Электронное портфолио и крыловский мишка

Русранд Татьяна Владимировна Воеводина 28.06.2019 12:24 | Образование 75

Продолжаю о выступлении Ольги Четвериковой об «электронной школе». Замена учителя на девайс — это однозначно «нет». А вот электронное портфолио — дело, на мой взгляд, недурное.

Сегодняшние бумажные портфолио, которые ведут школьники и часто студенты — это симулякр, говоря по-современному, и показуха, выражаясь по-советски.

«Творческие достижения» школьника в нынешнем их виде — это чаще всего достижения взрослых: родителей, учителей. Теперь никто не заботится, чтобы дети делали ЭТО сами; есть даже теория, что совместное с родителями «творчество» укрепляет семейные узы и продвигает семейные ценности.

Вот как это функционирует в реальности. Дочке моей сотрудницы — первокласснице, было задано нарисовать плакат, пропагандирующий здоровый образ жизни. Мама, педагог по образованию, придумала сюжет, а папа, профессиональный художник, исполнил. Плакат занял первое место на каком-то конкурсе и, надо понимать, улучшил показатели школы, формирующие какой-то там рейтинг. Это, конечно, дурь.

А вотучёт всех оценок по всем предметам за все годы — дело вполне полезное. Потому что сегодня многие школьники при поощрении родителей учатся только по «нужным» предметам, а на ненужные — «забивают». Возможно, было бы полезно иметь какой-то интегральный показатель школьной успеваемости, составленный из текущих оценок по всем предметам. Тут открылось бы много нового и интересного.

Нужно ли учитывать достижения во внешкольном образовании и деятельности? Да, это полезно. Собственно, неэлектронным способом это делали и раньше. Моя знакомая поступала в областной пед на факультет, готовящей учительниц начальных классов. Экзамены сдала неважно, но сам декан обратил внимание на то, что девочка несколько лет ежегодно работала вожатой, в том числе в пионерских лагерях — и её приняли: такие люди нужны. Что ж дурного, если всё это будет в электронной форме?

В вузе была бы полезна система отслеживания текущего обучения студента, например, посещения лекций, семинаров, оценки за текущие контрольные. Хорошие показатели по этим «нудным» параметрам свидетельствуют о серьёзности намерений и планомерности занятий студента. Работодателю это может быть очень интересно, ему же хочется получить серьёзного работника, склонного к систематическому труду. Потому что подлинные знания достигаются не предэкзаменационными бдениями, а регулярными занятиями. Регулярные занятия нельзя имитировать, а вот экзамен можно. Вспоминая свой опыт обучения в двух, можно сказать, элитных вузах, могу сказать, что на экзаменах получала нередко оценки выше, чем были реальные знания: грамотная речь, убедительные интонации, интересные примеры… — пятёрка, конечно, пятёрка! Такие студенты были всегда; в знаменитой повести И.Грековой «Кафедра», написанной опытным вузовским преподавателем, таким был персонаж Олег Раков.

Совершенно очевидно, что подобные инновации студенты будут категорически отвергать под вывеской свободы и прав человека. Но работодателю посмотреть доступное портфолио претендента было бы полезно.

Борцы с «электронным концлагерем» боятся, что с помощью «цифры» учеников разделят на «спасённых» о «обречённых на вечные муки», т.е. направят по разным образовательным траекториям. И ничего с этим в дальнейшем сделать будет нельзя. Это настолько страшно, что вспоминаются осуждённые в 30-е годы педология и даже троцкизм.

Мне кажется, если бы кто-то сумел увидеть, к чему способен ребёнок и направил его по соответствующему пути — этот человек сделал бы большое благодеяние всему человечеству. Ещё Аристотель говорил, что счастье человека заключается в полноте использования его способностей. К этому, похоже, и стремилась педология. Но, к сожалению, пока тут больших достижений нет. Способности к музыке, рисованию проявляются рано, а к чему-то другому — гораздо позже, но это не значит, что попытки их определить и направить ребёнка по верному пути — опасны и бессмысленны. Очень полезны и осмысленны! Но нужны серьёзные исследования. И помочь в них могут данные, полученные от огромного числа школьников. «Цифра» в перспективе может позволить отследить судьбы школьников и ответить на такой, например, увлекательный вопрос: влияют ли школьные успехи на общую социальную успешность человека? Если да, то как?

О.Четверикову беспокоят попытки передать образование в руки «бизнеса». Ну, сколь я могу судить, бизнес не очень-то к этому готов и стремится. При этом идея не так однозначно плоха. Иметь гарантированное рабочее место — это золотая грёза всех нынешних студентов, которые нынче учатся «в никуда». В лучшие времена Советского Союза заводы имели свои ПТУ и техникумы, областные политехи готовили инженеров для областных предприятий; были прямо-таки ведомственные вузы, например, МИИТ принадлежал железной дороге.

Разумеется, базовая школа, а также образование по теоретическим наукам — может контролироваться только государством.

«Цифра» может помочь в образовании, только не надо, по нашему милому обычаю, второпях «гнуть дуги» наподобие крыловского медведя.

Автор Татьяна Владимировна Воеводина — предприниматель, публицист и блогер.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора