Космос — потеря позиций или рывок?
Космонавтика всегда была и остается предметом законной гордости жителей нашей страны. Именно наш соотечественник К. Э. Циолковский теоретически обосновал техническую возможность полета в космическое пространство и впервые попытался доказать необходимость такого полета. Именно наш соотечественник Ю. А. Гагарин первым из людей совершил полет по околоземной орбите. Наш соотечественник А. А. Леонов впервые свободно плавал в космическом пространстве, отделенный от него только многослойной тканью скафандра. Созданные в нашей стране автоматы первыми (пусть и с разной степенью результативности) достигли поверхности Луны, Венеры и Марса… Наконец, именно наша страна, а не какая-то другая, в самые тяжелые постперестроечные годы всеобщего воровства и развала, успешно экспортировала самую высокотехнологичную в мире услугу — полет человека в космос!
Но гордость за прошлые достижения не должна мешать видеть сегодняшнюю реальность — а она такова, что не нужно обладать допуском к государственной тайне, чтобы увидеть, что отечественная космонавтика находится в глубоком кризисе. Сам по себе этот факт уже признан на всех уровнях, включая самый высший — государственный. Однако относительно причин этого кризиса, и тем более его сути — общего мнения не существует. А в таком случае не будет и понимания того, как этот кризис преодолевать и в какую концептуальную сторону из него выходить.
Чтобы разобраться в этом вопросе, начнем с, казалось бы, чисто технической проблематики, которая, однако, удивительным образом выводит на самые главные вопросы космонавтики в сегодняшней России.
Техническая проблема, о которой мы говорим и которая уже не первое десятилетие разделяет отечественных специалистов и просто неравнодушных к космонавтике людей на борющиеся лагеря почти так же, как линия фронта воюющие стороны — это выбор компонентов ракетного топлива.
В начале сентября 2018 года в Москве прошла научная конференция, посвященная 110-летию Генерального конструктора ракетно-космической техники, одного из основоположников отечественного ракетного двигателестроения академика В. П. Глушко. Выступая на конференции, главный конструктор РКК «Энергия» Е. А. Микрин заявил буквально следующее:
— При разработке ракеты-носителя сверхтяжелого класса обязательно необходимо экономить средства, выделяемые на опытно-конструкторские работы. В связи с этим мы, в частности, отказались от компоновочной схемы сверхтяжелой ракеты и, соответственно, от разработки крупногабаритного кислородно-водородного блока второй ступени с маршевыми двигателями с тягой более 100 тонн. Это… позволило снизить затраты на опытно-конструкторские работы и обеспечить выполнение всех требований.
Думается, что эта цитата мало что говорит людям, не имеющим технического образования или регулярно не следящим за развитием техники. Тем не менее, даже далекие от этой проблематики читатели наверняка слышали устойчивую фразу, что «водород — это топливо будущего». А кто-то, возможно, вспомнит, что водородное топливо уже применяется в автомобилях (Тойота «Мирай»), реактивных самолетах (наш экспериментальный Ту-155), торпедах (опять же наш «Шквал» и другие) и, конечно, ракетах (от американского «Сатурна» до нашего «Бурана»). Наше особое отношение к водороду, по-видимому, идет от К. Э. Циолоковского, который еще в 1903 году предлагал использовать в качестве ракетного топлива водородо-кислородную смесь как самую энергетически емкую.
Ну, и слегка конспирологический аспект этой темы — нет-нет да и прочтешь статью об ужасном «нефтяном лобби», которое, как утверждается, тормозит внедрение водородных технологий в практику, а заодно и вступление всего человечества в «водородную эру».
Так что же получается — главный конструктор РКК «Энергия» заявляет о сокращении применения столь перспективного водорода в новой ракете-носителе сверхтяжелого класса — и при этом то ли гордится и ставит это в заслугу себе и своей корпорации, то ли докладывает, что, пожертвовав как бы чем-то неважным, сэкономил средства.
Заподозрить главного конструктора РКК «Энергия» в том, что он не в курсе водородной проблематики, довольно трудно. Так, может быть, Е. А. Микрин прав, и применение водорода в качестве ракетного топлива действительно надо сокращать? Ведь и легендарный академик, один из «отцов» отечественного космического двигателестроения, Валентин Петрович Глушко, многие годы категорически выступал против применения водорода в космической технике.
Да, действительно выступал, однако сам же в том же самом НПО «Энергия» создал самую мощную в стране ракету с самой большой в мире водородной ракетной ступенью.
И почему-то сегодня в мире никто даже не планирует строить сверхтяжелые машины (100 и более тонн полезного груза на низкую околоземную орбиту) без широкомасштабного использования жидкого водорода — кроме нас! В чем же дело?
Чтобы это понять, надо начать с азов — с рассмотрения плюсов и минусов водородного топлива.
Среди изученных вариантов ракетного топлива есть более эффективные, чем сочетание «водород-кислород» (и тот, и другой, разумеется, размещаются в ракете в жидком виде), но из всех эффективных оно — единственное неядовитое. Мы уже загрязняем Землю крайне токсичными гидразином и гептилом. Не хватало еще использовать в ракетах, регулярно летающих в земной атмосфере, в качестве компонента топлива фтор, более эффективный чем водород — это было бы уже совсем «за гранью добра и зла». Таким образом, по экологичности водород дает сто очков любому другому топливу, а по эффективности уступает не намного.
Еще о критерии эффективности. Эффективность ракетного двигателя определяется скоростью истечения из него реактивной струи за счет сгорания ракетного топлива. Согласно формуле Циолковского, скорость истечения реактивной струи пропорциональна температуре в камере сгорания и обратно пропорциональна молекулярной массе продуктов сгорания. Температура горения водорода в кислороде выше, чем, например, керосина, а молекулярная масса воды, получающейся при этом, в 2,5 раза меньше, чем углекислого газа, непременно образующегося при горении того же керосина. В результате, скорость истечения реактивной струи у жидкостно-реактивного двигателя (ЖРД) на водороде в 1,2-1,3 раза выше, чем на керосине.
Соответственно, в определенной пропорции сокращается и масса топлива (а значит, и стартовая масса носителя), необходимая для вывода на ту или иную траекторию того же полезного груза. Или, иначе говоря — при той же стартовой массе полезный груз увеличивается. И увеличивается совсем не мало: напомним, что «частично-водородная» американская ракета-носитель «Сатурн-5» была всего на 13% тяжелее советской «цельнокеросиновой» Н1, но на околоземную орбиту поднимала в полтора раза больше! И если масса полезного груза будет задана жестко, то это может означать разницу между возможностью и невозможностью создания носителя.
Помимо названых, есть еще достаточно много причин, почему переход на использование жидкого водорода неизбежен.
— После сжигания водородной смеси на выходе образуется только водяной пар.
— Реакция воспламенения происходит быстрее, чем с другими видами топлива.
— Водород устойчив к детонации (взрыву), благодаря чему удается поднять степень его сжатия.
— Водорода во Вселенной гораздо больше, чем углеводородов, и, в отличие от последних, он не является ценнейшими химическим сырьем.
— И, наконец, водород наиболее привлекателен для использования в перспективных атомных ракетных двигателях, т. к. при нагреве в реакторе, в отличие от веществ с более сложным строением ядер, он не активируется, А когда появятся термоядерные двигатели, опять именно водород станет топливом (ведь дейтерий и тритий — это изотопы водорода, а гелий-3 близок к ним по своим эксплуатационным параметрам).
Конечно, у водорода есть и минусы, которые, в каком-то смысле, происходят из его же достоинств. К этим минусам и адресуют противники немедленного перехода на водородное горючее (речь именно о немедленном переходе — все глобальные преимущества жидкого водорода они не отрицают).
Прежде всего, жидкий водород очень легок. И хотя по весу его нужно меньше, чем обычного топлива, ракетные баки для него все равно приходится строить существенно большего размера, прежде всего — диаметра. А в нашей стране не так много заводов, где можно изготовить ракетную ступень с такими баками. И еще более существенно то, что крайне сложно их доставлять с завода на космодром.
Сложность доставки баков большого диаметра (и, соответственно, блоков наших ракет-носителей) в том, что для решения этих задач может быть использован, в основном, железнодорожный транспорт. А это мосты, туннели, виадуки только определенной высоты и ширины, опять же малое расстояние между соседними путями, необходимость в специальных вагонах для их перевозки и многое другое.
В Советском Союзе при создании ракеты Н1 попробовали перенести окончательную сборку баков на Байконур, но опыт оказался крайне неудачным. На космодром приходилось посылать в командировки тысячи специалистов, компенсировать им весьма суровые условия работы и жизни в казахстанской степи повышенной оплатой, завод практически был разделен на две, разнесенные на полторы тысячи километров, части.
Для ракеты «Энергия» попробовали другой вариант — были созданы уникальные средства воздушной транспортировки. Но сегодня эти сверхтяжелые самолеты уже недоступны. Их воссоздание заложено в программу ПАК ТА (перспективный авиационный комплекс транспортной авиации), но когда этот комплекс будет изготовлен — прогнозировать трудно.
Еще больше проблем возникает с эксплуатацией водорода. Например, после заправки жидким водородом в баках должна поддерживаться температура всего на 20 градусов выше абсолютного нуля. Добиться этого можно, но для этого вся система производства, хранения и подачи жидкого водорода должна иметь качественно более высокую технологическую культуру на всех этапах, начиная с производства материалов для соответствующих агрегатов. Жидкий водород — крайне опасная субстанция, он в принципе не совместим с работой «на авось», с изучением нормативной документации уже после того, как что-то пошло не так, и с другими сходными особенностями нашего «национального менталитета». Добавим, что для безопасной эксплуатации жидководородных систем требуются качественно иные кадры, принципиально больший уровень автоматизации и прочее, и прочее. А это всё — не только средства, которых, как известно, всегда не хватает, но и люди, которых не хватает еще больше.
Но ведь все эти проблемы уже ставились и решались еще в начале 1960-х годов, когда определялся облик первого советского тяжелого носителя Н1. Тогда С. П. Королёву удалось отстоять компоненты «кислород-керосин» против ядовитых и дорогих (и тогда, и сейчас) гептила и азотного тетраоксида. А водород уже тогда рассматривался как горючее для перспективных модификаций ракеты.
И в 1970-х, когда делали «Буран» и то, что потом получило название «универсальная ракетно-космическая транспортная система «Энергия», необходимость водорода на второй ступени никем уже не оспаривалась. Впрочем, этому очень способствовал пример американского «Сатурна-5» (у которого водородное горючее позволило сократить число ступеней до трёх и всего на 13% большей стартовой массе доставить на Луну не одного, а двух человек) и «Шаттла» (который и стал возможен только благодаря применению водорода).
И наконец, хоть Е. А. Микрин и заявляет, что предлагаемая схема «обеспечивает выполнение всех требований», она явно этого не обеспечивает!
Согласно материалам, представленным на выставке «Армия-2018», предлагаемая «Энергией» ракета-носитель сверхтяжелого класса будет поднимать на низкую околоземную орбиту только 88 тонн, что не позволит реализовать полет к Луне одним пуском. Причем это подтвердил сам Микрин и другие сотрудники РКК «Энергия» на 43-х Академических чтениях по космонавтике в январе 2019-го. А если — как это прозвучало в некоторых заявлениях — некоторые блоки сверхтяжелого носителя планируется сделать многоразовыми, то это еще больше сократит массу полезного груза…
Зачем же главный конструктор «Энергии» предлагает эту схему? Думается, от безвыходности.
Дело в том, что решение проблем «минусов» жидкого водорода выходит за пределы компетенции не только РКК «Энергия», но даже и Роскосмоса в целом. И производство жидкого водорода, и подъем технологической культуры, и развитие производственно-транспортной инфраструктуры — задачи не отраслевого масштаба, а общегосударственного.
В Советском Союзе эти задачи ставились и решались именно как государственные. В середине 1970-х годов была разработана и принята к реализации широкомасштабная программа применения водорода для различных отраслей народного хозяйства.
Программа была комплексной и состояла из нескольких частей. Ее авиационная часть получила название «Холод», и предполагала создание вертолетов и до-, сверх- и гиперзвуковых самолетов на водородном топливе. А были еще части морская (водород-кислородные электрохимические генераторы для подводных лодок), автомобильная и даже металлургическая (активно изучался вопрос использования водорода вместо кокса для восстановления железа из руды).
Программа реализовывалась планомерно и настойчиво, но, к сожалению, медленно. К концу 1980-х годов многое было сделано, в частности, были созданы опытные образцы мобильных систем хранения жидкого водорода и заправки его в самолеты, подводные лодки, автомобили. Но тут грянула перестройка, опытные образцы не успели стать серийными, а потом…
Сегодня нереализуема не только эта гигантская программа, но и, как уже говорилось, гораздо более простая задача доставки баков большого диаметра с завода на космодром.
В США и Китае эта проблема решена предельно просто: заводы и космодромы находятся на океанском побережье, и доставка ракетных ступеней производится по воде! Но нам этот путь закрыт географией.
Напрашивается решение, озвученное бывшим вице-премьером по оборонке, а ныне руководителем Роскосмоса Д. О. Рогозиным: строить на космодроме не сборочный комплекс с работой командированных, а полноценный завод для изготовления крупногабаритных ракетных модулей, а может быть, и КБ для их разработки. Но это решение, опять-таки, выходит за пределы компетенции Роскосмоса! А в постсоветской России «космическое» руководство не только не решается, но просто панически боится ставить общегосударственные вопросы.
Впрочем, есть еще один вариант. И он даже еще более перспективен и, как бы сказать, футуристичен. Ведь ракета-носитель, хоть бы и сверхтяжелого класса — не самоцель, а часть космической транспортной инфраструктуры. Так почему бы не собирать транспортные корабли нужной грузоподъемности и заправлять их прямо на околоземной орбите? Откуда и организовать доставку, например, обитаемых модулей и транспортно-рабочих луноходов на поверхность Луны. Ведь, в конце концов, стыковка, сборка и заправка крупногабаритных космических аппаратов в космосе давно уже не является неразрешимой технической проблемой.
Однако для реализации такого варианта нужны другие средства доставки грузов на околоземную орбиту: не столь большой грузоподъемности, но курсирующие с точностью и надежностью железнодорожного транспорта! К тому же в них — по крайней мере, пока — можно обойтись без водорода. Но зато потребуется высокая регулярность пусков, наращивание серийности производства, радикальное упрощение технологии наземной подготовки и еще многое, многое другое… А значит — радикальная трансформация всей ракетно-космической промышленности и многих смежных отраслей, и серьезнейшая психологическая перестройка кадров отрасли. То есть, опять-таки, для всего этого необходимо государственное решение!
Такова, в кратком рассмотрении, проблематика применения водорода в космической промышленности. Будет ли принято в связи с этим общегосударственное решение и на какой срок затянется его реализация — неизвестно.
Но за этой проблематикой маячит еще более глобальный вопрос — чего мы вообще хотим от гражданского космоса? Зачем мы вкладываем огромные деньги, силы и материальные средства в это направление?
Понятно, чем был космос в эпоху СССР — там была великая Идея, мечта о всемерном развитии человека, человека-творца, Человека с большой буквы. И космос как нельзя лучше символизировал и оправдывал эту идею.
Но для чего нужен космос сегодняшней безыдейной России — России потребителей?
(Продолжение следует)
- ПолитикаС.С.Сулакшин Самое интересное
Подпиши петицию: С.Сулакшин: «Президент Путин, дай России шанс развиваться, уйди в добровольную отставку!»
Степан Сулакшин создал(а) эту петицию, адресованную Путин, Народ России Устройство всех сфер жизни страны, политический режим в стране, его практики управления государством и результаты губительны для России и ее народа. За 20 лет путинизма все стало предельно ясно и безнадежно. Народ вымирает, падает рождаемость и растет смертность. Лучшая часть населения эмигрирует. Экономика деградирует в сырьевую…4 332 - ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Антироссийский проект путинизма: реконструкция, идеологические и фактические характеристики
Занимаемся мы в университете оппозиции не пропагандой, не агитацией (что только в какой-то мере так, но главная цель не в этом). Занимаемся мы тем, что убеждаем друг друга и помогаем понять, что слово «оппозиция» — слово ответственное и оно отличается от слов: «балаган», «развлекуха», «подставуха», «суррогат», самопиар и «политическая порнография». Мы делаем совершенно иную заявку и последовательно помогаем строить в стране настоящую политическую оппозицию. Правящий режим и правящая группировка в нашей стране, как известно, получила…974 - ЭкономикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм и кризис России
Россия вновь наступает на те же грабли. Годы назад, выдвинув математическую модель мирового финансового кризиса, наша научная политическая группировка предупреждала руководство страны, что оно создает модель экономики и государства несуверенного типа, уязвимые для внешнего агрессивного воздействия. Обстоятельный доклад на эту тему в феврале 2009 году — по кризису одов — был подготовлен для Совета Безопасности Российской Федерации, в котором тогда, совместно с его секретарем Николаем…1 337 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
ПОБЕДИТЬ МОЖЕТ ТОЛЬКО УМНАЯ ОППОЗИЦИЯ — Университет оппозиции. Выпуск №33
2 апреля в 20:00 мск очередной прямой эфир Университета оппозиции. Канал ютуб Центра Сулакшина. Присоединяйтесь. Политическая оппозиция обязана быть умной и просвещенной,только тогда возможна ее победа и оздоровление нашего Отечества! Тема выпуска: ПОБЕДИТЬ МОЖЕТ ТОЛЬКО УМНАЯ ОППОЗИЦИЯ Ведущий: Степан Степанович Сулакшин527 - ПолитикаСулакшин С.С.
Вступай в борьбу за власть
Уважаемый соотечественник! Благодарим вас за возможную решимость присоединиться к организационно-политическому строительству объединения настоящей общенародной оппозиции Путину и путинизму в рамках организационной инфраструктуры Партии Нового Типа. Наш отличительный принцип состоит в том, что мы не только разоблачаем губительный характер путинизма, но дали профессиональную диагностику способов и причин деградации страны и народа. В ее основе научные методы, модели и методология. Мы не только критикуем путинизм, но мы делаем настоящее профессиональное, конкретное содержательное предложение — что и как…710 - ПолитикаРусранд
России нужна другая Конституция!
Конституция — это основной закон страны. Существуют Конституции двух типов — первый, к которому относится ельцинско-путинская Конституция, устанавливает право, порядок и институты государственности. В Конституции иного типа кроме права, порядка и институтов задаются основы жизнеустройства во всех сферах жизни. Задаются социальная, экономическая, политическая, гуманитарная модель страны. Новая Конституция команды Сулакшина — именно такого, второго типа. Каким в Конституции будет задано жизнеустройство, — такой жизнь в стране и будет. Если…209 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм должен исчезнуть! Вызовы оппозиции гибельному курсу России
Автор и его товарищи много усилий приложили для мобилизации в стране реальной политической оппозиции путинизму, но задача создания профессиональной оппозиции, способной взять на себя ответственность за страну, дело трудное, объемное и длительное. Ее решение только еще предстоит. Поэтому мы открыли Университет оппозиции. Это цикл публичных занятий, объединяющей темой которого является политический проект реальной оппозиции, ее политическая Программа. Простой на первый взгляд вопрос — да чего там, за вечер…168 - ОбществоВладимир Викторович Волк
Зачем плодить «новые социализмы», идя верной дорогой товарищей из системной КПРФ?
Пришла обратная реакция на публикацию «Профессор Сулакшин разобрал на молекулы «программу» Платошкина. Не соскучишься» . Кандидат экономических наук Анатолий Агафонов, в целом понимая, что Степан Сулакшин по делу и основательно разбил никчемную «программу-минимум» Николая Платошкина, возразил. Мол, у Николая Николаевича ещё всё спереди: вот он ознакомится с разбором Сулакшина, сделает выводы и придумает программу –максимум. А если…89
- Наука и техникаkajaleksei
О боевых роботах
В связи с восторгами некоторых аналитиков, по поводу успехов применения турецких дронов в боевых действиях в Карабахе, захотелось высказаться. По моим наблюдениям, многие наивные любители прогресса искренне уверены, что уже очень скоро воевать за нас будут роботы, а они сами смогут наблюдать за жестокими битвами железных монстров издали, находясь в относительно безопасных и комфортных условиях….22 - Наука и техникаАнатолий Ализар
Силовики в Беларуси использовали электромагнитную пушку
Во время разгона демонстрантов 1 ноября 2020 года белорусские силовики использовали электромагнитную пушку. Пушка данной модели «Гроза» предназначена для борьбы с гражданскими квадрокоптерами. Оружие разработано в Беларуси и представлено на выставке Milex-2019 весной прошлого года. Как сообщается, модель «Гроза Р2» позволяет дезориентировать летательный аппарат, заглушить канал управления дроном и каналы навигации по GPS и ГЛОНАСС. В зависимости от…27 - Наука и техникаВлад Потёмкиин
«Аргонавт» Рогозин
«Роскосмос» собрался помогать частной компании в создании многоразового корабля Учреждённая в прошлом году компания «Многоразовые транспортные космические системы» подписала с «Роскосмосом» соглашение о сотрудничестве. Целью его является создание многоразового космического корабля «Арго», который – серьёзно! – должен конкурировать с компанией Илона Маска при доставке грузов на орбиту и обратно. Не получится ли так, что затраты…33 - Наука и техникаПавел Пряников
Интересный рассказ, как в Турции развивалась отрасль дронов
Интересный рассказ, как в Турции развивалась отрасль дронов. Сейчас это страна стала 3-4-й в мире, способной производить на собственной элементной базе тяжёлые, ударные беспилотники (США, Израиль и отчасти Китай). Турецкие БПЛА уже способны подниматься на высоту до 7,5 км и нести полезную нагрузку до 550 кг, время полёта и зависания – до 24 часов. У…42 - Наука и техникаAndyCZ
Приложение «Социальный мониторинг»: анализ траффика
Началось все с прилета в Москву. Как и положено, я сдал необходимый ПЦР тест на ковид, дождался отрицательного результата, залил его на Госуслуги и… решил, что на этом мои московские приключения закончились. Но все оказалось не так просто. Ко мне внезапно пришел врач. И вручил постановление, что 2 недели я обязан сидеть дома в карантине,…39 - Наука и техникаВячеслав Ермолин
Конец МКС. Как это будет
Сход с орбиты орбитальной станции. Фильм «Гравитация». Поломки оборудования на МКС в последнее время напомнили, что МКС, в основном, «старушка». 20 лет успешной непрерывной работы на орбите обеспечило постоянное присутствие людей в космосе — это достижение и успех международного проекта. Но любая техника имеет свой «срок жизни» и для МКС он давно перевалил за половину….36 - Наука и техникаДмитрий Горчаков
Ввоз немецких урановых хвостов в Россию. Часть 3: Риски и опасности при обращении с ОГФУ
Фото крупнейшей аварии при транспортировке ОГФУ. Источник Это третья статья из серии моих публикаций, посвященных проблеме ввоза обедненного гексафторида урана (ОГФУ) из Европы в Россию. Напомню, что осенью прошлого года начались акции протеста против ввоза ОГФУ в Россию, активные выступления Гринпис и других экологических активистов против ввоза в СМИ, Росатом начал ответную разъяснительную кампанию — встречи…48 - Наука и техникаАлександр Тернавский
Десятки научных журналов исчезли из интернета за последние 20 лет и никто их не сохранил
92 научных журнала по социальным и гуманитарным наукам и 84 — по естественным пропали из интернета за последние два десятилетия, поскольку издатели перестали их поддерживать, пишет ScienceMag. Потенциально это могло привести к утере полезной информации об исследованиях, проведённых публиковавшимися в этих журналах авторами. Под угрозой исчезновения находятся ещё около 900 онлайн-журналов, говорится в совместном исследовании специалистов из университетов Берлина…38 - Наука и техникаhabr.com
Нейросеть GPT-3 вела мотивационный блог на английском и всем понравилось. Чем это грозит копирайтерам и писателям
Компания OpenAI, которую несколько лет назад основал Илон Маск, в июне выпустила новый алгоритм нейросети GPT-3. На сегодня это самая совершенная система, которая умеет работать с естественными языками. Ее возможности просто колоссальны. С помощью GPT-3 можно создавать любой тип текстовой информации, в том числе и сложные технические тексты. К примеру, когда нейросети дали задачу написать…28 - Наука и техникаmaybe_elf
Российским операторам разрешат строить сети 5G на отечественном оборудовании, которого пока нет
В проекте решения Госкомиссии по радиочастотам появилось положение, согласно которому, операторы смогут строить сотовые сети 5G в диапазоне 24,25–24,5 ГГц только на оборудовании отечественного производства из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции. Однако такого оборудования в стране просто нет. Идею обсудят на ближайшем заседании ГКРЧ в середине октября. Весной этого года комиссия уже предлагала строить сети нового поколения…30 - Наука и техникаБуркина Фасо
Сделано в СССР: вертикальная теплица
Фото отсюда Иногда я ловлю себя на мысли, что мы живем на обломках совсем иной, если не более развитой, то сильно отличной от нас цивилизации. Цивилизации под названием Советский Союз. То тут, то там встречаются ее следы, особенно, когда ты покидаешь большой город и оказываешься в глубинке. Вот уж где полно ее материальных следов в…44 - Наука и техникаАндрей Васильев Русранд
Русская Tesla: почему Россия не может создать свой электромобиль
До конца года в России должен был появиться первый серийный электромобиль. Предполагалось, что примерно за 450 тысяч рублей можно будет купить трехдверную машину компании Zetta, которая способна разгоняться до 120 км в час. Но срок выпуска в очередной раз перенесли. Причина банальная — нехватка денег. Компания не получила кредит. На самом деле в России есть технологии, на базе которых можно построить эффективный и недорогой электромобиль. Но крупные заводы не вкладывают деньги в инновационные…34 - Наука и техникаВалерий Леонидович Макаров Русранд
Отстали на поколение
В последние годы в России бурно развиваются так называемые ситуационные центры. Они создаются в министерствах, ведомствах, в региональных правительствах, в крупных корпорациях для оперативной работы, их сейчас около 200. Сначала это были комнаты для видеоконференций. Сейчас к этой технике добавляется цифровая аналитика. В условиях коронавируса эти центры сосредоточили у себя огромное количество информации. В том числе в одном из главных ситуационных центров сейчас работает президент, иногда нам…38 - Наука и техникаАлексей Аркадьевич
Китайский космос под устричным соусом
Фото: Ceo-na.com Почему китайцы так быстро и уверенно набирают обороты в изучении Луны Казалось бы, одной из мощнейших экономик мира, а также сильным влиятельным игроком на политической арене Земли является Китай. И если раньше, всего несколько лет назад, население планеты ассоциировало эту страну с поддельными и некачественными товарами, то сейчас концепция сильно поменялась… И, по-видимому,…35 - Наука и техникаПавел Пушкин
Кадровый провал в космической отрасли России и с чем его едят
Часто звучат заявления про кадровый провал в космической отрасли в России, иногда даже об этом говорю и я, но всеми эти заявления по-разному интерпретируются. Я попытаюсь сделать анализ того, что произошло с кадрами. Мой анализ касается в основном Московской агломерации и двух гигантов отрасли – Энергии и Хруничева в части их КБ. Анализ я делаю…37 - Наука и техникаАрина Корелина
Названа главная проблема российской науки
Главной проблемой российского нацпроекта «Наука» признали нехватку финансирования на собственно науку. К такому выводу пришли аудиторы Счётной палаты, проанализировав расходы по этому направлению. Впрочем, несмотря на недостаток денег, Россия может похвастаться определёнными успехами. Финансирование научного нацпроекта по сравнению с другими действительно скромное — 636 млрд рублей. При этом из бюджета на науку планируется направить только…51 - Наука и техникаИгорь Лесовских
Российский кибердельфин всплыл на Западе
Фото: facebook.com Московский технологический проект Flipper Zero стал первым российским IT-стартапом, собравшим на западной краудфандинговой площадке Kickstarter более 4,5 млн долларов. Группа московских программистов решилась на создание «тамагочи для хакеров» – мультиустройства, объединяющего в себе функции пультов дистанционного управления различной техникой, ключей доступа и даже анализатора защищённости радиосетей. «Октагон» разбирался, чем для создателей может закончиться…53 - Наука и техникаДмитрий Степнов
Тепло тела перевели в электроэнергию
Фото: Player.gg Ученые НИТУ «МИСиС» разработали новый тип энергоэффективных устройств – термоячеек, превращающих тепло в энергию. Это позволит создавать портативные элементы питания, которые можно будет нанести практически на любую поверхность, в том числе на одежду для получения электричества прямо от поверхности тела. Результаты разработки представлены в журнале Renewable Energy. Термоэлектричество – электроэнергия, полученная из тепла благодаря…43 - Наука и техникаЛариса Санникова
«Целому поколению ученых перекрывают кислород». О «лишних людях» в российской науке
Случится ли в российской науке «эффект Тутберидзе», нужны ли гендерные квоты в российских институтах, почему возрастные ограничения для ученых-администраторов необходимо сохранить и как исследователям из «возрастной ямы» не провалиться в яму карьерную? На эти вопросы в своей колонке отвечает профессор РАН, главный научный сотрудник Института государства и права РАН Лариса Санникова. Кто такие лишние люди?…70 - Наука и техникаРусранд
В США указали на место российского ВПК в мире
В рейтинг крупнейших в мире военно-промышленных компаний за 2020 год, каждые 12 месяцев публикуемый американским изданием Defense News, вошли, как и год назад, только две российские компании — концерн «Алмаз-Антей» (производитель зенитных ракетных систем С-400 «Триумф») и корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (разработчик гиперзвуковых ракет «Циркон»). По сравнению с предыдущим годом позиции российского военно-промышленного комплекса (ВПК) в рейтинге упали. Так, «Алмаз-Антей» (выручка от реализации продукции военного назначения в размере 9,1916 миллиарда долларов, падение 5 процентов) опустился на 17-е место с 15-го, а «Тактическое ракетное…36 - Наука и техникаИван Дмитриенко
Атака с воздуха: какую опасность таит технология городского аэротакси
©Shutterstock / Fotodom В среду, 5 августа, состоялся первый рейс вертолетного такси в Новой Москве. Об организации подобных сервисов в городах мира говорят уже много лет, однако вертолеты для них не слишком подходят. В последние годы для аэротакси был создан новый тип аппаратов – дроны и конвертопланы на технологии eVTOL (вертикальный взлет и посадка на электрической тяге)….45 - Наука и техникаСергей Кокорин
Техпрачка
Под руководством Минпромторга и «Ростеха» Объединённая двигателестроительная корпорация «допиливает» советские разработки Похоже, что ответ на вопрос, для чего в 2007 году Денис Мантуров и Сергей Чемезов создали Государственную корпорацию «Ростех», вовсе не совпадает с тем, который обычно прилюдно ими декларируется. Официальный сайт «Ростеха» сообщает: «В основе решения о создании Госкорпорации лежало стремление поддержать промышленный комплекс…4.08.2020 9:48 88 - Наука и техникаvaslobas
Яндекс принудительно устанавливает неудаляемый «Яндекс.Телемост» в другие свои программы на компьютере пользователя
15 июня Яндекс запустил онлайн-сервис для организации видеозвонков под названием «Яндекс.Телемост». Новость на Хабре. Сегодня же многие пользователи обнаружили, что Яндекс.Телемост принудительно устанавливается при обновлении других приложений Яндекса, например, Яндекс.Диска. Удалить Яндекс.Телемост отдельно нельзя. Служба поддержки «Яндекса» в твиттере сообщила, что «по многочисленным просьбам трудящихся» новый сервис «Телемост» добавляют в другие приложения Яндекса. «Отдельно удалить “Телемост” пока нельзя, но…29.07.2020 9:07 52 - Наука и техникаВера Зелендинова
Цифровизация социума: от перфокарт Освенцима до мультимодальной биометрии
Фото: Shutterstock Страшилка о строительстве «цифрового концлагеря» становится всё более расхожей в том числе из-за того, что полным ходом идёт выстраивание систем цифрового регулирования жизни общества. Российские власти тоже взяли курс на внедрение цифровых технологий в социальную сферу. На июльской встрече с представителями IT-отрасли в Татарстане премьер-министр Михаил Мишустин рассказал о планах по поддержке цифровой сферы: налоговых…52 - Наука и техникаКанал «Центр Сулакшина»
Космос нам нужен? #Сулакшин #ВопросОтвет
…или мы уже никогда не догоним лидеров в космической технологической гонке? Отвечает проф. С.С.Сулакшин Фрагмент передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы https://www.youtube.com/playlist?list… #ПрограммаСулакшина #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию #НравственноеГосударство #СулакшинПрав31 - Наука и техникаКирилл Савушкин
Японский пластик больше не будет плавать в море сотни лет
Flickr В Японии разработали революционный метод борьбы с загрязнением окружающей среды. Корпорация Mitsubishi Chemical представила миру инновационные пластиковые пакеты. Отличительной особенностью данных пакетов является тот факт, что они способны полностью разлагаться в морской воде. Материал, наощупь схожий с обычным полиэтиленом, создан на основе сахарного тростника. Как утверждает японское общественное телевидение, подобные пакеты полностью разлагаются в морской…56 - Наука и техникаnews.mail.ru
Чужие «хищники»: гигантские китайские моллюски захватили Волгу
Фото отсюда Беззубки диаметром 25 см губят рыб и лишают их кормовой базы. Двустворчатые моллюски родом из Китая захватили экосистему Нижней Волги. Беззубки диаметром до 25 см используют рыб для воспроизводства и распространения своих личинок (глохидий), прикрепляя их к жабрам и телу обитателей реки. Это приводит к асфиксии у молоди и ухудшению общего состояния взрослых рыб. Кроме того, «чужие» вытесняют местных беспозвоночных животных, приводя к изменению биологического разнообразия и сокращению кормовой…138 - Наука и техникаАндрей Васильев Русранд
Космический грабеж: как основатель Amazon обнуляет ценность российских двигателей
Первый двигатель BE-4, призванный заменить российские РД-180, поставлен заказчику. Американский United Launch Alliance — совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin — получил его от компании Blue Origin. США давно заявляли о намерении избавиться от российской зависимости. Еще в 2018 году Blue Origin сообщила о первом успешном испытании BE-4. Для нас это означает одно: потерю источника дохода. Генеральный директор «Энергомаша» Игорь Арбузов заявлял, что более половины выручки…51 - Наука и техникаРусранд Федор Николаевич Юрчихин
Прошлым можно гордиться, но им нельзя жить
Разговор с летчиком-космонавтом, Героем России Федором Юрчихиным о ситуации в отечественной космической отрасли и о звездных перспективах — чужих и своих. — Федор Николаевич, полет Crew Dragon позволил Трампу заявить, что США отныне «номер один» в космосе. Вас это не шокировало? — Нисколько. Вне всякого сомнения, американцы — лидеры. У нас в последние годы принято было говорить, что они отстают от нас по пилотируемым программам, точнее, по средствам доставки экипажей на орбиту, но ведь…65 - Наука и техникаДальневосточный дестрой
Огромная заброшенная «тарелка» контрольно-измерительной системы «Сатурн-МС-ДРК»
Брошенная посреди полей площадка передающих антенн контрольно-измерительной системы управления пилотируемых космических аппаратов «Сатурн-МС-ДРК». При помощи этой системы осуществлялся контроль и управление пилотируемыми и непилотируемыми космическими аппаратами в различных космических программах, но со временем часть программ было свёрнуто, а оборудование на этой площадке устарело и её функции на себя взяли модернизированные собратья. Главной достопримечательностью на площадке…139
- Наука и техникаСергей Александров
Космос — потеря позиций или рывок?
Российский космос— потеря позиций или рывок? Сергей Кайсин © ИА Красная Весна Понятно, чем был космос в эпоху СССР — там была великая Идея, мечта о всемерном развитии человека, человека-творца, Человека с большой буквы. И космос как нельзя лучше символизировал и оправдывал эту идею. Но для чего нужен космос сегодняшней безыдейной России — России потребителей? Космонавтика всегда…90 - ПолитикаСергей Александров
Бердянск и Мелитополь ждут Россию
Пророссийские настроения в Запорожской области в последнее время только растут, и этот факт очень беспокоит сторонников украинского так называемого «единства». «Ветераны» так называемой «АТО» в Бердянске рассказывают активисту крымско-татарского «меджлиса», обитающему сейчас на Украине Айдеру Муждабаеву и украинскому собкору российской «Новой Газеты» Ольге Мусафировой о своих опасениях в плане неподготовленности города к возможной высадке российского…80
Лента новостей
- Боевики в Сирии получили турецкие ударные беспилотники — заявление Минобороны РФ
- Туркменистан передал России гуманитарную помощь на сумму почти $1 млн
- Новости экономики. 03.11.2020
- Власти отдали под вырубку леса заказников на Байкале. Ущерб оценивается в сотни миллионов
- Азербайджан начал «избиение» российских С-300 — опубликовано видео ударов штурмовика Су-25
- Попова назвала Турцию источником 90% «ввезенных» случаев COVID
- Новости экономики. 02.11.2020
- Путин внес закон о пожизненных сенаторах 2.11.2020 9:58
- Военные откачали более 100 тонн отходов из скважин рассолопромысла в Иркутской области 2.11.2020 9:30
- Россия впервые за 13 лет распродает золотой запас