Кого спасают госспонсоры во время эпидемии

Александр Колесников Экономика 63

С момента введения карантинных мер в России крупнейшие госкорпорации заключили спонсорские контракты на 460 млн рублей – для оказания помощи в связи с COVID-19. «Дочки» «Ростеха», «Росатома» и других госструктур стали главными спасителями социальных, спортивных и культурных проектов. «Октагон» с помощью портала госзакупок проанализировал траты компаний на спонсорство с начала марта 2020 года.

Масляков должен со сцены благодарить «Ростех»

Самыми щедрыми в условиях эпидемии коронавируса стали структуры госкорпорации «Ростех». Рособоронэкспорт выделил 50 млн рублей на проведение в августе VI Международного фестиваля фейерверков в Москве на условиях распространения рекламы. Оповещения о фестивале (pyrofest.ru) с указанием спонсора должны появиться на билбордах, стендах вдоль трасс Москвы и Московской области. Получатель денег – ООО «Пиротехнические технологии», которое частично принадлежит «Ростеху», частично – профессиональному господрядчику «Агентство по проведению церемоний» Андрея и Надежды Насоновских.

Ещё одна «дочка» «Ростеха» – Калининградский янтарный комбинат – стала спонсором ООО «Телевизионное творческое объединение “АМиК”». 10 млн рублей направлены на организацию международного фестиваля «Голосящий КиВиН – 2020» в театре эстрады «Янтарь-Холл» города Светлогорска Калининградской области. Структура Масляковых разместит рекламу на улице, внутри театра, на сайте kvn.ru и на своих страницах в соцсетях. Отдельно в госзакупке указано и устное объявление спонсора Александром Масляковым –старшим при записи фестиваля. Руководство предприятия получит 100 билетов на генеральную репетицию, съёмку и концерт, который пока перенесли на конец августа.

«Решение выступить финансовым партнёром того или иного мероприятия в большинстве случаев у нас в стране принимается «по дружбе» или потому, что главе компании очень нравится какой-то артист».

Александр Тимофеев доцент кафедры экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова

В мае АО «Федеральный научно-производственный центр “Научно-исследовательский институт прикладной химии”» сделал вклад в размере 5 млн рублей в проект «Хора Турецкого» «Песни Победы». За это в июле химиков, производящих гранаты и специальную пиротехнику для армии, упомянут на официальном сайте коллектива и сайте «Soprano Турецкого». Ещё 5 млн рублей за аналогичные услуги хористы получат от АО «Новосибирский механический завод “Искра”» (входит в «Ростех»), по 2,5 млн рублей – от Краснозаводского химзавода (также принадлежит госэкспортёру высокотехнологичной продукции) и Муромского приборостроительного завода.

Апрельский спонсорский взнос «на Новый год»

Холдинг «Вертолёты России» (входит в «Ростех») решил выделить грант международному театральному фестивалю «Толстой», который патронирует советник президента по культуре Владимир Толстой. Реклама с 1 по 5 июля окажется на территории Тульского академического театра драмы, на площадке музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». Логотип «вертолётчиков» обещают разместить на 20 скамейках в самой усадьбе. Спонсоры выложат за это 10 млн рублей.

«Вертолётчикам» особенно близко творчество Льва Николаевича.

«Вертолётчикам» особенно близко творчество Льва Николаевича.
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Финансовую поддержку нашли и организаторы июльского XV Международного кинофестиваля семейного и детского кино «В кругу семьи» в Ярославле и Ярославской области. Спонсором форума выступил воронежский концерн «Созвездие» (входит в Объединённую приборостроительную корпорацию, «дочка» «Ростеха»), на эти цели концерн потратит 3 млн рублей. Фестиваль также поддержит Государственный институт прикладной оптики – 1,2 млн рублей. Помощь кинематографистам окажут Лыткаринский завод оптического стекла, Красногорский завод им. С. А. Зверева, «Швабе – Технологическая лаборатория» (все – в составе госэкспортёра высокотехнологичной продукции).

Не забывают госгиганты и о праздниках.

Казанский вертолётный завод (холдинг «Вертолёты России») в конце апреля заключил контракт на оказание услуг по организации спонсорской помощи «Новый год».

Это самый странный спонсорский взнос в нашем обзоре. Вклад составил 99 тыс. рублей.

«Росатом» – волейболистам, «Газпром» – паралимпийцам

«Дочка» «Ростеха» АО «Обнинское научно-производственное предприятие “Технология” им. А. Г. Ромашина» (производит материалы для оборонки, ракетной отрасли, спецстёкла и тому подобное) профинансирует Кубок России по регби-7 и Высшую лигу по регби-7, стартовавшие в июне. А в мае титульным спонсором ассоциации спортивных организаций и любителей спорта «Волейбольный клуб Динамо – Ленинградская область» (ассоциация «ВК Динамо-ЛО») стал концерн «Росэнергоатом» («дочка» «Росатома»), потратив 76,7 млн рублей. Его логотип уже появился на экипировке игроков во время игр чемпионата РФ по волейболу среди мужчин.

«Договор позволит в 2020 году поддержать имидж спонсора, прорекламировать соответствующий бренд общества в качестве социально ответственной организации, крупнейшего работодателя и одного из лидеров экономики России», – объясняется в закупке.

Многие госкорпорации всё чаще выполняют роль спонсоров зрелищных мероприятий на основе административных механизмов, а коммерческие компании – частично на основе рыночных, говорит эксперт Александр Тимофеев:

– Государство является центром ответственности за развитие того или иного вида спорта. Такое спонсорство в первую очередь способствует улучшению имиджа компании, но не продаж.

«Росатом» «вложился» в волейболистов «ВК Динамо-ЛО».

«Росатом» «вложился» в волейболистов «ВК Динамо-ЛО».
Фото: vc-dynamo.ru

«Дочка» газового монополиста «Газпром переработка» направит 1 млн рублей на Специальную Олимпиаду, 14-й фестиваль народных и пляжных видов спорта для инвалидов зрелого возраста, 11-й фестиваль пляжного волейбола и волейбола сидя среди атлетов с ограниченными возможностями здоровья.

На акцию «Ударная десятка “Ростеха” против коронавируса» финансовое отделение госкорпорации «Новикомбанк» выделит 4,7 млн рублей. Чуть меньше (4,6 млн рублей) он даст на турнир «Киберлига корпораций. Антивирусная версия». «Ударная десятка» – это турнир по боксу и соревнования по силе удара, на него 10 млн рублей выделит и «Нацимбио» – одно из подразделений корпорации. К финансированию бокс-мероприятий подключится и холдинговая компания «Сухой» (входит в Объединённую авиастроительную корпорацию, которая недавно тоже была поглощена «Ростехом»), взнос – 5 млн рублей.

Своих не бросаем

Крупнейшие расходы на спорт в пандемию понесла танковая «дочка» «Ростеха» «Уралвагонзавод» – в адрес нижнетагильского хоккейного клуба «Спутник». Машиностроительное предприятие стало генеральным спонсором команды, выделив ей в текущем году 114 млн рублей. Логотип попал на форму игроков, а представители УВЗ получили свободный доступ на все домашние матчи и право выступать на официальных мероприятиях клуба в Нижнем Тагиле.

Помимо трат на КВН Калининградский янтарный комбинат «Ростеха» в очередной раз стал титульным спонсором местного футбольного клуба «Балтика». Его лого уже на форме команды на матчах ФНЛ. За это комбинат заплатил 85 млн рублей.

Коллега Тимофеева, доцент кафедры статистики РЭУ Ольга Лебединская, сообщила, что сектор спонсорской поддержки в текущем году существенно просел.

А рекламные агентства заявляют о снижении запросов на свои услуги:

– Если до начала 2020 года совокупный объём рынка спонсорства в России составлял около 1 млрд евро в год, то сейчас едва ли 0,55–0,6 млрд евро. Выплаты по многим контрактам заморожены, поводом для заморозки часто становится формат «без зрителей» и необходимость сокращения «необязательных» расходов на маркетинг. Уже сейчас выручка в профессиональном спорте сократилась на 25 процентов, а речи о восстановлении пока нет. В ситуации, когда нет доходов ни у организаторов соревнований (клубов, оргкомитетов), ни у владельцев медиаправ, многие стандартные соглашения будут пересмотрены, и не в пользу клубов.

В «Спартаке», «Зените», «Динамо», «Уфе» и «Рубине» зарплаты футболистов временно понизили на 40–50 процентов, добавляет Ольга Лебединская, «Локомотив» сократил зарплаты не только футболистам, но и топ-менеджерам.

– Трансфертная стоимость спортсменов существенно падает и, скорее всего, продолжит тенденцию. В мире вообще на первое место выходят имиджевые проекты в киберспорте и диджитал-проектах, да и два основных события отменены – футбольный Евро-2020 и летняя Олимпиада, – напоминает она.

В этих тяжёлых условиях свои гранты получили и казаки. Компания из Мытищ «Радиоприборснаб» в условиях карантина профинансировала войсковой отборочный этап Всероссийской спартакиады казачьей молодёжи, военно-спортивную игру «Казачий Сполох» и другие турниры среди команд Центрального казачьего войска. (825 тыс. рублей) Поддержку оказал и «Радиоприбор» (входит в состав КРЭТ «Ростеха»), выделив средства на подготовку членов хуторских, станичных и районных казачьих обществ к несению госслужбы (252 тыс. рублей).

Есть и настоящие спонсорско-рекламные контракты, без «социалки», но таких совсем мало. Речь о размещении логотипов и подобных представительских услугах в рамках поиска азиатских клиентов.

Авиационная холдинговая компания «Сухой» выделила как спонсор 3,3 млн рублей на организацию V Российско-Сингапурского бизнес-диалога, юбилейных культурно-спортивных мероприятий в этой стране.

Эти события перенесены на сентябрь 2020 года.

АО «РТ-Пожарная безопасность» («Ростех») перечислила 762 тыс. рублей на проведение в Сингапуре деловой миссии российских компаний на выставке инноваций в медицине и здравоохранении CAREhab. Туда же собираются московский завод «Сапфир» (175 тыс. рублей), АО «Сибер» (278 тыс. рублей) и Новосибирский приборостроительный завод (все также из «Ростеха»). Последний выделил 2,2 млн рублей на рекламную кампанию на выставке и конференции для мировой газовой и энергетической отраслей Gastech 2020, а также для Недели российского кино в Сингапуре в сентябре 2020 года.

Фото: соцсети

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора