Либеральное отрицание общества — генератор грядущей катастрофы (Часть 2)
Революция, как мы видим, продолжается: из исторически одноактной, «формационной», она превратилась в перманентную; в ходе ее продолжается экспроприация всего колоссального символического капитала, нажитого человечеством в ходе добуржуазной истории.
Бурдье описывает символический капитал на языке психоанализа: «В рамках экономики, по определению отказывающейся признать „объективную“ суть экономических практик, то есть закон „голого интереса“ и „эгоистического расчета“, сам „экономический“ капитал может действовать лишь постольку, поскольку добивается своего признания ценой преобразования, которое делает неузнаваемым настоящий принцип его функционирования; такой отрицательный капитал… признанный в своей законности, а значит, не узнанный в качестве капитала… это и есть символический капитал…» (с. 230).
Здесь автор, как видим, попадает в плен господствующей идеологии: он, во-первых, отрицает подлинность символического капитала — в духе психоаналитического заподазривания высших мотивов, а во-вторых, начинает верить в осуществимость либеральной антиутопии — в полное и окончательное преодоление «символического иллюзионизма», маскирующего «рыночную правду» любых человеческих отношений. Вся добуржуазная многотысячелетняя история отношений, равно как и вся реальность современных внеэкономических отношений, рассматривается Бурдье как психоаналитическая уловка извечного инстинкта стяжательности, несправедливо «репрессированного» в прошлом, но сегодня идущего к своей полной и окончательной легитимизации.
Но здесь у Бурдье возникает та же двусмысленность, что и у Маркса: он колеблется между определением символического как исторически преодолимой и, в конечном счете, незаконной (бессмысленной) нагрузки к утилитарным (рыночным) отношениям обмена как единственно истинным и рациональным и определением его как извечного alter ego буржуазного экономизма. Социологии «приходится вновь включать в полную характеристику своего объекта те первичные представления о нем, которые поначалу она должна была разрушить, добиваясь „объективной“ характеристики. Социология должна принимать в расчет оба вида собственности: с одной стороны, материальная собственность, которая может быть исчислена и изменена, а с другой стороны, собственность символическая, которая есть не что иное, как та же материальная собственность…» (с. 266). Иными словами, символическое прикрытие той правда, что люди на деле бесконечно чужды и безразличны друг другу — вплоть до того, что каждый из них предпочел бы быть единственным обитателем всего земного пространства, — прикрытие этой «правды» в то же время зачем-то необходимо людям.
Попытка ответа на этот вопрос дает ряд вариантов.
Первый, отвечающий установкам «радикал-либерализма», состоит в том, что потребность в таком прикрытии является временной и исторически преодолимой — как пережиток сознания, еще не порвавшего связи с «традиционалистским мифом».
Второй, сближающий либеральную идеологию с ницшеанским «дерзанием сверхчеловека», состоит в том, чтобы разделить сознание господина, знающего подлинную правду, и сознание раба, которое обречено быть обманутым «более проницательными» и даже нуждается в обмане. Здесь все богатство символического (как духовное богатство христианства у Ницше) оказывается рабским богатством, то есть свидетельством неприспособленности к действительности, по крайней мере к современной действительности.
Наконец, третий вариант, отражающий мироощущение буржуа как «инородца», извне внедрившегося в туземный социум с целью его экономического потрошения, сводится к истолкованию символического как уловки, посредством которой удостоиваются легитимизации практики, сами по себе нелегитимные. В концепции П.Бурдье этот вариант предусмотрен: «Становится… понятным, почему развитие субверсивно-критических сил, вызванных к жизни наиболее грубыми формами «экономической» эксплуатации, предопределяет возврат к способам накопления, основанным на конвертировании экономического капитала в символический; таковы, например, разнообразные формы легитимирующего перераспределения — публичного («социальная политика») или приватного (финансирование «некоммерческих» фондов, дарения больницам, учебным и культурным учреждениям и т. д.)…» (с. 264).
Здесь, таким образом, содержится догадка о том, что буржуазные «экономические» практики сами по себе, по своему имманентному содержанию, вообще не подлежат легитимации, они могут снискать не признание, а только терпимость со стороны общества, в случае если предложат ему ту или иную «компенсацию». Такой вариант в целом вписывается в теорию происхождения капитализма, развиваемую Г.Зиммелем и В.Зомбартом, которые подчеркивали роль инородческих групп, изначально не связанных узами морального консенсуса с туземным населением, в историческом происхождении капитализма. В этом типе видения буржуа выступает как «пришелец с другой планеты», захвативший с собой разрушительную для местных биоценозов флору и фауну. Это способствует и ощущениям свидетелей прихода, представляющих классическую русскую литературу. «Идет чумазый, — говорил Салтыков-Щедрин, — и, кажется, уже пришел». В самом деле, тайна буржуазной модернизации состоит в том, что во всех обществах ее носители воспринимаются как пришельцы. Воплощением такого пришельничества в чистом виде выступает американизм. Вторичная модернизация во Франции, проводимая в Пятой республике, изначально воспринималась и оценивалась — в том числе и организаторами реформ- как атлантизация и американизация страны. То же самое происходило с Германией после 1945-го. Сегодня это же, в усугубленной форме, наблюдается в России.
Этот «дефицит имманентности» как характеристика буржуазного опыта и рыночных модернизаций до сих пор представляет неразгаданную тайну культуры и истории. Проклятие «неполной», проблематичной легитимности опыта буржуазного соглашательства порождает ряд многозначительных следствий.
Во-первых, наблюдается тенденция персонификации буржуазного опыта группами, по тем или иным причинам не считающими социум, ставший объектом «модернизации», своим — прежде всего еврейским этническим меньшинством, в реальной форме выражающим интенцию социокультурной отстраненности.
Во-вторых, буржуа как «пришелец» в случае, когда ему не удается убедить туземное общество мягкими средствами, начинает тяготеть к «пиночетовской» диктатуре. И наконец, этот дефицит легитимации толкает носителей буржуазного опыта к выходу из системы национального контроля в среду открытого глобального общества. Глобализация выступает как ответ на проблему неполной или неудавшейся легитимации групп — носителей непризнанных практик обогащения: непризнанные, «устав» дожидаться признания, просто разрывают свой консенсус с местным обществом, объявляя себя неподсудными гражданами мира. (В этом состоит один из мотивов, лежащих за концепцией «прав человека».) Столь же употребительным средством оказываются так называемые «свободные экономические зоны», в которых регистрируются новые компании, не желающие платить налоги и чурающиеся других социальных обязательств. Еще более радикальный вариант — международные оффшорные зоны, как правило, открываемые в государствах с ограниченной национальной и международной ответственностью. «По статистике МВФ, всего под сенью различных оффшорных карликовых государств „крутится“ свыше двух триллионов долларов, недоступных странам, где эти деньги были сделаны… и ведь далеко не обо всех „сбежавших“ деньгах становится известно»[2].
[2] Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западная глобализация. Атака на процветание и демократию. М., 2001. С. 95.
Вопрос о нынешней устраненности и легитимности буржуазного экономического человека заставляет заново осмыслить предпосылки буржуазного богатства. Что такое вся колониальная эпоха Запада? Почему буржуазному «экономическому человеку» понадобилось в свое время устремляться за национальные границы и избирать в качестве объекта применения своего искусства незащищенную мировую периферию? Буржуазный ответ на этот вопрос сводится к экономическим императивам «большого рынка» и прочим объективным требованиям экономической рациональности. «Небуржуазный ответ» содержит догадку о том, что буржуа в принципе стремится в такие пространства, где его асоциальные практики не получают должного отпора. «Низшие расы», «отсталые континенты», «традиционалистская туземная среда» — все это суть оправдательные термины для практик, которые на месте, в метрополии, так и не удостоились полной легитимации. Мало того, само обуржуазивание наций метрополии связано со стремлением связать их круговой порукой колониального разбоя. Если вчера такие слова показались бы «чудовищным преувеличением» или выражением архаичной «левой» лексики, то сегодня мы все совершаем процедуру переоткрытия забытых истин.
Престижный представитель «мирового центра», воплотитель «глобальной моральной миссии» никак не может уложиться в нормы цивилизованной легальности. Он не знает, как распорядиться на месте своими токсичными ядерными и прочими отходами, и поэтому взламывает правдами и неправдами границы незащищенных государств «мировой периферии». Он не хочет ограничиться производством продукции, соответствующей здоровым потребительским и медицинским стандартам, и потому опять-таки взламывает границы для навязывания дешевой отравы «неполноценным народам» и «человечески неполноценным» потребителям. Сегодня «куриная» война Америки против России весьма напоминает опиумные войны западных государств против Китая, навязывающих «желтокожим» отраву под лозунгом «открытого общества» и открытого «беспротекционистского рынка». Вчерашние пацифисты, сокрушающиеся по поводу агрессивной природы советского тоталитаризма, против брежневской теории «ограниченного суверенитета» стран, входящих в систему Варшавского Договора, сегодня не стесняются заявить об ограниченном суверенитете всех стран, кроме страны-гегемона. Вся международная политика этого гегемона откровенно рвет со всеми принципами и правилами правовой международной легитимности, провозгласив закон силы. Так рухнул один из главных буржуазных мифов нового времени — миф о пацифистской природе буржуазного «экономического человека», испытывающего отвращение ко всему «архаическо-героическому», куда был зачислен и милитаризм.
Но сегодня неожиданно происходит новая модернизация милитаризма, точнее, новая архаизация самого буржуазного «экономического человека». Всемирно-историческая неудача, постигшая новых буржуа в деле снискания социальной легитимации асоциальных практик, а также социокультурное и материальное оголение людей, лишаемых накопленного символического капитала — норм, традиций, духовных мотиваций, — открывают дорогу новому неприкрытому насилию. Новый милитарист — это не культурный герой, воплощающий харизму покровителя и освободителя слабых, а социал-дарвинистский циник, замысливший очистить себе место под солнцем за счет всех слабых и незащищенных. Вот она, истина «союза правых сил» нашего времени: начинали они с провозглашения прерогатив рынка, во имя которых надо ограничить сферу социально и морально защищенного. Кончают — провозглашением прерогатив силы, которая «всегда права». Из «архаичной темноты» прямо на сцену современности пробирается носитель голой социал-дарвинистской «правды», не признающий прежних стеснений.
Он решил сполна воспользоваться тем радикальным демонтажом символического (морального и культурного) капитала человечества, который успели совершить «рыночные реформаторы» в разных регионах мира. Знали ли эти реформаторы, что своим погромом культуры и морали как помех бескомпромиссной рыночной рациональности они расчищают дорогу новой бестии, которая, возможно, окажется еще ближе стихии голого инстинкта, чем белокурая бестия фашизма.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
А.С.Панарин
Одной из последних крупных работ великого российского философа, политолога, аналитика Александра Сергеевича Панарина (1940–2003) была фундаментальная монография «Стратегическая нестабильность в ХХІ веке», содержащая важные прогнозы развития общества в наступившем веке, роли России и сценариях неизбежной постлиберальной ценностной трансформации мира.
В данной публикации мы приводим фрагмент третьей главы «Либеральное разрушение общества», посвященной вскрытию патологоанатомии современной социал-дарвинистской либеральной идеологиии и ее тупиковости в перспективах мирового развития.
Публикуется по изданию: Панарин А.С. Православная цивилизация / Сост., предисл. В.Н.Расторгуев / Отв. ред. О.А.Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 1248 с.
Старая истина, касающаяся справедливых и несправедливых войн, должна нами быть принятой во внимание, если, конечно, мы не утописты, очередной раз ждущие рая на земле и мира без войн. Парадокс состоит в том, что самые страшные и разрушительные войны наступают вслед за внедрением в сознание очередной пацифистской утопии. Так было накануне Первой мировой войны, так произошло и теперь. Но, признав неизбывную греховность и несовершенство нашего земного существования, мы не имеем права все мазать черной краской, стирая принципиальное различие между агрессорами и жертвами агрессии, между империалистическими «джентльменами удачи» и защитниками своего отечества. Асимметрия в позициях двух сторон: тех, кто пришел захватывать, и тех, кто поднялся на защиту, проявляется и в том, что агрессивный социум война разлагает, тогда как социум, достойно сопротивляющийся, она сплачивает, одновременно способствуя его скорейшему очищению от шлаков.
Агрессоры — и внутренние, и внешние, и те, кто решил экспроприировать чужую территорию, и те, кто решил экспроприировать принадлежащую народу собственность, — представляют сторону разложения.
Но прежде империалистических захватов и экспроприаций криминальной приватизации — процессов разложения социума в зримо материальных формах — происходит его духовное разложение. Война есть продолжение духовного разложения цивилизации другими средствами. Вот почему анализу военного вандализма должен предшествовать анализ духовных катастроф цивилизации.
I. ЛИБЕРАЛЬНОЕ ОТРИЦАНИЕ ОБЩЕСТВА — ГЕНЕРАТОР ГРЯДУЩЕЙ КАТАСТРОФЫ
Современную либеральную идеологию можно понимать как процедуру разложения всех обществ до уровня несвязанного одноклеточного состояния. Эту одноклеточность представляет либеральный индивид, порвавший все социальные связи и обязательства и выступающий в качестве носителя единственного интереса — своего частнособственнического. Прежде чем либеральная Америка объявила войну всему миру, представители либеральной идеологии объявили войну всему культурному наследию человечества, обозвав его «агрессивно-традиционалистским». Мы очень сузим характер либеральной войны с социальностью как таковой — со статусом человека как существа, имеющего социальные привязанности и обязанности, если сведем дело только к рыночному максимализму либералов, не теряющих социального государства и других ограничений рыночного «естественного отбора». За асоциальностью либерального рынка «чикагского образца» скрывается более глубокая и последовательная асоциальность, выражаемая уже не «специалистами по рынку», а «специалистами по культуре». Люди, с тех пор как они появились на земле в качестве вида homo sapiens, владеют не одним, а двумя видами капитала: материальным (экономическим) и духовным (символическим).
Понятие символического капитала сформулировано специалистами в области культурной антропологии и этнологии, изучающими так называемые «примитивные общества», еще не знающие рыночных отношений. Нельзя думать, будто классическая дихотомия материального и духовного покрывает культурно-антропологическую дихотомию экономического и символического. Понятие символического относится не просто к духовным ценностям и к духовному производству, а к социально мобилизованной духовности, выступающей как инструмент людского социального сплочения.
Самая большая тайна, ныне скрываемая от нас новой господствующей идеологией, состоит в том, что экономические отношения сами по себе не сплачивают людей. Не случайно экономикоцентристский либерализм (как и другие экономикоцентристские идеологии) знает только два состояния человечества: физического — «доэкономического» принуждения, и экономической свободы, при которой люди вступают в отношения с себе подобными под влиянием материальной выгоды и личного экономического интереса. Сегодня, когда человеческому обществу как таковому грозит распад, вырождение в звериную стаю, ведущую между собой беспощадную борьбу, будь то борьба индивидов в условиях «рыночного беспредела», не ограниченного законами и моралью, или беспощадная борьба государств за планетарные ресурсы, нам жизненно необходимо заново осмыслить, что же на самом деле представляет собой настоящее человеческое общество и чем оно действительно скрепляется. Не уяснив этого, мы не поймем, что же нам надо — перед угрозой окончательного распада цивилизации — защищать и какими способами.
Культурные антропологи, изучившие механизмы образования социума в чистом виде — без последующих экономикоцентристских напластований, — ввели понятие коллективного символического капитала. Они доказали, что собственно человеческая связь выводит нас за пределы дилеммы: либо принудительное объединение людей силой, либо объединение их на основе экономического интереса. И то, и другое настоящим объединением, образующим собственно человеческий социум, не является. Для того чтобы объединяться в собственно человеческом смысле, людям надо иметь общую духовную собственность — те ценности, которые их объединяют без принуждения и которые они готовы сообща защищать. Наряду с этой копилкой общих ценностей людей объединяет копилка общей памяти: не только обычаи, которым следуют не рассуждая, но и культурные герои, продолжающие служить образцами. К коллективному символическому капиталу относится и так называемый габитус — понятие, которым активно оперирует современная социологическая школа французского постструктурализма. По определению П.Бурдье, габитусы — это «системы устойчивых и переносимых диспозиций… предрасположенные функционировать как структурирующие структуры, то есть как принципы, порождающие и организующие практики и представления, которые могут быть объективно адаптированными к их цели, однако не предполагают осознанную направленность на нее…»[1].
[1] Бурдье П. Практический смысл. СПб, 2001. С. 102. Далее при цитировании этой работы страницы указаны в тексте.
Данное определение, весьма тяжеловесное по форме, как и многие другие определения, вырабатываемые изотерическим сообществом философских профессионалов, является весьма глубоким по содержанию. Оно вводит нас в новую отрасль знания, касающуюся культурной экономии. Так уж случилось, что специалисты в области политической экономии попытались узурпировать чужую для них область культурной экономии, при этом полностью игнорируя ее специфику. Политическая экономия сформулировала закон экономии времени, разъясняющий и процедуры, посредством которых на единицу богатства общество (самодеятельное население) затрачивает все меньше общественно необходимого времени, и вектор исторического движения — от более трудоемких ко все менее трудоемким способам производства. Но культурная антропология открыла, что аналогичные законы действуют в области социокультурной организации человеческих сообществ: выигрывают те из них, которые меньше тратят времени на взаимное согласование действий, на разъяснение коллективных целей, на то, чтобы общественно полезные действия совершались людьми с минимальным психологическим напряжением. Ключевым понятием этой теории культурной экономии и является понятие габитуса. Я определил бы габитус как способ согласования практик человека с заветами коллективной памяти, ставшими культурной нормой — с одной стороны, и коллективными целями и проектами — с другой. Как пишет Бурдье, «являясь продуктом истории, габитус производит практики, как индивидуальные, так и коллективные, а следовательно — саму историю в соответствии со схемами, порожденными историей» (с. 105).
Габитус означает интериоризацию (овнутрение в нашем сознании) некоей колеи коллективного действия, сформированной исторически, на основе приспособления к данным историческим и географическим условиям.
Иными словами, здесь совершается некий экономный автоматизм действия, обеспечиваемый овнутренной коллективной памятью и опытом. Вместо того чтобы изобретать велосипед и заново спорить о вопросах, нашедших свое более или менее удовлетворительное разрешение в выработанной коллективной морали, индивиды освобождают свои психологические силы и внимание на решение действительно новых и действительно спорных вопросов. Габитус есть копилка коллективной памяти, облегчающая нам консенсус. (Парадоксально, что представители той или иной идеологии, которая так интенсивно эксплуатирует понятия консенсуса, разрушают габитусы. Но об этом — ниже.)
Обратимся снова к Бурдье, действительно внесшему видный вклад в теорию культурной экономии.
«В этом качестве инкорпорированной истории, ставшей натурой и тем самым забытой как таковая, габитус есть деятельное присутствие всего прошлого, продуктом которого он является; следовательно, он есть то, что придает практикам их относительную независимость по отношению к внешним детерминациям непосредственного настоящего. Это автономия прошлого, действовавшего и деятельного, которое функционирует как аккумулированный капитал, производит историю с незапамятных времен и обеспечивает, таким образом, непрерывность в изменении, которая делает индивидуального агента миром в мире» (с. 109).
То, что здесь сказано, — плод не только полевых исследований культурных антропологов. Прежде них об этом знала немецкая классическая философия. Разве «априорные схемы» восприятия у Канта — это не габитус? Только люди, оторванные от величайшего интеллектуального наследия Европы — немецкой классической философии, могли позволить себе интерпретировать человека как «собаку И. П. Павлова»: животное, непосредственно реагирующее на стимулы. На самом деле реакции человека на раздражители настоящего опосредованы его прошлой культурной историей, интериоризированной в его сознании. Именно это гарантирует человеку избирательность его поведения в мире и делает его субъектом, уполномоченным — своим моральным сознанием и культурой — отбирать события и выстраивать из них свои иерархии значимого и незначимого, адекватного и неадекватного, вместо того чтобы реагировать на них с «собачьим автоматизмом».
Да, в габитусе просматривается своя «логика необходимости», ибо в нем зафиксирован многолетний коллективный опыт, отражающий сознание того, что «безусловно можно», что «можно при определенных условиях» и что «безусловно нельзя». Причем и эта сфера «безусловного нельзя» преобразована в коллективном культурном сознании таким образом, чтобы не обескуражить и не унизить человека этим невозможным, а сохранить даже перед лицом невозможного высокое человеческое достоинство — завещанное великими монотеистическими религиями «первородство». Диалектика габитуса заключается в том, чтобы «абсурдную» внешнюю необходимость преобразить в необходимость культурно осмысленную, в добровольно принятое табу культуры. «Наиболее невероятные практики исключаются еще до какого-либо рассмотрения как немыслимые посредством того непосредственного подчинения порядку, который заставляет делать из нужды добродетель, то есть отказываться от невозможного и хотеть неизбежного» (с. 104).
Наконец, габитус способствует интеграции социума в целом и входящих в него групп, причем и здесь его действие, в соответствии с законами культурной экономии, позволяет сэкономить социально-психологические затраты и избежать рисков, связанных с сознательно употребляемыми усилиями по рациональному согласованию людских целей. Габитус помещает людей в некое не осознанное ими общее поле, где самые трудные для согласования вопросы «уже согласованы» на уровне коллективно бессознательного. «…определенное единство смысла… формируется через столкновение вопросов, существующих только для ума, уже вооруженного определенным типом схем и решений, полученных при применении этих схем, но способных их видоизменить» (с. 107).
Либеральная теория «рационального выбора» рисует нам людей, вообще не способных к сколько-нибудь длительной и устойчивой интеграции. Она предполагает, что к любой проблеме люди приступают как субъекты, изначально изолированные и обделенные каким бы то ни было общим стартовым культурным капиталом. Они смотрят на любую ситуацию исключительно с позиций рационалистически понимаемой индивидуальной выгоды, которая первоначально их всех разделяет. И в качестве этих первично разделенных социальных атомов, не имеющих никакого коллективного культурного капитала, они и вступают в отношения между собой. Любые из этих отношений приемлемы для них лишь в той мере, в которой приносят выгоду, и вся проблема сводится к тому, как согласовать свои индивидуальные устремления к выгоде таким образом, чтобы избежать «нецивилизованного насилия». Само предположение о наличии коллективной культурной собственности — совместного прошлого, ценностей и традиций — приводит либеральную теорию в не меньшую ярость, чем упоминание о «коллективной собственности на средства производства». Дело в том, что все действия, источником которых является коллективный капитал культуры, создающий известную моральную, ценностную, психологическую предрасположенность, выходят за рамки целерациональных, описываемых теорией рационального выбора.
Если действие обусловлено любыми формами коллективного опыта и коллективными — интериоризированными на уровне подсознательного — ценностями, оно тем самым привносит в ситуации рационального выбора какой-то «информационный шум». Вместо того чтобы скрупулезно подсчитывать и сравнивать соотношение издержек и обретений, индивиды, «обремененные ценностями», могут выбрать пути, чреватые большим риском или большими издержками, ибо «любовь слепа», а при обсуждении коллективного символического капитала мы так или иначе обсуждаем вопросы любви, веры и иных «внерациональных» образований. (Заметим в скобках, что теория рационального действия с культурно-антропологических позиций выступает как теория особых этнических и социальных групп, чувствующих себя инородными данному социуму. В качестве отстраненных от коллективного символического капитала групп данного социума — не обремененных его верованиями и другими «сантиментами», они и в самом деле действуют только «целерационально».)
Но либеральная целерациональность не просто игнорирует, снимает со счетов коллективный культурный капитал общества — она его уничтожает. Для понимания механизмов этого уничтожения необходимо уяснить себе парадоксальную природу культурного капитала, специфическую форму его бытия. Дело в том, что этот капитал действует, только являясь «неузнанным», точнее — не заподозренным. Маркс, Фрейд и представители новейшего экономикоцентристского либерализма выступают как мастера заподазривания высоких мотивов, умеющие переводить их в низкие. Роковая двусмысленность марксистской теории состоит в том, что здесь так и остается неясным: это буржуазия как субъект и буржуазный строй как система побуждают людей сводить все высшие мотивы к низким, корыстным, или такова обескураживающая правда общества и правда человека как таковых?
Фрейд также принуждает всех нас быть настороженными аналитиками, оценивающими с презумпции недоверия все высокие и чистые помыслы человека, усматривая в них спрятанный сексуальный интерес и давление инстинкта. Современная идеология либерализма, задумавшая превратить каждого из нас в человека рыночного типа, репрессирует уже не низменный мотив, как это делала, по Фрейду, традиционная культура, а именно «высокие», то есть собственно человеческие, постинстинктивные мотивы. Либеральная идеология не просто «раскрывает» стяжательский подтекст всех наших мотивов, но и осознанно преследует все то, что мешает его бесстыдно откровенному проявлению. Либеральная рационалистическая аналитика прямо требует от каждого индивида, чтобы он извлек на свет своего «экономического сознания», пекущегося о личной выгоде, все то, что пребывало спрятанным в коллективном и индивидуальном подсознательном и побуждало людей к действиям независимо от соображений выгоды. И здесь-то раскрывается самое драматическое: социум начинает распадаться, когда его лишают коллективно-бессознательного, оставляя лишь те связи, что прошли тестирование по шкале индивидуальной выгодности. П.Бурдье в данном случае пользуется метафорой «тела»: все те презумпции человеческого взаимопонимания и взаимопознания, которые заложены в нас «с молоком матери», рассматриваются как инкорпорированные в тело, отличающееся от нашей рационально осмысливающей «души».
Ясно, что если рассматривать эти формы взаимной социальной предрасположенности людей с внечеловеческой отстраненностью — как биолог изучает механизмы самосохранения вида, — в них обнаружится практическая целесообразность. Но все дело в том, что здесь мы оказываемся в роли царя Мидаса: стоит нам взглянуть на человеческий альтруизм «глазами специалиста» и раскрыть глаза людям на плоды нашей биологической проницательности, так тут же оказывается, что в духовном отношении мы этих людей обокрали — альтруизм из безусловного, то есть действенного, превращается в свою противоположность в нечто такое, что требует для своего проявления предварительных прагматических обоснований. Специалисты по «человеку как виду», наблюдая зарождающееся чувство влюбленных, знают, «чем все должно закончиться», но, если мы хотим, чтобы все закончилось продолжением человеческого рода, а не скотов в образе человеческом, нам не следует преждевременно внедряться с этим нашим знанием в отношения наблюдаемой пары.
Словом, человеческая общность поддерживается в качестве человеческой ценой затушевания тех «тайн», о которых заранее знают марксистские, фрейдистские и либеральные представители «аналитики низкого».
Как пишет Бурдье, коллективное незнание является «одновременно условием и результатом функционирования поля (социального. — А. П.) и представляет, таким образом, инвестиции в общее дело создания символического капитала, которое будет успешным, только если логика функционирования поля останется неузнанной» (с. 132).
Иными словами, ценность и целесообразность не должны встречаться в одном пространстве: как только ценность узнала себя в целесообразности, она моментально утрачивает свой специфический ранг ценности — перестает воодушевлять и сплачивать. Впрочем, эти законы культурной экономии относятся не только к моральным ценностям, но и к интуициям любого практического действия. Любое человеческое действие включает подводную часть айсберга — структуру неосознанных автоматизмов. Человеческое действие нельзя тотально рационализировать, переведя, скажем, на язык эксплицитных правил и инструкций. Самых детальных инструкций недостаточно, чтобы совершить действие, ибо ситуация действия включает бесконечное множество нюансов, вариантов, заранее не проговоренных и не предусмотренных моментов.
Курт Гедель, сформулировавший свою теорию принципиальной неполноты формализованных систем (правил), доказал это математически. Но это означает, что теория рационализации, предполагающая экспликацию всего неявного содержания человеческих действий и вынесения их на суд рассудка, бракующего все «невыгодное», несостоятельна и онтологически, и антропологически. Онтологически- потому что игнорирует бесконечную сложность любой «производственной ситуации», куда мы помещены в качестве деятелей, вооруженные не только рассудком, но и интуицией; антропологически — ибо игнорирует хрупкую природу высших побудительных мотивов, с которых нельзя спрашивать отчета на предмет практической отдачи. «Именно потому, что агенты никогда до конца не знают, что они делают, — то, что они делают, обладает большим смыслом, чем они знают» (с. 134).
Разумеется, соотношение «инкорпорированных» — переведенных в автоматизм практической или моральной интуиции — и неинкорпорированных — остающихся в сфере рационального взвешиваемого — действий исторически меняется. В бесписьменных обществах доля инкорпорированного была значительно выше, чем сегодня: там научение шло через автоматическое подражание и ритуал, но это не означает, что современный человек повисает в разряженном пространстве чисто рациональных выборов. Дихотомия сознательного актора-индивида, действующего рационально, и традиционалиста, скованного автоматизмом ритуала, представляет выдуманную конструкцию либералов, поразительно напоминающую конструкцию «планового хозяйства» марксистов. Самонадеянность либеральной теории рационального выбора ничем не лучше «пагубной самонадеянности» коммунистического тотального планирования, которую высмеял Ф.Хайек.
Случай Бурдье иллюстрирует, как господствующая экономикоцентристская идеология подминает под себя те виды знания, которые объективно выступают ее разоблачениями.
Анализируя данные полевых антропологических исследований примитивных социумов, Бурдье показывает, как и почему целесообразный обмен у них принимает форму дара. Наблюдающим со стороны кажется нелепо расточительной и уводящей «от существа дела» вся система условностей, ритуалов, всего «искусства сокрытия», которыми сопровождаются обменные практики в традиционных обществах.
Экономикоцентристскому сознанию кажутся нелепыми эти колоссальные траты времени, предназначаемые для того, чтобы увести сознание участников от «правды обмена». Истинно полезным временем эти наблюдатели считают время, посвященное вещам как потребительским объектам; время, посвященное производству человеческих отношений, вызывает у них недоумение: то ли потому, что эти отношения считаются автоматическим приложением вещных отношений, то ли потому, что в качестве «вневещных», социоцентричных, а не экономикоцентричных они представляются просто ненужными. Людям традиционного общества, которым в трудных ситуациях — а такие сопровождали их постоянно, — нельзя было рассчитывать на технику — они рассчитывали лишь на живую человеческую солидарность, требующую бескорыстных жертвенных усилий, — приходилось уделять особое внимание «производству социальности» — формированию солидаристских чувств и морали долга. Здесь-то и открывается смысл «бессмысленных ритуалов». Наделяются смыслом все «уловки традиционалистского сознания: «Ответный дар, чтобы не стать оскорбительным, должен быть отсроченным и иным… таким образом, обмен дарами отличается от модели „ты — мне, я — тебе“» (с. 206).
Желание поскорее расквитаться и не иметь долгов, столь чтимое наследниками «протестантской этики», означало бы здесь уничтожение высокочувствительного поля внеутилитарной социальной чувственности. Буржуазный экономический закон экономии времени экономит больше того, о чем говорят экономисты: он не только сокращает личные трудовые усилия на единицу продукции, но и сокращает время, отдаваемое социальному производству в собственном смысле. Социальность, не поддерживаемая социальными усилиями по «сокрытию утилитарной подоплеки» человеческих отношений, просто распадается, заменяясь квазисоциальными отношениями сугубо утилитарного, «вещеподобного» обмена.
Капитуляция Бурдье — социального антрополога перед давлением нового великого учения «чикагского образца» происходит, несмотря на все оговорки французского интеллектуала, стыдящегося американских примитивов. Он ссылается на М.Мосса — антрополога, ярко описавшего отношения дарения в их отличии от отношений обмена, но в конце концов также капитулировавшего перед всесильной современностью. «Именно римляне и греки, — пишет Мосс, — которые, возможно, вслед за северными и западными семитами изобрели различие обязательного права и вещного права, отделили продажу от дара и обмена… Именно они, посредством подлинной, великой и достойной уважения революции, преодолели всю эту устаревшую мораль…» (с. 223).
Окончание — часть 2 читать здесь
- ПолитикаС.С.Сулакшин Самое интересное
Подпиши петицию: С.Сулакшин: «Президент Путин, дай России шанс развиваться, уйди в добровольную отставку!»
Степан Сулакшин создал(а) эту петицию, адресованную Путин, Народ России Устройство всех сфер жизни страны, политический режим в стране, его практики управления государством и результаты губительны для России и ее народа. За 20 лет путинизма все стало предельно ясно и безнадежно. Народ вымирает, падает рождаемость и растет смертность. Лучшая часть населения эмигрирует. Экономика деградирует в сырьевую…4 636 - ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Антироссийский проект путинизма: реконструкция, идеологические и фактические характеристики
Занимаемся мы в университете оппозиции не пропагандой, не агитацией (что только в какой-то мере так, но главная цель не в этом). Занимаемся мы тем, что убеждаем друг друга и помогаем понять, что слово «оппозиция» — слово ответственное и оно отличается от слов: «балаган», «развлекуха», «подставуха», «суррогат», самопиар и «политическая порнография». Мы делаем совершенно иную заявку и последовательно помогаем строить в стране настоящую политическую оппозицию. Правящий режим и правящая группировка в нашей стране, как известно, получила…1 217 - ЭкономикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм и кризис России
Россия вновь наступает на те же грабли. Годы назад, выдвинув математическую модель мирового финансового кризиса, наша научная политическая группировка предупреждала руководство страны, что оно создает модель экономики и государства несуверенного типа, уязвимые для внешнего агрессивного воздействия. Обстоятельный доклад на эту тему в феврале 2009 году — по кризису одов — был подготовлен для Совета Безопасности Российской Федерации, в котором тогда, совместно с его секретарем Николаем…1 675 - ПолитикаСулакшин С.С.
Вступай в борьбу за власть
Уважаемый соотечественник! Благодарим вас за возможную решимость присоединиться к организационно-политическому строительству объединения настоящей общенародной оппозиции Путину и путинизму в рамках организационной инфраструктуры Партии Нового Типа. Наш отличительный принцип состоит в том, что мы не только разоблачаем губительный характер путинизма, но дали профессиональную диагностику способов и причин деградации страны и народа. В ее основе научные методы, модели и методология. Мы не только критикуем путинизм, но мы делаем настоящее профессиональное, конкретное содержательное предложение — что и как…1 044 - ПолитикаРусранд
России нужна другая Конституция!
Конституция — это основной закон страны. Существуют Конституции двух типов — первый, к которому относится ельцинско-путинская Конституция, устанавливает право, порядок и институты государственности. В Конституции иного типа кроме права, порядка и институтов задаются основы жизнеустройства во всех сферах жизни. Задаются социальная, экономическая, политическая, гуманитарная модель страны. Новая Конституция команды Сулакшина — именно такого, второго типа. Каким в Конституции будет задано жизнеустройство, — такой жизнь в стране и будет. Если…375 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм должен исчезнуть! Вызовы оппозиции гибельному курсу России
Автор и его товарищи много усилий приложили для мобилизации в стране реальной политической оппозиции путинизму, но задача создания профессиональной оппозиции, способной взять на себя ответственность за страну, дело трудное, объемное и длительное. Ее решение только еще предстоит. Поэтому мы открыли Университет оппозиции. Это цикл публичных занятий, объединяющей темой которого является политический проект реальной оппозиции, ее политическая Программа. Простой на первый взгляд вопрос — да чего там, за вечер…425 - ОбществоРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Семь «П». Программа: платформа, проблемная повестка, проект, план, прогноз
Центральная и сквозная тема наших занятий в Университете оппозиции — разбор политической программы — что это такое? Многим кажется, что политическая оппозиция, её роль, миссия и активная повестка демонстрируется в нашей стране, например, Левым фронтом Сергея Удальцова, активно организующего уличные акции; КПРФ с их митингами; был период, когда Навальный со своим политическим проектом будоражил страну множеством митингов по стране и несогласованными, и рискованными митингами в центре Москвы. То есть…171 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Корни и истоки «Программы Сулакшина»
Прежде чем подойти к разбору самой «Программы Сулакшина» сделаем несколько необходимых экскурсов. Начнем немного необычно, с отвлеченной истории, описанной Джеком Лондоном в его романе «Мартин Иден». Роман о судьбе талантливого человека в условиях жестокого американского капитализма начала двадцатого века, похожего на нынешнюю Россию с его императивами: выживай кто как может, а если не можешь выжить, погибай! Герой романа, ставший в итоге знаменитым, популярным, почитаемым и модным…153
- ОбществоРусранд
«Нас просто бросили». Жители Крыма о катастрофических последствиях эпидемии COVID на полуострове
По состоянию на 15 декабря в Крыму официально зарегистрировано 19 634 случая заражения коронавирусом. Но судя по жалобам жителей в соцсетях, реальное число заболевших намного больше, к врачам стоят многочасовые очереди, выписываемых лекарств давно нет в аптеках, мест в больницах не хватает, а фельдшеры отказываются приходить на вызовы, чтобы не заразиться. «НАС ПРОСТО БРОСИЛИ — БОРИТЕСЬ С КОРОНОВИРУСОМ КАК ХОТИТЕ» Людмила Корева, Новогригорьевка Мы живем в селе Новогригорьевка Нижнегорского района. Моему отцу 60,…10 - ОбществоАрина Корелина
Российские власти задумали ввозить мигрантов. Они нужны на стройках
Острую нехватку рабочих рук на российских стройках в очередной раз захотели решить за счёт иностранцев. Минстрой задумал организовать трудовым мигрантам упрощённый въезд и оформление, чтобы закрыть дефицит кадров на стройплощадках. При этом российский рынок труда за пандемию уже лишился до полутора миллионов работников, но идти работать на стройку россияне, несмотря на тяжёлые времена, не хотят….16 - ОбществоМарат Селезнев
Как изменились затраты россиян в условиях пандемии
©depositphotos.com / коллаж Россияне стремительно сокращают непервостепенные расходы. Под нож пошли траты на 90% категорий товаров и услуг. Потребители закупаются впрок, берут еду и лекарства и пытаются порадовать себя доступными цифровыми развлечениями. Все последствия деформации потребительского поведения, которую вызвала пандемия COVID-19, пока еще не просчитаны. Но уже сейчас понятно, что выработанная многочисленными кризисами привычка экономить для…16 - ОбществоАнастасия Красильникова
Стрельба по детям в России приравнена к хулиганству
Почему от нападения силовика на 13-летнюю Софию её защищает не полиция, а другие подростки? 5 декабря московский полицейский Иван Князев выстрелил из травматического пистолета в 13-летнюю Софию. В момент совершения преступления 33-летний сотрудник патрульно-постовой службы находился не при исполнении и был изрядно пьян. Князеву не понравилось, что ребенок не ответил на его домогательства. В отношении…16 - ОбществоКамилла Дадашова
Уровень смертности в России по итогам января—октября 2020 года побил 10-летний рекорд, свидетельствуют расчеты РБК на основе данных Росстата.
Фото отсюда Уровень смертности в России по итогам января—октября 2020 года побил 10-летний рекорд, свидетельствуют расчеты РБК на основе данных Росстата. В 2020 году на фоне пандемии COVID-19 показатель составил 113,2 умерших на 10 тыс. живущих — рост более чем на 10% к 2019 году (102,9 человека за январь-октябрь). Это максимум с 2010 года, когда смертность в…12 - ОбществоПавел Кухмиров
Чёрная вода: об экологической катастрофе Юга России
Фото отсюда Знаете, с чем можно наиболее точно сравнить экологию? С законами кармы. Которые настигают не сразу, но всегда и в полной мере. Разумеется, речь не идёт об экологах, являющихся приложением к иностранным спецслужбам и транснациональным корпорациям (вроде «Гринписа» или шведской девочки Греты). Речь о вполне определённых вещах. Показывающих, помимо всего прочего, насколько плотно экология…16.12.2020 7:30 35 - ОбществоАРТЕМ КОЖЕДУБОВ
Депутат жестко потребовал от Путина «вернуть медицину» в регионы
ФОТО: VK.COM/NOVOALTKPRF. «Вам придется сурово ответить за каждую закрытую больницу» Депутат из Новоалтайска Дмитрий Гришин вышел на одиночный пикет у здания Кремля с требованием к президенту РФ Владимиру Путину «вернуть медицину» в регион. По словам депутата, система здравоохранения Алтайского края в результате неудачных реформ переживает коллапс на фоне пандемии коронавируса. На своей странице во «Вконтакте»…46 - ОбществоРедакция "Народного Журналиста"
Пустеющая Россия
Российские регионы, лидеры по естественной убыли населения. Великорусское ядро стремительно пустеет, потеряв с начала реформ четверть населения. Таблица взята с ТГ-канала «Толкователь» В течение последних 15–20 лет постоянно уменьшается численность сельского населения — как за счет естественной убыли населения (смертность превышает рождаемость), так и за счет миграционного оттока. Процесс депопуляции сельских территорий настолько активен, что постоянно увеличивается число заброшенных деревень. Например, только в период…33 - ОбществоДилара ЛОТФУЛЛИНА
Фотографии школьников из Башкирии, которые учатся в заброшенном коровнике, появились в интернете
Фото:vk.com/problemarb Сообщается, что детям приходится учиться в таких условиях из-за отсутствия нормального интернета Фотографии школьников из села Новомусино Куюргазинского района, которые вынуждены на «дистанционке» учиться в заброшенном коровнике, распространяются в интернете. По словам местной жительницы, трудности возникли во время карантина, из-за которого дети были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения. Школа была закрыта с 26…52 - ОбществоРедакция "Народного Журналиста"
Кому подарок, а кому головная боль
Фото: пресс-служба Кольской ГМК В Норвегии назвали подарком закрытие российского комбината на границе — сообщает новостной портал Gismeteo.ru В поселке Никель на границе с Норвегией закрывается горно-металлургический комбинат «Печенганикель» — это решение вызвало одобрение у жителей приграничных норвежских городов Киркенес и Пасвикдален. Как заявил экоактивист Томас Нильсен, произойдет самое крупное сокращение выбросов диоксида серы в…34 - ОбществоНикита Кондратьев
«Шведская модель», похоже, — всё
В реанимациях Стокгольма закончились свободные койки, но власти все равно не вводят локдаун. Им мешает Конституция. Швеция пережила взрывной рост смертей во время первой волны пандемии коронавируса, но в августе-сентябре 2020 года все изменилось к лучшему — в стране фиксировали лишь около 300 новых случаев заболевания в день, а смерти были единичными. При этом власти Швеции за год ни разу не ввели строгих карантинных мер, не закрывали предприятия и не ограничивали передвижения граждан….26 - Обществоkajaleksei
Абсолютное бесправие
Как-то задумался над нашей печальной судьбой — судьбой рядовых пользователей интернета. Все дело в том, что в интернете мы все практически бесправны и беззащитны перед лицом… да кого угодно. Провайдер нас может ни за что ни про что отключить или урезать трафик — мол, технические трудности. Администрация любого интернет ресурса может легко и непринужденно —…15.12.2020 6:25 45 - ОбществоРедакция "Народного Журналиста"
Пандемия показала бреши в работе по найму на месторождениях России. Уровень недовольства вахтовиков достиг своего предела
Первый, кому придется отвечать перед законом — глава нефтесервисной компании «ЕВС» в Сургуте. На него уже возбуждено уголовное дело. В начале месяца вахтовики записали обращение к Путину и выложили его в соцсети. Рабочие жаловались, что им не платят зарплату уже несколько месяцев. В итоге, прокуратура признала факт задолженности в 56 млн рублей. Все это время…15.12.2020 0:16 34 - Обществоnews.myseldon.com
Правительство Монголии решило обнулить тарифы на услуги ЖКХ для всех домохозяйств
Правительство Монголии решило обнулить тарифы на электроэнергию, отопление и водоснабжение для всех монгольских домохозяйств на фоне пандемии COVID-19. Об этом сообщила пресс-служба монгольского правительства. Соответствующее решение действует с 1 декабря 2020 года по 1 июля 2021 года и не касается государственных организаций, горнодобывающих компаний, оптовых и розничных продавцов, а также производителей алкогольной и табачной продукции, отмечено в…80 - ОбществоВладимир Иванович Стечкин Русранд
Убыль населения России достигла 468 тысяч человек за 10 месяцев
Это так называемая естественная убыль, когда смертность превышает рождаемость. Причем для России тут ничего естественного тут нет, т. к. это работает демографическая боНба, заложенная под страну еще в 90-е политикой Ельцина-Гайдара-Чубайса. Теми самыми людьми, которые открыто говорили, что не нужно печалиться о миллионах людей, которые не впишутся в их рынок. В результате такой политики Россия за 29 лет потеряла порядка 14–15 миллионов человек из-за повышенной смертности и примерно 12–13 миллионов человек от аномального…27 - ОбществоНиколай Воронин
«Не показывают — значит, есть что скрывать». Почему массовая вакцинация «Спутником» тревожит ученых
В России началась массовая вакцинация от коронавируса препаратом «Спутник V», разработанным в научном центре имени Гамалеи. Однако у научного сообщества к российской вакцине по-прежнему много вопросов. Разработчиков «Спутника» обвиняют в небрежном обращении с данными клинических испытаний и сокрытии важной информации. Строго говоря, масштабная досрочная вакцинация «Спутником V» и так давно идет. К началу декабря, по словам российского министра здравоохранения Михаила Мурашко, в стране уже было привито в общей сложности более…59 - ОбществоДевид Маккензи
Несмотря на обещания солидарности по Covid-19, богатые страны скупают поставки перспективных вакцин
RUSRAND.RU: предлагаем перевод актуального материала Девида Маккензи (David McKenzie, CNN). Россия так и не вошла в международный альянс помощи бедным странам с вакцинацией против Covid-19. Йоханнесбург, Южная Африка (CNN). Когда 90-летняя Маргарет Кинан получила первую в мире клинически разрешенную к использованию и протестированную вакцину против Covid-19 в начале этой недели, конец пандемии Covid-19, казалось, наконец-то близок. Впереди трудные месяцы, но внедрение первой вакцины в рекордно короткие сроки и, вероятно, скорое…26 - ОбществоРедакция "Народного Журналиста"
Искатели справедливости…
Фото отсюда Это похоже на выхлоп небезызвестной Псаки: мы бы рады повысить пособия, но как же тогда жить незарегистрированным опекунам? «Святая наивность»! Так, может, они зарегистрируются, узнав о повышении выплат? Ну а если не захотят, то почему должны страдать остальные? Это что, не является социальной несправедливостью? Вероятно, регистрация требует немалой возни, на которую из-за 1…45 - ОбществоАлександр Берберов
Племенной нацизм, враг прогресса
Мимо внимания аналитиков часто проходит тот факт, что именно мелкотравчатый узкоплеменной нацизм стал в ХХ-XXI веке главной преградой социализации человечества. Силы регресса и мракобесия национальной грызней вытесняют, подменяют социальную борьбу людей за свои права и общее светлое будущее человечества. Которая может быть построена только в рамках общего для всех научного знания, в рамках той рациональной…34 - ОбществоНадежда Октябрьская СНЖ
Звереем
Рисунок из мультфильма «Кот Леопольд» — озверин При посещении социальных сетей я все чаще начинаю сомневаться – оставить ли мне комментарий к какой-нибудь новости, фотографии или видео. Причина этого заключается в нежелании нарваться на агрессию других пользователей. Иногда наблюдаю за дискуссиями со стороны и вижу, что комментаторы относятся друг к другу как минимум без уважения….58 - ОбществоРедакция "Народного Журналиста"
Кривосудье по российски
Фото: Pixabay Судье дорого обошлась излишняя суровость к неплательщику копеечного штрафа В Нижегородской области к дисциплинарной ответственности привлечена судья судебного участка № 8 Сормовского судебного района Наталья Авдиенко. Он наказала нижегородца Константина Иванова 12 сутками административного ареста за неуплаченный штраф в 100 рублей. Штраф нижегородцу назначили за утерю паспорта. Мужчина обратился в ОВД с сообщением…50 - ОбществоСНЖ Софья Суворова
Цифровизаторы…
Фото отсюда 4 декабря 2020 года в России состоялась видеоконференция по искусственному интеллекту. Цифровизация, как известно, страстная мечта Путина и его друга Грефа, который уже создал для себя целое государство в государстве. И надо же, если послушать этих, ну очень настойчивых и целеустремленных людей, то получается, что всё у них делается исключительно ради блага человека,…81 - ОбществоДенис Федутинов
Какое будущее ждет турецкий беспилотник Bayraktar
Турецкий ударный БПЛА Bayraktar tb2 ©Vostock Photo Настоящей звездой недавней войны в Нагорном Карабахе стал турецкий беспилотник Bayraktar TB2. Используя этот беспилотный летательный аппарат (БПЛА), азербайджанцы могли не только вести разведку и наблюдение, но и наносить удары по противнику. Успехи азербайджанской стороны стали отличной рекламой для байрактаров. Так ли хорош этот беспилотник на самом деле…27 - ОбществоИгорь Теплов
ПОДПОРОЖСКАЯ ПСЕВДОДЕРЕВНЯ A LA RUSSE ПРИМЕТ КСЕНИЮ СОБЧАК И ЕЁ КОМПАНИЮ
Коронавирус отправил богатеньких россиян встречать Новый год не в Швейцарию или Италию, а в таёжную глушь и на лыжные базы 47-го региона России. В моде – «водка, баня, гармонь и лосось». Верхние Мандроги привлекают любителей a la russe Жёлтая пресса второй день смакует информацию о том, что яркие представители московской «светской» тусовки будут встречать Новый…13.12.2020 9:48 26 - ОбществоВячеслав Костиков
О чём молчит бедность
Вячеслав Костиков. © / АиФ На последней встрече G20 В. Путин сделал акцент на экономических и социальных последствиях бедности. А глава Счётной палаты А. Кудрин заявил на днях, что по итогам 2020 г. число бедных в россии возрастёт на 1 млн. Дискуссия по этой проблеме явно выходит на новый уровень. Дело не в том, что тема бедности была закрытой. О ней говорили….64 - ОбществоЕлена Светлая СНЖ
Неправильно это, нужно всё менять
Источник карикатуры Глава Администрации городского округа Агидель в Башкирии Фанис Гильванов возмутился нежеланием жителей работать за 15 тысяч рублей в месяц: «Уважаемые агидельцы, доброе утро! Я в растерянности. Я теряю уверенность в нас — агидельцах. Я ничего уже не могу понять — какая работа нужна агидельцам? Шить мы не хотим, продавцами в магазинах не хотим, поварами не…86 - ОбществоАнна Шахова
Российский мэр с миллионным доходом обвинил жителей в нежелании работать за 15 тысяч рублей
Мэр башкирского города Агидель высказал своё удивление и недовольство местными жителями. Чиновника с доходом около 2 млн рублей в год возмутило, что горожане не идут работать на доступные вакансии с зарплатой 12 000 — 15 000 в месяц. О своём недоумении мэр Агиделя Фанис Гильванов поведал в посте на своей странице во «ВКонтакте». «Я в растерянности. Я…36 - ОбществоКамилла Дадашова
Большинство россиян потеряли веру в государственную пенсию
Фото отсюда Только 43% россиян (42% в Москве) сейчас рассчитывают на государственную пенсию против 55% (56%) в 2018 году и 54% (56%) в 2016 году. О том, что большинство граждан потеряли веру в выплаты от государства, свидетельствуют данные третьей волны опросов мониторинга Высшей школы экономики «Социальное самочувствие россиян», с которыми ознакомился «Коммерсант». Выросла доля людей, которые не задумываются…38 - ОбществоОльга Соловьева
Россиянам готовят самое масштабное повышение налогов
Ведомству Даниила Егорова предстоит оценить реалистичность предложений, прозвучавших в Совете Федерации. Фото агентства «Москва» Искать облагаемую базу будут везде – от электронного кошелька до дачного домика Российские власти готовят для населения самое сильное повышение налогов в постсоветской истории. В длинном списке предложений – повышение ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ), увеличение налога на добавленную…55 - ОбществоЕвгений Кужелев
Приказ — не умирать: как российские власти манипулируют статистикой смертности в эпоху пандемии
В официальной статистике по коронавирусу то и дело обнаруживаются парадоксальные закономерности: в Пензе на протяжении нескольких месяцев повторялся «День сурка» — с редкими перерывами ежедневно фиксировали лишь одну смерть, а, например, в Петербурге соотношение выздоровевших к больным на три недели застыло ровно на отметке 1 к 2. Математическая вероятность таких аномалий ничтожна мала и свидетельствует о прямых фальсификациях государственной информации. Как и зачем чиновники манипулируют количеством смертей? Демограф Алексей Ракша, уволенный…27
- ПолитикаКанал «Аксиома»
Путин серьезно болен? Простудился на похоронах? Реакция кремля
Сразу несколько западных изданий 5 ноября, написали об ухудшении состояния здоровья президента России Владимира Путина. Британский таблоид The Sun сообщил, что Владимир Путин намерен в начале следующего года покинуть пост президента России из-за проблем со здоровьем. Со ссылкой на наблюдателей, которые посмотрели фото и видео участия президента в публичных мероприятиях, издание сообщает о возможных симптомах…268 - ПолитикаКанал «Аксиома»
Такой наглой лжи нигде в мире нет
Аналитический обзор событий с профессором Степаном Сулакшиным. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903…https://rusrand.ru/files/19/03/01/190301100529_%20Sulakshina%20verstka%20kniga.pdf Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://narzur.ru84 - ОбществоКанал «Аксиома»
Долги растут, зарплаты падают, а Путин опять обещает
Экономический блок новостей с профессором Степаном Сулакшиным. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903…https://rusrand.ru/files/19/03/01/190301100529_%20Sulakshina%20verstka%20kniga.pdf Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://narzur.ru108 - ПолитикаКанал «Аксиома»
Победа Байдена в США сулит большие проблемы Путину. Прогнозы
Все аналитики и эксперты в мире не сулят ничего хорошего путинскому режиму в случае победы Байдена. Не только путинскому, но и режиму Лукашенко. Что будет российской экономикой и рублём в случае победы демократа Джозефа Байдена? Согласны ли вы с финансовым аналитиком Дмитрием Голубовским, что курс доллара достигнет 120 рублей? Как изменится внешняя политика США по…114 - ЭкономикаКанал «Аксиома»
Предприниматели не поверили власти и распродают свой бизнес
Аналитический обзор новостных событий в России и мире с профессором Степаном Сулакшиным. Итоги недели в понедельник, 20:00 МСК на канале «Центр Сулакшина». Смотрите актуальные события в мире, России, нашей жизни. Не пропаганда. Правда, раздумья, честная критика, прогноз. Патриотизм и интересы. Интересы большинства народа, нашей страны, всей доброй и человечной части мира. #ПрограммаСулакшина #ТакЖитьНельзя #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию106 - ОбществоКанал «Аксиома»
Трамп тоже пугает всех оружием. Всех в рай — Новости Сулакшин
Аналитический обзор новостных событий в России и мире с профессором Степаном Сулакшиным. Итоги недели в понедельник, 20:00 МСК на канале «Центр Сулакшина». Смотрите актуальные события в мире, России, нашей жизни. Не пропаганда. Правда, раздумья, честная критика, прогноз. Патриотизм и интересы. Интересы большинства народа, нашей страны, всей доброй и человечной части мира. #ПрограммаСулакшина #ТакЖитьНельзя #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию111 - ПолитикаКанал «Аксиома»
Хороший знак: Доверие к зомбоящику продолжает падать
Аналитический обзор новостных событий с профессором Степаном Сулакшиным. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://narzur.ru111 - ПолитикаКанал «Аксиома»
Любовь по расчёту между КПРФ и Единой Россией — Новости
Аналитический обзор событий с профессором Степаном Сулакшиным. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://narzur.ru89 - ЭкономикаКанал «Аксиома»
Скандальный бюджет. Урезают всё, ради силовиков и богачей
Российский экономический блок новостей с профессором Степаном Сулакшиным. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://narzur.ru64 - ЭкономикаКанал «Аксиома»
Сколько пенсионеров объедают пропагандисты — С.Сулакшин
Аналитический блок новостей с профессором Степаном Сулакшиным. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://narzur.ru123 - ПолитикаКанал «Аксиома»
«А баба Яга против» — Россия и мир
Россия и мир. Внешнеполитический блок новостей с профессором Степаном Сулакшиным. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://narzur.ru64 - ЭкономикаКанал «Аксиома»
Доля желающих бежать из России вернулась к уровню развала СССР
Аналитический обзор новостных событий с профессором Степаном Сулакшиным. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://narzur.ru92 - ЭкономикаКанал «Аксиома»
Вот и сказочке конец! Почти половина предпринимателей банкроты
Экономический блок новостей с профессором Степаном Сулакшиным. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://narzur.ru77 - ЭкономикаКанал «Аксиома»
Стариков снова обманули — С.Сулакшин
Аналитический обзор новостных событий с профессором Степаном Сулакшиным. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://narzur.ru101 - ЭкономикаКанал «Аксиома»
История СССР повторяется. Российская нефть и газ никому не нужен
Экономический блок новостей с профессором Степаном Сулакшиным. Добыча нефти и газа рухнула рекордно с развала СССР. От покупки российских углеводородов отказывается все больше стран. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://narzur.ru97 - ПолитикаКанал «Аксиома»
Авантюры Путина — Россия и мир
Внешнеполитический блок новостей с профессором Степаном Сулакшиным. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://narzur.ru86 - ЭкономикаКанал «Аксиома»
Народ обречен на нищету
Экономический блок новостей с профессором Степаном Сулакшиным. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://narzur.ru98 - ЭкономикаКанал «Аксиома»
Россию ждёт новая пенсионная реформа. «Отнеситесь с пониманием»
Анализ информационных событий с профессором Степаном Сулакшиным. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://narzur.ru178 - ЭкономикаКанал «Аксиома»
Намеренное убийство малого и среднего бизнеса в России
Анализ информационных событий с профессором Степаном Сулакшиным. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://narzur.ru178 - ПолитикаКанал «Аксиома»
Новый пакет жёстких санкций от США. Внешняя политика с Сулакшиным
Анализ информационных событий с профессором Степаном Сулакшиным. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://narzur.ru126 - ЭкономикаКанал «Аксиома»
У россиян нет денег на мясо. Кто довел народ до нищеты?
Анализ информационных событий с профессором Степаном Сулакшиным. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://narzur.ru129 - ПолитикаКанал «Аксиома»
Сознание россиян меняется. Прозревают!
Анализ информационных событий с профессором Степаном Сулакшиным. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://narzur.ru164 - ПолитикаКанал «Аксиома»
Главное успеть обнулиться!
Анализ информационных событий с профессором Степаном Сулакшиным. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://narzur.ru174 - ЭкономикаКанал «Аксиома»
Ведение бизнеса в России опасно — Опрос ФСО
Анализ информационных событий с профессором Степаном Сулакшиным. Федеральная служба охраны провела опрос среди предпринимателей, подвергавшихся уголовному преследованию, а также адвокатов, прокуроров, правозащитников и ученых-юристов. Итоги исследования вошли в ежегодный доклад бизнес-омбудсмена Бориса Титова, пишут «Ведомости». 74,3% участников опроса уверены, что в России небезопасно вести бизнес (в 2017 году так считали 57,1%). Среди предпринимателей об этом…248 - ЭкономикаКанал «Аксиома»
Путешествия должны быть привилегией для богатых?
Анализ информационных событий с профессором Степаном Сулакшиным. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://narzur.ru180 - ЭкономикаКанал «Аксиома»
Готовьтесь. Этот кризис будет более жестким, чем в 2008 году
Анализ информационных событий с профессором Степаном Сулакшиным. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://narzur.ru255 - ЭкономикаКанал «Аксиома»
«В России назревает бунт и это очевидно» С.Сулакшин
Блок российских новостей с профессором Степаном Сулакшиным. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://narzur.ru321 - ЭкономикаКанал «Аксиома»
25 миллионов потеряют работу. Экономические последствия от COVID-19
Экономический блок новостей с профессором Степаном Сулакшиным. Продление действия режима самоизоляции несет огромные риски для российского рынка труда, особенно для малых и средних предприятий (МСП), заявил основатель компании Superjob.ru Алексей Захаров. Если действие режима самоизоляции приостановить сейчас, то 20-25 миллионов россиян останутся без работы. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/…160 - ЭкономикаКанал «Аксиома»
Песков сдал шефа. Путин обвалил цены на нефть и рубль
Аналитический обзор событий с профессором Степаном Сулакшиным. Президент Владимир Путин лично занимается вопросами, связанными с ситуацией на нефтяном рынке, заявил его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Вначале срыва сделки ОПЕК+ пропаганда сваливала всё на министра энергетика Новака. Теперь мы точно знаем, кто обвалил цены на нефть и рубль. Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового…230 - ПолитикаКанал «Аксиома»
«Я впервые понял, что такое ГОСУДАРСТВО». Как Германия помогает людям и бизнесу
Новостной блок с профессором Степаном Сулакшиным. Эмигрант из России Александр Миндлин проживающий в Германии (Берлин) рассказывает, как в Германии помогают людям и бизнесу. «Я впервые почувствовал, что такое «государство» — признаётся Александр. Сегодня произошло событие, осознать которое до конца я не могу до сих пор. Федеративная Республика Германия, государство, в котором я сейчас живу и…200
Лента новостей
- Новости экономики. 16.12.2020
- Россия разрешит импорт томатов с одного предприятия Азербайджана — Ведомости
- Обманутая дольщица пикетировала сибирское полпредство Путина
- Жители Челябинска попросили президента США Джо Байдена решить проблему с экологией в городе
- В самолетах «Аэрофлота» выделят специальные места для антимасочников
- Разные новости 15.12.2020
- Новости экономики. 15.12.2020
- Не добивайте Байкал: петиция в защиту озера набрала более 50 тыс. подписей
- Европейский университет насчитал более 1 млн заболевших COVID-19 в Петербурге
- «Роскосмос» предупредил о риске военной деятельности США на Луне