«Ленин – это человек масштаба не только страны. Ленин – это человек масштаба планеты»

Евгения Ревба Политика 83

Сегодня, в преддверии дня рождения основателя СССР Владимира Ленина, где-то в государственных кабинетах, кажется, начали осознавать, какую огромную брешь власть сама же пробивает в народном сознании, занимаясь борьбой с советским прошлым. Откровением стало заявление ведущего федерального телеканала «Россия» Владимира Соловьева, который вдруг вступился за вождя революции:

«Мы зачем-то отдали Ленина. Мы почему-то самого великого русского мыслителя-практика взяли и выбросили на свалку истории. Мы почему-то отказываемся от своего прошлого, от величины, которая де-факто изменила весь мир. Весь путь ХХ века. Мы почему-то взяли и сказали сначала: «Нет такого. Плохой, бяка-закоряка». Вот обеднили себя. Обеднили свою историю!»

О том, что мавзолей является памятником, охраняемым ЮНЕСКО, что тело захоронено согласно всем даже православным канонам, что возле кремлевской стены захоронены и другие исторические личности и, наконец, что сохранение тела вождя – это уникальный научный эксперимент, много раз писалось. И, тем не менее, во власти находятся люди, которые считают именно перезахоронение первостепенной задачей, как будто у «единороссов» в стране проблемы кончились.

«Это был гениальный политик, с точки зрения стратегии и тактики ему равных нет. «Апрельские тезисы» не поняли даже его соратники, и только через какое-то время выяснилось, что стратегический план захвата власти оказался единственно верным. А тогда, в апреле, его товарищи решили, что старик оторвался от действительности. Но через какие-то несколько месяцев оказалось, что он был абсолютно прав,говорит в беседе с Накануне.RU доктор исторических наук Вячеслав Тетекин.Его работа «Развитие капитализма в России» свидетельствует, что он глубоко вник в развитие социально-экономических процессов, владел ситуацией в стране не просто на уровне публицистики, демагогии и популизма. Он глубоко понимал социально-экономические процессы, которые происходили. Наконец, он был великим мыслителем и философом, потому что «Материализм и эмпириокритицизм»это развитие предыдущих философских течений. Он сочетал в себе и талант государственного управления, а это выработка стратегии и тактики, и крупного мыслителя, философа, который мог осмысливать крупные процессы».

Что касается намерений отдельных политических деятелей «расстаться с Лениным», то что еще ждать от тех кругов, для которых идеи Ленина смертельно опасны? – рассуждает историк Станислав Сливко. Достаточно открыть «Апрельские тезисы», чтобы увидеть и отдельных персонажей, и социальные силы, которым сегодня мешает Ленин. Это олигархия и бюрократия, а также обслуживающая «деловых людей» буржуазная интеллигенция. Разве им может понравиться переход власти в руки советов депутатов трудящихся, народная самоорганизация? Разве примут они с радостью национализацию банков и стратегических отраслей промышленности? Неужели можно от них ждать других «решений» насущных проблем миллионов россиян, кроме как в виде советов «держаться как-нибудь»? В этом корень их ненависти к Ленину. Единственное, чего могут добиться любители борьбы с исторической памятью – это на время смутить умы некоторых наших сограждан, особенно молодежи.

Спасибо, Ильич!

   

Для человека, якобы «не любившего Россию», Ленин сделал для нее слишком уж много – он спас страну от развала, когда выдвинул свой лозунг переводить революцию на социалистические рельсы. А ведь даже большевики считали, что Россия не дозрела до пролетарской революции.

Молодым семьям стоит вспомнить, выплачивая грабительские проценты по ипотеке, что именно в годы советской власти люди труда стали бесплатно получать жилье. И те, кто сегодня освобожден от «дани банкам», свободны от этого рабства только потому, что живут зачастую в квартирах, которые государство выдавало их бабушкам и дедушкам, мамам и папам – бесплатно. А также государство дало возможность получать этим мамам и папам лучшее в мире образование – тоже бесплатно.

«Именно советская власть давала возможность стать академиком или министром как простому жителю провинциального села, так и жителю мегаполиса. Этот логический ряд можно продолжать очень долго. И за всем этим – Ленин, в котором олицетворена коммунистическая идея, коммунистическая партия, Советский Союз. Феномен «культа Ленина» имел глубоко народное происхождение – об этом говорят многие российские и зарубежные исследователи, изучавшие его появление в 1920-е гг. Не Керенского, не Николая II, не Колчака или Деникина – именно Ленина. И в этом проявился исторический выбор, сделанный нашим народом в 1917 г.», –  говорит Станислав Сливко.

В Российской империи до столыпинских реформ крестьянин, окончив полевой сезон, отправлялся на заработки в город. По правилам капитализма фабрикант, как мог, экономил на заработках и на жилье сезонников, и они все это терпели, поскольку воспринимали свое положение как временное. Но Столыпин выживал людей из деревни в город уже на постоянное жительство – а капиталист, владелец заводов уже привык тратить копейки на жилье, пищу и зарплату рабочих.

Люди из деревни бежали от голода в город и попадали в совершенно нечеловеческие условия нарождающегося капитализма. Жили эти люди, как рабочий скот, – трудились за кормежку и крышу над головой. На фабриках и заводах с посменной работой самым распространенным был 12-часовой рабочий день. Иногда он был непрерывным. Поэтому часто день делился на две смены по шесть часов каждая (то есть шесть часов работы, шесть отдыха и снова шесть работы). А вот какой порядок был заведен на суконных фабриках: дневная смена работала 14 часов (с 4.30 утра до 20.00) с двумя перерывами: с 8 до 8.30 утра и с 12.30 до 13.30 дня. А ночная смена длилась «всего» 10 часов, но зато во время двух перерывов, положенных для рабочих дневной смены, те, что трудились в ночную, должны были просыпаться и становиться к машинам.

Поскольку зарплату рабочий получал, как хозяин соизволит, то большую часть года денег у людей не было – и тогда в силу вступали знакомые нам теперь, в эру капитализма, не понаслышке своеобразные «микрокредиты» — фабричные магазины, где можно было брать продукты в долг под зарплату. Естественно, цены в этих магазинах были на 20-30% выше, чем в городе, а товар завозился самого дурного качества.

В среднем продолжительность рабочей недели в аграрной (!) империи составляла 74 часа (тогда как в «зубастых» промышленных Англии и в Америке в то время она была 60 часов). Никакого законодательного регулирования продолжительности рабочего дня не существовало – все определяла жажда наживы отца-фабриканта.

Одним из главных требований большевиков стал лозунг 8-часового рабочего дня. Итак, первой страной на европейском материке, законодательно установившей восьмичасовой рабочий день для любых профессий, стала Советская Россия. В 1917 г., спустя лишь четыре дня с начала Октябрьской революции, вышел соответствующий Указ советского правительства. В большинстве государств Европы 8-часовая рабочая смена установилась в 1919 г. – после серии многодневных и парализующих экономику профсоюзных забастовок, в которых участвовали сотни тысяч рабочих одновременно.

Оказывается, трудовое право в царские времена сильно отличалось даже от того, что мы имеем сейчас. Оплачиваемый ежегодный отпуск в природе не существовал. Чтобы «подправить» здоровье или взять «по семейным обстоятельствам» отпуск, приходилось «испрашивать» за свой счет.  А длительные отпуска относились к разряду роскоши, особой милости или поощрения. В России понятие «отпуск» вошло в трудовые отношения только после Октябрьской революции, став одним из прогрессивных ее достижений. 14 июня 1918 г. Владимир Ленин подписал постановление «Об отпусках». Вот так, сегодня отпуск – это броня для работника от дедушки Ленина.

После социалистической революции право на бесплатное медицинское обеспечение получили все поголовно. Советская власть начала свою деятельность по реформе социального страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г. о введении в России «полного социального страхования». Основные положения Декларации были следующие: распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту; распространение страхования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства, сиротства, безработицы), возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы. Такая щедрость появилась впервые в мире.

«Ленин – создатель первого в мире государства рабочих и крестьян, это человек, без которого невозможно представить нашу Родину сегодня. Это тот, кому мы должны быть благодарны за достижения в социальной, научной, образовательной, военной и многих других областях, которые сегодня просто приписываются русской культурной традиции. Нет, без Ленина, без Советского Союза ничего этого не было бы, – говорит в беседе с Накануне.RU автор и ведущий программы «Агитация и пропаганда» Константин Семин. – Ленин – это символ социальной справедливости, это человек, который доказал не только нам самим, но и всему остальному человечеству, что другой мир возможен, что революция – это не теория, а практика, что жестокий, безжалостный мир эксплуатации и порабощения, который толкает человечество к братоубийственным войнам и вырождениям, рано или поздно создаст сам себе антипод, создаст такое государство, в котором человек сможет считать человека товарищем, другом и братом, а не добычей, товаром или разменной монетой».

Ленин вышел на общемировую арену в очень сложный период истории, такие писатели как Хемингуэй, Ремарк хорошо описали ощущения людей, живших в то время: бессмысленная война, не за что ухватиться, произвол власть имущих, беспросветность жизни. Безысходность витала во всех странах. Никогда в истории не было такого массового разочарования в цивилизации, как это произошло в годы Первой мировой: кризис духа, экономики, волна самоубийств, миру нужен был новый герой и новая идея – для чего жить?

«Ленин и на человечество в целом оказал колоссальное влияние, – говорит доктор исторических наук Вячеслав Тетекин, – больше не было в истории такой личности, которая могла бы так повлиять на человеческую цивилизацию».

Многие заявленные Лениным социальные гарантии стали сами по себе той самой мировой революцией, о которой грезили поначалу большевики. Да, что-то в развитии первого социалистического государство развивалось не по плану Ленина, но сами постулаты социальной политики оказались незыблемы и влияли на ход истории 20 века. Только после Второй мировой войны рабочие движения на Западе, в Европе окончательно смогли добиться почти таких же льгот и гарантий, какие декларировали большевики в 1917 г. Ленин заставил весь мир жить по новым законам – обратить внимание на угнетенных, и даже забив головы своих рабочих антикоммунистической пропагандой, на Западе капиталисты были вынуждены идти на социальные преобразования, которые изменили мир. И только сегодня, когда в России произошла реставрация капитализма, а памятники Ленину оказались не нужны – во всем мире мы наблюдаем откат от социальных гарантий, которые казались незыблемыми под охраной памятников Ильича. 

От редакции сайта «Народный Журналист»: Несколько цитат от сегодняшнего именинника, которые  звучат до сих пор очень современно.

Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силён, того, кто господствует. 

Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов.

Наше развитие идёт в направлении к одному-единственному тресту всемирному, поглощающему все без исключения предприятия и все без исключения государства. Но развитие идёт к этому при таких обстоятельствах, такими темпами, при таких противоречиях, конфликтах и потрясениях — отнюдь не только экономических, но и политических, национальных и пр. и пр., — что непременно раньше, чем дело дойдет до одного всемирного треста, до «ультраимпериалистического» всемирного объединения национальных финансовых капиталов, империализм неизбежно должен будет лопнуть, капитализм превратится в свою противоположность.

Один приём буржуазной печати всегда и во всех странах оказывается наиболее ходким и «безошибочно» действительным. Лги, шуми, кричи, повторяй ложь — «что-нибудь останется». 

Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки, когда мы будем истине, хотя бы и самой печальной, смотреть прямо в лицо. 

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора