Как памятники меж собой дерутся

Алобан 23.11.2017 6:50 | Политика 51

Автор Татьяна Владимировна Воеводина — предприниматель, публицист и блогер

Фото: монумент Стена скорби перед началом транспортировки к месту установки. Там же, в литейной мастерской будущий памятник Александру III / РИА Новости. Илья Питалев.

Иногда мне кажется, что памятники, смирно стоявшие на площадях и перекрёстках, ожили и двинулись на войну. На идеологическую, информационную. Смысловую. Вы прислушайтесь ночью: не слышно ли, как шагают бронзовые истуканы?

Идут на войну бок-о-бок Грозный царь Иван Васильевич, точно простой стрелец, с бердышом на спине и мечом на боку, и Государь Император Александр III, вооружённый, как Его пехотинцы, мосинской винтовкой. Идут на штурм Стены Скорби, что поставили супостаты, чтоб унизить, ослабить, оплевать в очередной раз русский народ и его прошлое. Чтоб враги нашего государства числились невинными жертвами — вот для чего поставлена та стена. Не ради же невинных жертв, на которых строителям-устроителям наплевать с самой высокой точки этой самой стены. А может, рядом с Иваном Грозным идёт не менее грозный Дзержинский в длиннополой шинели, сжимая в руке маузер. А памятник Александру III просто ещё не дошёл из Крыма: ведь его открыли только на днях.

Сейчас Александра III очень продвигают: его фразу насчёт армии и флота как единственных союзников России одна из самых цитируемых. Недавно показали документальный фильм про Александра III и его эпоху, полный восхищения, и справедливого. При Царе-Миротворце под рукой государства развивалась тяжёлая промышленность, военная в первую очередь. И вовсе не потому, что царь был тайным социалистом, а просто потому, что иначе у нас в России не получается.

Мы помним по фильмам инженеров царского времени в казённой униформе, в специальной инженерской фуражке, которую они носили с гордостью. И сделали эти люди, действительно, много. Именно при Александре III была построена Транссибирская железная дорога, множество заводов. Строились корабли, развивалась техника, трудился Менделеев, Толстой. Царь поощрял науки и искусства, при нём открыли Русский музей в Питере и Исторический — в Москве. С его эпохой прочно связан русский стиль в архитектуре — напоминающий боярский терем. Меж тем, этот царь вошёл в историю как гонитель и душитель свобод, а его время — как «реакция». Так мы проходили в школе. Это — точка зрения «прогрессивной» фрондирующей интеллигенции, которой дороже всех транссибарских магистралей свобода беспочвенной и безответственной антигосударственной болтовни. В сущности, вся история, как мы её изучали при советской власти, написана если не целиком с точки зрения этих разрушительно-безответственных болтунов, то, во всяком случае, под их определяющим влиянием.

Это были интеллигенты — природные антигосударственники — духовные предки современного «креативного класса». Это люди, которые кричат о правах, не научившись исполнять обязанности, и вообще мало чему научившиеся. «Людьми безответственной мысли» были названы они в знаменитом сборнике «Вехи» по итогам первой русской революции. Но это — позже. И к большому несчастью для нашего народа именно люди этого типа преимущественно пишут у нас историю.

Очень показателен установившийся взгляд на Обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева. От его многообразной деятельности, пришедшейся на эпоху Александра III, в общепринятом обиходе сохранилась лишь фраза Блока: «Победоносцев над Россией простёр совиные крыла». Трудно спорить с поэтическими фразами и коммерческими слоганами, но помимо простирания крыл он организовал в России систему церковно-приходских школ, соединявших твёрдое начальное образование со столь же твёрдым нравственно-религиозным воспитанием. Нам бы так!

Врождённая, прямо-таки генетическая антигосударственность нашей интеллигенции — огромная беда нашего народа. Наше умственное сословие всегда органически не понимало ценности государства в устроении жизни. Правда, тогдашние наивные и искренние верящие в свои утопии интеллигенты отличались от нынешнего креативного класса. Этой самой искренностью и отличались. Нынешние либеральные «опиньон лидеры» в духе времени абсолютно циничны. Но антигосударственный в сущности — антироссийский, пафос наша интеллигенция пронесла, не расплескав, сквозь века, войны и революции. Этот антигосударственный взгляд свято хранит массовая, низовая интеллигенция: школьные учителя, вузовские преподаватели.

Насколько въевшийся взгляд антироссийский — это особенно хорошо видно на примере Александра III: если сравнить реальные дела и репутацию. Хорошо, что ему поставили памятник, и хорошо, что открыл его Президент.

Но Президент открывал и стену плача. Антироссийского плача «креативных». Похоже, у нас соблюдается равновесие: на один антироссийский памятник нужен один пророссийский. Понять можно: Президент хочет быть президентом всех — и тех, и этих, и никого не обидеть и не отвратить накануне выборов. Однако, решая сиюминутные вопросы, такая позиция, как всякое виляние, лишена перспективы. Уж не говорю «исторической» — хоть какой-нибудь. При таком подходе патриотическая идеология становится чем-то вроде увлечения на досуге или кружка по интересам — одного из многих. В войне памятников, мне кажется, государство должно встать на определённую сторону. На государственную.

Татьяна Воеводина

Источник


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ТВ НАРОДНЫЙ ЖУРНАЛИСТ #98 «В России…? Возможно…?!» Татьяна Воеводина

Интересное кино

Какую бомбу подложил Ленин?


Источник

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора