НЕКРУГЛАЯ ДАТА: День рождения Дениса Фонвизина или Пугачевой?

gala_gala15 16.04.2018 0:44 | Общество 144
НЕКРУГЛАЯ ДАТА: День рождения Пугачевой или Фонвизина? Она родилась 69 лет назад, сегодня, 15 апреля,  он 283 года назад, вчера, 14 апреля — так «кто более матери-истории ценен»?
Не спешите махать руками, судя по СМИ РФ, как раз она, или, как минимум, «не все так однозначно»…
Впрочем, давайте обсудим, сограждане, что празднуем-то, чей вклад в нашу культуру вспоминаем в эти дни?Русская литература самая истинная религия, самая честная вера, которую может исповедовать русский человек,способная объединить всех, вне зависимости от взглядов, убеждений, социального положения…
Сказано было нечто подобное не раз, на разные лады, цитировалось здесь недавно в версии Чуковского…Между тем, культ литературы, культ чтения, то, что всегда отличало народ России, в особенности, советского ее периода, когда СССР был «самой читающей страной мира», уходит в прошлое.
Одним из проявлений этого является агрессивное насаждение масс-медиа вместо классических образцов культуры и литературы современных поделок и подделок под оные, навязывание вместо культуры — культурки, вместо литературы — чтива.

Примеры? Пожалуста! Сегодня из всех медиа-утюгов слышатся славословия в связи с днем рождения «примадонны» русской эстрады, Пугачевой, причем и дата-то не круглая, 69 лет.
Оценности АлБорисны для русской культуры мы спорить не станем, дело вкуса или его отсутствия, заметим только, что известная максима «уходить нужно вовремя» — это как раз о ней, на мой взгляд.
Ну да сейчас разговор не о том. О настоящей Культуре, а не ее эрзаце, суррогате.

Вчера был день рождения выдающегося русского, российского литератора Дениса Фонвизина.
Дата тоже не круглая, правда, но ведь и величина несоизмеримая, а много ли вы слышали упоминаний о нем в российских СМИ?
Вот то-то же, почти ничего, а, между тем, его имя должно быть известно каждому школьнику, а цитаты «отскакивать от языка», просто потому, что величие русской классики в ее актуальности, вне зависимости от времени и социального пространства.

Спорим, я вам сейчас это докажу, актуальность давно списанного оптимизаторами образования в утиль Дениса Фонвизина и, кстати же, поясню наглядно, почему даже и он неудобен современным геростратам от культуры?
Ручаюсь, что вы со мной согласитесь по прочтении, даже если не склонны это сделать сходу, причем будете поражены современности звучания высказываний классика —

Вот самое печальное и самое актуальное наблюдение Дениса Фонвизина, характеризующее феномен распространения повальной безграмотности и невежества широких народных масс, добровольного их пребывания в матрице отпуляющей и лживой пропаганды, распространяющей привычные штампы и отучающей думать и искать информацию самостоятельно, критически ее анализируя —

А это разве не о наших СМИ, печатных, эфирных и сетевых,  поставляющих нам огромный вал лживой или, как минимум, тенденицозно поданной информации, не неся ответственности за ложь, клевету и инсинуации?

А это разве не об использовании  высоких технологий и прикланых научных знаний для изощренных манипуляций, дезинформации, оболванивания, развращения и, в конечном счете, порабощения?


А вот это разве не об особенностях определенной и, увы, немалой доли нашего населения?

А это разве не о наших самоназначенных «элитариях» всех уровней?

А как вам вот это, разве не великолепная иллюстрация к никчемности наследничков-мажоров наших элитариев?

А это разве не о некоторых служителях Церкви и истово молящихся напоказ, нарушая при этом все Заповеди?

А это разве не тот нравственнный императив, что всячески стремятся сейчас уничтожить, сделать маргинальным?

А это разве не ответ всем «клеветникам России», тем, кто упорно насаждаем нам мысль о том, что мы несовершенны, как никто другой, грешны, ленивы, раболепны, агрессивны, консервативны, etc, а потому должны вечно и перед всеми «платить и каяться», а главное — быть смиренными и покорными даже негодяям, властвующим над нами волей случая  и по злой воле наших извечных врагов-иноземцев?

И отличая рекомендация от классика напоследок, крайне акутальная сейчас, когда информационные войны ведутся теми, чьи морально-нравственные качества ниже всякой критики и методами, крайне низкими, грязными и бесчестными, запомните это и будьте психологически защищены от клеветы субъектов, достойных лишь презрения —

*все цитаты взяты мною отсюда

Для тех, кто подзабыл школьный курс, или прошел мимо него, напоминаю биографию выдающегося соотечественника, она, кстати, прелюбопытная, не пренебрегайте, дорогие товарищи, живущие вне матрицы, или желающие из нее выбраться и мыслить самостоятельно —

Интересные факты о Фонвизине Денисе Ивановиче (всего дюжина самых известных, проверьте, знаете и помните ли вы их?)

1. Денис Иванович Фонвизин, автор знаменитого «Недоросля» по выражению Пушкина был «из самых перерусских русским». А вот фамилией обладал заграничной. При жизни драматург именовался Фон-Визиным и только почти через сто лет после его смерти окончательно закрепилось русифицированное написание в одно слово без дефиса.

2. Откуда такая интригующая фамилия? Денис Иванович принадлежал к рыцарскому лифляндскому роду, попавшими в Москву во время Ливонской войны. По одним данным, представители семьи попали в плен к русичам, по другим — переехали по собственному желанию, позже крестились в православие и остались насовсем.

3. Литератор учился в Москве в гимназии при университете. По городу прошел слух о способностях молодого человека к языкам. Один из книготорговцев предложил ему перевести ряд иностранных рукописей. Обещал расплатиться книгами. В руки 16-летнего юноши попали басни зарубежных авторов, украшенные картинками явно фривольного содержания. В незавершенной автобиографии Фонвизин впоследствии напишет, что эти эстампы развратили его воображение и привели к первым любовным похождениям сатирика.

4. Не обладающий внешностью героя-любовника, Денис Иванович избрал для первой интрижки далеко не первую красавицу в городе. Полной и глуповатой девице он показал картинки из книг в надежде на переход от теории к практике. Но в доме избранницы двери никогда не закрывались. Так что пришлось довольствоваться небольшими вольностями. Это вскоре надоело Фонвизину и он переключился на общение с матушкой девушки.

5. Удивительно, но слывший волокитой писатель оказался неудачником в любви. В 23 он влюбился в замужнюю даму, чувства к которой сохранил на всю жизнь. Приклонская ответила ему взаимностью, но осталась верна мужу.

6. Сам писатель своей жене верен не был. Супругу свою, Екатерину Хлопову, он встретил на службе. Ему пришлось разбираться с ее судебным делом. Во время процесса Екатерина полюбила Дмитрия Ивановича и это было всем заметно. Фонвизина упрекнули в любовной связи с подзащитной. Дело закончилось браком. Госпожа Хлопова делала попытки подать на развод из-за измен мужа, но у Фонвизина начались первые приступы паралича. Это сохранило семью.

7. В Московском университете Д.И. Фонвизин провел всего пару лет, после чего его отправили в Петербург как лучшего студента философского факультета. Звание лучшего не мешает молодому литератору вести достаточно разгульную жизнь. Любовь к плотной пище была у драматурга еще в детстве. Денис рос полным ребенком. В студенческие годы появилось увлечение выпивкой. Проблемы со здоровьем усугубились, Дмитрия Ивановича часто мучило несварение желудка. Но привычек писатель не менял.

8. К счастью, писатель мог себе позволить жизнь без ограничений. В Северной столице он продолжает заниматься литературой, переводит «Альзиру» — великолепную трагедию Вольтера. Денис Иванович обращает на себя внимание вице-президента Дворцовой канцелярии Елагина и попадает к нему на службу. Так Фонвизин появляется при дворе Императора и начинает получать солидное жалование.

9. Дальнейшая служба в коллегии иностранных дел позволяет сатирику несколько раз побывать за границей. Европейские страны не очаровали писателя. Однако по долгу службы он имел отношение к удивительному прозападномупроекту реформ. Согласно этому документу, верховная власть в стране должна была быть передана Сенату, а крепостничество отменено.

10. Полтора года Денис Иванович прожил во Франции. Там и зародились идеи для «Недоросля». Московские театры не рискнули ставить открыто-сатирическую пьесу. Премьера прошла в Петербурге. На сцену вышли самые известные по тем временам придворные актеры — Дмитриевский, Шумский, Правдин. После окончания представления, зрители забросали сцену кошельками с деньгами — это был показатель высокого успеха.

11. С комедией связан самый известный анекдот из жизни Фонвизина. Якобы после премьеры к нему подошел Григорий Потемкин и произнес: «Умри, Денис, лучше не напишешь!» Существует несколько вариаций фразы и несколько исторических личностей, которым она приписывается. Документального подтверждения легенде не существует.

12. Интересно, что название бытовой комедии которую декабристы прозвали «первой народной комедией», перекочевало на обложку первого в стране сатирического журнала. Через пять лет Денис Иванович попытался выпустить свое собственное сатирическое издание «Стародум», получившее имя самого разумного и рассудительного героя пьесы. Журнал был запрещен указом Екатерины II. Но литературу драматург не оставлял до самой смерти — незадолго до своего 48-летия.
источник

Для тех, кому нужен более академичный стиль изложения материала, извольте —

Русский литератор екатерининской эпохи, драматург, публицист, переводчик. Является создателем русской бытовой комедии. Комедия Фонвизина «Недоросль» входит в классику русской литературы.
Денис Иванович Фонвизин происходил из старинного дворянского рода ливонских рыцарей. Предки Фонвизина оказались в России еще при Иоанне IV, и совершенно обрусели. Первоначальное образование получил под руководством отца, который стал прототипом одного из героев «Недоросля» — Стародума. С 1755 Денис Фонвизин обучался в гимназии при Московском университете, а с 1760 числился студентом этого учебного заведения. В литературе дебютировал как переводчик: перевел с немецкого сборник популярного в Европе датского писателя Людвига Гольберга Басни нравоучительные и ряд других сочинений, в том числе и трагедию Вольтера.

В 1762 Фонвизин ушел из университета и поступил переводчиком в коллегию иностранных дел. Через год вместе с двором переехал в С.-Петербург и до 1769 служил под началом статс-советника дворцовой канцелярии И.П.Елагина. В это время Фонвизин вошел в т.н. «елагинский кружок», участники которого были заняты разработкой русской самобытной комедии. С этой целью переделывались, «склонялись» «на наши нравы» иностранные пьесы (т.е. менялись имена действующих лиц, бытовые реалии и т.п.). В этом духе Фонвизин и сочинил свою первую, стихотворную комедию Корион (1764), взяв за основу драму французского автора Жана-Батиста-Луи Грессе Сидней.

Первым вполне самобытным и новаторским произведением стала его комедия Бригадир (1768–1769). Это первая в русской литературе «комедия нравов», в отличие от господствовавшей ранее сатирической «комедии характеров». Постановка комедии в 1772 году вызвала бурную реакции публики, Фонвизина даже сравнивали с Мольером. Во время своей службы в дворцовой канцелярии Фонвизин продолжает свою деятельность и как переводчик, им переведен ряд политических и художественных сочинений. В 1777—1778 годах Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции.

В 1769 Фонвизин стал одним из секретарей канцлера графа Н.И.Панина, выступавшего за ограничение самодержавия в пользу Верховного Совета из дворян. Сделавшись вскоре доверенным лицом Панина, Фонвизин окунулся в атмосферу политических проектов и интриг. Смелые замыслы Н.И. Панина не осуществились, он попал в опалу и в 1782 г. был отправлен в отставку, вместе и ним вышел в отставку и Фонвизин. В 1782–1783 «по мыслям Панина» он сочинил Рассуждение о непременных государственных законах (т.н. Завещание Панина). Позднее это Завещание Панина, изобилующее выпадами против самодержавия, использовали в пропагандистских целях декабристы.

Славу и всеобщее признание Фонвизину доставила комедия Недоросль (1779–1781), поставленная в сентябре 1782. О необыкновенном успехе пьесы при ее первой постановке на придворной сцене на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драмматического словаря» (1787): «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». В 1783 княгиня Е.Р.Дашкова привлекла Фонвизина к участию в издававшемся ею журнале «Собеседник российского слова». В этом издании появился ряд его публицистических сочинений, содержащих критику режима Екатерины. Этими публикациями Фонвизин навлек на себя гнев императрицы и в дальнейшем испытывал значительные сложности с публикацией своих произведений. Некоторые из них выходили анонимно, а Полное собрание сочинений в 5-ти томах, подготовленное писателем в 1788 году, было запрещено к печати и в настоящее время рукопись его утрачена. В том же 1788 Фонвизин безуспешно добивался разрешения на издание авторского журнала «Друг честных людей, или Стародум».

В последние годы здоровье Фонвизина сильно ухудшилось: в 1784–1785 он выезжал с женой для лечения в Италию, а через два года в Вену. Вместе с тем ухудшается и материальное положение писателя. Литературную деятельность Фонвизин практически прекращает, если не считать автобиографического сочинения Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях, оставшегося незаконченным. Скончался Фонвизин в С.-Петербурге после вечера, проведенного в гостях у Г.Р.Державина, где, по отзывам присутствовавших, был весел и шутлив. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Интересные факты из жизни
Вплоть до середины XIX века фамилию Дениса Ивановича писали как Фон Визен (von Wiesen) – через пробел или дефис. Привычное нам написание установлено Тихонравовым, как придающее более русский характер фамилии писателя.

Друг Фонвизина и первый исполнитель роли Стародума актёр Иван Дмитревский, рассказывая о премьере «Недоросля» писал: «Говорят, что при первом представлении сей Комедии на Придворном Театре покойный Князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический, выходя из театра, подозвал к себе Сочинителя и с обыкновенным своим просторечием сказал ему шутя: „Умри теперь, Денис, или больше ничего уже не пиши; имя твое бессмертно будет по этой одной пиесе“». Фраза эта в многочисленных своих вариациях была повторена в сочинениях о Фонвизине и Потемкине и в конце концов стала крылатой. Хотя многие исследователи сомневаются в достоверности истории, рассказанной Дмитриевским. Во-первых, по некоторым данным Потемкин не мог быть на премьере Недоросля, так как находился в это время на Юге России. Во-вторых, к Фонвизину Потемкин относился не слишком благосклонно и столь восторженная реакция с его стороны маловероятна.

Библиография
Бригадир (1768–1769) комедия
Послание к слугам моим – Шумилову, Ваньке и Петрушке (1770) стихотворение
Недоросль (1779 – 1781) комедия
Рассуждение о непременных государственных законах (1782-1783) публицистика
Опыт российского сословника (1783) публицистика
Друг честных людей, или Стародум (1788) материалы к невышедшему журналу
Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях (1791)

Экранизации произведений, театральные постановки
Господа Скотинины (1927, СССР) реж. Григорий Рошаль, по мотивам комедии Недоросль
Недоросль (1987, СССР) реж. Виталий Иванов, Владимир Семаков
источник
Так кто у нас нынче «герой дня», дорогие соотечественники? Пугачева или Фонвизин?
Кто и зачем подменяет в нашей российской матрице великую русскую культуру и ее героев — второсортной и вторичной культуркой и ее деятелями?

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Видеорепортаж
loading videos
Loading Videos...

Популярное за неделю

Популярное за месяц

Партия нового типа
Центр сулашкина