Китайская наука
Какой опыт высшая школа России и Беларуси может заимствовать у КНР.
Современную экономику часто называют «экономикой знаний». Этот термин впервые был предложен американским учёным Фрицем Махлупом в начале 60-х годов прошлого века для обозначения типа хозяйственной системы, где «знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста». В мировой экономике знания фактически превратились в полноценный фактор производства.
В XXI веке необходимость экономического и технологического развития мотивирует государства активно инвестировать в сферу образования. В передовых постиндустриальных странах появляется всё больше вузов нового поколения, которые имеют не только образовательную и исследовательскую миссии, но и ориентированы на коммерциализацию знаний.
Постсоветские же государства в этом существенно отстают, причём не только от развитых, но и от некоторых быстро развивающихся стран. По данным ежегодного рейтинга государств мира, по индексу уровня образования в 2018 году Беларусь и Россия оказались на 30-м и 32-м местах соответственно, обойдя даже некоторые страны ЕС. Однако он не отражает многие важные показатели, такие как качество образования, трудоустройство выпускников, применимость полученных знаний в реальном секторе экономики и т. д. О них логичнее судить по международным рейтингам вузов. По данным QS World University Rankings, в 2019 г. в топ-100 университетов мира попал только МГУ, расположившийся на 90-м месте. В список 500 лучших вошли ещё 14 отечественных высших учебных заведений (СПбГУ, Новосибирский университет, Томский университет, МГТУ им. Н. Э. Баумана и др.), причём большая их часть оказалась во второй половине списка. Из белорусских же вузов лишь БГУ (354-е место) и БНТУ (801-е) были включены в топ-1000.
В Шанхайском рейтинге в первую сотню входит лишь МГУ (93-е место), причём последние пять лет он стабильно опускается вниз в данном списке. Остальные же вузы РФ и РБ не входят и в 300 лучших. Данные рейтинги демонстрируют, что даже ведущие вузы РФ и Беларуси не выдерживают конкуренции на мировом рынке образовательных услуг и слабо отвечают требованиям современной экономики. Одна из главных причин этого кроется в сохранении неэффективной образовательной системы, которая была сформирована на остатках советской, на сегодняшний день уже не отвечает вызовам времени и нуждается в скорейшей модернизации. Для трансформации системы функционирования университетов, о которой, в частности, говорится в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г., логично использовать зарубежный опыт. Примером успешной модернизации системы высшего образования для наших стран может служить Китайская Народная Республика.
Ещё 25 лет назад система высшего образования в Поднебесной была фактически идентична советской, причём серьёзно ей уступала, однако после проведения политики реформ она сделала колоссальный скачок вперёд.
ОБРАЗОВАНИЕ ПО-КИТАЙСКИ
Старт полномасштабной реформе системы высшего образования в КНР был дан в середине 80-х годов. Так, в мае 1985 года был опубликован документ ЦК КПК под заглавием «Решения по образовательным реформам». В рамках заложенной в нём концепции предлагалось качественно изменить формат взаимодействия между государством и высшими учебными заведениями путём существенного расширения полномочий последних. Главным недостатком существовавшей на тот момент системы высшего образования была признана невозможность китайских университетов адаптироваться к условиям быстро развивающейся рыночной экономики (в контексте реформ Дэн Сяопина) и в сжатые сроки подготовить для различных хозяйственных сфер необходимых специалистов, уровень компетенции которых отвечал бы мировым стандартам.
Претворение в жизнь концепции преобразований, заложенной в вышеуказанном документе 1985 года, началось с 1993 года, который ознаменовал собой начало образовательной реформы на принципах децентрализации и подготовки вузами специалистов с учётом потребностей рынка труда. В связи с изменениями в системе управления высшим образованием было создано два уровня: государственная администрация на уровне Госсовета КНР и министерства образования (отвечала за управление на макроуровне в вопросах разработки долгосрочных планов развития, бюджетного планирования и т. д.) и региональные органы управления, которые осуществляли прямое администрирование конкретных вузов с учётом специфики и потребностей отдельно взятых провинций. Подобные меры предопределили дальнейшую регионализацию специализации вузов, которые теперь ориентировались не на общестрановые, размытые планы, а на интересы конкретных регионов и действующих в них экономических агентов. Так, университеты западных провинций Поднебесной в основном реализуют программы экономического и технического инжиниринга, развития лесного хозяйства и транспортной инфраструктуры, в то время как вузы восточных регионов специализируются на сфере IT, менеджменте, филологии (прежде всего на изучении иностранных языков).
Вторым основным треков проведения преобразований в вузовской сфере в Китае стала целенаправленная государственная программа по созданию так называемых лидерских академических университетов. Руководством страны была поставлена амбициозная задача вывести ряд ключевых национальных университетов в мировые лидеры. В 1995 году в целях реализации указанной инициативы в КНР был запущен «Проект 211», целью которого было провозглашено достижение в XXI веке ста университетами Китая лучших мировых показателей в ключевых областях по направлениям преподавания, научных исследований и управления (в дальнейшем данная программа была заменена «Проектом 985»). В настоящее время указанной программой охвачено порядка 100 китайских университетов (около 5,5% от общего числа университетов в КНР). Ключевым вузам, участвующим в проекте, было кратно увеличено количество выделяемого финансирования: за первые три года работы программы Пекинский университет и Университет Циньхуа получали ежегодно по 1,8 млрд юаней (260,7 млн долларов) из государственной казны. В ведущих университетах Поднебесной сконцентрировано порядка 80% ключевых научных дисциплин и почти 75% процентов научно-исследовательских лабораторий, большинство из которых отвечает мировым стандартам и оснащено самыми современными технологиями.
В лидирующих вузах на сегодняшний день реализуются 2/3 всех базовых национальных научных проектов
Значительное внимание при проведении образовательной реформы в Китае было уделено расширению вузовского самоуправления и кардинальному пересмотру подходов к образовательному процессу. Прежде всего был укрупнён список научных специальностей, изучаемых в университетах, — их число было сокращено с 1400 до 249. Профессора высшей школы получили значительно больше свободы при составлении учебных планов, программ и пособий, вплоть до разрешения самостоятельно выпускать учебники. Изменениям подверглась и система трудоустройства работников образования: на смену модели пожизненного найма пришла контрактная система, а система оценки деятельности профессорско-преподавательского состава по объёму выполняемых работ сменилась оценкой, основанной на академическом рейтинге. Вопросы приёма на работу, увольнения, перевода, повышения в должности и увеличения уровня зарплаты стали напрямую зависеть от результатов преподавательской, а также научно-исследовательской деятельности работников высшей школы. Так, преподаватели вузов получали дополнительные баллы к своему портфолио за научные публикации (в зависимости от категории изданий), патенты, изданные книги и монографии, разработку учебно-методических материалов, организацию и ведение исследовательских проектов. Кроме того, весь профессорско-преподавательский состав университетов обязан по окончании каждого года подавать соответствующие листы самооценки по аспектам, связанным с профессиональной этикой, самосовершенствованием в профессиональном плане, присутствием на рабочем месте и т. д.
Важным направлением развития научно-преподавательских кадров в системе высшего образования стал запуск специальных программ, финансируемых китайским правительством и направленных на повышение профессионального уровня преподавателей высшей школы. Китайские вузы также активно поощряют наём персонала с учёными степенями и опытом работы в зарубежных образовательных центрах, а некоторые должности в университетах не могут занимать люди, не имеющие докторской степени по соответствующей специальности. Эффективность мер, принятых правительством Поднебесной в указанной области, можно проследить на примере университета Цзяотун, в котором на момент включения в программу развития лидерских вузов насчитывалось 1800 преподавателей, из которых степенью PhD обладали только 15%, а профессорами или доцентами числились 25%. Через 10 лет количество научных и педагогических работников возросло до 2900, из них степень PhD имели уже 65%, а профессоров и доцентов было 58% от общего состава.
Ключевую роль в имплементации ведущих мировых практик в национальную систему образования в Китае сыграли, как ни странно, принцип открытости границ и поощрение обучения граждан страны за рубежом с последующим их возвращением на работу на родину.
Предоставляя специальные налоговые льготы и иные субсидии, Пекин целенаправленно стимулирует возвращение и трудоустройство, в том числе в ведущие университеты страны, соотечественников, которые прошли обучение и имеют опыт работы за рубежом. Принимая на работу указанных лиц, ведущие китайские вузы, безусловно, усилили свой преподавательский и научно-исследовательский потенциал за счёт «импорта» обученной за рубежом рабочей силы. Вернувшись из-за границы, эти люди не только обладали хорошей сетью связей и контактов, что с учётом глобализации современной науки критически важно для организации исследований, в том числе и на международном уровне, но и способствовали скорейшему внедрению в национальный образовательный процесс лучших практик преподавания и научных исследований, которые они почерпнули, обучаясь за рубежом.
При этом примечательным является тот факт, что, несмотря на идеологизированность китайской политической жизни, руководство страны не только не препятствовало, но и всецело поощряло внедрение новых технологий и методов в образовательный процесс высшей школы, даже с учётом того, что они были взяты от стран «империалистического Запада».
Таким образом, за сравнительно небольшой в исторической ретроспективе промежуток времени система китайского высшего образования смогла успешно перестроиться на новые принципы функционирования, отвечающие потребностям динамично развивающейся рыночной экономики КНР. Благодаря концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития, за менее чем 30 лет реформ университеты Поднебесной достигли действительно ошеломляющих успехов не только в научно-исследовательской деятельности, но и в подготовке высококвалифицированных кадров для национальной экономики. Именно потенциал китайской высшей школы во многом заложил основу технологического рывка, совершённого страной за последнее десятилетие. Наглядной иллюстрацией успехов, достигнутых учреждениями высшего образования Китая, являются последние опубликованные рейтинги мировых вузов, куда вошло значительное количество университетов из КНР.
Источник: QS World University Rankings
УЧИТЬСЯ У КИТАЯ
Несмотря на значительные культурные и исторические различия между Китаем и странами постсоветского пространства, некоторые реформы в системе высшего образования, проводимые правительством Поднебесной, могли бы быть интересны нашим странам.
Очевидно, что России необходимо расширить государственную поддержку ведущих вузов (по образцу с китайской программой лидерских университетов), чтобы в перспективе вывести их на один уровень с лучшими учебными заведениями стран Запада. В настоящее время даже элитные российские университеты (МГУ, СПбГУ, НИУ ВШЭ) получают значительно меньшие средства на модернизацию и научные исследования, чем китайские. КНР выделяет ключевым вузам для этих целей колоссальные дотации. Учитывая особенности китайской статистики, крайне сложно найти даже приблизительные данные об их размерах. При этом авторитетное британское издание The Economist написало, что премии за научные публикации могут достигать 165 тыс. долларов, что в 20 раз выше средней годовой зарплаты академика. Объёмы грантов, премий и дотаций напрямую зависят от качества разработок. Необходимо отметить, что государство, во избежание нецелевого использования средств, внимательно следит за тем, куда университеты тратят выделяемые деньги.
Правительственная поддержка научной деятельности вывела КНР в лидеры по количеству публикаций в Scopus — 19% от общемирового количества, что больше, чем у США (доля РФ — 2,4%). Причём подавляющее большинство из них сделано профессорами ведущих университетов.
В РФ же, например, МГУ — наиболее щедро финансируемый отечественный вуз — в 2016 г. получил из бюджета на научные разработки лишь 2,5 млрд рублей, что стало едва ли не рекордом. В основном же средства российским учебным заведениям выделяются на образовательную деятельность по нормативно-душевому принципу (т. е. на студента), и на науку их фактически не остаётся.
Модернизация топовых вузов по китайскому образцу может дать России целый ряд преимуществ.
Во-первых, их разработки могут способствовать технологическому развитию России и помочь ей сократить отставание от передовых постиндустриальных стран в высокотехнологичных секторах экономики (доля РФ на мировом рынке IT менее 1%).
Во-вторых, это приведёт к коммерциализации отечественных вузов, т. е. их сращиванию с крупным бизнесом. Это будет мотивировать профессорский состав заниматься научными разработками, т. к. их можно будет выгодно реализовывать частным компаниям. Причём заказы на конкретные разработки наверняка будут поступать и от самих фирм. Кроме того, взаимодействие университетов и частных компаний упростит трудоустройство выпускников (одна из острейших проблем отечественной системы образования).
В-третьих, появление российских вузов в списке мировых лидеров позволит повысить мировой авторитет отечественного высшего образования, стимулирует приток амбициозных абитуриентов из-за рубежа и затормозит отток своих перспективных кадров.
Опыт КНР также может быть интересен при формировании специализации региональных вузов. В российских реалиях вполне целесообразно не делать провинциальные вузы многопрофильными, а сформировать ключевое направление их деятельности в зависимости от географических, экономических и иных особенностей региона.
В частности, главным вузам областей Черноземья (Липецкой, Тамбовской, Орловской) логично было бы в первую очередь развивать образовательные программы, связанные с сельским хозяйством. В свою очередь, высшим учебным заведениям Западной Сибири (Тюменская обл.) целесообразно сфокусироваться на нефтегазовой сфере и т. д. Кроме того, в региональных вузах стоит урезать количество направлений подготовки, после которых крайне проблематично трудоустроиться по специальности. Очевидно, что, например, во многих учебных заведениях в провинции не нужны факультеты международных отношений, т. к. их выпускникам будет очень тяжело найти работу, а в рамках данного субъекта зачастую и вовсе невозможно. Подготовка специалистов данного профиля обоснована в мегаполисах, а также приграничных регионах, причём с упором на дальнейшую работу с соседним государством (например, востоковедческие программы в университетах Дальневосточного федерального округа).
Опыт проведения китайской реформы учебных заведений в провинциях может быть интересен и белорусским властям. Учитывая сложившийся на постсоветском пространстве и в государствах Центральной и Восточной Европы имидж Беларуси как индустриально-аграрной страны, вполне обоснованным было бы создать несколько новых крупных вузов данного профиля, а также стимулировать открытие соответствующих факультетов в уже существующих (в частности, в БГУ), в том числе с преподаванием на иностранном языке. Это могло бы стимулировать приток в республику студентов из-за рубежа.
Вслед за Китаем и РФ Беларуси тоже стоит отходить от советских практик организации учебного процесса. Большинство российских и белорусских высших образовательных учреждений по-прежнему использует устаревшую и малоэффективную лекционно-семинарскую модель преподавания, отличительными чертами которой являются субъект-объектный характер отношений между студентом и преподавателем (т. е. преподаватель рассказывает, студент запоминает, а исследовательская составляющая его деятельности ограничена), однообразная подача общеобразовательных дисциплин вне зависимости от профиля обучающихся, минимальное внедрение инноваций в образовательный процесс и т. д. Китайские же вузы уже перешли на западную модель организации, учитывая при этом собственную специфику. Она характеризуется:
1. Субъект-субъектными отношениями преподавателя и студента (т. е. между ними идет постоянный взаимный обмен информацией).
2. Маленькими учебными группами, что позволяет расширить контакт студентов и преподавателя.
3. Поддержкой самостоятельной исследовательской деятельности обучаемого.
4. Максимальным внедрением инноваций.
России и Беларуси стоит оказывать поддержку своим абитуриентам, желающим получить образование за рубежом, а также взять за образец китайские практики по организации студенческих обменов. Власти Поднебесной всячески стимулируют молодёжь учиться в других странах, выделяя на это значительные средства из государственного бюджета. Помимо оказания финансовой помощи (стипендии и гранты) этой категории граждан, в КНР они получают существенные привилегии в случае возвращения. В частности, им проще найти хорошую высокооплачиваемую работу, особенно тем, кто получил степень магистра, а тем более PhD. Власти Китая считают, что, имея хорошее зарубежное образование и опыт работы в других странах, они способны внести свой вклад в развитие китайской экономики.
По данным министерства образования КНР, с 1978 по 2018 г. в других государствах получали образование около 3,2 млн китайцев, 85% из которых по окончании обучения вернулись в родную страну. В настоящий момент количество китайских студентов за рубежом составляет 608 тыс., почти половина из них обучается в США. Популярными направлениями являются также Япония, Австралия и страны Западной Европы. Стоит отметить, что в последние годы в этот список вошла и РФ, где в настоящий момент обучаются 28 тыс. граждан КНР.
В отличие от Китая, РФ и Беларусь практически не оказывают помощь своим абитуриентам и студентам, желающим получить образование или пройти стажировку в иностранных университетах. В частности, они не получают от государства преимуществ после возвращения. Скорее, наоборот, могут иметь дополнительные проблемы в случае трудоустройства в силовые ведомства или органы государственной власти. Молодой специалист с дипломом зарубежного вуза расценивается там как потенциально «ненадёжный элемент». Кроме того, многие выпускники хороших европейских и американских учебных заведений имеют по российским, а уж тем более белорусским меркам слишком завышенные зарплатные ожидания, которые государство и местные компании удовлетворять не готовы.
Таким образом, многие наши соотечественники, отправляясь учиться за рубеж, уже держат в голове мысль о последующей эмиграции и возвращаются домой, только если не удалось там «зацепиться». Помочь решить эту проблему отчасти могут целевые наборы на обучение по программам двойных дипломов с зарубежными университетами. У многих студентов, особенно из провинции, не хватает финансовых средств на оплату подобных программ (так как большинство из них является коммерческим), а в случае, если подобные инициативы реализуются на местах с бюджетной формой финансирования, далеко не все студенты могут позволить себе оплачивать проживание за границей. Целевой набор на данные направления и покрытие всех расходов за счёт казённых средств с тем условием, что выпускники обязуются отработать определённый период времени (обычно от трёх до пяти лет) на родине, во многом будут стимулировать приток абитуриентов на указанные программы. Такая система позволит не только привлекать в национальную экономику кадры, подготовленные по лучшим зарубежным методикам, но и грамотно распределять их в те отрасли национального хозяйства, которые в настоящее время испытывают кадровый голод.
Однако очевидно, что никакие меры государственного стимулирования развития высшей школы не будут эффективны без наличия соответствующего экономического базиса, способного трудоустроить выпускников. Как известно из основ экономической теории, спрос рождает предложение, а в условиях по сути дела стагнации российской экономики в последние пять лет трудно ожидать взрывной потребности в высококвалифицированных кадрах, требующих хороших условий труда и высоких зарплат. Таким образом, реформы системы высшего образования должны быть неразрывно увязаны с преобразованиями всей системы национального хозяйства по приоритетным направлениям. Высшая школа может стимулировать экономический рост путём подготовки специалистов, необходимых для увеличения производительности труда в ключевых отраслях, но она не может заменить собой необходимость продуманной хозяйственной политики на государственном уровне.
Проблемы существуют и с организацией краткосрочных обменов. Причём даже долгожданный переход на балльно-рейтинговую и кредитную системы их не решил. Например, многие студенты, вернувшиеся из полугодичной или годовой зарубежной стажировки, не могут закрыть сессию в своём университете и рискуют быть отчисленными или потерять год. Это значительно отталкивает их от получения такого ценного опыта.
Таким образом, властям РФ и Беларуси целесообразно изменить своё отношение к студентам, обучающимся за рубежом, как это сделали в КНР. Ведь уже в краткосрочной перспективе они могут внести качественные инновационные идеи, которые помогут в развитии наших экономик.
ВЫВОДЫ
За достаточно короткий период времени власти КНР смогли качественно повысить в стране уровень высшего образования. Им удалось трансформировать устаревшую советскую систему в более современную, отвечающую требованиям рыночной экономики.
1. Опыт КНР в реформировании системы образования может быть интересен и странам постсоветского пространства.
2. РФ целесообразно обратить внимание на китайскую программу развития лидерских университетов. В частности, российскому правительству стоит увеличить им бюджетное финансирование на модернизацию и научные разработки.
3. России и Беларуси необходимо уходить от устаревшей советской модели организации учебного процесса, как это уже сделали в Поднебесной.
4. Опыт КНР может быть интересен при формировании специализации региональных вузов.
5. РФ и Беларуси стоит уделять больше внимания своим гражданам, обучающимся за рубежом. Правительствам наших стран необходимо всячески поддерживать этих студентов, а также стимулировать их вернуться на Родину.
Автор Сергей Борисович Маргулис — преподаватель кафедры международной политики и зарубежного регионоведения ИОН РАНХиГС
- ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Антироссийский проект путинизма: реконструкция, идеологические и фактические характеристики
Занимаемся мы в университете оппозиции не пропагандой, не агитацией (что только в какой-то мере так, но главная цель не в этом). Занимаемся мы тем, что убеждаем друг друга и помогаем понять, что слово «оппозиция» — слово ответственное и оно отличается от слов: «балаган», «развлекуха», «подставуха», «суррогат», самопиар и «политическая порнография». Мы делаем совершенно иную заявку и последовательно помогаем строить в стране настоящую политическую оппозицию. Правящий режим и правящая группировка в нашей стране, как известно, получила…1 339 - ЭкономикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм и кризис России
Россия вновь наступает на те же грабли. Годы назад, выдвинув математическую модель мирового финансового кризиса, наша научная политическая группировка предупреждала руководство страны, что оно создает модель экономики и государства несуверенного типа, уязвимые для внешнего агрессивного воздействия. Обстоятельный доклад на эту тему в феврале 2009 году — по кризису одов — был подготовлен для Совета Безопасности Российской Федерации, в котором тогда, совместно с его секретарем Николаем…1 793 - ПолитикаСулакшин С.С.
Вступай в борьбу за власть
Уважаемый соотечественник! Благодарим вас за возможную решимость присоединиться к организационно-политическому строительству объединения настоящей общенародной оппозиции Путину и путинизму в рамках организационной инфраструктуры Партии Нового Типа. Наш отличительный принцип состоит в том, что мы не только разоблачаем губительный характер путинизма, но дали профессиональную диагностику способов и причин деградации страны и народа. В ее основе научные методы, модели и методология. Мы не только критикуем путинизм, но мы делаем настоящее профессиональное, конкретное содержательное предложение — что и как…1 175 - ПолитикаРусранд
России нужна другая Конституция!
Конституция — это основной закон страны. Существуют Конституции двух типов — первый, к которому относится ельцинско-путинская Конституция, устанавливает право, порядок и институты государственности. В Конституции иного типа кроме права, порядка и институтов задаются основы жизнеустройства во всех сферах жизни. Задаются социальная, экономическая, политическая, гуманитарная модель страны. Новая Конституция команды Сулакшина — именно такого, второго типа. Каким в Конституции будет задано жизнеустройство, — такой жизнь в стране и будет. Если…436 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм должен исчезнуть! Вызовы оппозиции гибельному курсу России
Автор и его товарищи много усилий приложили для мобилизации в стране реальной политической оппозиции путинизму, но задача создания профессиональной оппозиции, способной взять на себя ответственность за страну, дело трудное, объемное и длительное. Ее решение только еще предстоит. Поэтому мы открыли Университет оппозиции. Это цикл публичных занятий, объединяющей темой которого является политический проект реальной оппозиции, ее политическая Программа. Простой на первый взгляд вопрос — да чего там, за вечер…591 - ОбществоРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Семь «П». Программа: платформа, проблемная повестка, проект, план, прогноз
Центральная и сквозная тема наших занятий в Университете оппозиции — разбор политической программы — что это такое? Многим кажется, что политическая оппозиция, её роль, миссия и активная повестка демонстрируется в нашей стране, например, Левым фронтом Сергея Удальцова, активно организующего уличные акции; КПРФ с их митингами; был период, когда Навальный со своим политическим проектом будоражил страну множеством митингов по стране и несогласованными, и рискованными митингами в центре Москвы. То есть…228 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Корни и истоки «Программы Сулакшина»
Прежде чем подойти к разбору самой «Программы Сулакшина» сделаем несколько необходимых экскурсов. Начнем немного необычно, с отвлеченной истории, описанной Джеком Лондоном в его романе «Мартин Иден». Роман о судьбе талантливого человека в условиях жестокого американского капитализма начала двадцатого века, похожего на нынешнюю Россию с его императивами: выживай кто как может, а если не можешь выжить, погибай! Герой романа, ставший в итоге знаменитым, популярным, почитаемым и модным…252 - ОбществоКанал «Центр Сулакшина»
ТРОЛЛИ И БОТЫ: ВЫМЫСЕЛ ИЛИ ОРУЖИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ?
В этом видео мы впервые с помощью статистического контент анализа Твиттера раскрываем масштабы грязных методов информационной борьбы режима с политической оппозицией в лице С.С.Сулакшина. Вы сможете оценить уровень беззакония, вредоносности и опасности для страны этой конкретной деятельности властного режима. Фактически создан метод достоверного выяснения кто является настоящей оппозицией и кого режим считает для себя опасным,…107
- ОбразованиеИрина Опёнкина
Вот и расправились с советской системой образования, лучшей в мире…
Фото: shutterstock.com/vostock-photo.online Когда школа — зло. Как устроен бизнес на домашнем онлайн-обучении детей Меня не выгнали, я сам ушёл В России всё больше школьников учатся не за партой в классе, а дома за ноутбуком или планшетом. Недовольные системой образования родители готовы платить за удалённые уроки, но не все онлайн-школы оказываются действительно школами, а качество услуг…120 - Образованиеnews.ru
В Рособрнадзоре рассматривают вопрос сдачи ЕГЭ онлайн
Фото: АГН «Москва» Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил, что специалисты ведомства в настоящее время рассматривают возможность сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) в онлайн-формате. В этом году у нас каких-то изменений не будет. Мы прорабатываем вопрос сдачи онлайн Единого государственного экзамена. Это очень непростой вопрос, — цитирует ТАСС Кравцова. Он добавил, что этот формат требует хорошей технической и…69 - ОбразованиеИгорь Витальевич Олин Русранд
Учителю дадут жильё и повышенную на 50% зарплату, хотя он не очень и нужен
Сайт «Сибирь. Реалии» сообщил о закрытии школы в селе Большая Тихая Алтайского края, где не осталось учителей. Последний педагог, преподаватель иностранного языка, которая раньше вела все прочие основные предметы, накануне первого сентября уехала в Германию. По словам жительницы деревни, местные чиновники два месяца не могут найти нового учителя и предложили родителям искать его самим. Новость мгновенно разошлась по сети. На следующий день ТАСС, Интерфакс,…286 - ОбразованиеИгорь Витальевич Олин Русранд
«Школы-сказки»: реальность или мираж успехов системы образования?
Новое строительство является предметом гордости действующей власти. В называющей себя патриотической интернет-энциклопедии «Русский эксперт» приводятся списки возведённых за два десятилетия объектов и утверждается, что по своим масштабам и достижениям эпоха Путина превзошла сталинскую индустриализацию. Но чтобы придать этому смелому заявлению большую объективность, предлагаю рассмотреть его в скромном аспекте создания новых школ, тем более что принципы социально-экономической политики схожи в различных отраслях. Действительно ведь появились образовательные учреждения, что…63 - ОбразованиеРусранд Сергей Борисович Маргулис
Китайская наука
Какой опыт высшая школа России и Беларуси может заимствовать у КНР. Современную экономику часто называют «экономикой знаний». Этот термин впервые был предложен американским учёным Фрицем Махлупом в начале 60-х годов прошлого века для обозначения типа хозяйственной системы, где «знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста». В мировой экономике знания фактически превратились в полноценный фактор производства. В XXI веке необходимость экономического и технологического…95 - Образованиеsturman-george
Пришло оно, желанное
Дед Мазаев против пожирателей зелени. Эх! эх! придет ли времячко. Когда (приди, желанное!..) Дадут понять то школьнику, Что рознь портрет портретику, Что учебник книге рознь? Когда сопляк не Блюхера, И не милорда глупого — Аркашу Ротенберга и Руститанинвест С базара понесет? Компания «Руститанинвест» приобрела группу издательств «Российский учебник» — одного из крупнейших в России издателей…104 - ОбразованиеКубанские Новости
Названы самые частые ошибки школьников на ЕГЭ по русскому языку
Фото: КП.ру В Федеральном институте педагогических измерений назвали ошибки, которые выпускники допускали на ЕГЭ-2019. Чаще всего российские школьники ошибались при написании личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Вторыми по сложности оказались задания, проверяющее правописание разных суффиксов и приставок. Их выполнили в среднем 58% выпускников. Отмечается, что школьникам даже в 11-м классе по-прежнему сложно определить некоторые…65 - Образованиеeugen1962
В Питере опять выгоняют главный университет. Вдаль, на унавоженные поля бывшего племенного совхоза
Фото отсюда В Питере опять маньячат. Потрясая папирами 100-летней давности, люди из команды приятеля Дмитрия Медведева, занявшего кресло ректора главного Университета города (СПБГУ), утверждают, что единственное спасение некогда славного ВУЗа, ныне пришедшего в полнейший упадок, это немедля бежать в унавоженные поля бывшего племенного совхоза, разводившего КРС (крупный рогатый скот) в Пушкинском районе некогда Ленинградской области (ныне присоединенного к Санкт-Петербургу)….133 - ОбразованиеТайга Инфо
Новосибирская прокуратура опротестовала школьное правило «звонок для учителя»
Фото: © ria.ru Прокуратура Маслянинского района Новосибирской области опротестовала правила местных школ. По оценке ведомства, они нарушали право детей на отдых. В девяти случаях в правилах внутреннего распорядка содержалось положение о том, что «звонок об окончании урока дается для учителя, только когда учитель объявит об окончании занятий, учащийся вправе покинуть класс», сообщает прокуратура региона. «Это положение противоречит законодательству об образовании и нарушает…179 - ОбразованиеАлександр Дыбин
В Челябинской области школьники вышли на пикет против второй смены
Фото: газета «Сосновская нива» В Челябинской области обсуждают скандал вокруг школы в крупном поселке Долгодеревенское, где школьники 1 сентября вышли на линейку с плакатами против обучения во вторую смену: «Не хотим учиться во вторую смену», «Вы за ЗОЖ, а мы за первую смену», «Вторая смена 10-м классам? Мы не согласны». Аргументация школьников простая: многие готовятся к поступлению…103 - ОбразованиеИрина Беляева
«Наших мам уже трудно чем-то напугать»: сдачу школы для особых детей задержали в Новосибирске
Фото: © Ирина Беляева Новосибирская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Перспектива» открылась после многолетних переездов. Она разместилась в здании на улице Тополевая и должна была принять учеников 1 сентября, однако ее открытие отложили на пять дней. Торжественную линейку для детей «Перспективы» 6 сентября открывали мэр Новосибирска Анатолий Локоть, директор школы Тамара Воронецкая, министр…241 - ОбразованиеВести.Экономика
В российских школах и детсадах усиливаются меры безопасности
Фото: МИА «Россия сегодня» Все российские школы и детсады установят систему передачи тревожных сообщений, видеонаблюдение и сигнализацию, наймут сотрудников ЧОП или вневедомственной охраны, оборудуют посты охраны, установят КПП, металлоискатели согласно постановлению правительства, опубликованному на официальном портале правовой информации. Эти требования касаются всех учебных заведений, летних лагерей отдыха, центров дополнительного детского образования. Все учреждения, которыми ведает…94 - ОбразованиеИА Красная Весна
Халатность или злой умысел? В школе «Горки» ремонт не планируется
Школа «Горки» в советское время Дмитрий Марков Капитальный ремонт, из-за необходимости которого была закрыта школа федерального значения «Горки», спустя 9 месяцев так и не начался и в 2019 году не планируется, следует из ответа Видновской городской прокуратуры от 13 августа, опубликованного в группе «Городское поселение „Горки Ленинские“» в соцсети «Вконтакте». «Проведение мероприятий по капитальному ремонту на…168 - ОбразованиеЕвгений Александрович Ямбург Русранд
Учителя массово покидают школы: «Потребительское и высокомерное отношение»
Педагог стал кем-то вроде официанта, по отношению к которому клиент всегда прав. …Случилась беда: девушка-подросток ушла из жизни. Оставляю в стороне причины трагедии. Но в ходе расследования выяснилось, что на своей странице в Facebooke она три года вела дневник, в котором явно просматривались неуклонное нарастание депрессивного синдрома у подростка. На вопрос проверяющего к классному руководителю: «Неужели вы все это время не замечали подавленное состояние ребенка?» — она ответила:…230 - ОбразованиеПримечания
Министра культуры просят избавить Севастополь от библиотек
Фото: crimeaz.ru Россияне перестали читать, библиотеки по всей стране массово переоборудуют в досуговые центры, при этом русскую и советскую классику массово списывают, оставляя сравнительно новые книги. До Севастополя эта реформа пока не добралась, но вице-губернатор Иван Кусов добился от министра культуры РФ Владимира Мединского обещания начать ее и здесь. После обновления в библиотеках города можно…203 - ОбразованиеVL.ru
«В том числе на социальные нужды»: утилизационный сбор за автомобили не расходуется на решение экологических проблем
фото отсюда Около 1,5 триллиона рублей утилизационного сбора заплатили автомобилисты за семь лет взимания «скрытого налога». При этом утилизационная программа для транспорта в России не действует, специализированные предприятия не строятся, а доходы направляются в общий котел федерального бюджета. Там их след, естественно, теряется. Утилизационный сбор, как уже писал VL.ru, взимается с каждого автомобиля – грузового и легкового,…138 - Образование ОбществоКубанские Новости
Названы самые позорные ошибки в речи
Фото: iStock Стало известно, в каких словах люди делают самые неприятные речевые ошибки. Первое место занимает слово «звонит». Заведующая кафедрой сценической речи Екатеринбургского театрального института Азалия Блинова отметила, что ударение на первую гласную моментально говорит о бескультурии собеседника. Часто россияне употребляют в речи слова «ихний» и «евонный», которых в принципе не существует в русском языке,…184 - ОбразованиеКанал «Центр Сулакшина»
Стоит ли возвращать сталинские учебники? #ПрограммаСулакшина #ВопросОтвет
Каково Ваше мнение, надо ли возвращать учебники сталинского периода в образовательную программу? — спрашивает зритель ютуб-канала Центра Сулакшина. Отвечаем… Фрагмент передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы128 - ОбразованиеИА Красная Весна
Образование уже не влияет на благосостояние жителей России — ВЦИОМ
Образование Анашкин Сергей © ИА Красная Весна Около 70% жителей России считают, что образование не влияет на материальное благополучие человека. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), опубликованные 18 июля на сайте центра. В 1991 году подобного мнения придерживалось 47% респондентов. 63% опрошенных считают, что доступность высшего образования в России снижается….152 - ОбразованиеИгорь Витальевич Олин Русранд
ЕГЭ есть сапог чиновника на груди поверженного образования
У нас сейчас все забыли, для чего вводился Единый государственный экзамен. К началу третьего тысячелетия состояние обновлённого российского общества было таково, что приёмные комиссии вузов почти повсеместно стали коррупционными ячейками, торговавшими правом на бесплатное высшее образование. Тогда же в школах появилось большое число медалистов-льготников, которые ошибались в таблице умножения и двух слов связать не могли. Была…117 - ОбразованиеБорислав Кашихин Надежда Исаева Юлия Соколова
Бедным здесь не место: как дорожает образование в вузах Крыма
Юбилейный выпуск в Севастопольском филиале МГУ. ИКС-ТВ Образование в Крыму, как и по всей России, становится все менее доступным: бюджетных мест в вузах все меньше, а стоимость коммерческого обучения все выше. «Примечания» узнали, как подняли ценник топовые вузы полуострова в новом учебном году. «Известия» со ссылкой на Росстат сообщают, что в сентябре 2019 года в…237 - ОбразованиеИА Красная Весна
Созданному отцом пенсионной реформы университету вернули госаккредитацию
Образование Сергей Кайсин © ИА Красная Весна Аккредитацию государственных образовательных программ вновь получил Европейский университет в Санкт-Петербурге, 3 июля сообщается на сайте Рособрнадзора. Рособрнадзор аккредитовал семь образовательных магистерских программ вуза по гуманитарным наукам. В 2017 году университет был лишен лицензии на ведение образовательной деятельности. В августе 2018 года лицензия была возвращена. Напомним, Европейский университет работает с 1994 года. Университет…103 - Образованиеruinformer.com
Учителя пожаловались на зарплату ниже МРОТ
Молодые учителя боятся идти в школу из-за избыточной отчетности и неопределенности с зарплатой, заявила министр просвещения Ольга Васильева на парламентском часе о мерах по повышению качества образования в Госдуме. Ее слова подтвердили и сами молодые учителя, и представители субъектов, и депутаты. Средняя зарплата педагога в регионах порой едва превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ), из-за чего приходится…288 - Образованиеruinformer.com
В Севастополе наблюдается дефицит учителей математики
Количество учителей математики в Севастопольских школах примерно в два раза меньше, чем необходимо. Об этом СМИ рассказали в департаменте образования. «Количество школьников в Севастополе выросло на 11 тысяч человек. Количество преподавателей не увеличилось. Все учителя математики в школах работают на 1,7-2 ставки. Физически не хватает педагогов», – заявила начальник управления образования департамента образования Елена Богомолова. О…322 - ОбразованиеРусранд Татьяна Владимировна Воеводина
Электронное портфолио и крыловский мишка
Продолжаю о выступлении Ольги Четвериковой об «электронной школе». Замена учителя на девайс — это однозначно «нет». А вот электронное портфолио — дело, на мой взгляд, недурное. Сегодняшние бумажные портфолио, которые ведут школьники и часто студенты — это симулякр, говоря по-современному, и показуха, выражаясь по-советски. «Творческие достижения» школьника в нынешнем их виде — это чаще всего достижения взрослых: родителей, учителей. Теперь никто не заботится, чтобы…187 - ОбразованиеЮлия Соколова
Власти Крыма закрывают единственный вуз Феодосии
Фото: группа ФФЭА в ВКонтакте Финансово-экономическую академию – один из четырех негосударственных вузов полуострова – опечатали судебные приставы, не позволив студентам сдать выпускные экзамены. Руководство ФФЭА, работающей с 1993 года, уверено: на «платных» студентов вуза положил глаз Крымский федеральный университет. Финансово-экономическая академия работает в Феодосии с 1993 года. Можно сколько угодно сетовать про «наплодили экономистов»,…477 - ОбразованиеМарина Царева
Студенты Петербурга протестуют против сокращения преподавателей
Студенты истфака СПбГУ. Фото: Фонтанка.ру Студенты исторического факультета СПбГУ сообщили о массовых сокращениях преподавателей и выступили против приказа, утвержденного в апреле первым проректором по учебной и методической работе СПбГУ Мариной Лавриковой, где говорится, что минимальная численность студентов для изучения элективных и факультативных дисциплин составляет десять человек. Студенты утверждают, что из-за этого относительно непопулярные, но важные…144 - ОбразованиеАнна Ивушкина Русранд
Дефицит «бюджета»: бесплатных мест в вузах станет меньше
Шансы получить высшее образование за счет государства к 2024 году могут сократиться на 25%. К 2024 году число бюджетных мест в российских вузах сократится на 17% по сравнению с 2019-м. Такой прогноз представлен в докладе правительства Федеральному собранию о политике в сфере образования, с которым ознакомились «Известия». При этом абитуриентов, напротив, станет больше на 15%, поэтому шансы получить высшее образование за счет государства значительно уменьшатся. Сокращение бюджетных мест связано…146 - ОбразованиеРусранд Татьяна Владимировна Воеводина
Электронные игруны
Борьба с «цифровым концлагерем» в образовании, возглавляемая Ольгой Четвериковой, содержит в себе заметную пользу и менее заметный вред. Суть, напомню, в том, что в московских школах сейчас проводят широкомасштабный эксперимент под названием «Электронная школа». Уже сформировалась довольно упорная оппозиция этой начальственной инициативе. Мне кажется, надо более чётко выделить аспекты продвигаемой руководством наробраза «Электронной школы», и…139 - ОбразованиеВера Владимирована Афанасьева Русранд
Почти хорошие люди
Конкурс, на котором меня собираются убрать из университета, приближается — десять дней осталось. Собрала я все документы — они в полном порядке, по всем параметрам соответствую должности, на которую претендую. Подала их не на факультетский совет, а на Большой учёный совет СГУ — не хотелось мне заставлять подличать своих ближайших коллег. Приходилось мне пару раз…133
Лента новостей
- Белорусские офицеры массово уходят со службы, после их отправки в Сирию
- Полицейский в Петербурге достал оружие, успокаивая агрессивных протестующих
- Белоруссия с 1 февраля повысит тариф на прокачку российской нефти
- ЦБ обнаружил рекордную дыру в валютном балансе банковской системы
- Эксперты прогнозируют дальнейший рост цен на продукты питания в России
- Разные новости 31.01.2021
- Аркадий Ротенберг заявил, что ему принадлежит «дворец» в Геленджике
- Барам и ресторанам в центре Москвы рекомендовали закрыться 31 января
- Разные новости 30.01.2021
- Главу одной из крупнейших госкомпаний Китая расстреляли за коррупцию и двоеженство