С 1 июля в России вводится обязательная цифровая маркировка лекарств, обуви и сигарет. Товары без кодов будут считаться незаконными. Произведенные до этой даты лекарства смогут продаваться до окончания срока годности, так что перебоев в аптеках и больницах не будет. Эксперименты по маркировке проводятся и с другими товарами, в том числе с молочной продукцией, бутилированной водой, шинами. Предполагается, что система маркировки будет создана к 2024 году и она станет одной из платформ для цифровой трансформации российской экономики, а также защитит граждан от поддельных лекарств и продуктов питания.
Эксперимент по цифровой маркировке ряда товаров устроили для того, чтобы отрасли могли подготовиться к нововведениям, а в ряде случаев – сами скорректировать или предложить те или иные решения, удобные бизнесу. В связи с необходимостью значительных инвестиций, в РФ решили развивать систему маркировки на принципах государственно-частного партнерства. Весной 2018 года оператором назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). ЦРПТ — совместный проект USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого. Инвестиции на горизонте 15 лет – 250 млрд руб.
Благодаря развитию маркировки государство получает дополнительные налоговые и таможенные платежи. Это показал рост доходов после запуска процесса маркировки шуб. Общее количество шуб в Евразийском экономическом союзе увеличилось в 13 раз, а объем реализации в розницу – возрос в 7 раз. Другими словами, отрасль «обелилась» на 1300%. В денежном выражении объем легальных продаж всего лишь за год вырос в 6 раз – до 55 млрд руб. Соответственно, со всех этих денег уплачены налоги, таможенные платежи, также производители, импортеры и продавцы сделали все необходимые страховые взносы.
Табачная отрасль прошла похожие изменения – по мере введения маркировки на рынке объявились несколько крупных производителей. Они находились за горизонтом внимания фискальных органов, но неожиданно стали регистрировать свои минимальные цены – основу выдачи акцизных марок. Отрасль на сегодняшний день обелилась на 30%.
Сколько всего в России продается контрабандных и контрафактных товаров точно понять пока невозможно. Некоторые эксперты полагают, что до 60%. Объем продаж только непродовольственного контрафакта в 2019 году достиг в стране, по оценке «ТИАР-Центра», 5,2 трлн руб., что составляет 4,7% ВВП и сопоставимо с долей агропромышленного комплекса. Потенциальные нелегальные доходы компаний составляют сотни миллиардов рублей. С этих сумм не только не выплачиваются налоги, а неучтенные потоки могут использоваться для финансирование преступных схем. Все это создает риски для жизней людей и для продовольственной безопасности страны и именно поэтому в РФ пытаются поставить нелегальный рынок под контроль.
Фото сайта kremlin.ru