Как авиабилеты превратились в лотерейные

Кира Деливориа Общество 22

Постепенное восстановление международного авиасообщения и открытие всё новых направлений многие авиакомпании сегодня используют как способ наживы на пассажирах. По факту ни официальные разрешения авиационных властей, ни наличие рейса в расписании, ни купленный билет – ничто не является гарантией того, что ваш полёт состоится. Автор «Октагона» рассказывает о собственном опыте и проясняет ситуацию в целом.

Рейс отменён, но осталось последнее место

На днях на мой телефон пришло странное сообщение от авиакомпании. Греческий перевозчик Aegean Airlines уведомлял о том, что запланированный на 20 июня рейс в Элладу отменён. Заглянув в систему бронирования на официальном сайте компании, я с удивлением обнаружила, что отменили не только мой рейс, но вообще все полёты в Грецию до 15 июля. Поиски в системе бронирования российского «Аэрофлота» тоже результатов не дали: рейсов по этому направлению вплоть до середины июля нет.

Международное авиасообщение с Грецией наша страна восстановила ещё 8 февраля этого года. С тех пор по одному авиаперевозчику от каждой страны исправно выполняли разрешённые два рейса в неделю по маршруту Москва – Афины. Более того, с 14 мая Греция отменила действовавшие ограничения для туристов, а несколько дней назад российский оперштаб и вовсе заявил, что количество рейсов с 10 июня будет увеличено.

Звонок в авиакомпанию ситуацию не прояснил:

– Все рейсы из России в Грецию отменены вплоть до 15 июля, – сообщили в кол-центре Aegean Airlines. – Могу предложить вам перебронирование на 16 июля. Торопитесь, осталось последнее место!

Новому расписанию – новые цены

В прошлом году многие россияне уже попадали в похожую ситуацию. «Октагон» тогда подробно рассказывал о том, как внутри страны ежедневно отменяют десятки рейсов, при этом отказываясь возвращать пассажирам деньги. Судя по всему, обкатанные ещё тогда прибыльные схемы сегодня тиражируются уже в международном масштабе.

Примечательно, что отменённые рейсы в Грецию на следующий день вновь появились в системах бронирования авиакомпаний. Только теперь стоимость перелёта уже составляла не привычные 150–200 евро, а 400–500. В «Аэрофлоте» перелёт по маршруту Москва – Афины и вовсе оценили в 65 тыс. рублей (около 720 евро). Важная подробность: купить билеты можно было только на самые ближайшие рейсы, которые должны были состояться буквально через день-два. Рейсов на все остальные дни вплоть до 15 июля по-прежнему не появилось.

Источники «Октагона» в туриндустрии рассказали, что отмена рейсов, скорее всего, связана с решением российского оперштаба об увеличении числа перевозок с 10 июня.

– В ближайшие два дня, возможно, будет составлено новое расписание, и рейсы снова появятся, – сообщил собеседник издания.

Впрочем, как появление в расписании новых рейсов влияет на отмену уже заявленных, на которые ещё с зимы были проданы билеты, – загадка.

Сначала деньги, потом ваучеры

Версия первая: авиакомпании пытаются таким образом избавиться от розданных в прошлом году ваучеров, вынудив пассажиров в итоге заплатить им живые деньги.

Напомним, в прошлом году та же Aegean Airlines не возвращала клиентам деньги за несостоявшиеся из-за введённых локдаунов полёты, а предлагала ваучеры.

– Сейчас к ним пришли пассажиры, предъявили ваучеры, и получилось, что они вместо выручки теперь получат свои же ваучеры, – говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. – Сейчас они переверстают расписание, выставят на продажу обновлённые рейсы и тут же продадут билеты туроператорам, которые наверняка уже ждут, когда появится авиаперевозка, раз направление открыто.

Позвонив в «Музенидис Трэвел» под видом потенциальных клиентов, мы услышали косвенное подтверждение этой версии.

– Как отменили рейсы? – изумился нашему вопросу менеджер компании. – Мы все туры продаём с авиаперевозкой.

Здесь важно понимать, что, если авиаперелёт по каким-либо причинам не состоится, туроператор ничем не рискует. Как рассказали «Октагону» участники рынка, система переноса туров ещё с прошлого года практически доведена до автоматизма. Не получилось отправить клиента в указанный срок – тур перенесут на другую дату. И так до бесконечности.

Версия вторая: авиакомпании были вынуждены изъять рейсы из системы продаж, чтобы не получить штрафы.

– Было очень много жалоб, что авиакомпании продают билеты на будущие перевозки, на которые ещё не получены разрешения, – рассказал Роман Гусаров. – Недавно Росавиация выступила с грозным заявлением по этому поводу. Так что, возможно, авиакомпании были вынуждены свернуть продажи до тех пор, пока сверстают новое расписание и получат разрешения от авиационных властей на новые рейсы.

Действительно, в официальном сообщении Росавиации говорится, что недобросовестные операторы сегодня продают туры, в которые включены «авиаперевозки в иностранные государства на нерегулярных грузопассажирских рейсах». «Росавиация обращает внимание российских авиакомпаний на то, что в случае выявления фактов продажи грузопассажирских полётов в турпакетах в отношении авиакомпании будут приняты ограничительные меры», – отмечается в сообщении регулятора.

Пролетят все

История с внезапной отменой рейсов в Грецию, странным перевёрстыванием расписания и появлением обладателей новых ваучеров может стать лишь первой ласточкой. Аналогичной схемой авиакомпании вполне могут воспользоваться, например, на турецком направлении. Все предпосылки к тому видны уже сейчас.

В связи с введением российской стороной ограничений на полёты в Турцию в настоящее время разрешены лишь два рейса в неделю по маршруту Москва – Стамбул. Мера действует до 21 июня. Теоретически ничто не помешает авиакомпаниям после этой даты отменить заявленные сегодня в системе бронирования рейсы и приступить к перевёрстыванию расписания.

К сожалению, пассажиры оказались беззащитны перед авиакомпаниями.

С одной стороны, перевозчик не может исключительно по собственному желанию сначала поставить рейсы в расписание и продать на них билеты, а потом всё отменить. С другой стороны, как пояснили «Октагону» эксперты в отрасли, в Воздушном кодексе есть достаточно большой список уважительных причин для отмены рейсов. Так что любая авиакомпания всегда сможет найти себе оправдание.

Посмотреть список стран, с которыми восстановлено международное авиасообщение, а также уточнить разрешённое количество рейсов можно на официальном сайте Росавиации. Эта «шпаргалка», по крайней мере, поможет не купить билет на пока не существующие рейсы.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора