс угнетенных или просто созерцателей? Ведь его расчеловечивают.

Наше общество разделено на классы?! Значит, расчеловечиванием занимается класс эксплуататоров. Значит, должна быть классовая борьба или как? Пусть мирным путем… Конечно, мирным и законным путем. Я спрашиваю потому, что мало (или вообще обходят эту тему) информации о классах и классовых противоречиях…. или я невнимательно слежу за информацией, что-то пропустил?

СУЛАКШИН С.С.: Класс — это не просто страта общества, как например сегодня для обозначения ее мы употребляем термин — группы интересов. Класс в марксистском словаре — это группы, различаемые их соотношением со средствами производства. Одни — собственники. Другие наемные работники. То есть всего две группы. Одни паразиты эксплуататоры, другие эксплуатируемые. Между ними антагонизм. Снимается он только уничтожением частной собственности, которая становится государственной. Эвфемизм-общенародная собственность ничего не добавляет, кроме путаницы. «Общенарода», как субъекта и распорядителя не существует. Существует аппарат государства. Частная собственность экспроприируется через насилие, диктатуру второй группы (пролетариат). То, что они называют классовой борьбой. И гражданской войной. Вот такой модельный формализм 100–150 летней давности.

От этой модели на сегодня они не отказываются, но модель стала неработоспособной. Потому, что две группы (класса) перемешались через смешанные и кооперативные формы собственности, развитие института ценных бумаг; потому, что государства развили механизмы социального перераспределения добавленной стоимости. Наша модель вообще говорит о том, что конфликт паразита и работника может сниматься полностью государственным регулированием (Программа Сулакшина «Настоящий социализм»).

Поэтому термин «классы» применять не следует. Он устарел. Групп же интересов больше, чем две. Есть группа «власть». Есть группа «крупный бизнес-лоббисты». Есть группа «большинство». Есть много социально-профессиональных групп интересов. Фермеры. Шахтеры. Водители. Молодые. Пожилые. Горожане. Селяне. женщины. Геи. И проч.

Мы, в нашей теории основного конфликта человечества, который является движущей силой исторического процесса, в отличие от марксова «капитал против труда», выдвинули концепт противоречия между очеловечением (естественный эволюционный процесс развития оразумленной жизни, то есть человечества) и расчеловечением. Тут тоже можно увидеть, как и у Маркса, две стороны конфликта. Только средства производства уже не причем. Это Человек истинный и Античеловек. Конфликт, между прочим, вечный! От зарождения оразумленной жизни. Все мировые религии именно о нем. Спасти себя, душу человеческую, в их словаре и означает Человеку победить Античеловека. Поэтому Античеловек (эгоист, индивидуалист, бессовестный, корыстный, жестокий, извращенец, животное по сути, человеконенавистник, садист, и проч.) может быть усмотрен не только в элите.

Фашизм целый народ превратил в такое подобие. Либерализм целые части обществ превращает в таких. Порнография, наркотики, лудомания, культ силы, иные социальные болезни поражают самые разные страты. Античеловек может захватить власть. Вот вам случаи фашиствующих и либеральных государств. Такова сегодня путинская Россия.

Но разве такая линия фронта не проходит сейчас во всем российском обществе, а не только между элитой и большинством? Писатели расколоты на Ч. и А. Коммерсанты, торгующие наркотой. Кинематографисты, зарабатывающие на низости и культе насилия. Подлейшие раскрученные журналюги, зарабатывающие на лжи. Даже врачи уже иной раз оказываются врачами-убийцами.

Поэтому фронт основного конфликта «элита-народ» не может никак рассматриваться как пример классовой борьбы. Уже не так. И этот фронт не единственный. Фронт проходит для каждого человека в его душе и сознании. Вдоль и поперек всего общества и человечества. Марксов случай диагностики и формализма «труд-капитал», «классы и классовая борьба» всего лишь частное проявление основного конфликта, как мы его сформулировали. Это одно из «деревьев», за которыми нужно видеть лес.

Степан Сулакшин


Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Из передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора