К 75-летию победы России (СССР) в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

НН Нижний Новгород сегодня 35

Я говорю: «Спасибо!»

Лилия Бондаренко, ученица 10 класса, школа № 17 им. Арюткина Н.В.

Классный руководитель: Ирина Михайловна Удалова

Герои Победы в Великой Отечественной войне – это наши прадеды и прабабушки, на долю которых выпала эта страшная и долгая война. Мы обязаны чтить память героев, как связь времён и поколений.

Победу в Великой Отечественной войне одержало ныне уже не существующее государство – Союз Советских Социалистических Республик (СССР), его Красная армия и его Советский народ. Со Дня победы минуло 75 лет и наше юное поколение уже мало что знает о тех временах, так как давно нет ни Советского Союза, ни Советского народа. Чтобы мы не забыли о тех героических днях нам действительно уже приходится напоминать о подвиге героев Великой Отечественной войны, заставлять нас задумываться над причинами и мотивацией людей, идущих на смерть. Наверное, она сильно отличалась от воспитания в нас нынешней мотивации, направленной на профессиональное потребление и успех любой ценой. Взрослые люди, ещё заставшие Советский Союз, пережившие перестройку и оказавшиеся в нынешних временах и ещё способные сравнивать разные эпохи, называют наше образование и воспитание «разрывом сознания».

Чтобы как-то уменьшить этот разрыв, ещё живое, но увы, былое и ответственное поколение советских времён, пытается нас воспитывают на примерах героев своих, а значит, былых времён. Конечно, как для потомков героев былых времён нам важно понять причины и мотивацию своих предков, отдавших свои жизни за Родину, чтобы обрести неувядаемое чувство благодарности и передать его уже своим потомкам. Через прочтение книг, просмотр кинофильмов, празднование Дня победы, все юноши и девушки задумываются над этой страницей героического прошлого. Так случилось, что мои прадедушки погибли в той войне. Они не видели ни первого мирного парада Победы, не получали послевоенных медалей, не стали льготниками. Не получали, как льготники, права на первоочерёдное получение квартир, автомобилей, холодильников, телевизоров, строительство гаражей и прочих незамысловатых услуг и товаров народного потребления, которых всегда не хватало на всех граждан в Советском Союзе. Конечно, для детей и внуков, выжившие в войне их родители, дедушки и бабушки, предоставление им многочисленных льгот, были весьма весомыми причинами и мотивацией для благодарности. Возможно, что все многочисленные льготы и вводились для увеличения чувства благодарности к ветеранам со стороны их потомков – родственников. Но речь здесь шла уже не о Родине, а о чувстве признательности ветерану – отцу, деду за какую-нибудь услугу в получении, как говорили в Советском Союзе, дефицита. Возможно, что в этих льготах уже закладывался будущий развал СССР, так как чем дальше отдалялся от нас памятный День победы, тем больше в народе подобная «забота» со стороны государства к ветеранам вызывала непонимание и даже критику. Эта забота всё больше и больше напоминала принцип «ты мне я тебе», а когда возраст ветеранов перевалил за 80 лет, то многие потомки перестали обращать внимание и на заботу о ветеранах со стороны государства, прекрасно понимая, что обращена она не к ним, а к тем чиновникам, что были призваны давать, но жили по принципу: «мне, мне, всё время мне…». Но, что ещё хуже, они перестали обращать внимание и на самих ветеранов, что и позволило развалить СССР и разрушить государственность, память, традиции не только этой великой страны, но и Советского Союза, как Родины победителей. И всё-таки, это частный случай, хотя и охватывающий весь советский, а сегодня российский народ.

Конечно, были и такие ветераны, которые принципиально, из-за памяти к своим погибшим товарищам, из-за собственной совести не пользовались никакими льготами, благами, предоставляемыми им государством. Особенно невыносимо им было видеть, как сами ветераны конкурировали между собой в этих очередях за получением дефицита. Но, повторю, всё это частный случай, а вот война была не частная, а Мировая. Самая кровопролитная в истории человечества. И это уже истина. Теперь о главном. Адресатом благодарности могут быть не только конкретные люди – герои, но и ушедший народ – ушедший Советский народ. И здесь для меня и для моего поколения, надеюсь, всё предельно ясно.

Есть у нас и причины и мотивация быть благодарными нашим прадедам, воевавшим и одержавшим победу в той войне. В чём именно, для современного поколения юношей и девушек, скрыты корни нашей благодарности я и постараюсь объяснить. Великая Отечественная война до сих пор формирует культуру нашего Отечества. Только память о той войне продолжает сплачивать наш народ и воспитывает молодое поколение на любви к Родине. Ничего другого фактически нет. Так выходит, что, когда «говорили пушки и музы не молчали», а трудились на далёкое будущее – наше будущее. Мы по-прежнему учимся чувству патриотизма, любви к родине по книгам Михаила Шолохова, Александра Твардовского, Алексея Толстого, Константина Симонова, Ильи Эренбурга и других писателей, и поэтов военной поры. Причины и мотивация для нашей благодарности были заложены деятелями культуры той великой и страшной поры. Писатель Леонид Леонов писал о Блокадном Ленинграде: «Когда-нибудь настанет, скажем XXV век. Это далеко о нас, как далека и палеозойская эра. И так же близко, как самое сердце.

Вместе с людьми Ленинграда из дыма и несчастий земли мы видим этого будущего, счастливого вполне потомка. Наверное, это будет очень красивый, очень строгий и очень справедливый человек. И, может быть, однажды, в такую же золотую осень он, прищурясь, оглянется на нас из тёплого дома и залитого светом окна. И увидит наши затемнённые города – берлоги, наши искромсанные поля, осквернённые и вытоптанные гитлеровцами. И услышит крик потерянного в этой адской ночи ребёнка. Тогда он с бережной нежностью заново перелистает эту летопись ленинградских мастеров, порой – торопливую, порой – живописно-недоумённую и правдивую. Он увидит во весь рост мужественного ленинградца и улыбнётся ему, как улыбаются далёкому и безвестно затерявшемуся брату!».

Возможно, что к XXV веку уйдут в прошлое и те, кто порочил память советского народа, и те, кто в ХХ веке пытался исказить смыл и понятие родины «грамотным её распилом и потреблением», и тогда сбудутся желания Леонида Леонова, прекрасного русского писателя. Ещё более пронзительные знания об ужасах войны передал потомкам писатель Борис Горбатов: «Как и всякий военный журналист, я много видел людского горя. Я видел костры и виселицы, землю под пеплом, людей без крова, детей без детства. На это никогда не можешь глядеть спокойно, к этому нельзя привыкнуть. И когда я сижу и пишу об этом, я сам чувствую: жалки мои слова. Не могут они даже в маленькой степени передать то, что сам же я видел. Не могут косноязычные писания мои передать те чувства, которые во мне самом бурлят при виде кровавых вражеских следов. Мой язык беден, и талант мал, и моё искусство немощно. И это не даёт мне покоя. Кровь замученных стучит в сердце и заставляет искать и искать такие слова, чтоб, прочитав их, никто нигде, даже в самом далёком от войны тылу, не смел остаться спокойным. Народ требует от нас только одного – правды. Велика сила правды… Правда – это наше вооружение».

Борис Горбатов очень много написал о чувствах, которые порождает в народе прямое вторжение врага. О них надо знать, чтобы легче было распознать скрытое, современное вторжение в нашу культуру, образование, в жизнь нашей Родины. Увы, но это по-прежнему, очень важно. Возобновлённые парады победы, увы, не стали препятствием для эмиграции молодого поколения из России, но попробуй разберись, кто вредит и за кем правда. Не хотелось бы вновь наступать на те же грабли, но, наверное, нашему народу вновь нужна объединяющая всех встряска. Видимо, Алексей Толстой, был не так уж и не прав, когда писал такие строки: «Тема трилогии «Хождение по мукам» можно определить так_ это потерянная и возвращённая родина. (трилогия была дописана 22 июня 1941 года – в первый день начала Великой Отечественной войны). Дело в том, что ощущение родины на рубеже первой мировой войны и даже в первую мировую войну в среде интеллигенции было ослаблено. И только за эти 25 лет новой жизни, и в особенности в преддверии второй мировой войны, стало вырисовываться перед каждым человеком глубокое ощущение связи, неразрывной связи со своей родной землёй. Мы пришли к ощущению родины через глубокие страдания, через борьбу. Никогда на протяжении, может быть, целого века не было такого глубокого и острого ощущения родины, как сейчас… Война открыла новый этап, новый период советской литературы.

Мы присутствуем при удивительном явлении. Казалось бы, грохот войны должен заглушить голос поэта, должен огрублять, упрощать литературу, укладывать её в узкую щель окопа. Но воюющий народ, находя в себе всё больше и больше нравственных сил в кровавой и беспощадной борьбе, где только победа или смерть, — всё настоятельнее требует от своей литературы больших слов. И советская литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа. Она находит слава правды, высокохудожественные формы и ту божественную меру, которая свойственна народному искусству. Пусть это только начало. Но это начало великого». Не всё вышло так, как хотел Алексей Толстой. Развал СССР, годы перестройки отбросили память, традиции нашего народа далеко назад. Но, наша история и наша современность ждут новых писателей, способных также находить слова правды для нашего поколения.

Уже упомянутый мной Леонид Леонов, видимо, чувствуя будущее, может быть даже надвигающуюся перестройку с её моральным и нравственным разложением практически всего народа, писал: «В пьесе «Нашествие» я показал старых своих знакомых, чтобы проследить их внутренний мир и их поведение в новой обстановке, в условиях смертельной борьбы. В пьесе действует Фёдор Таланов, выросший в честной советской семье, но поставивший себя вне большой и чистой жизни всей страны, погрязший в эгоизме, опустошённый низменными страстями. Это человек без отечества, вне общественных связей, угрюмый нелюдим, фигляр, ищущий усладу в своей отверженности. И вот этот человек оказался в городе, занятом фашистами – «цивилизованной ордой палачей». Фёдор увидел распятую немцами, истерзанную востроглазую девочку Аниску, и это страшное видение, будто мечом, рассекло ему грудь, вынуло холодное сердце и залило её огненным пламенем любви, рождённой из ненависти. Он ощутил себя русским – он обрёл родину. Он постиг своё место в мире, нашёл дело своей жизни – единственное и неповторимое дело, отвечающее пробудившемуся в нём человеческому достоинству. Дело это – подвиг! И пусть потомки скажут, что наше искусство было достойно великой освободительной миссии советского народа».

Пожалуй – это именно то, что сегодня не хватает нашему поколению. У нас нет того чувства родины, которое было у наших прадедушек и прабабушек, и о котором мы узнаём сегодня только из исторического наследия их эпохи. Сегодня многое изменилось, то что было плохо: воровство, спекуляции, личный успех любой ценой, вдруг стало считаться, чуть ли не доблестью. И наоборот, то что воспевалось в советский период: любовь к родине, забота о ближнем, честность перешло в разряд глупости. Кто-то всё это навязывает народу. Это и шоу-бизнес, и отдельные политики, и прочие граждане, имеющие по нескольку гражданств других стран, а значит, не воспринимающие Россию, как Родину – Мать. Увы, сегодня таких граждан даже среди чиновников управляющих страной не так уж и мало даже в нарушение Конституции России. И здесь очень полезно помнить рассуждения нашего великого композитора Дмитрия Шостаковича, писавшего в годы войны: «Дни войны с особой остротой поставили вопрос о роли работников культуры. Мы защищаем свободу, честь и независимость нашей Родины. Мы боремся за самые светлые в истории человечества идеалы. Мы дерёмся за свою культуру, за науку, за искусство, за всё то, что мы создавали и строили.

И советский художник никогда не мог стоять в стороне от той исторической схватки, которая велась между разумом и мракобесием, между культурой и варварством, между светом и тьмой». На эту же тему очень интересно высказался советский актёр и кинорежиссёр Всеволод Пудовкин: «Я запомнил его (немецкого генерала) на всю жизнь. Запомнил с ужасом, что могут существовать люди с психологией и кругозором, едва ли отличающимися от кругозора старой цепной собаки, видевшей только ноги хозяина, которые надо лизать, или ноги «чужих», на которые надо кидаться с рычанием и укусами. Для меня, тогда ещё очень молодого человека, с естественным почтением к пожилому возрасту, впечатление было поистине отвратительное. И если мне удалось, играя в своей картине передать мерзкую душевную пустоту немецкого «патриота», я буду счастлив заплатить часть своего долга «благородным арийцам». Наша нынешняя культура, то лучшее, что в ней ещё осталось из той поры. К нашему счастью её трудно разрушить, как любое из дел, обагрённых кровью. Нашим предкам помогла выстоять в той войне вера в будущее. Мы тоже должны её хранить. Иначе мы рискуем потерять и себя и своё отечество.

Спасибо маленькому герою

Волина Полина Евгеньевна, ученица 10 класса школы № 17 им. Арюткина Н.В., Всероссийский конкурс

Классный руководитель: Ирина Михайловна Удалова

Быстро летит время. Уже состарились и ушли из жизни не только ветераны Великой Отечественной войны, но и многие дети войны. Тем не менее, нам, современному юному поколению, благодаря многочисленным программам по патриотическому воспитанию, движению ЮНАРМИЯ и фильмам о войне, кажется, что война закончилась совсем недавно, хотя с тех пор прошло уже семьдесят пять лет. И чем дальше уходят в историю события того грозного времени, тем больше мы узнаём о них нового, переосмысливаем старое и, тем яснее для нас становится их историческое значение.
Скоро мы вновь будем праздновать День Победы. Каким долгожданным он был для наших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек. Благодаря их памяти каждое новое поколение училось с благодарностью отмечать каждый прожитый мирно день. Дабы никто не забыт, ничто не забыто. Наша страну постоянно сотрясают «смутные времена», войны, революции. Если начало ХХ века для нашей страны было отмечено Первой мировой войной и революцией, середина – Второй мировой войной, то конец века завершила перестройка. Поколение наших родителей уже было воспитано в обществе побеждающего потребителя: «мне – мне – мне…». На их головы обрушились потоки «правды» о Великой Отечественной войне пошатнувшие у них веру в деяния отцов и дедов и вырвавшие у них из-под ног родную почву. Но проходит и смутное время, и правда, настоящая правда, возвращается вновь. Подвиг, конечно, может быть осмеян в угоду временно приходящим к власти лжецам, но он не может быть забыт, так как подвиг есть высшее проявление человеческого духа, который не загнать в рамки сиюминутной выгоды и обмана. Моему поколению сегодня от тринадцати до семнадцати лет. Нам повезло больше, чем нашим родителям. К словам «патриотизм», «героизм», «родина» вновь возвращается их священный смысл.

Мы вновь стали обращаться к истории своих семей, вспоминать о могилах своих родственников погибших на полях сражений и их однополчан. Каждый год девятого мая по улицам всех городов России и мира мы проходим с фотографиями своих родственников, павших в боях за Родину, объединяя их в «Бессмертный полк». Я считаю, что тема Великой Отечественной войны будет актуальна до тех пор, пока в сердцах людей будет жить память о том страшном времени. А для того, чтобы война не повторилась необходимо помнить о ней всегда и знать героев своей страны, тех, кому мы обязаны мирным небом над головой. И эту память надо поддерживать, начиная с себя. С поиска своих ровесников, ставших героями той войны, с вопросов к себе: «Смогла бы я поступить также?». Сегодня каждая конкурсная работа по любому предмету сопровождается многочисленными дополнительными документами и требованиями новизны, соответствия тематики, художественной ценности и т.п. Но как втиснуть и выполнить все эти требования к, по сути, мгновению чужой жизни. В своей работе «Спасибо маленькому герою» я просто искала ответ на вопрос: «А я бы смогла поступить так же, как поступила…?». Я была удивлена большому количеству маленьких героев. Спасибо советским писателям, журналистам, написавшим о них многочисленные книги и статьи и оставившие нам, потомкам, память о них. Советские писатели показали нам, как устроен этот мир и, похоже, у них получилось, так как к их книгам мы возвращаемся вновь и вновь. Война не различает ни пола, ни возраста. В своих тяжёлых буднях она уравнивает всех: и детей, и взрослых. Чтобы понять и разобраться в том, что двигало маленькими героями на войне, я перечитала множество их биографий. Я пробовала примерять их биографии к своему поколению: способны ли мы к подобным подвигам сегодня?

Большинство наших сверстников той поры стали маленькими героями сражаясь с фашистами в партизанских отрядах бок о бок со взрослыми. Многие из них оказались в партизанских отрядах, потеряв своих родителей. Одна такая судьба ребёнка мне особенно запомнилась. Это судьба обыкновенной советской девочки из Полесья – шестиклассницы, так как в седьмой класс она, так и не перешла, началась война. Имя этой девочки Камилла Шага. Она не совершила ничего героического из того, что считается настоящим подвигом: не сбила вражеский самолёт, не подбила танк, не пустила под откос эшелон с вражеской техникой. Она, после того, как фашисты повесили её дедушку, ушла в партизаны и дала клятву у знамени партизанского отряда, которой была верна до конца: — Я, Камилла Шага, вступая в партизанский отряд, клянусь мстить фашистам за сожжённые города и сёла моей родины, за кровь героев, погибших в борьбе с фашистами… Я долго думала о том, как может так происходить, что память о тринадцатилетней девочке, не совершившей ни одного героического поступка за который дают ордена, жива до сих пор? Ведь, очень давно по меркам человеческого времени закончилась Великая Отечественная война. Давно осела пыль поднятая сапогами солдат, но память о маленьких героях по-прежнему жива в наших сердцах. Может быть, это стоны раненых и умирающих миллионов наших соотечественников, на веке оставшихся молодыми, слышаться нами над их безымянными могилами. Камилла Шага тоже была в том строю.

Это было под Сытовкой, в Белоруссии. Там Камилла приняла свой первый бой и получила боевое крещение. Она не дрогнула и уже в первом бою доказала свою верность присяги. С этого дня для Камиллы началась настоящая ратная жизнь на полях партизанских сражений. Она перевязывала раненых, часто отдавая им свой паёк, чтобы они быстрее выздоравливали, подносила патроны, когда партизанам приходилось совсем худо. В боях у реки Западный Буг она была ранена в ногу и могла быть эвакуирована в тыл, но осталась в отряде, который влился в партизанское соединение имени Александра Невского. Я живу в небольшом моногороде Заволжье. Одним из его названий мог стать и город Невский. Городок небольшой, но грязи в нём полно и сегодня. Тем не менее, мне очень трудно понять раненую девочку, идущую днём и ночью лесами, по размокшим от дождей дорогам, с ограниченным запасом еды и воды, несущей оружие и боеприпасы. Мы, нынешнее поколение, видим войну, как бесконечное телешоу. Мы не чувствуем её тяжести и ужаса. Не случайно многие ветераны на страницах своих воспоминаний говорили о том, что часто очередной бой виделся как освобождение от тяжёлых будней войны, от самого тяжёлого ратного труда и его ужасов. Бои скоротечны, а вот жизнь между ними может казаться вечностью.

Камилла Шага – это только одна из девочек-подростков, несших ужас войны на своих хрупких плечах. Пройдя с отрядом сотни километров по бездорожью, постоянно оказывая помощь раненым и больным, будучи сама раненой, она погибла под городом Брезно. Погибла, оставшись верной до конца партизанской клятве. Камилла Шага — мой маленький герой. В её жизни не было ничего лишнего, напыщенного, алчного. В мирное время она хорошо училась. В военное встала в ряды защитников Родины. Души наших защитников просят памяти и поминовения. Увы, мы всё реже и реже собираемся у могил погибших, очень мало знаем о тех, кто защищал отечество, наши будущие семьи. А это очень нужно для того, чтобы сохранялась связь между поколениями, гордость за своих предков, не испугавшихся, не покорившихся чужой вере и победивших в кровавой войне. И хотя, немеркнущими золотыми страницами вписаны в героическую летопись русского народа богатырские подвиги верных сынов и дочерей нашей родины, совершённые в годы Великой Отечественной войны, перелистывать их надо постоянно.

Перелистывать для того, чтобы чувствовать разницу между маленьким грамотным потребителем и маленьким героем, так как из маленького потребителя может вырасти только очень большая сволочь, а из маленького героя большой и настоящий человек. Только маленькие герои становятся легендами, неотъемлемой частью души и сознания народа. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский говорил: «В идеале общественная совесть должна сказать: пусть погибнем мы все, если спасение наше зависит лишь от замученного ребёнка, — и не принять это спасение». Сухая статистика свидетельствует о том, что русские люди правильно поняли слова Достоевского и положили все силы, чтобы мы жили сегодня.
Никто не забыт, ничто не забыто! Давно закончилась война, но не гаснет память о юных героях, не вянут цветы на их могилах. Их помнят не только в местах малых родин этих героев, как Камиллу Шагу помнит всё Полесье. Их помнят во всей нашей Родине!

 

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора