Что произошло?
В Китае испытали новую гиперзвуковую ракету, которая несла ядерный заряд. Запуск устройства прошел еще в августе 2021 года, но стало известно о нем только в середине октября.
Во время полета гиперзвуковой глайдер облетел всю Землю, а после этого направился к своей конечной цели, сообщают журналисты из Financial Times.
Что известно о новой ракете?
Полные характеристики новой разработки не указаны. Судя по информации источников, близких к разработке и тестированию гиперзвуковой ракеты, во время испытаний в Китае запустили ракету Long March 2C. На ее борту был планирующий блок — глайдер — это очень легкий летательный аппарат, который передвигается на скорости, в пять раз превышающей скорость звука, примерно 6 тыс. км/ч.
Глайдер двигался по низкой орбите, а потом полетел к конечной цели. По информации источников, аппарат промахнулся примерно на 30 км. Но даже это уже большой прогресс для сферы гиперзвукового оружия.
Предположительно, аппарат разработали в Китайской академии аэрокосмической аэродинамики. О том, что испытания состоялись, стало известно по нескольким косвенным факторам, например, 19 июля ответственный за запуски Китайский исследовательский институт ракетной техники сообщил о 77-м запуске ракеты Long March 2C, а спустя пять дней, 24 августа, было объявлено о 79-м запуске. Информации о 78-м запуске в официальных источниках не было.
Что о разработке думают эксперты?
Как заявил Тейлор Фрэвел, профессор Массачусетского технологического института, гиперзвуковой аппарат вместе с ядерным зарядом, может помочь Китаю эффективно справится с американскими системами противоракетной обороны, созданными для выведения из строя ближайших баллистических ракет.
Как в Китае и во всем мире разрабатывают гиперзвуковые ракеты?
Сегодня разработкой гиперзвуковых ракет занимаются по всему миру. Один из их видов — глайдер — устройство запускают в космос с помощью ракеты и далее оно за счет полученного импульса начинает двигаться к своей цели.
Глайдер разгоняется до скорости, в пять раз превышающей скорость звука. Это значит, что такое устройство летает медленнее баллистических ракет, скорость последних составляет до 28 тыс. км/ч. Но у обеих ракет есть свои плюсы и минусы. Например, глайдеры перемещаются не по предсказуемой траектории, а могут уклоняться и совершать маневры во время полета. Это значит, что система, рассчитанная перехват баллистических ракет, будет в таком случае бесполезна.
В конце сентября 2021 года в США провели тестовый запуск гиперзвукового комплекса Hypersonic Air-breathing Weapon Concept (HAWC). Во время полета скорость ракеты была в пять раз выше скорости звука и составила примерно 6 тыс. км/ч. Аналогичные результаты показал и китайский глайдер.
Такие запуски проводят и в России: в начале сентября 2021 года фрегат Северного флота «Адмирал Горшков» провел запуск гиперзвуковой крылатой ракеты «Циркон». Во время полета устройство разогналось до 9,5 тыс. км/час. Планируется, что сверхзвуковая ракета будет иметь максимальную скорость 9 Махов: это примерно 10,7 тыс. км/час.
Какие есть проблемы при разработке гиперзвуковых ракет?
Гиперзвуковые ракеты часто перегреваются во время полета. Когда объект разгоняется до сверхбыстрой скорости, то генерируется огромное количество тепловой энергии: она может повредить конструкцию или нарушить работу устройства. Эту проблему попробовали решить ученые из США. Они разработали 3D-печатные катализаторы, которые подходят для питания во время гиперзвукового полета и одновременного охлаждения системы. Катализатор способен приблизить исследователей к массовому созданию такого типа устройств.
Также гиперзвуковые ракеты важно безопасно приземлить без ущерба для людей и ближайших строений. Во время полета на гиперзвуковой скорости обычные системы и бортовые компьютеры не успевают рассчитать траекторию для приземления и это становится серьезной проблемой при разработке такого устройства.
Специалисты из ВВС Народно-освободительной армии Китая разработали свой метод приземления, при котором рассчитывается сразу три варианта посадки в зависимости от давления и высоты.
Авторы новой разработки предложили рассчитывать для каждой посадки три модели снижения вместо одной. И в зависимости от высоты и давления бортовой компьютер выберет определенную модель снижения. Такую информацию бортовой компьютер в состоянии проанализировать.
Сегодня разработчики ракет работают над тем, чтобы сделать свое устройство более маневренным и недоступным для систем ПВО и ПРО. Для этого во время полета гиперзвуковая ракета должна случайно менять свое направление, а также выбирать необычную траекторию для движения. Кроме того, электронное оснащение и оболочка ракет должны выдерживать перегрузки, которые возникают на огромных скоростях.