Неприглядная история

Редакция "Народного Журналиста" Наука и техника 33

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Российский профессиональный союз моряков сообщил, что сегодня научно-исследовательское судно «Академик Николай Страхов» Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН пришло в Калининградский морской рыбный порт. На его борту в Россию прибыли научные сотрудники и часть экипажа судна «Академик Иоффе», арестованного в Дании 1 ноября.

Как началась эта неприглядная история рассказано подробно в статье  Надежды Поповой  :

Кто растащил научный флот России, и почему ведущие научно-исследовательские суда нашей страны превратились в круизные корабли?

Академики Абрам Иоффе и Сергей Вавилов в гробах, верно, переворачиваются, так нехороша история, в которую угодили научно-исследовательские суда (НИСы), носящие имена прославленных академиков.

НИС ледового класса «Академик Иоффе» был «повязан» несколько дней назад в порту датского города Скаген, куда неосмотрительно зашел на дозаправку. А там уже ждали! В итоге «под замком» оказались 38 российских моряков и 23 научных сотрудника.

Забегая вперед, отметим, что в этой темной истории не совсем прозрачную позицию занимают как Институт океанологии РАН им. Ширшова (кому принадлежат НИСы), так и Министерство науки и образования.

Но вся эта «возня» вокруг флагманов российской науки началась еще в то время, когда на «кухне» Минобра вовсю «кочегарил» незабвенный Михаил Котюков. Напомним, что одно время () г-н Котюков возглавлял ФАНО – Федеральное агентство научных организаций. И именно ФАНО, как хотело, так и распоряжалось научным флотом РФ: в итоге суда, оснащенные великолепным научным оборудованием, превратились в круизных «извозчиков». И попали в круг интересов дельцов от круизного туризма. Как же все это произошло?

 Почему судно «Академик Иоффе» арестовано? Какая судьба в ближайшее время ждет другое НИС — «Академик Вавилов»? И как теперь вызволять из плена российский научный корабль?

В деталях морской детективной истории разбирался корреспондент The Moscow Post в Калининградской области.

С золотым тельцом на мачте

Научно-исследовательский флот России растащили по кусочкам даже не вчера…

Сегодня от многих НИСов на память остались лишь красивые почтовые марки: научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин», «Академик Сергей Королев», Академик Игорь Курчатов, НИС «Отто Шмид» и др. Об этом подробно писали «Аргументы недели».

Где сегодня эти знаменитые корабли?

Без следа исчезло судно «Академик Петр Ширшов». На борту этого гиганта размещались 24 научные лаборатории. НИС «Академик Ширшов» был настоящим плавучим исследовательским институтом: на судне размещались 24 научные лаборатории. Для исследования космических лучей на судне установили азимутальный телескоп и нейтронный супермонитор.

«Академик Ширшов» побывал в 49 экспедиционных походах. И бесследно исчез!

На рейде военно-морской базы в Мумбае на цепи оказался НИС «Академик Борис Петров». Корабль принадлежал Институту геохимии и аналитической химии им. Вернадского РАН.

Это очень странная история. Судно тогда находилось в ремонте в Кейптауне. Ремонт оценили в 3 млн. долларов. Но очевидцы рассказывали, что корабль не ремонтировали. Деньги ушли через подставные фирмы. И корабль был тоже арестован.

Прискорбно, что руководство РАН не предпринимало особых попыток освободить «Академик Борис Петров».

И вот, новый арест, на этот раз арестован «Академик Иоффе».

Но кто виноват в том, что научно-исследовательские суда, гордость страны, теперь задерживают, как браконьерские суда?

Кто изначально пустил НИСы в коммерческие круизы?

«Академик Иоффе» на мели

Незавидные приключения научно-исследовательского судна «Академик Иоффе» начались тоже не вчера, а еще в августе 2018 года, когда «Академик Иоффе» работал по договору фрахта на канадскую круизную компанию One Ocean Expeditions и врезавшись в скалу, сел на мель в бухте Нунавут. НИС получил пробоину. Кораблем управлял российский экипаж, и канадская компания посчитала, что именно российский капитан виноват в ЧП.

Но директор Института океанологии им. Ширшова (именно институту принадлежит этот корабль) Алексей Соков еще тогда заявлял, что экипаж «Академика Иоффе» не виноват в том, что судно село на мель.

А расходы получились значительные, поскольку с места в аварии вывозили 102 пассажира: в спасательной операции участвовало еще одно НИС — «Академик Вавилов». Операция обошлась в 2,8 млн. долларов.

Напомним, что Институт океанологии имени П. П. Ширшова является подведомственным учреждением РАН. Директор института, академик Роберт Нигматулин еще несколько лет назад согласовал с РАН схему: несколько научных судов начали возить зарубежных туристов в Арктику и на Аляску. Сказано – сделано: маржу от заработка решили делить, а прикрытием схемы стало снижение финансирования научного флота.

Заметим, что 2013 г. и Институт океанологии, и другие институты РАН перешли под крыло Федерального агентства научных организаций (ФАНО).

И прибыльная схема перекочевала из РАН в ФАНО, которым руководил незабвенный Михаил Котюков. А в 2018 г. г-н Котюков возглавил Минобразования, схема переползла и в том направлении.

И как раз в 2018 г. «Академик Иоффе» попадает в аварию. И Институту океанологии РАН выставляют счёт.

Но руководство Института океанологии и Минобразования решаются на авантюру: суд игнорировать. И после аварии судно «Академик Иоффе» в 2019 г. ловят уже в водах Атлантического океана. Но прямо из порта «Академик Иоффе» опять сбегает в нейтральные воды.

Руководство Института океанографии и ФАНО принимают ещё одно «мудрое» решение: штраф не платить, туристическую прибыль поделить, а судно «Академик Иоффе» в «чужие» воды больше не пускать.

И все было бы шито-крыто, если бы 1 ноября 2021 г. судну не понадобилась дозаправка, которую было решено провести в Дании. Калининград (Кенигсберг) был ближе, но услуги там дороже. Жадность фраера сгубила: в датских водах у НИС «Академик Иоффе» отобрали документы.

Кто же тогда должен отвечать за последствия? Институт океанографии помалкивает. Держит паузу и РАН.

Таким образом, пока в международном скандале разбираются МИД и Министерство образования и науки во главе с министром Валерием Фальковым.

Что хотят канадцы?

One Ocean Expeditions — канадская компания, которая занималась морским полярным туризмом в отдалённые арктические и антарктические зоны.

Компания выполняла почти 70 круизов в год. Насчет количества кораблей есть тонкий момент — в судебных документах говорится: «had chartered total of 3 vehicles». И на сайте упомянуты две дюжины кораблей, к примеру, круизный ледокол «Капитан Хлебников.

Но складывается впечатление, что большая часть этих кораблей была временно зафрахтована у третьих сторон. Короче, канадцы использовали их на короткий срок.

Так были зафрахтованы «Академик Иоффе», «Академик Сергей Вавилов» и третье судно, «Ганзеатик» под португальским флагом, позже переименованное в RCGS Resolute.

Оба корабля, как уже было замечено, принадлежат Институту океанологии.

Фрахтовались они через третью сторону, кипрскую Terragelida Ship Management, иностранную «дочку» института РАН.

Владелец One Ocean Эндрю Проссин признался журналистам: «У нас было 13 хороших лет и один плохой год».

История началась в 2008 г., когда Проссин решил создать компанию, занимающуюся арктическим туризмом. Для этого он зафрахтовал два российских судна: «Академик Иоффе» и «Академик Вавилов».

Дела у компании шли хорошо.

В начале 2018 г. компания отпраздновала десятилетие, но в августе 2018 года «Академик Иоффе» сел на мель. Как выяснилось, капитан по неосторожности шел на скорости 7 узлов, ориентируясь на недостоверную карту. И тут начались большие проблемы. «Академик Иоффе» на несколько месяцев отправился в ремонт.

Этот ремонт обошелся 5 млн. долларов, после чего корабль продолжил свою туристическую деятельность.

В январе 2019 г. он уже был на Фолклендских островах.

Но 11 марта 2019 г. One Ocean подала иск в Адмиралтейский суд Лондона к кипрской Terragelida Ship Management Limited, на предмет возмещения убытков.

Через неделю, после окончания сезона антарктических круизов, оба корабля сделали внезапную остановку в Лиссабоне. И посреди ночи выбросили всё оборудование One Ocean на пирс.

One Ocean оценил этот «фокус» в 1,5 млн. долларов. Канадцы назвали произошедшее «диким западом».

Потом One Ocean получили письмо от Института океанографии о том, что российские власти приказали отозвать корабли домой, а также о том, что институт РАН не имеет ничего общего с …кипрской Terragelida.

В общем, канадцев, мягко говоря, просто бросили.

Канадцы обратились в федеральный суд Канады, обвиняя кипрскую компанию в сговоре с Институтом океанографии, а внезапный «отзыв» кораблей связали с угрозой их ареста в Канаде до того момента, как канадский суд может вынести свой вердикт в связи с инцидентом в августе 2018 года.

В 2020 г. канадская компания подала иск о защите от банкротства. Ее представители считают, что к упадку их привел внезапный отзыв кораблей российской стороной.

Когда отпустят?

Датские власти изъяли судовые документы и передали представителям российского посольства копии судебных решений.

Арест судна осуществлен в качестве обеспечительной меры по иску третьей стороны, связанному с предыдущей деятельностью НИС» Академик Иоффе», иск, связанный с коммерческой деятельностью судна, подала канадская компания One Ocean Expeditions Ltd.

Канадская круизная компания One Ocean Expeditions организовывала туристические полярные экспедиции в Арктику и Антарктиду на одном португальском и двух российских кораблях. Эти суда –еще раз напомним — находились в собственности Института океанологии РАН и были переданы по договору фрахтования кипрской компании-посреднику Terragelida Ship Management (TSM). Та заключила договор с One Ocean о передаче судов для чартерных рейсов.

Судно «Академик Иоффе» отправили в ремонт, отменив 9 запланированных и распроданных рейсов в Арктику и Антарктиду.

One Ocean пришлось перенаправить часть туристов на маршруты судна «Академик Вавилов» и португальского RCGS Resolute, а также вернуть деньги за путевки.

Однако в марте 2019 г. One Ocean подала иск в Лондонский адмиралтейский суд на компанию-посредник Terragelida, которая заключила контракт с канадским туроператором якобы от имени РАН. Иск содержал требование возместить убытки.

В том же году в Федеральный суд Канады было подано ходатайство об аресте судна «Академик Иоффе», судна «Академик Вавилов» и еще 7 судов, принадлежащих Институту океанологии.

После окончания сезона два российских судна отправились в порт приписки — Калининград.

И когда в 2020 году разбирался иск о банкротстве One Ocean, которая к тому времени потеряла и третий свой корабль, накопив множество долгов, интересы компании представляла PricewaterhouseCoopers (PwC).

Из судебных документов, размещенных на сайте, следует, что Terragelida, которая там значится как дочка Института океанологии, причинила One Ocean ущерб на $19 млн, из которых $12,5 млн. — вследствие внезапного отзыва судов и отмены рейсов. Еще $6,5 млн — это сумма, в которую компании обошлись возвраты средств за туры «Академика Иоффе» после ЧП в бухте (и которую One Ocean просит взыскать с TSM).

Алексей Соков,  директор Института океанологии РАН

По мнению One Ocean, Институт океанологии РАН вступил в сговор с компанией Terragelida, чтобы избежать ареста судна» Академик Иоффе». Якобы именно с этим был связан внезапный отзыв двух российских кораблей.

Интересы банкротящейся компании в суде представляет Pricewaterhouse Coopers (PwC).

Напомним, что фрахтом российских судов занималась кипрская компания Terragelida Ship Management, в документах PwC она указана как дочерняя структура Института океанологии. При этом на сайте кипрской компании Центр экспедиционных исследований Института океанологии значится как один из ее партнеров.

В институте подтверждали, что имеют контракт на фрахт судов с Terragelida. Суда были зафрахтованы по тайм-чартеру (в аренду с экипажем на определенный срок).

Министр Валерий Фальков

В октябре 2020 г. суд Британской Колумбии, в юрисдикции которой находится One Ocean Expeditions, разрешил компании провести реструктуризацию, чтобы попытаться избежать банкротства. Компания предложила участникам, чьи круизы отменились, использовать потраченные ими деньги в счет оплаты будущих круизов. Судья решила, что такой выход является справедливым Об этом писал РБК.

Известно, что в настоящий момент запасов еды, воды и топлива на судне «Академик Иоффе» хватит на 60 дней.

Изначально рассматривался вопрос о возможной эвакуации части экипажа. Но пока еще 23 ученых и 38 моряков находятся на борту НИС.

Научный руководитель Института океанологии Роберт Нигматулин пояснил, что решение о сдаче судна в аренду для туристических круизов было принято из-за высоких трат на его эксплуатацию.

При этом, по мнению академика Нигматулина, лучше было бы использовать судно «Академик Иоффе» исключительно в научных целях.

Поздно спохватились? Получается, профукали, все, что можно? Научных изысканий нет, служения науке тоже нет, зато есть игры в прятки и догонялки, чем в последнее время и занимаются прославленные НИСы…

 

 

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора