Кинотеатры и фуд-корты Петербурга подсчитывают убытки

Ксения Уфимцева Экономика 30

Фото: Роман Пименов/ТАСС

В Санкт-Петербурге в середине сентября открылись фуд-корты и кинотеатры в торгово-развлекательных центрах. Предприниматели добивались этого исками и открытыми письмами. До дня икс ожидаемо дожили не все: в малом бизнесе, который работает в сегменте островной торговли, с рынка ушло около половины компаний, а сами ТРЦ потеряли до 10 процентов выручки от простоя арендаторов. Сейчас прогнозы по восстановлению рынка игроки стараются не делать, отмечая, что решение по позднему полноценному запуску торговых центров было как минимум нелогичным.

Вопрос закрытых фуд-кортов, кинотеатров и торговых островков в ТРЦ стал для Петербурга острой темой. К началу августа в городе с ограничениями возобновили работу торговые центры, рестораны, музеи и фитнес-центры. Однако Смольный не спешил снимать запрет для фуд-кортов и кинотеатров. Вице-губернатор Евгений Елин объяснял это тем, что коэффициент распространения коронавируса, который является основным показателем для Роспотребнадзора, не преодолел порогового значения 1,0. Власти ожидали ухудшения ситуации из-за возвращения в город школьников и студентов. В этих условиях петербуржцы смогут обойтись без фуд-кортов, решили в Смольном. К тому же, как заявил Елин, против их открытия выступили обычные рестораны. «Та часть бизнеса, которая вне фуд-кортов, говорит: “Мы терпели, мы пошли на затраты, а вы берёте и у нас уводите клиентов”», – заявлял вице-губернатор.

Бизнес пытался оспорить решения властей. Компания «Европолис Балтик Рус» (управляет ТРК «Европолис», входящим в Fort Group) подала иск в суд, требуя отмены постановления правительства Санкт-Петербурга о запрете на работу фуд-кортов и островных торговых точек в ТРК. Работающие в этих сегментах предприниматели и сотрудники написали коллективное «предсмертное письмо» властям города.

«Карантинные меры в Питере уже убили значительную часть бизнеса, ограничения до 30 августа убьют остальную. Кто выживет, будет ещё долго “лечить” и восстанавливать свой бизнес», – говорится в открытом обращении, которое подписали около 400 человек.

В их числе представители сетей магазинов, детских развлекательных центров, кафе и ресторанов быстрого питания, таких как «Макдоналдс» и «Теремок», кинотеатров.

Из-за пяти месяцев простоя предприниматели столкнулись в числе прочих проблем с уходом части персонала в заведения Ленобласти. Там карантин сняли значительно раньше, а прилегающие к границе Санкт-Петербурга пригороды давно воспринимаются как его продолжение.

Восстановление длиной в год

12 сентября – день полного снятия ограничений с ТРК – бизнес воспринял как праздник, рассказала «Октагону» владелица сети магазинов подарков Art&Shock (работает в сегменте островной торговли) Виктория Селиванова, один из инициаторов «предсмертного письма». Но очень многим компаниям из её сегмента пришлось закрыться.

– Кто-то не смог договориться с арендодателями, кто-то – с поставщиками и, взвесив все риски, принял решение закрыть бизнес или его значительную часть. По моим подсчётам, это не менее половины рынка пострадавшей отрасли, – сообщила Селиванова. – В нашем случае почти все арендодатели дали скидки и отсрочки платежей. Расходы на аренду магазинов сократились, но они остались, текущие обязательства по кредитам, расходы на содержание складов, офисов, коммунальные платежи, выплаты сотрудникам, налоги – это всё большая статья расходов, которые копились каждый день.

Тем не менее сети удалось сохранить все свои магазины и примерно половину персонала. В первые дни после открытия Селиванова отмечает некоторое снижение покупательского спроса, но надеется, что со временем клиенты вернутся в полном объёме. Восстановление бизнеса, по её оценкам, займёт полгода – год. Сейчас перед предпринимателями стоят одинаковые проблемы: разработка новой маркетинговой стратегии, повышение качества обслуживания, обновление ассортимента или меню, набор и обучение новых сотрудников.

Селиванова назвала отношение властей Петербурга к бизнесу как минимум невнимательным:

– Никто не отрицал опасности вируса, но, возможно, следовало делать ротацию ограничений, – заявила она. – Радует, что пусть и поздно, но мы всё же были услышаны. Это даёт надежды, что между бизнесом и властью может быть диалог.

«Трудно понять логику такого шага»

Управляющий партнёр компании Fort Group (управляет 15 моллами в Москве и Петербурге, флагманский проект в Северной столице – «Европолис») Максим Левченко оценил потери ТРЦ от закрытых фуд-кортов и кинотеатров в 5–10 процентов в зависимости от площадей, которые занимают эти объекты. По его словам, открыли фуд-корты поздно, но в ТРЦ, находящихся под управлением Fort Group, не наблюдается оттока арендаторов. «Все хотят работать», – заявил Левченко, отказавшись делать прогнозы относительно ухода наиболее пострадавших компаний с рынка.

Арендодатели на время простоя пошли навстречу бизнесу, не взимая арендную плату, а в ряде случаев – и коммуналку.

Запоздалым полное снятие ограничений с ТРЦ назвали и в сети кинотеатров «КАРО».

– Трудно понять логику такого шага, поскольку скопление людей в ТРЦ зачастую гораздо выше, нежели в рамках сеанса в зале кинотеатра, – заявила президент сети «КАРО» Ольга Зинякова. Санкт-Петербург является вторым по величине кинорынком не только для сети «КАРО», у которой восемь кинотеатров в городе, но и для всей российской киноиндустрии. – И чем дольше этот регион оставался закрытым, тем дольше откладывался момент полноценного старта восстановления индустрии после полугодового простоя, – сообщила Зинякова.

Сеть «КАРО» в рамках господдержки получила отсрочку авансовых платежей за квартал до 31 декабря, компания воспользуется беспроцентным кредитом на зарплату компаниям среднего бизнеса, которые сохраняют до 90 процентов сотрудников. У сети есть договорённость с ВТБ о предоставлении данного кредита, его оформление находится на финальной стадии, удалось договориться с банкирами и об изменении графика выплат по кредитам.

«Но этого совершенно недостаточно для восстановления отрасли. Мы вместе с коллегами из киноиндустрии неоднократно подчёркивали, что без получения значимой господдержки этот катастрофический период отрасль просто не переживёт».

Ольга Зинякова
президент сети кинотеатров «КАРО»

Прогнозы по восстановлению отрасли делать рано, считает Зинякова. Нужно дождаться, пока отработают главные блокбастеры и голливудские релизы, а в режим стабильного кинопоказа войдут все регионы.

– «Довод» и «Мулан» показали, что зритель стремится в кинотеатры, – отметина она. Для того чтобы вернуть россиян в кинозалы, была запущена единая федеральная кампания #идёмвкино. В её рамках впервые объединились ключевые игроки кино- и медиаиндустрии: киносети, кинопрокатчики, медиахолдинги, а также актёры, режиссёры и кинопродюсеры. Планируется выпуск видеороликов, флешмобы в соцсетях и обращения известных личностей.

– Лишь объединив усилия, мы сможем рассказать зрителям о том, что просмотр фильмов в кинотеатрах безопасен, и мы очень ждём их возвращения, – заявила Зинякова.

«Нужно решать, а не жаловаться»

По оценке основателя и главы сети ресторанов «Теремок» Михаила Гончарова, его точки на фуд-кортах на сегодняшний день вышли на 50–60 процентов от оборота. Потери по стрит-ретейлу составляют около 15 процентов, по ресторанам в торговых центрах – 15–20 процентов, в бизнес-центрах падение составило 50 процентов, уличные киоски показали даже небольшой прирост в несколько процентов.

– В среднем показатель позволяет компании работать и восстанавливаться. Если бы у нас были только фуд-корты, ситуация была бы гораздо тяжелее, – рассказал Гончаров. – Наличие развитого и сильного бренда позволяет нам рассчитывать на возвращение лояльных покупателей.

По словам основателя ресторанов «Теремок», его заведениям удалось пережить временное закрытие за счёт бренда и наличия сети.Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ

По его словам, «Теремок» пережил временное закрытие за счёт бренда и наличия сети заведений. Сеть также смогла воспользоваться мерами поддержки: отсрочкой по уплате налогов, кредитами.

– Потери оценивать бессмысленно, это всё равно что делить шкуру неубитого медведя. Жизнь бизнеса – это постоянные вызовы, постоянные задачи, которые нужно решать, а не жаловаться, – считает он. Также Гончаров не стал давать прогнозы относительно сроков восстановления рынка. – Все действия носят оперативный характер, корректируются на уровне менеджмента каждую неделю, что позволяет находиться в рабочем режиме.

По мнению ресторатора, компаниям общепита, которые потеряли критическое число клиентов, сейчас придётся пересмотреть свои бизнес-модели.

Власти Петербурга сообщали, что прорабатывают сценарий на случай второй волны коронавируса, но надеются избежать «полного закрытия бизнеса». Между тем в последние десять дней число официально зарегистрированных случаев заболевания COVID-19 в городе стабильно держится выше 200, что в среднем соответствует показателям конца апреля.

Санкт-Петербург

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора