МУЗЫ НА СТРАЖЕ МИРА

НН Нижний Новгород сегодня 35

Школьники о войне, о своём городе и о текущей жизни

Введение

Хорошие книги имеют свойство возвращаться. Вроде бы уже забыты имена писателей, вроде бы, уже сдали книги в макулатуру, вроде бы уже провели внушение, что всё уже есть в интернете и беспокоиться не о чём. И вдруг в руках школьника мы видим книгу о войне: Фадеева «Молодая гвардия», или Симонова «Живые и мёртвые», или другие. Откуда? Зачем? Кто разрешил отвлекать школьника от онлайн-обучения, от ЕГЭ. Кто разрешил отнимать драгоценное время школьников на угадывание ответов на многочисленные онлайн-опросы и т.п. Всё так, современному государству необходимы люди, умеющие профессионально потреблять, грамотно обращаться с урнами при голосовании, быстро находить связь и поверхностный ответ на любой, даже самый серьёзный, вопрос. Системе образования поставлена задача готовить именно таких людей. Но, сколько протянет государство реализуя только эту задачу? Воспитание человека, общества, увы, отменить невозможно. Страны, попытавшиеся это сделать превращались в чепуху и разваливались. Римская империя, переставшая воспитывать воинов, развалилась, Османская империя развалилась по этой же причине, Российская империя, потеряв в Первой мировой войне свои лучшие военные кадры развалилась. Развал Советского Союза тоже начался с деградации армии и т.д. Другое дело, что воин – это совсем не обязательно солдат вооружённый до зубов и готовый истреблять всё и всех на своём пути за родину. Воин может быть и вполне мирным человеком, осознанно строящим свою жизнь и, главное, осознанно защищающий свой образ жизни на своей Родине. В этом контексте Россия 90-х годов ХХ века дошла до «ручки». На защиту Советского Союза от распада не встал никто! Пшик ГКЧП вылился в книгу маршала и последнего Министра обороны СССР Дмитрия Язова: «Август 1991 год. Где была армия». Увы, но на обломках СССР, вообще никто не поёт песен об офицерах красной армии, как и о самой армии, с тем чувством, с каким пели песни советские воины о белых офицерах. С 90-х годов ХХ века до 20-х годов ХХI века прошло тридцать лет. Для одной человеческой жизни это не мало. За все эти годы рос только вывоз природных ресурсов из нашей страны, и внутреннее потребление небольшой части населения, занимающегося продажей общенародной собственности. Но, у людей есть память, которая удерживает их в рамках народа. Если случается такая трагедия, какая случилась с Россией: годы идут, а новое поколение воспитывать не на чем, ибо старшее поколение только «хрючит, крысит и колбасит, мочит, лечит, кошмарит и обугливает», то приходится обращаться к памяти прошлого. Так появился «Бессмертный полк» объединивший в своих рядах живых и мёртвых, так в России образовалось общее пространство «живых и мёртвых». Так в руки школьников вновь стали попадать хорошие книги, в том числе и о Великой Отечественной войне». Память. Что это? Конечно, это не только память о войне. Это не панты и не парады. Память – это ощущение, восприятие и мышление свойственное народу, сохраняющему память о себе и на языке этого народа. Очень медленно, но память стала возвращаться к народам бывшего Советского Союза. Молодёжь стала всматриваться в прошлое и замечать сужение рамок своего развития до продавцов в магазинах, разносчиков пиццы, бакалавров и магистров без всяких перспектив стать даже «мелким» муниципальным кадровым составом. Молодёжь почти утратила страсть к потреблению и стала задумываться над тем, кто их так «грамотно развёл» выведя за скобки принятия решений, участия в государственном строительстве, планировании собственной судьбы. Кто, за малопонятными словами о «проектировании», «новации», «инвестициях», лишил их какихлибо, даже, маломальских, перспектив стать космонавтами, инженерами, конструкторами и т.д. Молодёжь, наконец-то, начала задумываться. Россия в 2020 году празднует 75-годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Это не просто дата в календаре, не просто «отчёт чиновников» об ещё одном проведённом мероприятии. В этот день очень долгое время был заложен огромный созидательный порыв. Среди многочисленных книг о Великой Отечественной войне, есть одна примечательная своим названием «Как кончаются войны». Автор книги Василий Субботин делает попытку понять, как, когда, а главное почему, войны всё-таки могут закончиться. Отрывок из книги: НЕЛЬЗЯ НИКОГО ЗАБЫВАТЬ. В самом начале я хотел сказать о тех, кто мертв. О них надо сказать прежде. Не сказав о славе мертвых, я не мог бы говорить о живых. Не потому только, что мы не любили в свое время говорить о погибших. (Если судить по газетам того времени, у нас погибло очень мало… Но ведь в те дни и портреты солдат, героев, печатались только тех, что в новеньких гимнастерках…) Я говорю, нам надо спешить рассказать о павших. Раньше — о них. Хотя бы потому, что живые о себе расскажут сами. И поэтому уже о них скорее напишут другие… Напишут те, кто войны не знал сам. Те же, что погибли, за себя уже не скажут… И судьба их может забытой остаться. Я не люблю безымянных братских могил, как и условных символических памятников. И не могу забыть одного — под Таллином, бывшим Ревелем. Возле бесконечно накатывающих волн северного залива. С символом вечности — ангелом, летящим над головой… Памятник экипажу «Русалки». «Россияне на забывают своих героев-мучеников», — гласит надпись на нем. И на земле, впереди постамента, на плитах — мраморных досках — выбиты имена всех погибших в тот день далекого 7 сентября 1893 года. Каждое — на отдельной доске… Не только командира — всех. Каждого матроса. Все 165… Будто могилы их и не в море, а здесь же, на берегу. [298] Почему меня и волнует так этот памятник — он человечен в самом прямом и простом смысле слова. На нем не символ скорби, а имена — имена вчера живых людей… Они — достойны славы… Пусть сегодня их имена неизвестны, но мы, живые, мы должны о них помнить. Никто не должен быть забыт… Я бы каждое имя выбил на граните… Всех, кто лежит в своих затерянных могилах. По всей Европе. По всей России. В могилах без холмиков. С холмиками и без холмиков… Все — и живые и мертвые — достойны славы. Мертвые — тем паче. Никто не должен быть забыт. Никого нельзя забывать!

Авторы этой брошюры тоже предприняли такую попытку. Эта небольшая брошюра с работами школьников и есть начало созидания каждого из них. Взрослые педагоги, как могли в рамках существующих образовательных программ, воспитывали, а юные школьники пытались понять, чему же их пытаются воспитывать. Получилось, конечно, не всё, но то, что получилось достойно внимания. Авторы рисунков: школьники, обучаемые в студии изобразительного искусства СП «Дружба» МБОУ ДО «ЦВР «Ровесник»: Екатерина Агафонова, Дарья Толокнова, Екатерина Новожилова, Виктория Мухина, Ева Красавина, Мария Тюринова, Никита Гурусов, Диана Клюкина, Валерия Баранцева, Ольга Клементьева под руководством педагогов дополнительного образования Ольги Александровны Зайцевой Елены Фёдоровны Седовой. Творческие работы: школьники школ № 8 и № 17, обучаемые в кружке «Основы журналистики» СП «Дружба» МБОУ «ЦВР «Ровесник»: Артём Настин, Лилия Бондаренко, Полина Волина, Андрей Пелевин, Андрей Пожарский, Артур Елфимичев, Арсений Комиссаров, Вадим Озёрин, Ксения Ефремова, Екатерина Коротких и другие.

Вместо предисловия

Международный инновационный проект «Моя Отчизна»

[email protected]

Автор и методическое сопровождение: Елена Александровна Ларионова – библиотекарь Муниципального бюджетного учреждения культуры Заволжская централизованная библиотечная система г. Заволжья.

Соавтор: Артём Настин – ученик 10 класса МБОУ СШ № 17 им. Арюткина Н.В., г. Заволжья.

Руководитель работы: Сергей Анатольевич Минутин – педагог дополнительного образования, Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Ровесник», г. Заволжья, Нижегородской области, член Российского Союза писателей и Российского союза профессиональных литераторов. mail: [email protected]

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОНИМАНИЕ РОЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАРОДНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СКРЕПЫ

От автора Эта методическая разработка направлена на «открытие глаз» у педагогов и учащихся на тот бесценный ресурс, которым они могут овладеть и которым могут обладать – на русский язык и литературу. К сожалению, русский язык всё чаще приравнивается к одной из компетенций, которой надо обучить школьника? Но, является ли скрепа народа, общества, государства банальной компетенцией? Необходимо отметить, что нельзя назначить ценность слову, языку, придав ему свойство некой компетенции, поскольку слово всепредельно. Поэтому такое определение, как «формирование читательской компетенции» и многие другие высказывания о русском языке, является не совсем верным, так как сразу предусматривает ограничения, вводимые не только для учащихся, но и для говорящего на языке народа. Компетенция ведь может быть связана и направлена только с общением друг с другом, на ведение торга на базаре, на умение прочитать инструкцию на данном языке по пользованию сковородой. А, например, чтобы создавать автомобили, самолёты, новые творческие произведения и новые смыслы в области науки, искусства, уже и, к сожалению, повсеместно в России, уже закладывается другая компетенция, и другой язык? То есть введением такого определения, как «формирование читательской компетенции» мы фактически принижаем роль и значение родного, русского, языка. Впрочем, слово «компетенция» лучше таких активно внедряемых в сознание учителей слов, как «инклюдинг», «феликсология», «новация», «новшество» так же призванных формировать у учащихся различные компетенции. Наверное, важно понимать, что язык принадлежит не одному человеку и даже не учёным из ВШЭ или из Академии наук, или даже из Сколково. Язык достояние народное. Хотя, на народ, на его языковую память можно влиять различными нормативными и правовыми актами, либо его усиливая, либо разрушая в пользу другого языка или увеличения неграмотности. Именно с этим явлением и столкнулась российская средняя школа. В этом контексте, любая научная, творческая работа, направленная на усиление внимания к родному, русскому, языку желательна и своевременна.
Введение Бонусная и над тарифная оплата труда, поставила педагога в условия необходимости участия в конкурсах (практически во всех), в целях получения их учащимися дипломов победителей. Именно дипломов победителей, так как в некоторых регионах (Например, Городецкий район Нижегородской области), дипломы участников, различные сертификаты, благодарственные письма и прочее в расчёт не идут. Для учащихся, начиная с детских садов, тоже придумана конкурентная и конкурсная среда в виде наполнения и постоянного ведения «Портфолио» достижений. Конечно, к этой конкурентной и конкурсной жизни приходится приноравливаться и педагогам и учащимся. Чтобы минимизировать вред от подобного, очень агрессивно внедряемого, подхода, предлагается методика взаимодействия с творческими союзами. Она не нова. В Советском Союзе она использовалась повсеместно, особенно в системе дополнительного образования, относящегося в те годы к Министерству культуры, а не к Министерству образования. Педагогами дополнительного образования работали члены Союза журналистов СССР, Союза писателей, Союза художников, ведущие инженеры и конструкторы, члены научных обществ. Часто директор Детского сектора, Дома пионеров, Станции юного техника выступал коммуникатором между очень достойными и состоявшимися людьми. Среди педагогов дополнительного образования было немало заслуженных мастеров спорта и даже Олимпийских чемпионов. Сегодня картина иная и во многом унылая. Перевод системы дополнительного образования в иное министерство только увеличил вал бумажной работы, но не дал педагогам дополнительного образования даже педагогического стажа? Творческие люди,
а дополнительное образование – это, несомненно, творческое образование, массово покинули эту отрасль педагогической деятельности. Конечно, для роста творческой активности учащихся, как и для роста их компетенций, видится острая необходимость в возвращении состоявшихся в своих творческих Союзах людей на должности педагогов дополнительного образования. Как? Об этом и пойдёт речь в данной методической разработке.
Описание методики Как уже было сказано, жизнь у нас сегодня конкурентная и конкурсная. Либо ты принимаешь эту жизни, радуешься движению денежных потоков и стремишься встроить в них свой, маленький (по чину денежный ручеёк), «отгрызаешь» себе вторую, третью ставку, участвуешь во всём, что под руку подвернётся, чтобы не портить государственную статистику средней заработной платы, либо живёшь на МРОТ и ждёшь «ВЫМРОТа». Но будем оптимистами, тем более, что конкурсов много, как платных, так и бесплатных. Надо только к каждому конкурсу найти правильный подход, а он практически единственный, так как содержание образования остаётся прежним – научить либо поленински: с желанием: учиться, учиться и учиться, либо по-пушкински: нас всех учили по не многу, чему ни будь и как ни будь, меняется только форма.
Итак, алгоритм выполнения методики: 1 этап. Педагог (любой) внимательно изучает предлагаемые конкурсы и выбирает те из них, которые могут быть полезны его учащимся. В нашем случае – это литературные конкурсы. Хороших немного, но они есть. Например конкурсы проводимые вузами. За победу в них вузы предлагают 1-2 балла при поступлении в этот вуз. Есть конкурсы проводимые Министерством культуры, совместно с Центральными детскими библиотеками, где победителям предлагается ряд бесплатных экскурсий по городу с проживанием, например, в Нижнем Новгороде до 3-х дней. Выбор есть. При выборе необходимо учитывать, что учащиеся в силу различных систем обучения и особенностям интернет-информации, привыкли «учиться» по ключевым словам. Поэтому, обнаруженная педагогом польза от конкурса должна быть прямой и понятной. Иначе, с общей, свойственной современным учащимся, апатией не справиться. Важно также прямое участие в конкурсе, а не дистанционное. Учащиеся должны видеть игру и понимать правила игры, задаваемые Жюри конкурса. 2 этап. Обнаружив несомненную пользу в условиях конкурса, педагог выбирает номинацию: поэзия, проза, исследование трудов того или иного писателя. Сегодня очень модным можно считать краеведческое направление и поиск писателей-регионалистов описывающих ту или иную местность и т.п. По выбранной номинации педагог даёт задание учащимся собрать по данной теме как можно больше информации. В былые времена кладезем информации были читальные залы библиотек. В них, как раз и приводили учащихся педагоги, ведущие различные гуманитарные кружки. Но, с некоторых пор Министерство образование вычеркнуло из аудиторий пригодных для учебного процесса библиотеки, так как они не проходят сертификацию. Но, учащиеся, в частном порядке, ещё могут посещать библиотеки. Кроме того, появился Интернет. 3 этап. По мере накопления информации, по заданной теме, проводится круглый стол со всеми учащимися. Лучше всего сделать его похожим на «мозговой штурм». Под общий «шум и суматоху» сами учащиеся выбирают конкурсантов, то есть тех, кто будет защищать и отстаивать их коллективных труд перед конкурсным жюри. Обычно в число конкурсантов попадают самые активные, часто даже не те, кто больше всех трудился над поиском информации по заданной теме. Задача педагога никого не обидеть и в равной степени наполнять «Портфолио» всех учащихся. Иначе интерес и к предмету изучения, и к учению пропадёт у всех. 4 этап. Формируется общий материал по теме в печатном виде и в соответствии с условиями конкурса. По факту это тоже коллективный труд всей группы учащихся. 5 этап. В свете современного тренда, условий и среды цифровой платформы государства, сменившей марксистско-ленинскую платформу, реализация любого конкурса требует электронной презентации.
Электронная презентация является уже авторской и относится к деятельности уже избранным коллективом конкурсантам. С этого момента начинается подготовка учащихся к защите конкурсной темы в Жюри. 6 этап. Педагог приглашает на встречу со своими учащимися члена профильного творческого Союза, которому эта тема близка. Сначала все (учащиеся и приглашённые), внимательно слушают презентацию по заданной теме, а затем перед учениками выступает приглашённый гость. Он что-то исправляет, что-то добавляет. Это главный этап всего метода данного обучения. Так как ученики, на наглядном примере, видят человека или группу людей, посвятивших жизнь теме, над которой и они только что потрудились. С чего бы? Это именно тот вопрос, на который надо найти и дать ответ учащимся, как самим педагогом, так и его коллегами. 7 этап. Доработка презентационного (конкурсного) материала с учётом замечаний и исправлений представителя (ей) творческого Союза. 8 этап. Коллективная поездка на конкурс и, конечно, победа в нём. Получение дипломов всеми участниками и недолгое успокоение педагога и учащихся. И так, каждый месяц, иначе, как уже было сказано выше: МРОТ и «ВЫМРОТ». Но это уже другая методика.
Заключение В нашем, ставшем сетевым, мире, всё требует кооперации: охотник, сокол, собака скооперировавшись добывают дичь. Учитель, член творческого союза — тот, кто знает больше по данному предмету, ученик добывают и взаимно дополняют друг друга, получая новые знания. Без подобного взаимодействия (глаза в глаза) нового знания получить невозможно. Интернет, электронные сети – это замечательно для подготовленных, а в среде неподготовленных они множат только аутизм и другие странные болезни. Кроме того, члены творческих союзов занимаются большими темами. Большая тема даёт под темы, на которых в свою очередь идёт обучение учащихся. Замахиваться необходимо на максимально большое, отсюда и необходимость встречи учеников с людьми занимающимися большими делами. Для примера можно прочитать книгу академика Алексея Колобова (ННГУ им. Лобачевского) «Сельский учитель», в которой он рассказывает, кто ещё кроме учителей их учил, и благодаря кому они входили в свои будущие профессии. Большие темы тоже требуют обновления по мере изменения мира. Этому тоже надо учить. Как раз для этого и нужна организация взаимодействия: учитель, тот кто знает больше, ученик. Эта работа была отмечена сразу несколькими дипломами победителей.

Сергей Минутин, продолжение следует

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора