Литовский премьер не исключает отставку правительства в связи с продолжающимся транзитом удобрений «Беларуськалия» через Литву, что противоречит санкциям США. Об этом сообщает «Интерфакс».
По словам премьера, решение о будущем правительства будет приниматься с точки зрения «оценки собственной способности защищать долгосрочные интересы государства». Транзит удобрений «Беларуськалия» через Литву продолжается, несмотря на введённые США на прошлой неделе санкции против компании.
В литовской власти разворачивается самая настоящая драма, которая куда трагичнее, чем может показаться со стороны. Более того: подобная проблема в ЕС отнюдь не только у Литвы. И речь, конечно же, не об отдельно взятых белорусских калийных удобрениях. Вопрос гораздо шире. Впрочем, для начала рассмотрим всё же саму Литву.
То, что там происходит, с колокольни РФ может напоминать какую-то мелкую возню: незначительный спор хозяйствующих субъектов. Но для самой Литвы всё очень грустно. Это история, в которой соединилось всё: итоги экономической политики минувших трёх десятилетий и внешнеполитического курса за тот же период, и много чего ещё.
А дело в следующем: американцы ввели санкции против Белоруссии. В частности, против «Беларуськалия» — предприятия, которое доставляет собственные грузы по литовским железным дорогам. Ну, по крайней мере, сейчас. Литва же как абсолютно зависимый вассал США, разумеется, тут же взяла под козырёк и попыталась перекрыть данный транзит. Но не тут-то было. Произошло неожиданное: литовские железные дороги делать это отказались наотрез. Причин две.
Во-первых, Белоруссия уже оплатила перевозку авансом на определённый период, и договоры уже подписаны, а в случае их нарушения Минск с удовольствием вкатит Lietuvos gelezinkeliai судебный иск, который сделает их банкротом (это очевидно заранее).
Ну а то, что «во-вторых», ещё хуже. Дело в том, что литовские железные дороги в своей работе уже давно в основном повязаны на одну товарную группу — те самые белорусские удобрения. После того, как РФ начала сворачивать прибалтийский транзит, этот момент и вовсе стал критическим. И если сейчас подчиниться санкциям, то Литва просто потеряет свои железные дороги.
Они обанкротятся и закроются. Закономерный итог, ведь в их отношении Литва вела себя много лет точно так же, как Украина со своей ГТС, — никакого развития, только минимальное поддержание и паразитирование на советском наследии и российском транзите. Результат, как говорится, на лице.
Даже без учёта возможного банкротства железной дороги и возможного судебного иска Литва потеряет на этом минимум 0,5 процента ВВП. И для неё это уже критические полпроцента. Но вот Америку проблемы Литвы интересуют не больше, чем известного шерифа проблемы негров. Для неё всё просто: она скомандовала — слуги выполнили. Какие при этом они понесут издержки, господина не касается. Потому в Литве и нарастает градус драмы — ситуация безвыходная.
Так вот замечу, что в Европе следование американской воле и американской повестке вредит не одной Литве. Она — это так, по мелочи. Куда серьёзнее, к примеру, то, что происходит в той же Германии. Где новая глава МИД от «партии зелёных» совершенно без всяких заморочек заявляет, что российский «Северный поток — 2» чему-то там не соответствует и вообще хорошо бы, чтоб его не было. И это — в разгар энергетического кризиса.
Самым мелким последствием её слов стало то, что цены на газ тут же проломили потолок. Так вот, «партия зелёных» — это самая левацкая и повязанная на нынешнюю американскую «повесточку» структура, что только может быть. Экономические последствия их не интересуют от слова «вообще». Что ж, немцы сами её выбрали. Их страна — им решать. Точно так же, как литовцам.
Я же могу сказать лишь одно: нынче нормальная экономика — это вопрос суверенитета. Чем он крепче — тем крепче экономика. И слабеет она вместе с его уменьшением. Это главный урок из того, что сейчас происходит в Европе.