ВШЭ восстала против цифровизации

Александр Колесников Общество 83

Сами студенты не в восторге от перспективы получения образования дистанционно.
Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Появившаяся в социальных сетях петиция с требованием к руководству Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ, Вышка) отказаться от планов по углублению цифровизации в вузе может отражать реальное недовольство онлайн-занятиями со стороны бакалавров и магистров. Хотя принадлежность авторов письма к учащимся одного из ведущих вузов страны остаётся под вопросом.

Утром 16 июня в телеграм-канале «Новый век», а затем в других соцсетях появилось открытое письмо руководству и сотрудникам ВШЭ, в котором представившиеся студентами Вышки выступили с критикой готовящейся цифровизации обучения в вузе. Они призвали сохранить принципы классического университета.

Обращение появилось после того, как на прошлой неделе на онлайн-конференции, посвящённой презентации русскоязычной версии мирового рейтинга QS World University Rankings 2020–2021, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил, что на так называемом дистанте студенты учатся более энергично, и посоветовал этот инструмент включать в международные рейтинги.

Слова Ярослава Кузьминова были расценены однозначно: ВШЭ готовится уйти в онлайн.
Фото: Алексей Майшев/РИА Новости

О переводе в следующем году части дисциплин в Вышке на дистант ректор не говорил, но его слова были поняты именно так: вуз готовится уйти в онлайн.

Онлайн-формат, по словам авторов петиции, не способен заменить традиционные лекции в аудиториях, делает невозможным социальный опыт, лишает живого диалога как между преподавателем и студентом, так и между учащимися. Кроме того, он не отражает традиции и ценности образования, не даёт в полной мере заниматься научными исследованиями, негативно сказывается на здоровье – приходится проводить много времени за монитором. Как писал «Октагон», подобные претензии высказывали педагоги, которые заканчивали учебный год в онлайн-формате. Авторы петиции предложили сократить часы дистанционного обучения.

Петиция запущена на бесплатном сервисе Google Docs и доступна для подписи. Для этого нужно указать свои имя и фамилию, программу, курс или аспирантуру, а также контактные данные для связи.

В среду директор по связям с общественностью ВШЭ Андрей Лавров заявил «Октагону», что сомневается в том, что авторы обращения принадлежат к студентам его вуза.

Он также подчеркнул, что готов дискутировать с создателями петиции. Представитель учебного заведения может оказаться прав. «Октагон» нашёл в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте» ряд аккаунтов, которые начиная с 16 июня распространяли один и тот же текст с призывом поддержать данное заявление. Людей, имеющих отношение к созданию письма, обнаружить не удалось.

Тем не менее требования в петиции справедливы, уверен профессор Нижегородского государственного университета Александр Золотов. По словам преподавателя, нельзя превращать формат обучения для экстренных ситуаций в норму.

– В период карантина все наши ведущие вузы смогли, в целом спокойно, перейти на дистант. Оказалось, что техническая база это позволяет. Однако пострадало качество обучения. Хороший преподаватель в аудитории реагирует на движение глаз, мимику студентов, что в онлайне невозможно. Я уже не говорю о звуке на платформах. Да и использовать наушники не так уж и полезно. Одно дело, когда человек слушает и пишет, другое – смотреть на монитор по восемь часов день плюс домашнее задание. Нормальные условия работы нарушаются, наносится ущерб здоровью, не говоря уже о стрессе, – сказал собеседник.

Золотов сравнил учёбу в период пандемии с надомным трудом.

«Часто дома преподаватель не один, ему нужен отдельный кабинет. Кто гарантирует, что мой интерьер располагает к обучению, а квартира предназначена для этих целей? Магистры и бакалавры тоже живут в семьях, и никто им не гарантирует изоляцию. Нормы для обычных занятий, перерывы здесь тоже не работают».

Александр Золотов профессор Нижегородского государственного университета

У значительной части российских высших учебных заведений нет возможностей для организации качественного онлайн-обучения, и им сложно конкурировать с более сильными университетами, говорит доцент кафедры «Философия и гуманитарные науки» МГППУ Александр Аверюшкин. Есть риск монополизации рынка образовательных услуг со стороны ВШЭ и других больших вузов.

– В России уже давно запущен процесс цифровизации, но отечественные разработки, к сожалению, оставляют желать лучшего. По закону нам нельзя использовать платформы, чьи сервера расположены за пределами России. Например, Zoom или Google Meet. Почта поисковика широко используется при подготовке будущих специалистов, но по большому счёту это незаконно, – отметил собеседник.

ВШЭ – один из ведущих вузов страны, здесь разрабатывались многие реформы, которые уже воплощены в жизнь. Поэтому Аверюшкин допускает, что переход к широкому дистанционному образованию в нём осуществим. Впрочем, преподаватель напомнил об отрицательном отношении Владимира Путина к массовому переходу на онлайн-обучение. Получается, общественные деятели и те, кто выступает за расширение цифровизации, идут вразрез с позицией президента, указал преподаватель.

«Классическое образование важно не только для магистров и бакалавров ВШЭ, но и для всего общества. Оно способно воспитать личность. Мы знаем о проблемах воспитания детей в школе, и не стоит лишать вузы этой важной функции».

Александр Аверюшкин доцент кафедры «Философия и гуманитарные науки» МГППУ

В мае 2020 года Владимир Путин жёстко высказался против резкого перехода к онлайн-обучению. На совещании по ситуации в системе образования глава государства назвал слухи о замене очного образования дистанционным провокацией. Президент связал востребованность онлайн-формата с удалёнкой, вызванной коронавирусом COVID-19, и поручил проверить знания студентов, полученные в период пандемии. Стабильный интернет не заменит педагога, напомнил он.

С помощью онлайн-обучения государство экономит на образовании

Студент из Бразилии Луис Фрейтас, который изучает географию в Лундском университете в Швеции, рассказал «Октагону», что дистанционная модель становится весьма популярной во многих странах мира. Но переход на неё, как правило, приводит к снижению качества образования.

– В университетах мы должны учиться не только по книгам, но и у преподавателей-практиков, а также у других студентов. Я получаю специальность в богатой стране, где большую часть времени ты предоставлен сам себе наедине с учебниками дома. И в этом случае дистант имеет свои минусы. Он может быть эффективным для краткосрочных дополнительных курсов, но любой, кто разбирается в системе образования, не видит в этом ничего, кроме мер по сокращению государственных расходов на обучение, – отметил он.

Студент РУДН из Непала Праджвал Апяал тоже не в восторге от дистанционного образования. Студенты в какой-то степени оказываются за пределами зоны социализации.

– Ещё один повод расстаться с этим методом – недоступность материалов. Нужно хорошее подключение к интернету, компьютерное оборудование, удобное место. Студенты пренебрегают социальными и личными контактами со сверстниками, что может отразиться на их развитии. Страдает и их психологическое состояние. Они изолируются от внешнего мира и выглядят оторванными от реальности, – сообщил он.

В России дистанционное образование решено использовать только в экстренных случаях: 27 мая Госдума приняла закон о дистанционном обучении в режиме ЧС или повышенной готовности. Однако, как показывает практика внесения поправок об онлайн-голосовании на выборах, законодательная база может быть расширена довольно быстро.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора